Хабаровский край – опорная точка в процессе «разворота на Восток». К такому выводу пришли эксперты, проанализировав рабочую поездку на Дальний Восток председателя правительства РФ Михаила Мишустина, которая, безусловно стала центральным событием в жизни регионов Дальневосточного федерального округа последних недель. Совместная плотная работа и личное посещение целого ряда объектов российского премьера и врио губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина на многими региональным проблемами стала прочной основой для принятия конкретных решений, объем которых, по оценке экспертов, практически беспрецедентен для Хабаровского края. Причем, отмечают аналитики, затронуты все сферы – от социальной до экономической. Подробнее — в публикации «Дальневосточное обозрение».
Хабаровский аэропорт стал для Михаила Мишустина не только пунктом прибытия в Хабаровский край, но и одним из важных объектов, с которыми премьер ознакомился в ходе рабочего визита.
Особый интерес у высокого гостя вызвало строительство терминала международных авиалиний: он войдет в единый аэровокзальный комплекс и будет интегрирован с терминалом внутренних авиалиний. Таким образом, аэропорт «Хабаровск» будет являться крупнейшим аэровокзальным комплексом на Дальнем Востоке. Кроме того, как сообщил премьеру Дмитрий Демешин, международный аэропорт «Хабаровск» — единственный на Дальнем Востоке, эксплуатирующий две взлетно-посадочные полосы. По итогам 2023 года он принял 2,3 млн пассажиров
— Конечно, Хабаровск – это хаб всего Дальнего Востока. У вас турпоток вырос на 59 процентов, пассажиропоток 2,3 миллиона – это уже серьезно. Что здорово – что средства и инвесторов здесь, и средства федеральные, и 800 млн добавили на создание пункта пропуска. Это тоже очень важно. Спасибо всем, кто принимал в этом участие, инвесторам. И я надеюсь, что все будет в срок. Ждем открытия в марте 2025 года, — подчеркнул Михаил Мишустин.
К слову, площадь объекта составит 20 тысяч квадратных метров, пропускная способность — один млн пассажиров в год. Проект реализуется при поддержке «ВЭБ.РФ» и Минтранса России, объем инвестиций составляет 6,1 млрд рублей. Сейчас завершается монтаж технологического оборудования, эскалаторов, трапов, лифтов, ведется внутренняя отделка и наружное благоустройство. Строительная готовность превышает 85%.
Как отметил политолог, профессор ВШЭ Марат Баширов, уровень объектов внешней транспортной инфраструктуры Хабаровского края оказывает решающее значение для налаживания транспортных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, с соседним Китаем. По убеждению политолога, новые политические и экономические реалии диктуют необходимость создавать в дальневосточных регионах новые пограничные переходы, развивать авиаперелеты, обеспечить перевозку контейнеров и многое другое.
— Важна многовариантность поставок и контактов с КНР и странами АТР. Например, Владивосток расположен на берегу моря, Хабаровск — на реке, а Магадан, куда изначально прилетел премьер, — на северной точке Северного морского пути. Чтобы бизнесу было удобно и выгодно торговать, сотрудничать в производстве или переваливать грузы, нужны разные точки, — пояснил Марат Баширов.
При этом, уверен эксперт, не стоит вкладывать государственные деньги, если бизнес не сможет вернуть их через налоги. Инвестиции должны приносить экономический и геополитический эффект, и важно понимать, сколько рублей вернется в казну от каждой инвестиции.
— Важно разрабатывать модель, при которой каждый город ДФО будет иметь оптимальную пропускную способность. В этом заключается мультипликативный эффект, приносящий пользу всей стране. Просто сказать, что мы поворачиваемся на восток, недостаточно. Необходимо создать опорные точки. Премьер-министр — это главный менеджер и организатор этих процессов. И задача его поездки на Дальний Восток состояла именно в этом, — завершил свою мысль эксперт.
Усилением логистики в направлении Азии в условиях антироссийских санкций и сокращения поставок в европейски страны объясняет рабочий визит российского премьера на Дальний Восток и доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максим Кривелевич. Как считает ученый, существующие логистические мощности не справляются с возросшим товарооборотом, не хватает инвестиций. Для того чтобы Дальний Восток смог выполнять возложенные на него задачи, необходимо их дорабатывать, развивая инфраструктуру.
