За практически завершившийся на Дальнем Востоке высокий туристический сезон сформировался и ряд тенденций, которые наверняка повлияют на развитие отрасли в будущем. Подробнее о них — в материале «Дальневосточного обозрения».
Одной из центральных тем Всероссийского туристического форума (16+) в прошлом году стало возобновление межправительственного соглашения России и Китая. На возможность перевозить туристов по групповым визам организаторы путешествий возлагали большие надежды. Особенно в приграничных районах — Приморье, Хабаровском крае, ЕАО и Амурской области. На старте речной навигации министр туризма Хабаровского края Екатерина Пунтус озвучивала прогноз: за лето регион посетят не менее 20 тысяч гостей из КНР. Как выяснилось, ожидания специалистов туриндустрии оправдались с лихвой.
— По итогам 2024 года мы ожидаем въездной турпоток в 1,3 миллиона человек. Рост по сравнению с 2023 годом — 20%, — сказала начальник отдела развития туризма Минтуризма Хабаровского края Елена Стручкова. — Более чем в два раза вырос и турпоток из Китая. Если за 2023 год регион посетили 16 тысяч человек, то по итогам этого года мы ожидаем показатель примерно в 40 тысяч иностранных туристов. В настоящее время китайские гости предпочитают сити-туры по Хабаровскому краю, но уже интересуются и экологическим туризмом. В этом году гости из Поднебесной побывали на Шантарских островах.
Чиновник отметила, что роль главного логистического центра на пути китайских туристов в другие регионы России Хабаровск также в полной мере еще не вернул. Край же активно прокачался в продвижении внутреннего туризма: жители ездят на экскурсии, посещают фестивали, а за льготными путевками к туристической жемчужине — Шантарским островам и вовсе выстраивались в очередь задолго до рассвета.
Главным же триумфатором этого летнего сезона стала Бурятия. Республика обслужила почти треть дальневосточного турпотока — 27%. Еще 17% туристов пришлось на Приморье и 15% — на Забайкальский край. Такие данные озвучил директор по коммуникациям сервиса МТС Travel Сергей Становкин. При помощи big data компания собрала показатели июня-августа 2023 и 2024 года, а затем сравнила их. Участники панельной сессии, посвященной итогам летнего сезона, за неимением официальной статистики (Росстат отчитается об итогах третьего квартала не ранее, чем через месяц), согласились опираться на эти цифры.
Погранпереход на Большом Уссурийском собираются открыть на 2-3 года раньше запланированного
Спикер также доложил, что больше всего интерес туристов возрос к летним путешествиям на Сахалин (+37%), Камчатку (+23%) и в Якутию (+20%). Отдых на Дальнем Востоке становится популярнее в ряде регионов России. Рост турпотока отметили из Ростовской области (+22%), Москвы и Московского округа (+19%), Ставропольского края (+18%), Татарстана (+11%) и Удмуртии (+11%). Таким образом, регионы Поволжья и Юга России стали чаще интересоваться отдыхом в ДФО.
Аналитики МТС Travel также посчитали, что самый большой федеральный округ страны берет на себя 5% туров продолжительностью в 5-14 дней и всего 3% туров, если считать, начиная с поездок с остановкой всего на одну ночь. Длительность поездок на Дальний Восток — своего рода фишка региона.
— Средняя длительность пребывания на Дальнем Востоке — 5-6 дней. На самом деле, это очень большой срок для турпоездок. Таким могут похвастаться разве что Калининградская область и Краснодарский край. Это сильно влияет и на турпродукт, и на поведение туристов. Ориентация на длительное пребывание — редкость, — отмечает Сергей Становкин.
Однако даже озвученные аналитиками оптимистические 5% въездных туров по стране, более, чем в половине случаев — поездки дальневосточников в соседние регионы.
— 56% поездок пришлось на соседский туризм — жители Дальнего Востока ездили в гости друг к другу. Тренд на соседский туризм наблюдается везде. Если мы говорим про Бурятию, то большая часть гостей прибывает из Иркутской области и Забайкальского края, тоже самое с Хабаровским и Приморским краями, — добавил Сергей Становкин.
