Новыми подробностями развития острова Большой Уссурийский поделились на Всероссийском туристическом форуме «Открой Дальний Восток» (18+). Озвучена предполагаемая дата запуска грузопассажирского пункта пропуска 2026-2027 год — это именно тот сценарий, к которому стремятся в правительстве Хабаровского края. Как регион форсирует наступление Больших событий — в материале «Дальневосточного обозрения».
В конце августа проект грузопассажирского перехода и открытие Международной ТОР уже попадало в центр внимания. Вопрос обсуждался на Дальневосточном форуме предпринимателей (18+), рассказали о том, что развитие инфраструктуры на территории получит федеральное финансирование в размере 500 миллионов рублей, на которые построят транспортную инфраструктуру, поднимут важные объекты выше уровня подтопляемости и возведут погранпункт. Тогда же объявили, что правительству Хабаровского края удалось отстоять грузопассажирский формат перехода через границу, и указали, что, вероятно, он будет включать 5 полос в каждую сторону.
На сентябрьском форуме и. о. министра экономического развития Хабаровского края Валентина Филоненко поделилась и другими подробностями. Так, объявленное выше финансирование регион получит только в следующем году. Это связано с включением объекта в нацпроект, который стартует только в 2025-м.
— Нам Минфин довел, что все мероприятия по строительству пункта пропуска будут проводиться с начала 2025 года. На текущий момент, в еще не утвержденном нацпроекте «Транспорт» на период 2025-2030 годов указано, что ввод в эксплуатацию произойдет в 2029 году. Но задача и поручение президента стоит — завершить строительство в 2026 году. Все находится на личном контроле у губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина. Он лоббирует решение вопросов на федеральном уровне лично, встречаясь с членами правительства РФ, проговаривая возникающие вопросы и давая нам поручения для того, чтобы тот срок, установленный Минтрансом России, сдвинуть в интересах бизнеса Хабаровского края. У нас ключевая цель — максимально сдвинуть сроки ввода пункта пропуска на острове Большой Уссурийский, — рассказала Валентина Филоненко.
Работу разобьют на три блока: прокладывание подъездной дороги к погранпункту от моста, строительство насыпной площадки и возведение самого пункта пропуска. Эти задачи и планируют выполнить до конца 2026 года.
— Мы начинаем строить дорогу в апреле-мае. Планируем с учетом поступления федеральных денег. Мы в 2024 году встроились в пересменку национальных проектов и закрытие Минфином РФ бюджетного цикла. В новом [цикле] мы будем единственным новым пунктом пропуска в РФ, а это очень важно. Проект будет еще более уникальным, — добавила Валентина Филоненко.
Работа на китайской стороне трансграничного острова сейчас находится примерно на том же этапе, что и на российской.
— До конца этого года мы должны провести двустороннее заседание рабочей группы с представителями КНР. Наши китайские партнеры также говорят о том, что на их стороне пункт пропуска также планируют ввести в 2026 году, — сообщила и. о. министра экономразвития Хабаровского края. — Физически они приступают к строительству на своей стороне тоже в апреле-мае следующего года. Сейчас они зашли к нам с вопросом о том, где будет точка пересечения границы по дороге с их стороны. То есть они тоже свою дорогу пока не спроектировали.
Параллельно Корпорация развития Дальнего Востока готовит техническое задание для разработки мастер-плана развития трансграничной территории.
— Было очень много различных концепций, в которых предполагалось и создание ипподрома, и русской деревни… Сегодня мы должны все-таки определить этапность развития острова. Понятно, что на первом этапе первостепенной будет именно приграничная инфраструктура, но она двигается своим путем. Думаю, что мастер-план будет только констатировать факт ее наличия, — рассуждает и. о. директора АО «КРДВ Хабаровск» Иван Середин. — Сейчас основные два направления, по которым можно привлекать инвесторов: туризм (мы видим по другую сторону границы, что китайские партнеры уже развили это направление, создали базовую инфраструктуру) и логистика — создание логистических хабов для обработки грузов. На первом этапе мы иллюзий не питаем, это, скорее, будет корневой берег. У нас уже реализуется ряд проектов в сфере логистики, но на втором, третьем и последующих этапах возможна локализация и на территории острова.
В ходе экспертной сессии поднимался и вопрос затопляемости острова. Какая инфраструктура сможет быть построена именно на Большом Уссурийском, а какую расположат на материке, также будет решено при разработке мастер-плана. Впрочем, участники встречи уже предложили построить для туристов базу отдыха из дальневосточных аналогов бунгало или расположить средства размещения на дебаркадерах, которые в условиях паводка можно будет безболезненно отогнать в гавань.
Вполне возможно, что стоянки для транспорта, ожидающего очередь для перехода через границу, расположат на материке.
