Дальневосточный форум предпринимателей (18+) в Хабаровске снова стал генеральной репетицией перед сентябрьским ВЭФ. Традиционная встреча представителей власти, бизнеса и контролирующих органов — возможность нащупать наиболее актуальные вопросы и ответы на них.
— Результатом нашей сегодняшней работы будут тезисы, проблематика и предложения, которые лягут в основу ключевой сессии на Восточном экономическом форуме. Модератором этой площадки будет выступать Дмитрий Демешин. Мы упаковываем все это и отдаем врио губернатора. В тот же день аналитику, которую мы соберем, президенту, — с таким настроем начал круглый стол, посвященный снижению административного и силового давления на бизнес уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Андрей Веретенников.
Возможностью донести свои идеи и наболевшие вопросы до президента воспользовались многие предприниматели как на этой, так и на других площадках форума. В частности представители группы компаний «Эльга» пожаловались на частые внеплановые проверки в одном из регионов ДФО.
— Известно, что президент поручил осуществлять контроль за их исполнением. Но кто сказал, что исполнение выражается в ежегодных проверках? Возможно, не все знают, но некоторые органы, оправдывая визит этими соглашениями, могут прийти к вам для проведения проверки без предварительного согласования с прокуратурой. В Амурской области сложилась ситуация, в которой третий год подряд ГИТ (Государственная инспекция труда) без согласования с федеральными органами проводит проверку наших комплексов, по итогам которых нам поступают штрафы, — высказалась Александра Леонова. – Якутия, например, пошла нам навстречу и признала подобные проверки незаконными.
Обозначили на полях форума и немало других проблем: при выходе локальной продукции в торговые сети, сложностях при получении кредитов, кадровому дефициту в отраслях… Однако нашлось и немало позитивных тем для обсуждения. Например, приход в регион маркетплейсов с их логистическими центрами.
— Сейчас идет процесс оформления документов на земельный участок под строительство логистического объекта в Хабаровском крае. Планируется склад площадью в 173 тысячи квадратных метров. Планируемые инвестиции в строительство — 8,7 миллиарда рублей. Предположительно срок реализации проекта — до 2030 года, — рассказала руководитель специальных проектов Wildberries Юлия Кукота.
Оценить важность прихода торговой площадки нового формата проще, оперируя цифрами, озвученными представителем компании. В 2024 году «дикие ягоды» продали хабаровчанам товаров на 9,5 миллиарда рублей. Селлеры из нашего региона, в свою очередь, реализовали продукцию на сумму в 5,3 миллиарда. Дисбаланс на лицо. Но надежда на выправление ситуации есть, если предпринимателям приглянется новая инфраструктура.
Сейчас самыми востребованными статьями «вайлдберизного» экспорта в Хабаровском крае являются одежда, косметика и парфюмерия, бытовая техника и продукты. Как правило, работой с площадкой занимаются представители малого и среднего бизнеса (МСП). Их у Wildberries в регионе более 2 тысяч. Для сравнения: в начале пленарной сессии врио губернатора Дмитрий Демешин сообщил, что в крае зарегистрированы 80 тысяч представителей МСП и 50 тысяч самозанятых. Путем несложных подсчетов приходим к выводу: уже сейчас примерно 1,5% малых бизнесов так или иначе связаны с этим маркетплейсом. С появлением логистического центра их работа наверняка упростится. Можно предположить и то, что доля тех, кто решится продвигать свои товары онлайн после запуска объекта возрастет.
Какой же деятельности отдают предпочтение представители МСП в регионе? Перед тем, как говорить о мерах поддержки, полезно знать ответ на этот вопрос.
— Понятно, что предприниматели работают во всех сферах экономики края. В производстве — 6%, туризме — 3%, IT — 1,5%, торговле — 36%, — озвучил врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин. — Нас интересует, чтоб каждый из вас эти обороты наращивал. А для этого как раз нужно государство. Честно вам скажу, я без доверия отношусь к финансовым мерам поддержки. Я не сторонник того, чтобы предприниматели на системной основе становились, простите за грубое выражение, паразитами. Предприниматель — самодостаточный человек, который должен уметь зарабатывать с рынка. А вот поддерживать его на начальном этапе посредством налоговых льгот, имущественной поддержки — вы, наверное, слышали, я ставил задачу, чтобы мы поддержали для производителей чисто наших товаров арендные ставки по линии имущества, которое у нас принадлежит муниципальным либо государственным органам власти. Опять же: гранты, льготное финансирование — это надо делать. Но надо делать разово, помогая вам вставать на ноги. А потом уже продвигать ваш продукт на рынке.
Глава региона подчеркнул, что глобальной целью для хабаровских предпринимателей должен стать выход на международные рынки. Тому, какие инструменты помогут бизнесменам, была посвящена весомая часть пленарной сессии и других встреч Дальневосточного форума предпринимателей. К дискуссии присоединились замгендиректора корпорации МСП РФ, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России и другие эксперты федерального уровня.
