Выборы губернатора Хабаровского края стали еще на одну неделю ближе. Хотелось бы сказать, что борьба за кресло главы региона стала напряженнее, а кандидаты в хорошем смысле злее, но пока все, что мы видели по итогам первых двух недель со дня объявления финального пула кандидатов, назвать ожесточенной конкуренцией не получается. Оппоненты стараются не замечать существования друг друга, от чего избирательные кампании ведутся будто бы в вакууме, также известном, как спокойная и цивилизованная обстановка без эксцессов. В то время, как Дмитрий Демешин в рамках полномочий врио губернатора уже успел объездить ключевые центры концентрации ядерного электората, попутно встречаясь с потенциальными избирателями и порционно раздавая поручения, в совокупности формирующие предвыборную программу, для остальных кандидатов задача-минимум – подавать признаки жизни в публичном пространстве и почаще мелькать на рекламных площадях, с чем у некоторых есть определенные трудности.
Вот уже как две с небольшим недели известны имена кандидатов, готовых побороться за пост губернатора Хабаровского края в сентябре этого года. Девять дней назад Крайизбриком дал старт периоду предвыборной агитации в средствах массовой информации. Казалось бы, к этому моменту все информационное пространство должно изобиловать лицами претендентов на губернаторский престол, особенно учитывая, сколько каждый из них потратил на агитацию. Тем не менее, реалии таковы: пока личности, в той или иной степени известные жителям края, ответственно отыгрывают свои роли, проводя встречи с электоратом и вкладываясь в наружную рекламу, их менее раскрученных соперников и по фамилии-то назвать будет трудно, не изучив предварительно пресс-релизы от краевой избирательной комиссии.
Напомним, в выборах главы региона 6-8 сентября из девяти заявившихся кандидатов до финального этапа дошли четверо: врио губернатора Дмитрий Демешин, выдвинутый партией «Единая Россия», депутат государственной думы VIII созыва Роза Чемерис от «Новых людей», краевой детский омбудсмен Петр Перевезенцев от КПРФ и предприниматель Сергей Прокопьев от «Коммунистов России».
Изучив состояние медиаполя в последние мгновения перед выборами, улицы Хабаровска на предмет предвыборной агитации, а также социальные сети кандидатов и партий, их выдвинувших, мы подготовили разбор текущей избирательной кампании с точки зрения активности участников.
Ожидаемо высокую планку для своих оппонентов задал врио губернатора Дмитрий Демешин, после вступления в партию «Единая Россия», которая, между прочим, позиционирует себя не иначе, как «партия президента – команда губернатора». На примере действующего главы региона как нельзя более наглядно видно, на что расходуются средства из избирательного фонда.
Так, к вопросу распространения визуальной агитации ЕР подходит крайне серьезно, о чем свидетельствует как минимум количество баннеров и плакатов с изображениями кандидатов, в том числе Демешина. Сложно пройти и сто метров, чтобы не наткнуться на портрет врио главы региона или представителей партии его выдвинувшей, метящих в краевую и городскую думы. В среднем в центре Хабаровска на протяжении одного километра, если не всматриваться, изображение Дмитрия Демешина в контексте предстоящих выборов встречается от трех раз.
По максимуму Дмитрий Демешин использует имеющиеся инструменты информационного сопровождения его деятельности в качестве врио губернатора. Пресс-служба, как ей и подобает, отрабатывает каждую рабочую поездку, коих по долгу службы у нового руководителя в вверенном ему регионе, особенно много. Хотя открыто об этом не заявляется, очевидно, что визиты Демешина в муниципалитеты и сопутствующие им встречи с местными жителями, читай, будущими участниками избирательного процесса, это один из элементов предвыборной кампании. Только за последнюю неделю Демешин в статусе главы края посетил Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре и северный Охотск, где проинспектировал известные проблемные объекты, раздал поручения, а самое главное для потенциального губернатора, — лично пообщался с населением, пообещав скорые перемены к лучшему.
Общение с населением происходит не только оффлайн. Два месяца назад Дмитрий Демешин впервые открыл новый для себя формат прямых эфиров, к которым жители края уже привыкли и стабильно проявляют большой интерес. На прошлой неделе состоялась уже вторая онлайн-беседа с населением, на которой врио губернатора ответил на вопросы и отчитал провинившихся и даже погрузился в личное. В контексте наращивания будущей электоральной базы охваты у прямых эфиров такие, что позавидует любой таргетинг в социальных сетях. Первый прямой эфир только во «Вконтакте» (12+) собрал более 19 тысяч просмотров, а количество комментариев перевалило за 2,9 тысячи. Сиквел показал цифры поменьше – 13,8 тысячи просмотров и 2 тысячи комментариев, но даже так это вполне внушительный результат.