Возможно, в таком контексте, несмотря на рост числа туристов во многих регионах, называть лето-2024 по-настоящему “горячим сезоном” для Дальнего Востока решится не каждый. Региональные туроператоры хором заявляли, что наложенные на российские банки санкции, не позволяют полноценно сотрудничать с азиатскими туроператорами. Федеральные компании говорили о том, что отсутствие субсидий на авиаперевозки не дает полноценно перенаправить на Дальний Восток туристов из перегруженной западной части страны. И, даже если их переправить за фулл прайс, то селить зачастую уже негде. Бездумное наращивание числа койко-мест в гостиницах и отелях тоже ни к чему хорошему не приведет — туристический сезон на Дальнем Востоке короткий, а предприниматели за низкий сезон могут попросту разориться, не дождавшись следующего лета.
Дискуссии о том, как разрешить сложившуюся ситуацию, на полях форума звучали все три дня. Директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко подчеркнул, что массовый спрос на Дальний Восток у западных регионов страны возникает при наличии субсидированных авиаперевозок. Готовых ехать по нашу сторону Урала за полную цену значительно меньше. Вопросом стабилизации туристического потока в высокий сезон сейчас активно занимаются федеральные туроператоры. Однако партнерам на местах при таком сотрудничестве придется подстраивать свой продукт под запросы целевой аудитории “больших братьев”.
— Турпродукт — такой же товар, как и любой другой. Он должен быть оценен, проанализирован на вопрос того, что входит в его состав, а затем сформирован конкретный пакет. Важно, чтобы итоговый вариант был доступен по цене. Мы — массовый туроператор и понимаем, что природа и другие красоты привлекают. Но, если цена будет запредельная, турист к вам не приедет. Поэтому федеральный и региональный туроператоры должны сделать так, чтобы результат их взаимодействия был привлекателен для клиентов, — настаивает заместитель гендиректора туроператора FUN&SUN Александр Сирченко.
Активное взаимодействие с федеральными туроператорами могло бы помочь Хабаровскому краю и некоторым другим дальневосточным регионам в формировании потока гостей во время низкого сезона. Одну из идей предложил гость из Беларуси — председатель правления Республиканского союза туриндустрии Филипп Гулый.
— От нас сейчас нет дальнемагистральных перелетов ни в Санью, ни в Таиланд, ни во Вьетнам. А спрос на эти направления есть, в этом сезоне он вырос на 25%. Нам лететь все равно далеко. Сейчас наши стали использовать перелеты через Ташкент с остановкой там. Побывать на Дальнем Востоке пусть даже в несезон, прикупить рыбу и погулять по городу было бы интересно. Но такие программы способны предлагать только федеральные туроператоры. У нас достаточно платежеспособных и удобных для российских компаний туристов — мы знаем язык, нужно только сориентировать: куда пойти, что посмотреть и где приобрести фирменные продукты. Последнее для белорусов очень важно, — отмечает Филипп Гулый.
Еще одной дальневосточной нишей, которая позволила бы развиваться не количественно, а качественно и с меньшей нагрузкой на экосистему и инфраструктуру, может стать обслуживание вип-клиентов. И в данном направлении спрос летом 2024 года не просто закрепился, но и усилился.
— В этом сезоне на Дальний Восток мы отправили туристов со стоимостью тура в более полумиллиона рублей на 36 миллионов рублей. В прошлом году таких туристов было примерно на 12 миллионов. Сегмент действительно растет. Это как правило работники государственного аппарата и представители крупного бизнеса, которые по различным причинам стали невыездными. Зачастую у этих людей мотив для покупки — возможность выделиться. Нестандартные локации и активности в этом году были полностью забиты, а по некоторым направлениям уже продан сезон 2025 года. Например, круиз на остров Врангеля. На Чукотке у нас раскупили примерно 95% туров, — рассказал гендиректор Adventure Guide Алексей Юдин. — Необдуманное наращивание туристической инфраструктуры может нанести непоправимый ущерб хрупкой природе. Скорее, надо задуматься о том, как рационально использовать то, что есть. Во многом, интерес к внутрироссийскому туризму сейчас определяется внешними факторами, если они как-то изменятся, остро встанет вопрос: отобьют ли предприниматели свои инвестиции?
Ольга Цыкарева
Фото автора