— В ближайшее время крупные города Дальнего Востока будут привлекать внимание инвесторов, так как остро необходимы новые проекты для удовлетворения потребностей растущего азиатского рынка. Процесс, конечно же, не быстрый, поэтому посещение ДФО руководством страны и участие в региональных проектах — предсказуемое явление, — прогнозирует доцент Кривелевич.
Также Максим Кривелевич отметил важную роль Хабаровского речного порта в азиатском перенаправлении и увеличении объемов грузоперевозок как в региональном аспекте, так и в макрорегиональном. По мнению экономиста, развитие речных перевозок также важно, как и развитие дорожных и железнодорожных сетей.
— В контексте морских портов, играющих ключевую роль в международной торговле, речные перевозки — дополнительный элемент. Морской порт невозможен без развитой железнодорожной инфраструктуры, которая обеспечивает транспортировку грузов, а речные гавани могут служить вспомогательными путями доставки грузов к морским портам. Все эти элементы являются частью единой системы, и их взаимодействие играет ключевую роль в развитии логистики дальневосточного региона, — добавил эксперт.
Суждение доцента Кривелевича примером подкрепил председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов, разъяснив значение строительства крупного причала в Хабаровске для перевозки угля из Якутии, попутно дав рекомендации на будущее.
— Скоро начнется перевозка угля из Якутии. Если мы сами не будем его перевозить, надежды на помощь из-за рубежа нет. Однако речной флот в Хабаровске не на том уровне, что в советское время. Нужно оживить внутрирегиональные перевозки и заняться очисткой рек. В советское время речным транспортом перевозили не только грузы, но и людей, туризм был развитым, — подчеркнул депутат Госдумы, одновременно заметив, что Хабаровский край граничит с Китаем и имеет большие логистические возможности.
— На территории субъекта есть пропускной пункт. Правительство России и Михаил Мишустин делают упор на эти объекты, пытаются минимизировать бюрократические процедуры, создать совместные таможенные пункты, — акцентировал внимание Николай Харитонов.
Дальневосточные регионы, в частности, Хабаровский край, постоянно находятся в фокусе внимания правительственных структур России. Однако, эффективность направленных усилий и мер поддержки во многом зависят от вовлеченности и инициативности региональных властей в их работе как с местным населением и бизнес-сообществом, так и с федеральным центром.
Одним из таких примеров во время визита председателя правительства РФ на Дальний Восток стали мастер-планы развития Хабаровской городской агломерации и Комсомольска-на-Амуре. Примечательно, что презентацию для премьера врио губернатора края Дмитрий Демешин и глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков провели в прямо на площадке Хабаровского аэропорта. В ходе презентации Дмитрий Демешин отметил, что мастер-план — яркий пример реализации всех форматов инфраструктурного меню, подчеркнув, что улучшение условий жизни граждан – безусловный приоритет в его работе.
— Наша задача – чтобы даже в самых удаленных районах жизнь была комфортной. В Хабаровском крае не должно быть окраин! – заявил губернатор.
Глава региона рассказал о проектах, которые уже реализуются в регионе при помощи различных механизмов поддержки. Пример – проект объединённой набережной в Хабаровске. Уже реконструировано 2,3 километров, в этом году будет введен гидрозащитный объект протяжённостью 5,6 километров. Эти участки необходимо объединить.
Среди важнейших пунктов мастер-плана — совместное с КНР освоение острова Большой Уссурийский. Глава региона отметил важность соблюдения сроков строительства погранперехода, которые определил президент России.
Международный масштабный проект, который в настоящее время реализуется на острове Большой Уссурийский, считает эксперт-экономист, кандидат экономических наук Владимир Норин, послужит значимым импульсом социально-экономического развития сразу нескольким дальневосточным регионам.
