Его работа – защищать права и интересы тех, на ком основывается российская экономика. Он считает, что предприниматели в нынешних экономических реалиях – настоящие герои нашего времени, а слову «проблема» предпочитает слово «затруднение». Бизнес-омбудсмен Амурской области Игорь Радченко – в публикации аналитического издания «Дальневосточное обозрение».

— Игорь Павлович, институт уполномоченного в Приамурье действует с 2014 года. Вы заступили на пост в ноябре 2022-го. Что происходит в сфере защиты прав предпринимателей?

— 15 сентября исполнилось 10 лет, как в Амурской области работает институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. На 31 августа 2024 года было зафиксировано 1500 обращений предпринимателей за защитой своих прав, это при том, что из них немало коллективных обращений и предложений.

— До поступления предложения вам приходилось заниматься защитой прав предпринимателей или чем-то подобным?

— У меня 17 лет юридической практики, сферой был правовой консалтинг предприятий. То есть по факту только изменил масштаб деятельности, а направление не изменилось — как работал с проблемами бизнеса, так и продолжил с ними работать. Поэтому достаточно легко влился в работу, практически нового ничего не было. Как профессионалу было интересно использовать новые инструменты и возможности в отстаивании интересов предпринимателей в новой должности. Потому что институт бизнес-защитника заключает в себе две стороны – защита на основе права и публичное освещение проблемы. И было интересно их соединение, комбинация.

— С какими проблемами приходили бизнесмены раньше? С какими приходят сейчас?

— Я бы начал с пандемии. Крупный бизнес страдал из-за закрытых границ, средний и малый, в том числе общественное питание, бьюти-сфера и так далее, лишились большей части своих клиентов. В тот момент большая часть обращений касалась ковидных ограничений и того, что с ними связано. С началом же специальной операции и новой волны антироссийских санкций у предпринимателей возникли трудности логистического характера. А учитывая, что в Амурской области развита приграничная торговля, это были серьезные проблемы. Кстати, в работе стараюсь избегать слова «проблема», предпочитая ему слово «затруднение». Потому что корень «труд» уже предполагает решение вопроса, стоит только потрудиться…

— Отношения с областным бизнес-сообществом можно назвать партнерскими?

— Думаю, можно. Спектр общения широк: от личного общения – приемы, бизнес-завтраки, деловые встречи, выездные мероприятия, до медиативных процедур по устранению административного барьера, изменений нормативно-правовой базы или системного отношения контрольного органа.

— Ваш ТГ-канал (18+) — это хобби, обязанность, помощь? Кто входит в аудиторию?

— Скорее, дополнительный инструмент в работе. Выше объяснил, что это закон и общественное поле.

— Вам приходится лоббировать интересы областного бизнеса в органах власти – законодательной, исполнительной…

— Давайте назовем это «отстаивать интересы бизнеса». Бизнес-омбудсмен — это мост между властью и бизнесом. И задача уполномоченного по защите прав предпринимателей — свести интересы бизнеса и интересы государства таким образом, чтобы экономика работала. В Амурской области проблемы предпринимателей стоят на особом контроле губернатора Василия Александровича Орлова. На ежеквартальной основе проходят заседания при губернаторе области по снижению административного давления, на которых присутствуют главы всех муниципалитетов, руководители всех контрольных ведомств и областных министерств, где мы разрешаем затруднения предпринимателей, столкнувшихся с административным давлением. При необходимости решение вопросов поднимается на федеральный уровень.

Например, трудности амурских перевозчиков при подключении к системе ГЛОНАСС. При содействии сенаторов от Амурской области вопрос был оперативно разрешен.

У нас много положительных историй, когда возникающие затруднения бизнеса разрешаются в рамках процедур медиации. Например, Россельхознадзор и переработчики рыбной продукции в Амурской области по вопросу сертификатов соответствия, частные дошкольные учреждения и Минцифры плюс министерство образования Амурской области по вопросу доступа к программам субсидирования.

— Как часто удается договориться?

— Прямая обязанность уполномоченных — следить за снижением административного давления. В Амурской области административное давление находится на достаточно низком уровне. Это, конечно, в том числе и следствие того моратория, который был введен на проверки бизнеса. И мы надеемся, что государство в этом отношении продолжит работу в таком же формате. Если перекладывать на цифры, то в Амурской области условные прямые затраты бизнеса, то есть затраты на оплату рабочего времени специалистов, задействованных при прохождении контрольно-надзорных мероприятий со стороны госорганов в рамках 248-ФЗ, составили в 2023 году всего порядка 20 миллионов рублей. При этом в бюджет за этот период поступили в виде налога от УСН и налога на прибыль организаций более 21 миллиарда рублей. Очевидно, что условия для развития экономики в Амурской области достаточно благоприятные.

— Амурская область много лет и даже десятилетий считалась преимущественно аграрным регионом. Что интересного происходит с экономическим развитием сейчас?

— Сейчас Амурская область, хоть это и избитый штамп, по-настоящему уникальный регион. Она как бриллиант, в котором много-много граней. И каждая грань или уже блестит, или готовится к этому.

