Одним из трех основных направлений, которым в соответствии с Хартией промышленного технологического суверенитета и импортозамещения отдается приоритет в государственной поддержке, стало освоение новых видов продукции и новых компетенций.

В Хабаровском крае есть предприятия, которые идут пути импортозамещения, они и стали локомотивами нового движения.

Летаем самолетами КнААЗа

Всем известно, что Хабаровский край — край самолетов. И по авиастроителям западные санкции в первую очередь и ударили. Но независимо от импортных поставок материалов и комплектующих при поддержке федеральных органов в крае успешно реализуются программы в сфере военного и гражданского авиастроения.

Комсомольский авиационный завод имени Юрия Алексеевича Гагарина (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха) на прошлой неделе праздновал свое 90-летие. Это крупнейшее в стране предприятие, играющее стратегически важную роль в современных условиях. Именно в Комсомольске-на-Амуре получили путевку в жизнь легендарный Су-27 и его потомки — Су-30, Су-33, Су-35С, сверхманевренный, многоцелевой, мощный и надежный, способный с невероятной точностью выполнять любые задачи в самых сложных условиях. Сегодня КнААЗ готовит к производству тактический Т-75 и серийно выпускает самолет пятого поколения — СУ-57, созданный с применением технологий малозаметности и оснащенный передовой электроникой. В конструкции широко применены композитные материалы.

Наращивать выпуск так необходимых сегодня стране машин на заводе планируют за счет внедрения современных методов производства, строительства новых объектов и закупки современного оборудования, создана поточная линия в цехах окончательной сборки, разработан проект по внедрению элементов дополненной реальности, имеется высокоточное оборудование, позволяющее повысить качество и сократить время изготовления деталей, успешно решаются вопросы по поставкам высокотехнологичных комплектующих изделий от заводов-поставщиков, отрабатываются возможности усовершенствования технологии сборки самолетов.

«Количество истребителей пятого поколения, поступающих в войска, ежегодно увеличивается почти в 2 раза», — отмечал председатель совета директоров ПАО «ОАК», генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

Для обеспечения растущей производственной программы, отмечается в Хартии промышленного суверенитета, необходимо дополнительно привлекать кадры, создавать условия, чтобы специалисты и рабочие приходили на предприятия, На КнААЗе вместе с региональными властями реализуются программы улучшения условий труда и жизни наших сотрудников.

«Совместные социальные проекты, призванные улучшить жизнь в Городе юности – главное направление нашего сотрудничества с КнААЗ им. Гагарина. Это одно из ведущих предприятий Хабаровского края, наш стратегический партнер. С главой Объединённой авиастроительной корпорации Юрием Слюсарем обсудили, в частности, создание центра реабилитации и оздоровления на базе медцентра «Кедр». Современный, комфортный город – это то, что мы должны обеспечить всем комсомольчанам. Они сегодня формируют наш технологический суверенитет. И я призываю руководителей крупных предприятий города активнее участвовать в администрировании процессов, которые происходят здесь», — отмечал врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин, вручая заводу третий орден, теперь «За доблестный труд». Высокую государственную награду коллектив КнААЗа получил за большой вклад в укрепление экономического и оборонного потенциала страны, эффективное решение задач по производству современной авиационной техники и достигнутые трудовые успехи.

В сфере развития гражданского авистроения Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина в рамках кооперации присоединился к производству дверей для пассажирского самолета МС-21. Ведется работа над импортозамещенным обликом машины, предстоит заменить свыше 80 иностранных систем и агрегатов.

«Сейчас [в авиационной отрасли] реализуются большие проекты по кооперации. <…> У всех [авиационных заводов] возникла необходимость не только в наращивании своих мощностей, но и в развитии кооперационных связей. Мы не являемся исключением. Нам было предложено Объединенной авиастроительной корпорацией, <…> и мы на сегодняшний день участвуем в изготовлении детально-сборочных единиц для самолета МС-21. Нам определен объем, в котором мы работаем», — рассказывал директор предприятия Александр Пекарш в интервью ТАСС (18+) во время Международной выставки-ярмарки «Россия».

Он добавлял, что КнААЗ традиционно активно сотрудничает с другим авиационным предприятием Комсомольска-на-Амуре — производственным центром филиала корпорации «Яковлев», изготавливая детали, прежде всего, для самолетов «Суперджет-100».

Филиалом компании «Яковлев» продолжается реализация проекта по выпуску самолетов SJ-100. В августе 2023 года совершил первый полет опытный образец авиалайнера с импортозамещенными системами.

«Разработчикам и производственникам удалось реализовать и поставить на самолёт собственные конструкторские решения и технологии, включающие авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, а также системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и многие другие», — отмечал глава Минпромторга Денис Мантуров после первого полёта SJ-100.

Сейчас в производстве находится около 20 серийных и опытных самолетов. Начало поставок намечено на 2025 год. Согласно программе развития авиационной отрасли планируется выпуск 142 самолетов SJ-100.

Правительство края совместно с Минпромторгом и Минвостокразвития продолжает работу по созданию на территории опережающего развития в г. Комсомольске-на-Амуре производства легких самолетов «Байкал».

Резидент площадки «Байкал» в составе ТОР «Хабаровск» чувствует и внимание и заботу в полной мере.

«Это, в первую очередь, налоговые льготы, — рассказывает Алексей Разин, заместитель директора КРДВ Хабаровск – руководитель филиала «Комсомольск», — это социальное страхование – это все будет предоставлено нашему резиденту. Ну и одна из немаловажных льгот – это само здание, которое будет построено за счёт средств Минвостокразвития и передано в льготную арендную ставку на долгосрочный период нашему резиденту».