Говоря о поддержке со стороны партии, нельзя не отдать должное руководителю ее регионального отделения Максиму Иванову. С момента вступления врио губернатора в ряды «Единой России» Иванов стабильно выдает по пять, а то и больше постов в неделю, в которых так или иначе упоминается Дмитрий Демешин. Все чаще они вместе выезжают на осмотр объектов, посещают массовые мероприятия и участвуют в переговорах, все, конечно же, сопровождается огромным количеством совместных фотографий и предвыборными лозунгами.
Однако стоит отметить, что прямой диалог с жителями Дмитрий Демешин начал выстраивать задолго до объявления о своем участии в выборах губернатора и регистрации в качестве кандидата. Первым шагом к политике гласности в пределах социальных сетей врио губернатора стало решение об открытии комментариев от 12 июня этого года. С одной стороны, таким образом был повышен кредит доверия, с другой, в руки политтехнологов на ранних этапах попали все болевые точки региона. Отнесем к ним расселение бараков, за завершение которого он взялся накануне, ремонт школ и больниц, развитие дорожной инфраструктуры и помощь бизнесу.
Другие кандидаты участвуют в предвыборной гонке при существенно меньшем уровне финансовой поддержки, и здесь мы видим три разных подхода: при более-менее равных объемах избирательных фондов (3-4 млн рублей на 01.08.2024) одним удается за минимальные деньги создавать видимость бурной агитационной деятельности как онлайн, так и оффлайн, другие, судя по всему, учитывая возрастные особенности целевой аудитории, фактически игнорируют социальные сети, а третьи сами с трудом могут ответить, где можно узнать об их кандидате больше, чем со скупого плаката на информационном стенде, который еще пойди поищи.
На все деньги, по крайней мере такое впечатление создается, отрабатывает губернаторскую кампанию предвыборный штаб Розы Чемерис, кандидата от парламентской партии «Новые люди», действующего депутата Государственной думы, прибывшей в наши края из соседних приморских. Сложно однозначно выделить элемент в пиар-стратегии Чемерис, на который был сделан акцент. Всего понемногу: живые встречи с избирателями, социальные сети самого кандидата, предвыборные ролики, дебаты с условным противником и… агитационный K-pop, говорят созданный с помощью искусственного интеллекта.
Ко всему этому мы еще вернемся, а сперва хотелось бы отметить, что «Новые люди», одна из тех немногих партий, у которых есть предвыборная программа в текстовом формате. Она включает в себя 10 ключевых направлений с уклоном в «социалку», в целом подробно расписана, хоть в ней и не уточняются источники финансирования.
Основные тезисы партийной программы, согласно информации со страницы «Новых людей» в ВК, обсуждались на радио. В самой партии представление концептуального плана почему-то назвали дебатами, хотя никто из прямых оппонентов Чемерис более участие в диалоге не принимал. Записью эфира для потомков в реготделении, к сожалению, не озаботились.
С момента начала предвыборной кампании хабаровский штаб «Новых людей» организовал в краевой столице несколько живых встреч с потенциальными избирателями, в том числе с участием кандидатов в депутаты Законодательной думы. К нашему сожалению, практика прямого диалога Чемерис с жителями региона пока не преподнесла ни одного громкого инфоповода — с открытой критикой актуального социально-экономического положения Хабаровского края кандидат прогрессивной партии пока не спешит, и, скорее всего, уже к ней и не притронется. С другой стороны, эту нишу уже монополизировал врио губернатора и критиковать по большому счету никого не осталось.
Обновление: 21 августа в своем Телеграм-канале Роза Чемерис анонсировала предвыборный тур по краевым муниципалитетам. Первым пунктом в маршруте кандидата стал поселок Хор в районе имени Лазо. На повестке: поддержка педагогов и спортсменов, повышение зарплаты работникам почты. На очереди — Николаевск-на-Амуре
В социальных сетях Роза Чемерис ведет себя сравнительно активно. После перерыва длиной в один год к жизни вернулась личная страница в ВК, на которой помимо прочих постов на сегодняшний день опубликовано два агитационных ролика: на одном она предстает в качестве кандидата в депутаты краевой думы (напомним, Роза Чемерис также возглавляет список от «Новых людей»), на втором – уже как претендент на губернаторский пост.
Основной упор все-таки делается на развитие Телеграм-канала (18+). В отличие от ВК контент здесь намного разнообразнее и посвящен не только грядущим выборам. Обиженным никто не уйдет: тут есть и федеральная повестка от депутата Госдумы, и приморские новости от жителя Владивостока, и отражение хода избирательной кампании кандидата в губернаторы Хабаровского края. Найдется место и репостам с саркастическими, но при этом сглаженными нападками в сторону партий-конкурентов.
