Затянувшиеся разговоры о строительстве пункта пропуска между Россией и Китаем на острове Большой Уссурийский имеют вполне вероятные шансы превратиться в реальную работу уже совсем скоро. В начале июля врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин инициировал закрытое совещание, на которое были приглашены глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, а также представители КРДВ и регионального бизнеса. На повестке: сдвиг сроков сдачи объекта влево в рамках синхронизации с китайской стороной, предварительный подсчет объемов государственной финансовой поддержки и разработка мастер-плана развития острова на ближайшие несколько лет. Чем завершилась встреча, «Дальневосточному обозрению» рассказал один из ее участников, председатель совета директоров «Аврора Групп» Дмитрий Ноженко. Ключевые тезисы обсудили с бизнес-сообществом Хабаровского края: каким им видится развитие острова, каких действий ждут от федеральных властей и в чем их взгляды пока расходятся.
Большой Уссурийский: что известно
Развитие острова Большой Уссурийский, в частности строительство на его территории нового пункта пропуска имеет долгую историю. В свое время решением этого вопроса занимались разные губернаторы. Делегации из Китая, с которым Россия делит остров, неоднократно приезжали на переговоры с руководством, чтобы сформировать общее понимание о международном проекте. На одной из таких встреч, в 2023 году, стороны пришли к принципиальной договоренности внести изменения в классификацию пункта пропуска и сделать его грузопассажирским. Пожалуй, именно с этого момента зародилась концепция Большого Уссурийского, как сухого порта и ключевого логистического хаба Дальнего Востока.
Тогда же президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с органами исполнительной власти в регионах рассмотреть возможности строительства в 2025-2026 годах автомобильного пункта пропуска через островной погранпереход. В апреле уже этого года Россия и Китай наконец-то согласовали строительство пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Спустя месяц министр выступил с новым заявлением: российская сторона готова инвестировать не менее 80 млрд рублей в развитие инфраструктуры на межгосударственной границе на Большом Уссурийском.
16 мая 2024 года российская и китайская делегации во главе с Владимиром Путиным и Си Цзиньпином соответственно подписали концепцию развития Большого Уссурийского. Документ предполагает строительство пограничного перехода и транспортно-логистического центра. Общий объем инвестиций с российской стороны составит не менее 80 млрд рублей. По словам Алексея Чекункова, к 2030 году грузооборот через остров достигнет 1,3 млн тонн и пассажиропоток — почти 1,5 млн человек.
Основными направлениями российско-китайского сотрудничества должны стать: создание международного транспортного коридора, включающего автомобильный пункт пропуска, подъездные автодороги и транспортно-логистические объекты. В планах также выделить отдельные зоны для выращивания уникальных сельскохозяйственных культур и размещения туристических комплексов. Одно из наиболее перспективных направлений Большого Уссурийского в концепции «один остров – две страны» — центр международных отношений, представляющий собой площадку для крупных форумов и выставок с участием КНР и других азиатских партнеров с сопутствующей рекреационной инфраструктурой.
За закрытыми дверьми
Напомним, на прошлой неделе регион с рабочим визитом посещал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. В присутствии председателя правительства был в том числе упомянут проект развития острова Большой Уссурийский. Обращаясь к Михаилу Мишустину, врио губернатора заявил, что краевые власти рассчитывают приступить к началу строительства погранперехода уже в этом году, однако без поддержки федерального центра уложиться в установленные президентом сроки будет практически нереально. На это премьер-министр ответил, что деньги на расширение островной транспортно-логистической инфраструктуры уже выделены, но конкретные цифры он разглашать не стал.
По следам визита Мишустина на днях в Хабаровске состоялось совещание с участием Алексея Чекункова, КРДВ, крупного бизнеса и структурных подразделений краевого правительства под председательством Дмитрия Демешина. Развитие транспортно-логистической и туристической сети на территории Большого Уссурийского врио губернатора определил, как одно из приоритетных стратегических направлений деятельности краевого правительства. От того, в какие сроки двум странам-партнерам удастся воплотить в жизнь заключенные на бумаге договоренности, зависит продовольственная и промышленная безопасность не только Дальнего Востока, но и других российских регионов. Не в последнюю очередь решается вопрос имиджа России в глазах первых лиц КНР, как надежного иностранного компаньона.
— У Хабаровского края очень выгодная позиция среди транспортно-логистических потоков из Дальнего Востока в центральную Россию. Сюда идет уголь, а мы в свою очередь можем вывозить грузы из Китая. Учитывая, что границы с Западом сегодня в большинстве своем закрыты — это огромная товарная база. С точки зрения геополитики этот проект также обладает многообещающими перспективами: наш край может выступить в качестве амбассадора других регионов в рамках налаживания контактов с китайским бизнесом. При должных амбициях можно продвинуть наверх вопрос размещения на Большом Уссурийском штаб-квартир БРИКС, ШОС и других представительств, — считает Дмитрий Ноженко.
