Средневековое искусство, как правило, несет в себе яркий религиозный окрас. Одними из главных художественных памятников этой эпохи смело можно называть фрески и иконы храмов и монастырей. Выставка (0+), позволяющая оценить мастерство и идеи творцов IX-XVII веков, проходит в Дальневосточном художественном музее.
Сразу несколько залов ДВХМ превратились в эклектичное пространство, посвященное православным памятникам Руси и Грузии. За долгие 9 десятилетий жизни художник и реставратор Адольф Овчинников успел поработать во множестве храмов и монастырей, возвращая им максимально близкий к исконному вид, заодно копируя восстановленные образы. С тем, как мастеру удалось передать текстуру, изображения и сам дух средневековых украшений монастырей и церквей, предлагают ознакомиться хабаровчанам.
Выставка проходит при участии сразу нескольких организаций в рамках национального проекта «Культура». Среди них министерство культуры региона и научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ). Сама же демонстрация работ — дань памяти творцу, благодаря которому широкой публике стали доступны памятники российского и зарубежного Средневековья.
Маски с человеческими зубами и волшебные близнецы: «Африка» в Хабаровске
Кратко отметим заслуги художника и реставратора: восстановление иконы «Богоматерь Умиление» (XIV век, Вологда) — памятника, стоящего у истоков художественной традиции, трехкратное копирование росписей церкви Святого Георгия в Старой Ладоге (XII век), копирование фресковых ансамблей IX-XIII веков в Грузии, аналогичные работы в Египте и Каппадокии. В 2017 году благодаря энтузиазму художника-реставратора в России появилась научно-реставрационная мастерская «Иконотека А. Н. Овчинникова» при ВХНРЦ. Ее экспонаты и приехали в Хабаровск.
Для большего погружения в атмосферу, часть экспозиционных стендов расположили полукружьями. Так, рассматривать копии работ средневековых иконописцев публика может в более аутентичной обстановке, похожей на своды соборов. Представлены на выставке и изображения, позволяющие оценить состояние объектов до и после реконструкции: деревянные балки, частично сохранившиеся фрески… Вне зависимости от носителя — бумаги, дерева или другого материала, Овчинникову на его копиях удавалось передать и необычную текстуру, присущую исходникам — обшарпанная штукатурка, потрескавшиеся от времени доски… Поверить в то, что большинству представленных работ меньше века с первого раза сложно. Однако дата мастерского копирования обозначена с каждой такой репликой. Здесь же можно ознакомиться с обстоятельствами художественной реконструкции и позицией автора.
— В Грузии я копировал огромный храм в Бетании, на большой высоте, метров 20 от пола, на откосах окон остались фрагменты живописи с изображением фигур пророков, по три метра каждая. Краска по большей части отлетела, и я обнаружил маленький, сделанный буквально одним росчерком, рисунок человека, обнимающего ногу пророка. А рядом потрясающую по содержанию надпись: «Не помилуй, Господи, Софрома». Мало того, что он изобразил себя — он в тот же миг полностью отдал себя на то, как Бог сочтет нужным распорядиться его судьбой. Художник и предположить не мог, что кто-то увидит эту закрашенную им же надпись, а тем более узнает, как он помолился. Вот это и есть сакральное искусство, и глубина понимания того, чему ты себя посвящаешь! — приводится цитата Адольфа Овчинникова на одном из стендов.
Рассмотреть во всех подробностях сделанные Овчинниковым копии икон и фресок можно в ДВХМ до 22 сентября. Заодно можно заглянуть и ознакомиться с другой выставкой, проводящейся при поддержке регионального Минкульта в рамках нацпроекта «Культура» — «Судьба командора. Камчатские экспедиции Витуса Беринга» (6+), о которой мы рассказывали ранее.
Напомним, что по данным министерства культуры Хабаровского края, в рамках нацпроекта «Культура» в этом году музеи и выставочные площадки края получили 4,2 миллиона рублей. В число ивентов, получивших поддержку, вошла и выставка золотых произведений искусства из собрания музеев Московского Кремля (12+), посетить которую можно будет в Гродековском музее с 27 августа.
Ольга Цыкарева
Фото автора