— Нынешний разворот на Юго-Восточную Азию, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона – это глобальный процесс, и в экономическом, и в политическом аспекте. Идет увеличение пропускной способности БАМа, открываются новые воздушные ворота, активно развивается туризм. А значит, должна быть комфортная инфраструктура. В качестве примера назову аэропорт Сеула, который уже который год признается лучшим в мире. Это, в принципе, самодостаточная агломерация, которая сама себя обеспечивает. И вот подобным центром притяжения и должен стать Большой Уссурийский остров. Это, естественно, будет когда-то сделано, сомневаться не приходится. И развитие этого таможенного, транспортного, грузопассажирского перехода даст толчок развитию, мощному развитию, очередному развитию. Он может послужить катализатором дальнейшего развития Хабаровска как логистического центра всего Дальнего Востока в дальнейшем. Это неизбежно, потому что географически Хабаровск расположен так, что через него идут все транспортные артерии, — выразил уверенность эксперт. – И еще я считаю, что нам необходимо развивать в регионе самолетостроительную отрасль, строить свои самолёты. Без них все наши аэропорты будут просто зданиями, сооружениями, которые не будут в полной мере загружены, а это значит, окупаемость вложенных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры в авиационной отрасли будет убыточной, этого не должно произойти.
В своем анализе итогов рабочей поездки Владимир Григорьевич определил характер объезда важных объектов транспортной инфраструктуры Михаилом Мишустиным как инспектирующий.
— Премьер-министру важно было проконтролировать всё самому, указать на те моменты, которые необходимо быстро при необходимости снивелировать и на которые, возможно, выделить дополнительное финансирование. Это очень важная функция управления. Премьер — человек очень грамотный в этом плане, он знает, куда деньги вкладывать, — отметил собеседник. — Если мы вспомним о том, что сказал Владимир Путин на встрече с председателем Счётной палаты РФ («Звоните в любое время» — прим. ред.), то поймем, что происходит ужесточение контроля над расходованием выделяемых федеральных финансов — субсидий, субвенций и так далее. Это очень важно. От правильного контроля во многом зависит эффективность управления.
Как отмечают эксперты, Дмитрий Демешин в стратегии развития региона Дмитрий Демешин следует своему плану по укреплению экономической составляющей Хабаровского края. «Решать социальные проблемы, опираясь на сильную экономику» – такую задачу ставит перед правительственными структурами и бизнес-сообществом Хабаровского края врио губернатора.
Одним из показательных фактов плотной работы с региональным бизнесом – это инициированная главой Хабаровского края Хартия технологического суверенитета и импортозамещения. Хартия была создана и подписана на одном из расширенных заседаний краевого правительства в конце июня нынешнего года. Основной принцип Хартии – приоритет в развитии отечественного промышленного производства. Хартия станет главным документом, который объединит крупные промышленные предприятия с малым и средним бизнесом, поможет решить в отрасли кадровые вопросы, запустит местное технологическое перевооружение взамен разрушенных западом импортных связей.
— Это не просто рамочный документ, а документ практической реализации, — неоднократно подчеркивал Дмитрий Демешин.
К настоящему времени к Хартии промышленного технологического суверенитета и импортозамещения уже присоединилось около 100 предприятий и организаций Хабаровского края, в числе которых крупные игроки экономической отрасли региона. Для повышения кадрового потенциала предприятий региона Хартию подписали и с образовательными учреждениями.
— Это очень важно. Реализация этих проектов привлечёт новые инвестиции, обеспечит создание новых рабочих мест. Это всё серьёзные заделы для будущего экономического роста Хабаровского края, — подчеркнул глава Правительства РФ Михаил Мишустин во время своего рабочего визита в Хабаровский край.
Советник научного руководителя Института экономических исследований ДВРАН, кандидат экономических наук, председатель общественного совета при министерстве экономического развития Хабаровского края Олег Рензин считает, что рабочий визит российского премьер-министра в дальневосточные регионы хоть и был по своей сути традиционным, но всё же назвать эту поездку формальной невозможно ни при каких условия. Работу Михаила Мишустина в Хабаровском крае в тесном тандеме с Дмитрием Демешиным, можно трактовать как тесное переплетение «восточной стратегии» и укрепление экономической сферы всего дальневосточного макрорегиона.
— Хабаровский край — это основной игрок на уровне предприятий добывающей, перерабатывающей промышленности и военно-промышленного комплекса, что в современной стратегии развития России в целом и конкретно Дальнего Востока имеет огромное значение, — пояснил ученый. – Наш регион в самом деле заслуживает внимания, это безусловно. И то, что это внимание носит не формальный, а содержательный характер, это очевидно.
В публикации использованы материалы сайтa ura.ru
Фото khabkrai.ru