Целью организованного губернатором совещания стало рассмотрение дорожной карты будущего проекта, приведение сроков начала и завершения строительства пункта пропуска в соответствие с поручением президента и синхронизация с китайской стороной.
По подсчетам федерального Минтранса, проектирование пункта пропуска на Большом Уссурийском завершится к 2026 году, строительство – к 2029-му. Работы будут осуществляться за счет средств федерального бюджета. Предварительно стоимость составит 10,8 млрд рублей, зявлял замглавы Минвостокразвития Анатолий Бобраков.
Как сообщил Дмитрий Ноженко, принимавший участие в совещании, врио губернатора края настоятельно порекомендовал своему аппарату предусмотреть возможность сдвинуть влево сроки как проектирования, так и строительства пункта пропуска. Таким образом предполагается ускорить запуск социально-экономических процессов и стимулировать естественный рост капитала за счет создания рабочих мест и привлечения инвесторов.
По словам Ноженко, Алексей Чекунков, как и другие причастные к проекту, волю и справедливое требование главы региона поддержали.
— Сейчас Дмитрий Демешин прежде всего видит развитие острова с точки зрения расширения производственных и экспортных возможностей Хабаровского края. В Китае есть спрос на нашу продукцию, и если мы будем производить конкурентоспособный товар в таких объемах, чтобы можно было говорить о регулярной отгрузке за границу, экспорт может стать одной из ключевых составляющих региональной экономики, — отмечает Дмитрий Ноженко.
В ходе обсуждений было озвучено, что в качестве источников финансирования на первых этапах реализации проекта в равных долях выступят бюджет Хабаровского края и средства Фонда развития дальнего Востока через механизм единой субсидии. Начать привлекать частный капитал планируют уже после открытия пункта пропуска для финансирования создания инфраструктуры, предназначенной для логистической обработки грузов.
Что думает бизнес
Добывающая промышленность
Большие надежды на скорое начало строительства нового пункта пропуска возлагают представители регионального бизнес-сообщества. Для них прямой выход в Китай – это прежде всего новые рынки сбыта, потенциальные потребители услуг (если речь идет о туристических объектах) и конечно же, возможность оперативного обновления высокотехнологичного оборудования за относительно небольшие деньги.
Влияние открытия нового пункта пропуска на Большом Уссурийском в беседе с корреспондентом «ДВ обозрения» обсудил Александр Тимофеев, член хабаровского реготделения «Опоры России». Александр Николаевич – генеральный директор ООО «Норд-Ист Групп», компании, занимающейся добычей и агломерацией торфа. В числе основных потребителей торфа в восточном полушарии традиционно находится Китай, к тому же 49% акций «Норд-Ист Групп» принадлежат гражданину КНР, так что наш собеседник достаточно глубоко погружен в тему, к тому же он лично принимает активное участие в реализации проекта.
КНР – аграрная страна с интенсивным земледелием, при котором почва довольно быстро деградирует. Один из наиболее распространенных способов возобновления запасов углерода в земле – применение торфа. Он улучшает структуру земли, повышает кислотность и обеспечивает усвоение необходимых растениям питательных веществ.
— В силу того, что в Китае потребители в сельском хозяйстве, как правило, мелкие, потому что на каждого приходится относительно небольшой участок земли, то и денег у них не так много. Очевидно, что развитие сети пунктов пропуска позволит нам существенно снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек на доставку, — комментирует Александр Тимофеев.
Предприниматель приводит пример. Допустим, сейчас отправка в условный Жаохэ одной груженой машины обойдется примерно в 80 тысяч рублей. Открытие одного дополнительного погранперехода позволит снизить этот показатель почти в два раза, до 45 тысяч рублей. В более привычных цифрах, стоимость доставки в Китай одной тонны торфа сократится на 1400 рублей – удешевление более чем ощутимое.
С появлением нового пункта пропуска помимо транспортных расходов значительно уменьшается плечо доставки и открывается доступ к новым рынкам. Сейчас, например, чтобы попасть в Фуюань, машинам приходится делать крюк через тот же Жаохэ, а это пара сотен лишних километров. Этот же принцип применим и к китайским поставщикам оборудования, которое используется на торфяных месторождениях. Фурам из северного Тунцзяна ближе ехать до Хабаровска через Фуюань, однако сегодня границу приходится переходить через пункт пропуска в Нижнеленинском, что находится в противоположном направлении.