Аграрная отрасль традиционно является одной из сильных сторон области, но, конечно же, не единственной. В 90-х приходилось часто ездить между Райчихинском и Благовещенском, и я видел пустующие поля. Сейчас нет ни одного клочка необработанной земли, мы научились выращивать и переходим к следующему этапу — переработке сои. Заложены крупнейшие предприятия, которые по своему потенциальному объему должны переработать всю сою, которую мы выращиваем. Это означает, что валовый внутренний продукт региона значительно увеличится.

Амурская область — это энергетическое сердце Дальневосточного федерального округа. Прорабатывается вопрос строительства новых гидроэлектростанций. Сейчас их три, в планах кратное увеличение. Идет добыча угля и каменного, и бурого, открываются новые месторождения, Огоджинское, например. Золотодобыча в регионе потребует отдельной статьи. Если взглянуть на историю Амурской области, она вообще выросла на золотых корнях, появление и последующее развитие региона во многом произошло благодаря тому, что здесь есть золото.

Еще одна новая грань — газохимический кластер. На территории города Свободного построен и достраивается газохимический комплекс со смежными дополнительными крупными производствами. Амурская область кипит этими стройками, этой энергией, устремленной в будущее, и, естественно, рядом стоит бизнес. Понятно, что в стройках участвуют гиганты, но рядом с ними всегда, как спутники, подтягиваются и местные предприниматели.

Космодром «Восточный». Огромная машина. Буквально в феврале на территории области проходил региональный съезд уполномоченных, и у нас с коллегами была возможность побывать на старте ракеты. Колоссальный прилив патриотизма. Мы видим, как развивается космодром, какие там сооружения, площадки, конвейерная сборка ракет. И это все не на сегодня, это фундамент развития на века. Помимо выполнения глобальных государственных задач, космодром – это ведь еще и развитие промышленного туризма, а, значит, и развитие туристической отрасли региона в целом. И не только он. Хребет Тукурингра — вся палитра цветов природы перед глазами, рыбалка на Талаканском водохранилище… Перечислять можно очень долго.

— В двух шагах Китай опять же…

— У нас формируется городская агломерация двух государств, Китая и России. Это Благовещенск и Хэйхэ. Строится международная канатная дорога, такого нигде нет в мире. Нас с Китаем связывает автодорожный мост, который недавно построен. Прорабатывается вопрос строительства железнодорожного перехода Джалинда-Мохэ, который будет соединять две страны.

— Что дал вам ВЭФ?

— Обмен идеями, диалог, а самое главное, новые коммуникации. Сейчас выигрывает тот, у кого взаимодействие налажено лучше и шире. В этом случае ВЭФ — отличная площадка. Коммуникации сейчас — это все, и этот принцип я включаю в работу. С коллегой из республики Бурятия Чингисом Матхеевым создали сайт закрытого типа для уполномоченных. Обмен успешными практиками позволит кратно увеличить эффективность работы бизнес-омбудсменов на территориях. Сейчас сайт на стадии запуска, но к проекту уже присоединились уполномоченные из Красноярского края, Приморского края, Кемеровской и Магаданской областей.

— Что больше всего хочется сделать для амурского предпринимательства на этой должности?

— Если допустить шутливый тон, то чтобы у бизнес-омбудсмена не было работы. Ну, а всерьез, очень хочется выстроить взаимоотношения с надзорными органами, с федеральными структурами таким образом, чтобы все было во благо. Позволю себе сравнение. В коронавирусную пандемию героями были врачи, хотя, считаю, они всегда герои. С началом СВО мы все с гордостью взглянули на нашу армию, на наших героев-военнослужащих. Но за всем стоит экономика и предпринимательство. Предприниматель сегодня тот герой, который находится в тылу, которому нужно помогать и оберегать. Чтобы вся работа чиновника была направлена на то, чтобы предпринимателю работалось проще, легче и эффективнее.

Когда общаюсь с предпринимателями, понимаю, что наш бизнес только начинает расправлять плечи и нам не хватает такого макро-взгляда. Яркий пример этому – экономика Китая. Даже судя по формированию их новостной повестки, хотя бы соседней с нами провинции Хейлуньцзян, сразу становится понятно —  они смотрят шире своей границы, своего района. У нашего же предпринимателя в повестке это так явно не прослеживается. А нужно расширять свои горизонты.

Отдельные слова нужно сказать о сплоченности. Наша страна сейчас отвечает на очень мощный, я бы даже сказал, исторический вызов. И этот вызов нужно проходить всем вместе.  Предприниматели должны понимать, что чем крепче и сплоченнее будут бизнес и государство, тем быстрее мы преодолеем все сложности. Сегодняшняя ставка ЦБ — это же следствие внешних факторов, которые давят на нас. И чем быстрее мы их устраним, тем быстрее ставка станет приемлемой и российская экономика задышит полной грудью.

Беседовала Руслана Страхова

Фото предоставлено Игорем Радченко