С февраля этого года большинство китайских банков не принимают платежи из России. КНР уверяет, что проблема связана с отсутствием компетенции российского бизнеса, который неправильно оформляет документы. Тем временем, российские участники ВЭД терпят многомиллионные убытки и ищут альтернативные способы взаимодействия с китайскими партнерами. В чем, по мнению российских экспертов, кроется истинная причина участившихся отказов со стороны китайских финансовых организаций от сотрудничества с Россией, и как бизнес решает эту проблему, разбиралось «Дальневосточное обозрение».
Фатальная проблема
Как проводить оплату в Китай — вопрос не просто актуальный, он животрепещущий, говорят предприниматели.
Вадим Воложанин, коммерческий директор «Азия-Л» сокрушается, что времена, когда купленные в России валюты — доллары, юани, евро — принимались по всему миру, прошли безвозвратно.
Напомним, что в 2022 году, после известных событий, международная система swift, которая, собственно, управляется американскими банками, была отключена от российских банков, попавших под санкции. Речь идет о примерно 98% всего рынка банковских услуг.
При этом в Китае разработана собственная платежная система, которая позволяет расплачиваться юанями между китайскими банками внутри страны.
«Российский бизнес оперативно и успешно переориентировался на «юаневый» оборот. Но этой весной Китай практически купировал российские транзакции, и ситуация ухудшается», — говорит Воложанин.
В настоящее время все крупные российские банки не имеют возможностей коммуницировать с Китаем.
Участники ВЭД называют только два российских банка, через которые еще можно, пусть и с задержкой, осуществлять международные платежи: ББР и АТБ. В Китае с Россией пока работает Bank of Chinа. Остальные региональные китайские банки так зарегулировали требования, что платежи практически в 99% возвращаются.
Алексей Дешпет, предприниматель, участник ВЭД:
«Один крупный российский банк уверяет, что без проблем перечислит оплату на счет китайского контрагента, открывшего счет в китайском филиале этого банка. Но есть опасение, что уже из этого филиала невозможно перевести деньги внутри Китая, так как он находится в санкционном списке США».
«Когда банк ВТБ открыл свой филиал в Китае, в филиале выстроилась очередь, получить расчетный счет в этом банке можно только через 4-5 месяцев», — рассказала Алиса Тишанинова, директор Бизнес-центра «Развитие».
«Но эта попытка ВТБ открыть филиал в Китае ни к чему не привела — через несколько месяцев и его деятельность в дружественной нам стране остановилась», — добавляет Роман Ковалев, генеральный директор «DGK Групп».
Поиск решений
И все-таки, предприниматели не опускают руки. Например, активно подключают платежных агентов.
Евгений Кульчицкий, директор по развитию компании по продаже автомобилей Genomus Co., Ltd:
«Агенты – это люди, которые заводят деньги в Китай через свои каналы, за что, соответственно, берут процент. Популярность услуги растет, но из-за комиссии агентов такие платежи обходятся довольно дорого».
«Мы как раз работаем с региональными банками Китая, в сегменте которых чаще всего возникают проблемы с проведением платежей. В нашем случае, альтернативным способом стали транзакции через «третий банк», по очень невыгодному для нас курсу перевода», — рассказал Игорь Ветрюк, предприниматель, участник ВЭД.
«При использовании платежных агентов, продаваемый товар становится дороже в диапазоне от 5 до 12%. Причем речь обо всех группах: сырье, продукты, станки, механизмы, электроника, комплектующие запчасти, автомобили — буквально все на свете», — уточняет Вадим Воложанин.
Евгений Кульчицкий пояснил, что их компания работает через российский филиал:
«Наша китайская международная экспортная компания открыла счет в российском банке, чтобы можно было переводить деньги на счет в России и потом осуществлять переводы между коммерческим российским и коммерческим китайским банками. Сейчас в среднем платежи доходят в Китай в течение 5 -14 дней. Но в последнее время и такие транзакции дают сбой, деньги не уходят, а случается и так, что платеж вроде бы прошел, но возвращается спустя 20-30 дней».
Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит», отмечает, что, если отправлять платежи через филиал российской кредитной организации, то в этом случае юани приходится покупать у других банков и продавать клиентам по курсу Центробанка + 5%. «Такие способы подходят для договоров поставки между юрлицами, что точно не наш случай. Мы работаем с физлицами, а с «физиками» такая история не реальна», — говорит автодилер.
«Еще есть возможность проведения оплаты по бартеру, — поясняет Роман Ковалев. — Допустим, у нас одна компания в России, другая в Китае. По агентским договорам на российскую компанию мы покупаем сырье, а наша китайская компания закупает импортный товар, производя обмен на определенную сумму».
Некоторые стараются использовать для переводов средств в Китай «третьи» страны.
Игорь Ветрюк:
«Нередко бизнес обращается и к платежным агентам, помогающим с переводами через Казахстан или Кыргызстан. Некоторые ухитряются заводить деньги даже через Дубай и Сингапур, хотя, возможно, эти пути уже перекрыты. Центральный регион страны, возможно, работает с Гонконгом».
