Ежегодный ущерб от паводков исчисляется десятками миллиардов рублей. Несмотря на принимаемые меры, грандиозные расходы, регионы Дальнего Востока ежегодно оказываются во власти большой воды. В числе самых «мокрых» субъектов в последние годы – Приморье, Якутия, Бурятия, Забайкалье. Немногим лучше складывается ситуация в Хабаровском крае и Еврейской АО. Спокойный ранее Сахалин в этом году тоже заливало. В чем причины и что нужно сделать для того, чтобы исключить угрозу затопления городов и поселков, сельхозугодий и транспортной инфраструктуры, выясняло «Дальневосточное обозрение».

Приморцы шутят о строительстве ковчега

Приморский край столь часто накрывают обильные паводки, что жители региона в социальных сетях уже шутят про строительство ковчега, предлагая избирать Ноя в единый день голосования. Поводов для таких шуток более чем достаточно.

В августе 2023 года часть региона тонула так, что власти ввели режим ЧС федерального уровня. Ущерб от паводка превысил 10 миллиардов рублей.

Затоплены были 65 муниципалитетов, аграрии утратили урожай. Стихия разрушила 46 мостов, пострадали 44 тысячи жителей.

Тогда мощнейшие циклоны с обильными ливнями переполнили реки. Дамба в Уссурийске не выдержала напора воды, ее прорвало. Город залило водой. В новом микрорайоне «Семь ветров» люди плавали в окна квартир даже на третьих этажах, чтобы спасти хоть какие-то вещи.

Позже следователи пришли к выводу, что дамба была построена некачественно. Было возбуждено уголовное дело о халатности. В июле текущего года фигуранту – экс-директору муниципального казенного учреждения «Служба единого заказчика – застройщика» Дмитрию Бобрышу – предъявили уголовное дело для ознакомления. Его обвиняют в превышении должностных полномочий.

Напомним, что в августе 2023 года по ту сторону границы одновременно с Приморьем тонули 16 провинций Китая. Стихия крушила железобетонные дамбы, мосты, были погибшие. В Китае наводнение называют именно наводнением, а не паводком. Прошлогоднее бедствие назвали самым разрушительным за последние полвека. Уже в августе страховщики получили заявлений от пострадавших граждан и бизнеса на 9,8 миллиарда юаней и приступили к выплатам.

У нас среди пострадавших застрахованных от стихийного бедствия находились лишь единицы.

Сейчас юг Китая вновь во власти потопа. По данным ABC News, последние два месяца унесли жизни более 150 человек. Из-за схода селей и оползня в горном районе Тибета затопило провинцию Сычуань. В правительственном докладе о климате в июле текущего года сообщалось, что исторические данные свидетельствуют о росте частоты экстремальных осадков и жары в КНР.

В этом году и Приморье вновь тонет. Дамбу на этот раз прорвало в Дальнереченске. Там всерьез затопило несколько улиц, людей эвакуировали в ПВРы, ущерб значителен. СК РФ возбудил уголовное дело. Подозреваемых пока не называют, известно, что это должностные лица, которые, по версии СКР, выполняли свои обязанности ненадлежащим образом.

Губернатор края Олег Кожемяко объявил выговоры за невыполнение поставленных задач зампреду правительства Ленару Нуриеву, руководителю регионального агентства гидротехнических сооружений, мелиорации и гидрологии Сергею Троякову. Кожемяко предупредил подчиненных, что в следующий раз за халатное отношение к работе чиновники будут уволены.

На следующий день после совещания дамба не выдержала, сообщает PrimaMedia (18+). А в среду, 14 августа, стало известно, что Нуриев и Трояков все-таки покинули свои посты.

Регион вновь обречен восстанавливать разрушенные дороги, дома, выплачивать компенсации людям за утраченное имущество. Выплаты гражданам увеличены: в этом году единовременная выплата составит 15, 75 или 150 тысяч рублей – в зависимости от величины ущерба.

Режим ЧС межмуниципального уровня введен в Ольгинском, Лазовском, Дальнегорском и Тернейском районах.

В Приморье запущена масштабная программа расчистки русел рек. Она выполняется. Но дело это долгое, сложное и весьма не дешевое.

Бурятия тонет – Госдума не торопится

Еще один регион, которому второй год подряд достается от водной стихии, Республика Бурятия.

В августе 2023 года большая вода бушевала по всей республике, было разрушено полотно Байкало-Амурской магистрали, движение остановилось почти на неделю. Основной удар пришелся на Северо-Байкальский район.

Вода снесла более 200 метров железнодорожного полотна, повалила 10 опор контактной сети. БАМ стоял – ущерб, который понесли грузоотправители, грузополучатели, железнодорожники и бюджет государства, исчислялся такими миллиардами, что точную цифру даже не озвучивали.

Анализируя ситуацию, глава республики Алексей Цыденов тогда сказал, что остановки магистрали и прочих бед можно было избежать. Причиной стало не бездействие чиновников, а федеральный закон «О защите Байкала».

Дело в том, что законодательство о защите великого русского озера принималось в 90-е годы прошлого века, фактически, под диктовку западных организаций, в том числе ЮНЕСКО.

Если совсем просто: законодательство это не позволяет делать на Байкале вообще ничего. Там нельзя строить, нельзя проводить санитарные рубки. Как построить современные дамбы без вырубки части леса?

На Байкал выезжала комиссия Госдумы во главе с председателем Комитета по экологии и охране окружающей среды Дмитрием Кобылкиным, вслед за ними – делегация депутатов во главе с председателем нижней палаты парламента Вячеславом Володиным. Они проехали по байкальским деревням, поговорили с людьми.

