Совместное освоение острова Большой Уссурийский находится на повестке далеко не первый год. Редакция «Дальневосточного обозрения» продолжает следить за проектом, который близок к реализации как никогда прежде. О дате предполагаемого открытия погранперехода, планируемом пассажирском и грузопотоке, а также другой специфике создания одной из самых перспективных транспортных артерий ДФО стало известно на Дальневосточном форуме предпринимателей в Хабаровске (18+).
Прелюдия к ВЭФ: ключевые идеи Дальневосточного форума предпринимателей в Хабаровске
Одним из главных итогов прошлогоднего ВЭФ (18+) для Хабаровского края можно назвать принятие идеи создания Международной ТОР на Большом Уссурийском. Весной этого года стало известно о том, что новый режим заработает на острове с 1 января 2025 года. Дело осталось за «малым» — создать и запустить необходимую инфраструктуру: погранпереход, логистические мощности, проработать их защиту от паводков и решить вопрос транспортной доступности — подходящая дорога на российской стороне можно сказать что отсутствовала.
Прошел почти год, делегация региона вновь готовится к форуму во Владивостоке, речь о важности разворота на Восток заходит все чаще. Чего же достигли в реализации проекта, вошедшего в мастер-план развития Хабаровска? Об этом рассказали во время круглого стола, посвященного данной теме.
На запрос редакции «Дальневосточного обозрения» о перспективах развития Большого Уссурийского и финансировании проекта в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики ответили, что Минтранс и Минфин России на данный момент обсуждают выделение из федерального бюджета для данной цели 10,8 миллиарда рублей. Разработка мастер-плана предварительно будет осуществляться в 5 этапов. Сроки реализации проекта назначены на 2025-2029 годы.
На препринимательском форуме же выяснилось, что одной из ключевых задач для краевых властей за последний год в плане развития Большого Уссурийского было утверждение именно грузопассажирского формата погранперехода: возможность перевозить товары через границу пришлось защищать и отстаивать.
— Мы получили от предпринимателей края основу, которая позволила нам защитить данный статус перед большой межправительственной рабочей группой по приоритезации пунктов пропуска. Сейчас мы действительно доказали представителям этой рабочей группы, что у нас есть интерес бизнеса. Мы подтвердили эти инвестиции. На площадке пленарного заседания был озвучен дополнительный проект к нашему пакету документов — логистический комплекс Wildberries, который они также планируют запустить, начиная со следующего года в границах ТОР «Северная» города Хабаровска, — рассказала первый замминистра экономразвития Хабаровского края Валентина Филоненко.
Предполагается, что само строительство надолго не затянется.
— Президентом определены сроки строительства: 2025-2027 годы. В настоящее время сформирован и оформлен в собственность Хабаровского края земельный участок — порядка 43 гектаров для будущего строительства грузопассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Правительством Хабаровского края сформирован полный пакет документов установления, открытия, функционирования, реконструкции и закрытия пункта пропуска через государственную границу РФ, — озвучила зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева.
К пункту пропуска планируют проложить и подъездную дорогу. Ее поднимут до незатопляемых отметок (в некоторых местах до 6 метров). Пограничную инфраструктуру также поднимут на случай паводков. На поднятие необходимых участков планируют потратить около 2,5 миллиарда рублей.
Строительство новой дороги профинансируют в том числе и из федерального бюджета. Первый транш — около 500 миллионов рублей для этой цели планируют получить уже в сентябре. Региональное правительство подало заявку на включение проекта в нацпроект «Эффективная транспортная система», что позволит рассчитывать на стабильное финансирование.
— Работа по утверждению проекта очень сложная и кропотливая, в 2018 году мы ее уже проходили. Но она однозначно будет завершена до конца 2024 года. Не может быть такой ситуации, что какой-то нацпроект не был утвержден. На текущий момент в проекте документа наш пункт пропуска указан с финансированием по годам, — уверена Валентина Филоненко.
