ООО «Хабавтотранс ДВ» взялось за вывоз ТКО в Хабаровском крае чуть больше двух лет назад. На протяжении всего этого срока к компании возникало множество вопросов. У кого-то может даже сложиться впечатление, что приход данного предприятия и вовсе ничего хорошего хабаровчанам не принес. Так ли это, разбираемся в материале.

Поиск компании на роль регоператора в Хабаровском крае в рамках пресловутой «мусорной реформы» прошел не без сучка и задоринки. Масштабы края, отсутствие необходимой инфраструктуры и другие факторы не позволили найти одну компанию, готовую обслуживать все населенные пункты разом. По итогу, власти решились на компромисс: в конце 2021 года объявили, что ООО «Хабавтотранс ДВ» будет обслуживать Хабаровск и район имени Лазо — территории, в которых есть лицензированный мусорный полигон.

Тогда же, будучи министром ЖКХ региона, Дарий Тюрин подчеркивал, что в перспективе «мусорная реформа» распространится и на другие территории края. И действительно, летом 2023 года свой регоператор появился в Хабаровском районе — им стало ООО «Зенит — Дальний Восток». Несколько недель назад появились новости и о том, что нашлась компания на эту роль и для Комсомольска-на-Амуре. С начала 2025 года по новым стандартам планируют вывозить ТКО и в Городе юности.

В этом контексте компания-регоператор перестает быть своего рода мусорным монополистом, но все же обязуется решать ряд задач. В частности, на отведенной территории она должна взять под контроль процесс вывоза отходов, заниматься ликвидацией свалок и работать в рамках установленных тарифов.

Но вернемся к пионеру регоператорского дела в крае. Примерно за полгода до начала работы, руководство ООО «Хабавтотранс ДВ» посетило пресс-конференцию, на которой, в том числе, описало, как видит свою работу в будущем.

— Основная функция регоператора – контроль и управление в сфере обращения с отходами. Мусор не должен копиться на площадках, график вывоза должен быть оптимальным. Если не хватает частоты вывоза или емкостей – это регулируется. С помощью системы ГЛОНАСС мы планируем контролировать маршруты передвижения машин. Помимо этого, мы планируем активнее работать с предпринимателями. Я проехался по некоторым районам Хабаровска и был в негативном смысле этого слова удивлен – на стихийных свалках по большей части лежит строительный мусор. Наш опыт работы позволяет предположить, что после заключения договора с региональным оператором, смысла избавляться от строительных отходов у компаний уже не будет, — рисовал достаточно радужную картину руководитель ООО «Хабавтотранс ДВ» Сергей Пайст.

Но не прошло и двух месяцев как Сергей Пайст передал права владения компанией Валерию Дунисову. Под его руководством «Хабавтотранс ДВ» и приступил к работе в июле 2022 года. Переходный период ознаменовался ни много ни мало коллапсом. Помочь регоператору пытались управляйки, муниципальные службы, краевые и городские власти.

Постепенно процесс работы наладился. В частности, «Хабавтотранс ДВ» взялся за систематический вывоз мусора в частных секторах. Здесь перешли от системы складирования отходов на зачастую дурнопахнущих контейнерных площадках к сбору собранного в специальные пакеты мусора у каждого домовладения по заранее оговоренному расписанию.

Занялся регоператор и ликвидацией свалок. На официальном сайте в конце сентября компания сообщила, что за неполный 2024 год им удалось выявить более 90 мест несанкционированного размещения отходов. В том числе и благодаря этой деятельности за неполные 9 месяцев этого года было ликвидировано 56 стихийных свалок. Также указывается, что в период со 2 сентября по 7 октября в рамках месячника по санитарной очистке территорий, благоустройству и озеленению муниципалитет запланировал устранить еще более 20 мест нелегального сброса мусора.

К слову, к коллегам «Хабавтотранса» — ООО «Зенит — Дальний Восток» на старте работы жители Хабаровского района также отнеслись настороженно. Здесь поводом для опасений стало изначальное намерение компании вывозить мусор только с контейнерных площадок, которых не хватало. Однако разрешить спор удалось в зародыше.