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики приступила к строительству производственного комплекса, где будут выпускать лёгкие самолёты, в январе 2024-го, и работа идет днем и ночью. Как объяснял заместитель генерального директора подрядной организации Руслан Эльгинский, потому что «министерство промышленности попросило нас увеличить темпы строительства. Поэтому мы предоставили им график с окончанием работ в декабре 2024 года».

Такие машины, умеющие выполнять и грузовые, и пассажирские перевозки, и спасательные рейсы, и даже сельхозработы, в нашей широкой родной стране очень нужны. Только в субъектах ДФО до 2030 года ждут 105 легких многоцелевых машин. Уже известно, что первые семь, которые поступят в Хабаровский край, будут служить в санавиации и охране лесов, где эту функцию сейчас выполняют Ан-2.

Новый завод сможет выпускать не менее 20 самолётов в год.

Как заявлено в Хартии промышленного суверенитета, в рамках расширения производств, потребуются тысячи умелых рабочих рук и светлых голов. В связи с этим ряд учебных заведений подписали документ. КнААЗ готовит будущих сотрудников уже со школьной скамьи. «В Комсомольске-на-Амуре у нас есть несколько авиаклассов в школах. Мы являемся шефами нескольких школ и стараемся, чтобы школьники задумывались о будущем, в том числе о работе на нашем предприятии», — рассказывал директор КнААЗ Александр Пекарш. Предприятие посещают экскурсионные группы студентов и школьников, завод много работает с межрегиональным центром компетенций в Комсомольске-на-Амуре. На его базе действует губернаторский авиастроительный лицей, который готовит специалистов. Это, в первую очередь, такие специальности, как — токарь, фрезеровщик, слесарь-сборщик. Авиазавод развивает сотрудничество с высшими учебными заведениями.

Будем уверены, расстояния любимой страны не станут проблемой, пока жив Комсомольск-на-Амуре.

Машины для сильных мужчин

В отличие от самолетов с автомобильной техникой в Хабаровском крае как-то не складывалось. Не смотря на то, что автомобильно-дорожный институт открыли еще в 1958-м. Но тогда расчет был на эксплуатацию техники и дорожное строительство. С той поры дорогами мы все-таки приросли. Пора подумать о собственных автомобилях! Для серьезных мужчин: прицепы и полуприцепы, грузовики и автокраны, изотермические фургоны, сортиментовозы, ямобуры, мусоровозы, бетоновозы, бульдозеры, автобусы — в крае запланирована организация создания дорожно-строительной и автомобильной техники, и основные производители вошли в Хартию промышленного суверенитета. Реализация проекта позволит обеспечить потребность края в указанной технике с возможностью поставок в субъекты ДФО.
Простой горожанин, конечно же, больше наслышан о хабаровских автобусах. Проект включен в мастер-план Хабаровска, разработанный при поддержке «ВЭБ.РФ». Этот проект был презентован президенту Владимиру Путину в ходе его поездки в Хабаровский край в январе 2024 года.

Газобусы и электробусы на первых порах начнут собираться в краевой столице, а потом и выпускаться в Хабаровском крае. Проект по строительству специализированного завода в рамках Дальневосточного автокластера — в стадии реализации. Ключевой инвестор – одноименное предприятие ООО «Дальневосточный автокластер». Чтобы его поддержать, край закупил 48 автобусов на газомоторном топливе через созданный для этого дилерский центр.

«Создание Дальневосточного автокластера — один из ключевых инвестиционных проектов, вошедших в стратегию развития города. Край получит новый бренд, который, я уверен, будет ассоциироваться с качеством и комфортом городской среды. Важно отметить, что проект будет реализован в сотрудничестве с китайскими партнерами. «ВЭБ.РФ» рассматривает возможность участия в проекте создания автокластера, планирует предоставить льготное финансирование первого этапа в размере 2 млрд рублей», — отмечал председатель «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов.

Дальневосточный автокластер — уникальная платформа для развития инновационного машиностроения в России. Уровень локализации комплектующих — 75%. В первую очередь обращаем внимание на свое, говорит нам Хартия.

Создание полного цикла производства автобусов позволит поставлять на дальневосточный рынок до 1400 единиц такой техники ежегодно при выходе проекта на полную мощность в 2037 году.

«На Дальнем Востоке можно и нужно вести бизнес, развивать машиностроение. Хабаровский край – территория с уникальным логистическим положением, место встречи технологий, идей и новых возможностей. Мы ждем в кластере производителей компонентов и готовы стабильно размещать у них крупные заказы. Благодарим Государственную корпорацию развития ВЭБ и руководство края за поддержку и сопровождение проекта», — говорит генеральный директор ООО «Дальневосточный автокластер» Алексей Бакулин.

Приглашения, заметим, работают не только для автомобилистов. На сегодня к Хартии промышленного суверенитета и импортозамещения присоединились более 110 компаний.

 

Этапы проекта «Дальневосточный автокластер»:
1 этап (2024-2025 гг): строительство сборочного производства по выпуску городских автобусов под брендом Amurbus для рынка ДФО;
создание туристической модели и ее локализация для рынка России.
2 этап (2025-2026 гг): создание и производство актуальной компонентной базы, в том числе, ведущих мостов и осей, а также высокоточных и мехатронных узлов.

Фото: сайт Объединенной авиастроительной корпорации