Как будет выглядеть пограничная зона, уже известно. Погранпереход расположится на участке 400 на 500 метров, от воды защитят участок площадью в 21 гектар. Расстояние между российским пунктом Большой Уссурийский и китайским Хейсяцзидао составит 145 метров. Для проезда транспорта выделят 5 полос в одну сторону и столько же — в другую. В июне 2024 года согласовали пропускную способность: в сутки через границу смогут пройти более 2,5 тысячи физлиц, примерно 250 единиц грузового транспорта и 50 пассажирских автобусов. Участники встречи отметили, что эти параметры согласованы с китайской стороной. Со стороны Поднебесной погранпереход планируют достроить к концу 2026 года.
— В 2025 году мы приступаем к проектированию строительства пункта пропуска на Большом Уссурийском. Строительные работы планируем начать в 2026 году, завершить — в 2027 году, — рассказал директор хабаровского филиала Росгранстрой Камиль Галимов. — По конфигурации пункт пропуска Большой Уссурийский будет аналогичен пункту пропуска Марково в Калининградской области. В пункте пропуска будет предусмотрен магазин беспошлинной торговли и площадки для постоя грузового автотранспорта. Также нами проработан распорядок работы пункта пропуска на этапе его перспективного открытия с учетом ранее обозначенной пропускной способности. Ежедневно с 9 утра до 9 вечера по Хабаровскому времени.
Подготовку к запуску ведут и в таможне.
— Нам предоставлены прогнозы интенсивности движения через пункт пропуска. В 2026 году он составит более 700 тысяч человек и более 800 тысяч тонн груза в год. К 2030 году показатели подрастут до полутора миллионов человек и более миллиона тонн груза в год. Таможенной службой утверждено техническое задание на обустройство и техническое оснащение зданий, сооружений, помещений для организации таможенного контроля и информационно-технических средств под те объемы, которые заявлены как перспективные, — сообщил начальник Хабаровской таможни Дмитрий Ковалев.
При разработке проекта власти региона решили отойти от гулливеровских масштабов и рассчитали инфраструктуру с учетом актуального спроса. Истории с недозагруженным «Обходом Хабаровска» повториться не должно.
— С точки зрения перспективы мы уже строили обход Хабаровска. Не буду говорить, какие умные головы считали, что 100 тысяч грузовых автомобилей в сутки по нему пойдет. Я вот все жду, когда они пойдут уже! Но пока больше полутора тысяч, к сожалению, не проходит. Как пройдут 200 машин? Интенсивность моста сейчас позволяет пропустить до 1,5 тысячи машин в сутки. Движение на пункте пропуска у нас не круглосуточное. У нас основной вопрос в логистическом центре и накопителях. Все эти вопросы в настоящий момент предусмотрены, — парировала вопрос из зала Ирина Горбачева. — По туристам: речной порт и другие погранпункты никуда не денутся. Да, мы предполагаем, что большинство туристов двинутся на автомобилях, но тут все не так просто. Все жители Хабаровска на машинах в Китай не поедут. Им сначала надо будет оформить права, потом зарегистрировать транспортное средство для ввоза на территорию иностранного государства, а потом подумать, нужно ли ехать на своем автомобиле вообще. Мы не ждем больше 50 автобусов в сутки на первые 2 года работы погранпункта. Надеемся, что их будет столько, но пока вся логистика даже речного пункта говорит о том, что данного объема трафика будет достаточно.
Гораздо актуальнее в данном контексте обратить внимание на логистическую инфраструктуру и кадры. Эксперты круглого стола подчеркнули, что нынешних складских мощностей в Хабаровском крае недостаточно. В условиях дефицита на рынке труда вызовом может стать и набор персонала для будущих предприятий МТОР на Большом Уссурийском. Строительство складов при грамотном подходе может стать перспективной нишей: федеральный эксперт в сфере логистики и представитель одного из ведущих предприятий страны Артем Камышин подчеркнул, что только за первый квартал этого года стоимость аренды помещений для хранения товаров выросла почти на 15%. Вложиться в возведение востребованного объекта может быть выгодно даже при нынешней высокой ключевой ставке.
Ставки по-взрослому: дальневосточные компании в поисках капитала все чаще идут на биржу
Ольга Цыкарева
Фото автора