Сезон отпусков в самом разгаре, и отличия островного региона смогли оценить многие дальневосточники: современная инфраструктура, близость объектов друг к другу, щедрая на дары природа, приятный климат. А что с деловой средой? Какие вызовы и стоят перед предпринимателями и властями? Где наиболее значимые точки роста? Об этом и многом другом в интервью “Дальневосточному обозрению” рассказал бизнес-омбудсмен Сахалинской области Андрей Коваленко.
— Невооруженным взглядом видно, что социальная и туристическая инфраструктура Сахалина за последние годы значительно выросла. Бизнесу это помогает?
— Раньше работать на островах было намного сложнее из-за того, что обслуживали мы практически только местное население. Сейчас добавились приезжие. У нас есть событийный туризм: недавно проходил Чемпионат России по плаванию, проектно-образовательный интенсив “Архипелаг”, форум “Острова” — все эти мероприятия привлекают профессионалов, которые дают покупательскую способность нашему бизнесу.
Важна и “социалка”. Вспомним, у Агентства стратегических инициатив есть не только рейтинг инвестиционной привлекательности, но и качества жизни. Уверен, что между ними есть связь: если уровень жизни в регионе растет, то инвестору, который планирует переехать сюда вместе с семьей хочется в нем работать. Местным же становится интересно масштабировать бизнес, начиная с Сахалина.
С таким высоким качеством инфраструктуры к нам приезжают заслуженные тренеры со всей России — это сказывается на качестве предоставляемых услуг. Объектов становится все больше — скоро достроят еще и масштабный центр водных видов спорта. У меня, к примеру, трое детей, и я бы сто раз подумал о том, стоит ли с Сахалина уезжать. У нас есть все то же, что и в Москве. Но в столице весь день можно в пробках провести, а у нас все в шаговой доступности.
— Самые благоприятные условия для открытия бизнеса в ДФО на Сахалине?
— В целом, на Дальнем Востоке везде есть развитие. Я недавно посещал посещал Хабаровский край и Приморье. В Хабаровске очень понравились рестораны. Вижу, как растет качество обслуживания. Во Владивостоке это тоже заметно, но там много иностранных туристов, которые дают приток гостей. У нас, пока, приезд иностранцев из дружественных страны — редкость. Пока мы рассчитываем на внутренний туризм.
К тому же, нельзя говорить о регионе только как о Сахалине. У нас же есть и Курильские острова, территория опережающего развития. И, если сейчас посмотреть как идет развитие туристических маршрутов там, как улучшается инфраструктура и какой мультипликативный эффект это дает — колоссальный! Все самолеты загружены, появляются дополнительные авиарейсы. Люди летят и летят на Курилы. Думаю, что в будущем это направление будет быстро развиваться. Сейчас логистика в целом на подъеме, губернатор лично курирует развитие железнодорожного транспорта и авиамаршрутов. У Валерия Лимаренко этот вопрос под личным контролем.
— Раньше на Сахалине было немало иностранцев из стран ныне недружественных. Их уход ударил по бизнесу региона?
— У меня две дочери. И для них общение с иностранцами была стимулом к изучению английского языка. Он звучал везде. И это неплохо, это мотивация для развития. Но говорить, что мы экономически от их ухода многое потеряли — не очень правильно. Вместо западных компаний в сфере СПГ работают другие.
Но мультипликативный эффект от того, что островные компании долгое время работали по международным стандартам, строили глобальные объекты, получили серьезные возможности для заработка, начиная от перевозок, заканчивая сдачей недвижимости, был велик. Сейчас наши строители возводят объекты, которые осилит не каждое предприятие федерального уровня. Аквапарк — прекрасный пример.
Легкоатлетический манеж, который готовится к сдаче — тоже. “Газпром” сейчас заканчивает масштабные стройки, а на субподряде кто? — наши компании, островные. Опыт никуда не делся.
— Поговорим о специфике Сахалина. Какой фактор больше всего влияет на бизнес?
— Регион у нас островной, есть сложности с логистикой. Но с ними мы справляться научились. А вот население пока маленькое. Туристов становится больше, но все же хотелось бы больше людей.
— Мост на материк решит проблему? Он вообще нужен?
— К мосту как экономически рентабельному проекту нужно подходить с осторожностью. Я и сам бизнесом занимался, знаю, как много к нам поступает грузов. И как тяжело загрузить эти контейнеры обратно, в западную часть России. Например, водные биоресурсы добываются в океане и флот их сам до нужной точки довозит. Когда мост появится, по нему пойдет колоссальный поток грузов к нам. А чем мы их загружать обратно будем? Это очень важно.
Вопрос о строительстве моста на Сахалин вновь поднят президентом
Но со стороны единого социального государства и планов на будущее, мост, конечно, нужен. Я бы не выносил на стопроцентную рентабельность в течение какого-то обозримого времени. Но даже если 50% затрат перекроется, мост необходим. Товарооборот все равно большой. И этот мост будет нацелен, скорее всего, на железнодорожный транспорт. Это вряд ли будет автомобильный мост. Расстояние приличное и погодные условия очень сложные. На Крым мы уже подобный мост построили. Я думаю, осилим и здесь. Строители точно справятся!
— Вспомним наболевшие мозоли других регионов. В Приморье и Хабаровском крае немало проблем с землями, находящимися в собственности Минобороны. А у вас?