Невозможно оставить без отдельного упоминания совместные творческие старания политтехнологов и креативщиков регионального штаба «Новых людей», нашедшие отражение в музыкальном плейлисте из пяти треков, и все в разных стилях: от попсового рока до модного и молодежного K-pop’а. Все песни построены вокруг одного текста, и прослушать их все, честно говоря, было непросто. В моменте даже непропускаемая реклама от музыкального сервиса воспринималась как-то иначе, с легкостью что ли.
В партиях социалистического лагеря тем временем затишье. Еще, казалось бы, недавно на выборах любого уровня красные в первых рядах рвались хаять текущий порядок вещей, все грозясь устроить коммунизм в пределах отдельно взятого субъекта – только придите на выборы. Сегодня ситуация следующая. Глава регот деления КПРФ в Хабаровске уже два года как государственный чиновник – служит детским омбудсменом, и совмещать эти две ипостаси со временем становится все труднее, а тут еще и выборы, на которые хочешь не хочешь, а идти надо, иначе избиратели не поймут. Впервые в борьбу за губернаторское кресло в Хабаровском крае пробились «Коммунисты России», предвыборная активность которых больше походит на пассивность. За Зюгановских, как отмечают эксперты, люди годами голосуют по инерции, а вот коммунисты имени Максима Сурайкина такой роскошью не обладают, потому их, мягко говоря, скромное присутствие в предвыборном поле вызывает вопросы.
Итак, КПРФ. Петр Перевезенцев и его штаб провели работу над ошибками, вследствие которых партия не заявилась на предыдущие губернаторские выборы, и в 2024 году ему таки удалось пройти муниципальный фильтр и дать избирателям повод снова посетить избирательные участки.
Ядерный электорат – это, конечно, хорошо, но на нем одном далеко на выборах не уедешь, особенно, учитывая пятилетний перерыв. Прежде чем привлекать к себе новых сторонников, нужно взбодрить уже имеющихся. Как в КПРФ обстоит вопрос с агитацией? Ну ее хотя бы можно заметить на улице. Прогуливаясь по центральным улицам Хабаровска, мы увидели минимум два плаката с изображением Петра Перевезенцева и один с его сопартийцем Александром Чупровым, некогда претендентом на пост мэра краевой столицы, ныне метящим в Закдуму.
Также, по словам самого Петра Перевезенцева, он уже несколько раз посещал студии местных телеканалов в рамках предвыборной кампании. Пролистав новостные ленты и просмотрев архивы телевизионных СМИ Хабаровска, мы не обнаружили ни одной записи эфира с его участием в качестве кандидата в губернаторы. Равно как и не нашли ни одного упоминания о предстоящих выборах в социальных сетях Перевезенцева. С самого старта избирательной кампании в своем Телеграм-канале «Перевезенцев|Защита детей» омбудсмен вообще не затрагивал эту тему, даже в контексте продвижения соратников. Можно, конечно, объяснить отсутствие агитации спецификой работы уполномоченного. Может быть, в других социальных сетях ведется хоть какая-нибудь политическая активность? И да, и нет. На личной странице во «Вконтакте» и в официальной группе реготделения партии было решено ограничиться объявлением о регистрации кандидатов на выборы губернатора и депутатов Закдумы еще в июле.
20 августа в хабаровском отделении КПРФ сообщили, что на платформе ДВТРК (18+) состоялись первые и пока единственные дебаты текущей предвыборной гонки, правда, с участием только двух кандидатов: Перевезенцева и Чемерис. На момент подготовки текста запись эфира еще не была опубликована, так что о чем спорили коммунист и представитель «Новых людей» и спорили ли вообще, остается только догадываться.
Что касается кандидата от партии «Коммунисты России» Сергея Прокопьева, то его положение в борьбе за пост губернатора таково: в социальных сетях выдвинувшего его избирательного объединения за все время предвыборной кампании его имя упоминается один раз – 24 июля, когда им в избирком были поданы подписные листы. Примечательно, что в то же время на той же странице активно продвигается пиар-компания кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга Малинковича, он и в дебатах участвует, и агитационные ролики в своем распоряжении имеет.
С наружной рекламой у Сергея Прокопьева также ситуация непростая. Согласно предварительным финансовым отчетам, на изготовление и распространение печатных и других материалов из избирательного фонда не было потрачено ни одного рубля. Из 3,1 млн рублей почти 1,5 млн пошли на оплату других услуг и финансовое обеспечение сбора подписей. Скорее всего, именно этим объясняется то, что нам не удалось найти ни одного баннера с его изображением на улицах Хабаровска
Фото автора и из соцсетей партий «Новые люди» и КПРФ