Но как раз гонконгские банки, по словам Алексея Дешпета, исчезли из цепочек платежей еще в 2023 году. «Причину я не знаю, но туда невозможно было оплатить из России. Остается вариант обмена экспортной выручки без трансграничных платежей или оплата через третьи страны. При использовании этих вариантов импортеру приходится платить дополнительную комиссию от 5 до 10 % от стоимости товара», — добавляет предприниматель.
Двойные стандарты?
Текущие ограничения участникам ВЭД понятны. По их словам, Китай очутился между «двух огней»: с одной стороны — «братский народ России», с другой – «своя рубаха ближе к телу» – кормит китайцев все-таки агрессивно настроенная против нас Америка, занимающая львиную долю экономики Китая. А ту совсем не радует наше международное сотрудничество.
Роман Ковалев:
«Причина – страх международных санкций, так как речь идет о рисках потерять огромную долю мировых денежных потоков, в общем объеме которых Россия занимает незначительную часть. Китайские банки «боятся» потерять глобальные рынки, которые дают им объем больше чем Россия раз в 50. Поэтому включили «двойные стандарты». С одной стороны, Китай позиционируется нашим стратегическим партнером, с другой – обычные платежи, даже при самом замечательном раскладе с учетом предоставления полного пакета документов, проходят до пяти дней».
Однако китайская сторона уверяет, что проблемы с переводами денег не существует, а в возврате денег виноваты российские предприниматели, допускающие ошибки при оформлении документов.
«Знаете, про то, что Китай уверяет об отсутствии проблемы как таковой, а в возврате транзакций винит российский бизнес, который, якобы, неправильно оформляет эти платежи — даже комментировать такую глупость не буду, -возмущается Сергей Юрченко. — Если коротко, можно объяснить любую неудобную ситуацию любой удобной формулировкой, а по факту – двойные стандарты: стремление и с Россией не поссориться, и Америке угодить. И пока у китайцев есть возможность беспрепятственно закупать у США валюту, они не станут вступать в открытую конфронтацию с Америкой.
«У Китая есть все основания для опасений, что США и Евросоюз и им перекроют кислород по всем экономическим направлениям, — говорит Игорь Ветрюк. — Однако в то же время открыто разорвать деловые отношения с Россией Китай, в условиях сложившейся геополитической ситуации, просто не в состоянии. Проще обвиннить российских предпринимателей в слабой компетенции, из-за которой «платежи не проходят или возвращаются». При этом все мои китайские партнеры не только не собираются прерывать с нами работу, но все прекрасно понимают, извиняются за такой вот коллапс и пытаются найти решение».
Алексей Дешпет тоже уверен, что сложившаяся ситуация связана с санкциями США.
«Китайская банковская система интегрирована в финансовую систему, созданную США, и рисковать глобальным рынком ради частных российских импортеров никто не будет. Я уверен, что с проблемами сталкивается именно частный российский бизнес. Госкорпорации обладают ресурсами для решения вопроса платежей в индивидуальном и непубличном порядке. Предполагаю, что закон о внешнеторговых расчетах в цифровых валютах подготовлен именно по инициативе крупного бизнеса. Однако США имеют право блокировать и цифровые активы. Сейчас это делают в отношении «подозрительных» крипто кошельков, но инструмент есть, и его могут использовать против российских контрагентов».
На самом деле, по словам Алисы Тишаниновой, региональные китайские банки и сами подвергаются жестким проверкам.
«В результате, получая платежи из России, они направляют запрос о виде продукции, за которую перечислены деньги. Процедура занимает не меньше недели, что создает серьезные задержки и трудности в получении платежей. Но хочу отметить, что на сегодняшний день из Китая платежи приходят в течение максимум 4-5 дней. Это, по сравнению с тем, что происходило весной, огромная скорость», — говорит руководитель «Бизнес-центра «Развитие».
Вадим Воложанин считает, что китайские банки не нужно недооценивать:
«Они прекрасно понимают, что невозможно взять и купировать русский бизнес. То есть, деньги в Китай с российской стороны должны зачисляться. Просто «забанить» переводы — значит сильно поссориться со стратегически важным партнером, решение найдено — ужесточили проверки платежей, в том числе и через страны таможенного союза, где исторически часто использовалась офшорная система для каких-то оплат, например, через Гонконг. Разработали четкую систему проверок и «отказывают» в транзакциях на «законных основаниях».
Воложанин рассказал, что некоторые китайские банки пошли еще дальше: они сейчас проверяют экспортные декларации своих же клиентов, которые по закону и не обязаны им ее предоставлять.
«То есть, китайские банки проверяют, куда отправился груз, скорее всего, для того чтобы убедиться, что назначение – какое угодно, но не в Россию. В противном случае – стоп платежам, — говорит эксперт, — Причем если клиент отказывается предоставить информацию, то теоретически банк не может наложить на него за это санкции, но вполне может попросить клиента закрыть счет, что для китайского поставщика смерти подобно – чревато падением рейтинга и другими серьезными неприятностями. Логично, что китайские партнеры предпочтут отказаться от сотрудничества с российскими, нежели ставить под угрозу свой многолетний бизнес».
Фото Freepik.com