Чтоб инициатива не разбилась о быт: как без Госплана развивать индустрию в Хабаровском крае
Из примечательного: Дмитрий Демешин анонсировал создание еще двух индустриальных парков в регионе. Новые площадки с особыми условиями работы появятся в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Мест в действующих практически не осталось. Эту перспективу врио губернатора уже обсуждал с главой Минпромторга РФ Денисом Мантуровым. Его визит в регион планируется после ВЭФ.
— Я рассчитываю, что он посмотрит, в первую очередь, на Комсомольские площадки, — отметил Дмитрий Демешин.
С Денисом Мантуровым обсуждалась и еще одна палочка-выручалочка для бизнеса в регионе — запуск новые льготные кредиты для представителей технопрома.
— С 26 августа уже наш Фонд микрофинансирования готов принимать заявки по технопрому. Сумма займа — до 5 миллионов, под 6% годовых. До 3 лет. С 1 сентября по всем продуктам Фонда у нас будет снижена ставка для микрозаймов. С Денисом Алексеевичем Мантуровым договорились, он нас докапитализует по этому решению. Он дал команду. Это позволит нам примерно 15-20 проектов уже реализовать сейчас. В первую очередь, нас интересует технологическое перевооружение. У нас очень много ниш. Я сейчас знакомлюсь, много посещаю крупных предприятий, и там та же самая металлообработка. Очень большая потребность, — подчеркнул врио губернатора.
Еще одной нишей может стать работа с крупнейшими заказчиками. По закону 25% закупок крупных компаний с госучастием должны производиться у представителей малого и среднего бизнеса. О том, как обстоят дела на этом фронте, рассказал замгендиректора Корпорации МСП России Андрей Железняков.
— В этом году более 5 триллионов рублей — объем закупок для субъектов МСП от крупных заказчиков. Если брать Хабаровский край, то в 2024 году это почти 10 миллиардов рублей. Он, кстати, прирос на 2,1 миллиарда рублей. Сегодня 1546 компаний Хабаровского края стали поставщиками крупнейших заказчиков, — сообщил Андрей Железняков. — Для поиска новых рынков сбыта мы договорились с крупнейшими заказчиками: они размещают на цифровой платформе МСП программы выращивания. Публикуют некую совокупность требований к продукции, в которой они заинтересованы для того, чтобы субъекты малого и среднего предпринимательства знали, какая номенклатура какому заказчику нужна и подать заявку на участие. Предприниматели участвуют в программе выращивания и результатом такого участия становится возможность заключения офсетных контрактов — долгосрочных договоров между крупнейшим заказчиком и субъектом МСП на долгие годы. Пока при нашем содействии 9 таких договоров подписали. На Дальнем Востоке — ни одного.
Еще один спикер форума — старший вице-президент — руководитель блока малого бизнеса ПАО «Промсвязьбанк» Ирина Жимерина с важностью участия МСП в закупках согласилась. Однако обозначила проблему, которую представителям бизнеса и власти региона необходимо решить.
— Мы регулярно анализируем ситуацию в целом по России и конкретно в регионах. В Хабаровском крае картина немножко отличается. Видим, что в последнее время участие МСП в госзакупках растет. Тренд положительный, нас это, безусловно, радует, — начала с достижений Ирина Жимерина. — Но в регионе [остро] стоит вопрос не только с набором новых кадров, но и с сокращением персонала у представителей МСП. Малый и средний бизнес просто не способен конкурировать зарплатами с крупными компаниями. А без кадров развивать бизнес достаточно сложно.
Другой гость рассказал о планах перевода Российской экономики на новые рельсы. Сейчас в разработке находятся протекционистские меры.
— Бытует мнение, что отделы закупок наших торговых сетей по сути являются отделами продаж китайских товаропроизводителей. И мы должны с вами сделать наоборот. Это одна из наших ключевых инициатив — законопроект «О русской полке» заключается в том, чтобы воспользоваться огромным профессионализмом нашей розницы — маркетплейсов. Мягко обязать их продвигать какую-то часть российского ассортимента товаров. Таким образом, розница будет учить наших производителей создавать то, что просит наше население. А мы усилим российские бренды, которые сейчас по многим позициям проигрывают транснациональным корпорациям. Одно из ключевых правил маркетинга в сфере потребительских товаров: экспортируется только тот бренд, который занимает ключевые или очень сильные позиции на домашнем рынке. Если компания не известна на домашнем рынке, ее продукты никто не будет экспортировать. Мы должны переходить к политике разумного протекционизма. И здесь региональные бренды априори находятся. Я не думаю, что непродовольственные товары нужно как-то продвигать именно в регионах, потому что это все-таки общероссийский рынок. Но маркетплейсы в нашем проекте должны будут продвигать именно российские товары. Если покупатель ищет дрель, то ему должен быть предложен и российский аналог, — уверен директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов.
Ольга Цыкарева
Фото автора