Жители байкальских сел просили изменить закон. Потому что при существующем положении вещей, они на своей земле чувствуют себя нежеланными гостями.

В Байкальскую ООПТ входят 160 сел и поселков. Люди не могут ни свет провести на свои участки, ни построить там ничего. Даже приватизировать не могут, чтобы было, что оставить детям. «Хромое» законодательство не позволяет обустраивать кладбища, существующие переполнены. В таких условиях живут 138 600 человек.

Как только депутаты ГД РФ принялись обсуждать пересмотр законодательства о защите Байкала, вмешалась ЮНЕСКО, пригрозив всевозможными карами. В ответ зампред Комитета ГД по информационной политике Андрей Свинцов пригрозил ЮНЕСКО внесением в список иноагентов.

Словом, обсуждали громко.

Только вот новое законодательство не принято до сих пор. А Бурятия опять тонет. В республике в начале августа 2024 года введен режим ЧС федерального уровня.

Вода разрушила участки федеральной трассы Улан-Удэ – Чита. И вновь, как и ровно год назад, тонут бурятские села. Республика, как и Приморье, увеличила выплаты пострадавшим: 15, 75, 150 тысяч рублей – в зависимости от величины ущерба.

В одном только селе Новоильинск стихия разрушила 7 автомобильных мостов. Село делит надвое река, через нее есть железнодорожный мост, он худо-бедно выручает.

Когда будет принят новый закон, который позволит защитить Бурятию от наводнений, а Байкал от катастрофы – непонятно.

Дело в том, что если однажды водная стихия еще поднажмет, то беда может случиться с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом, расположенным в соседней с Бурятией Иркутской области. И если это произойдет, то недельная остановка БАМа покажется детской шалостью. Потому что в картах-накопителях Байкальского ЦБК, по состоянию на август 2023 года, хранилось более 6 миллионов тонн высокотоксичных ядовитых веществ. А в случае схода мощного селя, потоком все это «добро» смоет в Байкал. Комбинат был закрыт в 2013 году. В рамках нацпроекта «Экология» там ведется ликвидация накопленного экологического вреда.

В феврале текущего года процесс обсудили в Госдуме. Парламентарии назвали процесс обезвреживания бывшей промышленной площадки комбината «одним из самых технологически сложных в мировой практике».

Якутия тонуть не перестанет

В мае этого года паводки вновь пришли в Якутию. Ущерб, по сравнению с прошлыми годами, не такой уж и большой – 1,7 миллиарда рублей. Но стихия унесла человеческие жизни. 18 мая в селе Бетюн трое жителей пытались самостоятельно эвакуироваться на лодке и погибли. Более 3000 человек лишились имущества. Пострадали 833 жилых дома, 47 дорог и мостов, сельхозпредприятия, социальные учреждения.

Наводнения в республике случаются ежегодно. В 2022 году там, фактически, смыло городок Верхоянск.

Прибывший на место полпред президента в ДФО Юрий Трутнев вызвал на место представителей Росводресурсов. И задал им крайне неудобные вопросы про строительство дамбы.

Полпред называл и цифры: на строительство дамб во всем Дальневосточном федеральном округе ведомства выделили всего 13 миллиардов рублей. Трутнев подчеркнул: этого крайне мало для самого большого округа РФ. Вот губернаторы и «кроят» по принципу Тришкиного кафтана — тут построю – там потерпит.

Во время ужасающего наводнения в Приморье, в минувшем году, свои претензии к Росводресурсам Трутнев повторил вновь.

Якутия – самый большой регион России, она занимает пятую часть нашей Федерации. Там сложнейшие рельеф и логистика, что затрудняет доставку спасателей и стройматериалов.

Верхоянск – самый маленький город России, там проживает порядка 1000 человек. Верхоянск отстроили, после вмешательства полпреда гидрозащитное сооружение возвели.

В этом году в Якутии заговорили о несостоятельности методик прогнозирования наводнений – они «застряли» в 80-х годах прошлого столетия.

Генеральный прокурор назвал виновных

В апреле текущего года Генеральный прокурор России Игорь Краснов, выступая с докладом в Совете Федерации, особое внимание заострил на проблеме наводнений и паводков, наносящих колоссальный вред регионам страны. Весьма нелицеприятно Краснов высказался о работе министерства природных ресурсов РФ и Росгидромета. По данным главы надзорного ведомства, именно неэффективная деятельность этих ведомств привела к глобальному затоплению субъектов РФ.

Данные Игорь Краснов привел шокирующие. Так, согласно результатам проверки, проведенной прокуратурой в 2023 году, из 1000 автоматизированных постов и комплексов гидрологической сети пятая часть не работала. Средства измерения расхода воды при прогнозировании паводков не использовались.

Еще в начале январе 2024 года Краснов лично потребовал от министра природных ресурсов Александра Козлова и главы Росгидромета Игоря Шумакова устранить выявленные нарушения. Но, как подчеркнул прокурор России, принятые чиновниками меры оказались недостаточными. В докладе Краснова прозвучало, что информация о показателях притока воды отсутствовала. В ответственный момент именно это не позволило предотвратить затопление территорий в Оренбургской области, где буквально накануне доклада тысячи людей лишились жилья. Вода затопила в этом регионе более 12 тысяч домов.

Фото: МЧС РФ; SCMP (КНР); сайты правительств Приморского края и Республики Саха (Якутия); страница БЦБК в ВК (16+); телеграм-канал Алексея Цыденова (18+); сайт Генпрокуратуры РФ