— У нас такая проблема тоже есть, но губернатор активно работает с землями Минобороны. Очень много бесхозных участков перешли в собственность субъекта. Какие-то ключевые объекты, например, маяк Анива сменили собственника и сейчас реставрируются. Понятно, что у Минобороны есть своя стратегия, а у региона — своя. Но в данном случае решение явно не пошло в ущерб безопасности Дальнего Востока.
Спорные вопросы еще есть. Но ко всему надо относиться с пониманием и профессионализмом. Отдавать все, что потребует бизнес, тоже нельзя. Тем более, что территория у нас приграничная.
— За время вашего пребывания на посту жалобы предпринимателей изменились?
— Раньше главным препятствием бизнесу было административное давление. Сейчас этой теме посвящено менее 15% обращений. Хотя, в рейтинге инвестиционной привлекательности предприниматели пока при опросах указывают, что проблема осталась. По некоторым параметрам она у нас довольно-таки сильна. Если взять контрольно-надзорную деятельность, то по тому же рейтингу мы видим, что у нас значительно снизилось привлечение к штрафам, мы давно уже по этому пути идем в рамках инвестиционного совета при губернаторе. На обратной связи всегда выслушиваем предпринимателей. Сейчас если контрольно-надзорный орган выходит, то его задача — быть, в первую очередь, помощником предпринимателя.
Бизнес-омбудсмен не должен «охранять кресло» — Марина Шемилина
Визиты носят профилактический характер, либо предупредительный. Если нет угрозы жизни людей. Предприниматели активно привлекают уполномоченного в качестве третьей стороны во время проверок. Мы в них стоим на стороне предпринимателя. И с областной прокуратурой отстаиваем права бизнеса. Предупреждаем, что предприниматели могут привлекать нас, когда к ним собирается проверка.
Есть сторона, которая касается правоохранительных органов. И здесь наши предприниматели указывают, что все еще ощущают давление. Но обращений за последнее время стало намного меньше.
К тому же, мы сотрудничаем с федеральным проектом “За бизнес”. Элина Сидоренко была у нас на Сахалине несколько раз. Мы проводили совместный прием с тогда еще замгенпрокурора страны Дмитрием Демешиным. Он каждое обращение брал под личный контроль. Для некоторых предпринимателей обращения к персонам такого уровня привели к положительному исходу.
— Что можно назвать главной головной болью бизнеса в регионе?
— Земельно-имущественные отношения. Почему именно они? Предприниматели ищут хорошие участки земли для своих инвестпроектов. Не обязательно приезжие, местные тоже. Муниципалитеты, в свою очередь, проводят ревизию участков, многие площадки оказываются незадействованными или бесхозными. Но находятся какие-то собственники, которые и к нам тоже обращаются.
— Одними ли нефтью, газом и туризмом жив Сахалин? За счет чего острова будут развиваться в ближайшие годы?
— Еще рыбу забыли, но тут не все так однозначно. Мы хоть и являемся рыбохозяйственным регионом, одним из лидеров по добыче водных биоресурсов. Но океанических. С учетом того, что население в регионе небольшое, а сам улов продается преимущественно в западной части страны или за границей, к нам флот обычно не возвращается. Раньше на каждого прибрежного рыбака создавалось в области 10 рабочих мест благодаря подходу лосося. Но, к сожалению, подходы лосося на протяжении многих лет, мягко говоря, не те, которых мы ждем. Прибрежное рыболовство у нас сейчас не является серьезным катализатором промышленности. Но мы ожидаем, что подходы лосося у нас будут повышаться, благодаря усиленной охране рек и искусственному воспроизводству лосося. Наши рыбзаводы — лидеры страны в данном направлении.
В долгах как в сетях: рыбопромышленники Хабаровского края готовятся платить за право на улов
Лосось возвращается к родным естественным нерестилищам. Но это еще и геополитический вопрос. Россия — третья страна по числу выпущенных в Тихий океан мальков лосося. Кормовая база не бездонная. Государства, которые займут нишу в дальнейшем будут получать биомассу в виде лосося у своих берегов.
А планируется у нас логистический прорыв в связи с появлением нового аэропорта. Внутрирегиональные перевозки растут — это очень важно. И самое главное — приводится в порядок наша портовая инфраструктура: Корсаковский порт и проект в районе Макарова и Поронайска — это долгосрочная перспектива, очень важная для нашего региона. Здесь участвует крупный бизнес. Эффект будет: компании, которые будут работать в Корсаковском районе, локализуются на острове. Они регистрируются у нас, что очень важно — подоходный и имущественный налог будет идти в бюджет Сахалинской области. Эти проекты очень радуют.
Заложили камень в строительство логистического центра на Сахалине
К тому же мы давно просили сделать локальные точки промышленных площадок — индустриальные парки. На фоне других регионов может показаться, что поздно, но мы заканчиваем строительство в очень выгодных местах — промышленно-нефтегазовый на Севере Сахалина и логистическо-пищевой, который предоставит не только участки для бизнеса, но и имущественные комплексы — склады, офисы и прочие помещения. Это, как раз, возможность для прихода внешних и внутренних инвесторов.
Ольга Цыкарева
Фото предоставлено Андреем Коваленко и автора