Логистика
Управляющий группы компаний дистрибьюции и логистики «AP Trade» Юрий Владимиров акцентирует внимание на том, что пункт-пропуска на Большом Уссурийском заявлен, как грузопассажирский, однако на сегодняшний день не все обстоятельства укладываются в представленную концепцию.
— Во-первых, мост через реку Уссури – не грузовой, а значит не способен выдерживать перемещение по нему тяжелых фур. Во-вторых, если мы говорим о развитии в первую очередь автомобильного перехода, то для него нужна соответствующая логистическая инфраструктура, в том числе перегрузочные площадки для сортировки грузов. Однако перед этим еще предстоит рассмотреть вопрос строительства дополнительных железнодорожных мощностей. Построить ветку прямую через Амур с точки зрения затрат экономичнее, чем строительство автодороги и погрузочной площадки, потому что любая контейнерная перевозка в итоге становится на железную дорогу, — считает Юрий Владимиров.
В апреле 2024 года ОАО «РЖД» и ГК «Бамтоннельстрой-Мост» подписали соглашение генподряда на строительство железнодорожного моста через реку Амур в Комсомольске-на-Амуре, сооружение должно стать самым крупным на Байкало-Амурской магистрали.
Говоря о туристическом потенциале Большого Уссурийского, глава «AP Trade», обращается к примеру Владивостока. По его словам, приморская столица в свое время грамотно подошла к созданию имиджа, привлекательного для иностранных, прежде всего китайских, гостей. Хабаровский край по красоте своей природы ничуть не уступает соседям, уточняет Владимиров, и все же коммерческий туризм в регионе находится на стадии зарождения, и ряд компаний, которые были бы способны справляться с прогнозируемыми турпотоками, довольно ограничен.
Туризм
Сомнениями в успешной реализации возможностей Большого Уссурийского в части увеличения туристического потока из Китая не обременяют себя в ГЛК «Хехцир». Руководство горнолыжного комплекса делает большую ставку на проект развития острова и прямо сейчас обсуждает с китайским бизнесом перспективы сотрудничества в сфере организации групповых туров.
В середине июля в Хабаровск из Шеньчженя прибыла делегация во главе с руководителем крупной туристической фирмы Шли Хон. Компания проявила интерес к организации посещения ГЛК туристами из КНР и выразила намерение вложиться в его развитие, в том числе строительство объектов туристической инфраструктуры.
В контексте привлечения больших туристических групп первостепенное значение имеет упрощение процедуры пересечения межгосударственной границы: для принимающей стороны это обеспечивает стабильный поток клиентов, для туристов – снижение затрат на трансфер.
— Строительство грузопассажирского пункта пропуска на границе России и Китая, безусловно, даст мультипликативный эффект, и затронет не только экономическую, но и туристическую сферу. В данном разрезе у ГЛК «Хехцир» выгодное логистическое расположение. При формировании нового транспортного сообщения обсуждается вопрос близости комплекса к пункту пропуска на острове. Таким образом потенциально «Хехцир» сможет принять еще больше иностранных туристов, — отмечают в пресс-службе ГЛК.
В прошлом году в Госдуму был внесен законопроект о создании международной территории опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке для реализации совместно с партнерами из дружественных стран проектов по производству высокотехнологичной продукции. Туризм на сегодняшний день в концепцию МТОР не включен Кроме того, есть ограничения по минимальному объему вложений иностранных компаний и территории действия режима, которые требуют корректировки для туристического сегмента.
— Руководство ГЛК «Хехцир» инициирует внесение изменений в обсуждаемый законопроект. Для того чтобы создать дополнительный инструмент привлечения инвестиций, можно включить в режим МТОР туристическую сферу и распространить его на территорию ГЛК «Хехцир». В связи с этим мы направили обращение в профильные ведомства для рассмотрения нашего предложения о включении туристической сферы в перечень допустимых направлений распространения действия режима МТОР, — дополнили в пресс-службе горнолыжного комплекса.
На одном из совещаний, посвященных расширению транспортно-логистической инфраструктуры Хабаровского края обсуждалась разработка единого мастер-плана, по которому будет продвигаться реализация проекта развития Большого Уссурийского. Он предполагает два этапа: I — строительство погранперехода, транспортно-логистического центра и туристической инфраструктуры, II – реализация непосредственно инвестиционных проектов. На упомянутом ранее закрытом заседании, инициированном врио губернатора края, было принято решение приступить к его формированию: ключевые точки экономической активности на данный момент уже обозначены.
Фото пресс-служб правительства Хабаровского края, ГЛК «Хехцир», Кремля