Главным же вопросом к мусорным операторам со временем стали тарифы регоператора. В этом году ФАС РФ заинтересовалась резким скачком цен на услуги по вывозу мусора на Дальнем Востоке. К вопросу также подключилась Комиссия по противодействию коррупции.

— В 2020 году министерством ЖКХ Хабаровского края было расторгнуто соглашение с региональным оператором ООО «ТСК ФЕСТ» по организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края. В 2021 был проведен новый конкурс по выбору регоператора, победителем которого признано ООО «Хабавтотранс ДВ». И вот в этот новый конкурс были заложены более высокие размеры расходов и установлен более высокий тариф. Например, для ООО «ТСК ФЕСТ» на 2022 год он был установлен в размере 5 110,08 рубля за тонну, исходя из НВВ (необходимой валовой выручки) на 2022 год в размере 1 082 484,5 тысячи рублей. Для ООО «Хабавтотранс ДВ» установленный тариф, исходя из НВВ на 2022 год в размере 1 355 335,75 тысячи рублей, составил 6 607,69 рубля за тонну; а на 2023 год тариф стал 7126,32 рубля за тонну. То есть, общий размер расходов, заложенный при проведении нового конкурса, увеличился на 3,29 миллиарда рублей, — комментировал председатель ХРО МОО «Комиссия по противодействию коррупции» Олег Губарец.

Тем временем, за период работы в Хабаровском крае экономические показатели ООО «Хабавтотранс-ДВ» показали впечатляющий рост. Если в 2021 году, по данным «СПАРК», компания показала убыток примерно на 2 миллиона рублей, то 2022 год она закрыла в уверенном плюсе — чистая прибыль составила более 95 миллионов рублей. За 2023 год показатели увеличились более чем в 3 раза — регоператору удалось заработать «чистыми» уже примерно 316 миллионов рублей.

По версии УФАС России, одной из причин такого успеха может быть картельный сговор между регоператором и утилизирующими компаниями. Ведомство считает, что ООО «Хабавтотранс ДВ» заключило с двумя компаниями-транспортировщиками отходов — ООО «Квант» и ООО «Норма» — антиконкурентные соглашения на сумму свыше 1,6 миллиарда рублей.

Антимонопольная служба установила, что «Хабавтотранс ДВ» предоставлял контрагентам информацию о проведении торгов, а также исключал участие в торгах иных лиц, тем самым создавая условия для победы в торгах. Кроме того, в действиях транспортировщиков обнаружено заключение картельного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах.

Материалы антимонопольного дела будут переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ (Ограничение конкуренции). Если вина участников сговора подтвердится, им грозят оборотные штрафы в соответствии с требованиями статьи 14.32 КоАП РФ.

Отмалчиваться в ответ на подозрения в свой адрес «Хабавтотранс ДВ» не стал. Регоператор призвал воздержаться от преждевременных выводов и обвинений.

— В ответ на официальные запросы и частный интерес сообщаем: доводы и решения, изложенные УФАС по Хабаровскому краю, в настоящее время проходят проверку. ООО «Хабавтотранс ДВ» намерено обжаловать данное решение в суде, — сообщается в Телеграм-канале «ТКО27» (18+). — Всю необходимую информацию, подтверждающую законность и обоснованность действий, в адрес антимонопольной службы регоператор предоставил. Отдельно отметим необходимость организации аукционов для определения подрядчиков. Согласно Правилам проведения торгов N1133, так как на территории Хабаровска и района имени Лазо образуется более 30% от всего объема твердых коммунальных отходов нашего края, регоператор был обязан провести торги для определения цены транспортирования ТКО.

Удастся ли компании доказать чистоту своей работы, покажет время. Мы, безусловно, продолжим следить за ходом споров.

Ольга Цыкарева

Фото пресс-службы администрации Хабаровска и с сайта ООО «Хабавтотранс ДВ»