На рубеже XIX-XX веков китайская диаспора в Хабаровске составляла до половины населения города. И жили мигранты из Поднебесной в самом центре краевой столицы. От самого шумного квартала остались лишь единичные артефакты. Но и они способны заинтересовать туристов. В разгар празднования Нового года по лунному календарю команда «Дальневосточного обозрения» отправилась на экскурсию по теням китайской слободки.
Китайский квартал в Хабаровске: где находился и чем запомнился?
Подогреть интерес к истории и культуре региона в Хабаровском крае пытаются постоянно. В Комсомольске-на-Амуре музей изобразительного искусства по гранту Фонда президентских инициатив занимается восстановлением плакатов периода Первой мировой войны, а Хабаровск бьет рекорды по активности участников «Пушкинской карты» — программы, по которой молодые люди могут бесплатно или со скидкой посещать музеи, театры и библиотеки, узнавая больше о малой родине. Пробудить интерес к краеведению помогают и экскурсоводы, пробуя все новые и новые форматы. Некоторые важные исторические объекты не пережили испытание временем, но это не повод о них забывать!
Погружение в дореволюционный Хабаровск: что показывают на экскурсии по доходному дому Плюсниных
Хабаровск основан на трех холмах: Военной горе (нынешняя улица Серышева), Средней горе (Муравьева-Амурского) и Артиллерийской горе (район площади Славы). Последняя в начале ХХ века получила еще одно неформальное название — Тифонтайский утес. Здесь и располагался китайский квартал.
Экскурсию «Тени китайской слободки» (12+) мы начали неподалеку от Дома радио. С одной стороны от него расположена площадь Славы, с другой — Спасо-Преображенский собор. Вид на Амур открыточный и место, безусловно, популярное. Но на его китайское прошлое, похоже, и намеков не осталось. А ведь в сотне-другой метров от современных достопримечательностей не так уж давно находилось старейшее культовое здание, построенное, судя по всему, еще до основания Хабаровска.
— По свидетельствам известного русского путешественника Михаила Венюкова, в 1859 году на берегу Амура уже стояла старая китайская кумирня (храм — прим. ред.). То есть, здание было построено задолго до основания Хабаровска. Купец Николай Иванович Тифонтай в 1887 году ее перестроил, а известный французский фотограф Эмиль Нино запечатлел на своих снимках. Это было достаточно высокое строение, которое называли «храмом трех Будд». Когда специалисты перевели иероглифы, написанные над входом в кумирню, обнаружили, что здесь поклонялись в том числе китайскому божеству Гуань-ди — персонажу, которого считали покровителем торговцев, бедняков и целителей. Особенно его почитали в северных провинциях Китая. На фотографиях интерьера мы можем найти как Будду, так и, вероятно, Гуань-ди, — стоя неподалеку от предполагаемого места утраченного в 1950-х исторического объекта, рассказывает гид-экскурсовод Иван Стремский.
Промышленные объекты, построенные на когда-то намоленном месте, вызывают некоторую меланхолию. Достопримечательности больше нет. «Впрочем, насытить любопытство и узнать о ней больше все же можно», — подбадривает нас экскурсовод и советует заглянуть в Гродековский музей, где хранятся и снимки, и сохранившиеся артефакты ушедшей эпохи.
К тому же, совсем рядом с кумирней в начале ХХ века уже стоял промышленный объект — старейший в городе рефрижератор. Здание-холодильник, напоминающее, скорее, православный монастырь, чем помещение для заморозки рыбы, построил немецкий купец. И оно, как раз, сохранилось. В 1922 году его национализировали и превратили в колбасную фабрику, а затем — в коптильный цех. Рыбу здесь перерабатывали до развала Союза, а сейчас здание с более чем вековой историей используется как склад.
Работали в здании-холодильнике преимущественно китайцы. В Хабаровск мигранты из Поднебесной начали активно приезжать после заключения Айгунского договора, по которому земля была закреплена за Россией. Приезжали на заработки: вклалывали на стройках, торговали ширпотребом, а жили преимущественно в фанзах — круглых лепных китайских домиках, растянувшихся от Амура до перекрестка нынешних улиц Ленина и Калинина.
Жизнь в этническом квартале выбирали, в основном, люди небогатые. Но это вовсе не значит, что быт их был лишен красок и радостей. Наоборот, китайская слободка была, пожалуй, самым шумным районом Хабаровска. Сколотившие капитал люди посещали здесь опиумные курильни, бордели и игорные дома, а народ победнее собирался вечерами на театральные представления. Вечерами улицы буквально бурлили: по ним расхаживали шпагоглотатели, фокусники и акробаты. Даже на излете существования этнического квартала, в 1936 году, хабаровский художник Алексей Шишкин сделал набросок локации, которая выглядит весьма живописно.
А незадолго до департации китайцев, в 1930-м году, в справочнике «Весь Советский Союз» прогулка по китайской слободке и вовсе была одним из двух рекомендованных маршрутов по Хабаровску. Здесь советовали поужинать в этническом ресторанчике, сходить на представление национального театра и заглянуть в кумирню. И пусть сейчас от былого буйства красок остались лишь тени, узнать о них субботним днем захотела пара десятков горожан. Перспективным такой формат считает и автор маршрута.
— Я и раньше проводил экскурсии, в которых рассказывать о некоторых объектах приходилось, опираясь лишь на фото и легенды. Но, чтобы весь маршрут был построен исключительно на реконструкции — для меня первый опыт. Были сомнения: вызовет ли интерес такая экскурсия, удастся ли провести все так, как задумано, ведь участникам придется верить на слово, находясь в абсолютно другой обстановке, — признается Иван Стремский. — В будущем планирую сделать эту экскурсию более интерактивной, брать с собой артефакты, которые наверняка находились в этом месте, чтобы передать атмосферу. Например, куклу божества Гуань-ди, один из кирпичей с изображением китайского льва, найденный мной. А мест в нашем городе, по которым можно было бы проводить подобные «теневые» экскурсии, конечно, немало. Например, помимо китайской слободки в городе была и корейская. И она тоже была очень интересным объектом городской среды. Возможно, в будущем стоит даже провести автобусную экскурсию, акцент которой будет сделан именно на утраченных достопримечательностях. В этом плане Хабаровск, безусловно, очень перспективен!
Ольга Цыкарева
Фото автора