— Будет введена электронная очередь для пересечения границы и площадка ожидания должна быть расположена на коренном берегу до моста. И уже когда очередь будет подходить, водитель будет продвигаться к мосту. Мы эту задачу на заседании рабочей группы поднимали и, с учетом опыта коллег, пришли к такому решению. Но на текущем этапе окончательное решение по данному вопросу еще не принято, — уточнила Валентина Филоненко.
Окончательно не принято решение и о том, будет на острове действовать Международная ТОР или обыкновенная. Представитель КРДВ рассказал, что базовый сценарий, который предусматривается в мастер-плане — уже стандартный для Хабаровского края преференциальный режим.
— Вопрос по МТОР в том, что до сегодняшнего момента новая статья о территориях опережающего развития в части статуса и преференциальных режимов, которые будут действовать на территориях международных ТОР реализовываться, еще не принята. Первый вариант законопроекта, который в феврале был представлен в Госдуме, с учетом поступивших замечаний направлен на доработку, — обозначила Валентина Филоненко. — Иного варианта законопроекта еще не было. Поэтому по итогам совещаний было принято решение, чтобы ускорить все процессы, не ждать принятия законопроекта, а на первом этапе распространить просто ТОР, а затем, когда решения будут приняты, переделать ТОР в МТОР.
В особую экономическую зону включат всю часть Большого Уссурийского, расположенного в Хабаровском районе, исключив участки, которые принадлежат непосредственно столичной агломерации.
— По расширению ТОР мы сегодня уже вышли на этап согласования проекта постановления правительства Российской Федерации по включению земельных участков, — озвучил Иван Середин. — Мы берем весь кадастровый квартал территории острова (порядка 100 квадратных километров) и прилегающую часть. По прилегающей части пока еще вопрос обсуждается. Ту часть территории Большого Уссурийского, которая входит в территорию Хабаровска, мы пока не трогаем. Она находится на значительном отдалении от точки пересечения границы и основной инфраструктуры. Мы понимаем, что даже на среднесрочную перспективу ее освоение будет достаточно затруднительным. Ни для кого не секрет, что территория достаточно сложная в освоении, она входит в зону подтопления. Там единственная часть, которая не затапливается — бывший военный городок, который остался от пограничников. Поселки расформированы после наводнения.
Вариант мастер-плана развития Большого Уссурийского и связанных с ним территорий обещали обсудить с представителями бизнес-сообщества региона. Параллельно краевые власти активно ведут переговоры с китайскими партнерами о том, что появится на нашей части трансграничного острова. Касательно туризма, на первых этапах упор планируют делать на существующую и развивающуюся инфраструктуру — водно-оздоровительный комплекс VOLNA, горнолыжный курорт «Хехцир» и самую протяженную на Дальнем Востоке набережную.
Владимир Путин призвал Госдуму и правительство РФ ускорить работу по созданию международных ТОР
Впрочем, проект как минимум одного из будущих туристических объектов на острове все же известен — Парк дружбы народов.
— Относительно освоения территории самого острова, Юрий Трутнев по итогам ВЭФ говорил о том, что Парк дружбы народов будет располагаться там, где остров не затапливается. И он будет не только российско-китайский, а вообще многосторонний, как и наш пункт пропуска, чтобы подчеркнуть многообразие культур в российско-китайском регионе. С точки же зрения окупаемости инвестиций, все будет постепенно. На первом этапе наши туроператоры будут предлагать российским и китайским туристам одни варианты туров, а исходя из обратной связи предложат новые уникальные продукты. Первоначальный же портфель для развития туристического потенциала острова Большой Уссурийский уже сформирован, — резюмировала Валентина Филоненко.
С главой Минэкономразвития Хабаровского края согласился и и. о. первого замминистра туризма региона.
— На первом этапе нас скорее интересует инфраструктура на материке. А она на коренном берегу уже есть. Для того чтобы наш регион не стал сугубо транзитным для китайцев, а туристы задерживались в нем на срок от 3-4 дней, нам необходимо совместно с бизнесом создавать новую и расширять уже действующую инфраструктуру. Но здесь, несмотря на меры поддержки, инициатива должна исходить от предпринимательского сообщества, — считает Михаил Сафронов. — Помимо инфраструктуры есть и другие вопросы. Например, серый сектор по приему китайских туристов. Над его решением мы работаем. Здесь есть и задача по подготовке квалифицированных российских гидов со знанием китайского языка. В текущем году мы первую группу таких специалистов подготовили, и в 2025-м планируем продолжать. Также сейчас мы работаем над прогнозами, какой номерной фонд нам понадобится. В ближайшее время он появится, и мы его обязательно представим.
Ольга Цыкарева
Фото автора и пресс-службы правительства Хабаровского края