Не успел российский авторынок адаптироваться к ставкам утилизационного сбора в августе 2023 года, как Минпромторг затянул еще одну петлю вокруг импорта машин. С 1 октября утильсбор снова повысили. На этот раз — в рамках пошаговой индексации до 2030 года. Автодилеры поясняют, что нововведение отразится как на вторичных рынках, так и на продажах новых автомобилей.
Ценовой коллапс
После первого повышения утильсбора в августе 2023-го стоимость машин, привозимых для продажи во Владивосток, выросла кратно.
Это не удивительно, ведь утильсбор за машину с ДВС объемом до 2 литров летом того года увеличился с 178,4 до 300 тыс. рублей, по машинам с объемом двигателя 2-3 литра ставки ударили в четырехкратном размере — с 281,6 до 844 тыс. рублей, а налог на электромобили «подскочил» сразу с 32,6 до 360 тыс. рублей.
Сумма утилизационного сбора на машины с объемом двигателя более 3 литров тогда увеличилась вдвое и составила 970 тыс. рублей, причем ставка применялась и к физическим лицам.
В итоге, в настоящее время новые машины уже стоят супердорого, а подержанные – просто дорого, но будет еще дороже.
С 1 октября утильсбор на новые машины с двигателем от одного до двух литров в 2024 году увеличится сразу на 85% (от 250 до 556 тыс. руб.), в 2025 году он подрастет еще на 20% — до 667 400 руб, а в 2030-м составит 1,17 млн руб.
На электромобили коэффициент в текущем году останется прежним — 1,63, но уже в следующем, 2025 году он вырастет в 20 раз (сумма составит 667,4 тыс. руб.), а к 2030 году увеличится в 36 раз – до 1,17 млн руб.
Сейчас средняя стоимость машин во Владивостоке — от 1 до 1,6 млн руб., речь идет об автомобилях в наличии и привезенных под клиента. Еще полтора-два года назад у населения была возможность приобрести беспробежный по России автомобиль в диапазоне 600-800 тысяч руб. Теперь такие цены ушли в прошлое безвозвратно.
Японская Хонда Stepwagon Spada 2018 г. с объемом 1,5 л и китайский Changan Uni-T 2020 года с объемом 1,5 л сравнялись в стоимости: доставить машины во Владивосток покупателю обойдется в 1,9 млн рублей.
Есть, конечно, варианты побюджетнее, например, Geely Cool Ray комплектации 1,5, AMT Comfort или Haval Dargo с объем 1,5 л – цена под ключ — 1,6 млн руб.
Но по большому счету, покупательский спрос концентрируется вокруг японских автомобилей в ценовом диапазоне до полутора миллионов рублей: Toyota Probox, Subaru Levorg, Honda Fit, Nissan Not и других малолитражек.
По его словам Никиты Силачёва, собственника компании SnСars, следствием нововведений станет баснословная цена на новые автомобили, поставляемые на российский рынок. Разница между «до» и «после» будет доходить до 1,5 млн рублей.
Евгений Кульчицкий, директор по развитию компании по продаже автомобилей Genomus Co., Ltd: «Не нужно быть великим математиком, чтобы понимать, что в случае ввозимых автомобилей в Россию, дилеры оплачивают таможенную коммерческую пошлину, сумма которой составляет от 1 млн руб., при стоимости самого ввозимого авто в 1,5 млн. Добавим сюда коммерческий утильсбор, который уже и так сильно высокий. Соответственно, стоимость ввозимого автомобиля увеличивается в 2 раза, то есть фактически на 100%».
Татьяна Заруцкая, генеральный директор компании по импорту авто ООО «КарЛайк» добавляет, что цены вырастут по всем сегментам приблизительно на 20%.
«Даже авто, которые были завезены на юрлицо с целью перепродажи по старой ставке утиля, чтоб не упустить прибыль, в любом случае будет поднимать на них ценник», — добавляет Заруцкая.
Она поясняет, что удорожание коснется и «вторички», и официальных дилеров.
«Потребитель, который завез себе авто, откатался на нем год, не будет смотреть на цену, по которой он ее купил, а будет сравнивать и вычислять средний ценник предложений на рынке. При этом вырастут цены и от официальных дилеров. К примеру, автомобиль Geely, завезенный из Белоруссии для рынка России, так же подлежит повышенному утильсбору, а соответственно и на него цена тоже вырастет. Исключением станут только автомобили, которые собираются и реализуются на территории России, которых сейчас не так-то много», — рассказала Татьяна Заруцкая.
Фатальное падение
Эксперты уверяют, что удорожание повлечет за собой снижение покупательской способности.
Конечно, сейчас понимание скорого удорожания и так недешевых машин спровоцировало настоящий ажиотажный спрос прямо перед очередным повышением утильсбора. Однако представители авторынка полагают, что после такой «агонии» наступит фатальное падение покупательской активности.
«Спрос на новые машины уже трансформировался в штучный, а скоро ситуация усугубится», — поясняет Никита Силачёв.
Татьяна Заруцкая добавляет, что изменится общее количество автомобилей, завезенных импортом с целью перепродажи.
«По нашим прогнозам их количество сократится в 1,5 раза, так как будет выгоднее привозить автомобиль на конечного потребителя», — уточняет импортер.
По словам игроков авторынка, индексация утилизационного сбора является элементом регулирования рынка, по-другому это нововведение не поддается никакой логике.
Евгений Кульчицкий: «Раньше отечественное автомобильное производство основывалось на собственных разработках, сейчас опыт Китая показывает, что машину можно собрать как конструктор «Лего»: просто использовать технологии разных компаний, ставить надежные автоматы и двигатели, начинять современной электроникой, использовать решения иностранных дизайнеров, а затем поручить рекламу грамотным маркетологам и успешно продавать на рынке.
То есть, если российское государство ставит перед собой задачу развить свою автомобильную промышленность, то уже по факту на каждый ввозимый и произведенный автомобиль можно собирать свой новый такой же. И казна получит столько же денег, сколько от налогов и пошлин за привоз подобного автомобиля из-за границы.
Однако, судя по тому, что происходит, в правительстве решили не заморачиваться с собственным производством, а пополнить бюджет за счет игроков авторынка».
«Старые» навыки в части автомобилестроения Россия утратила, а новые еще не приобрела. Пройдет немало времени, прежде чем мы сможем конкурировать отечественными машинами на мировом рынке. В настоящее время мы производим автомобили крупноузловой сборки, используя агрегаты, произведенные за границей», — комментирует Артем Макеев, директор автосервиса «Белизар».
Неминуемые прогнозы
По мнению большинства приморских автодилеров, после всех нововведений на рынке большое количество активов уйдет в «китайские руки».
«Дело в том, что в том же Китае уровень заработной платы примерно в 3 раза выше, чем в России, и китайцы имеют возможность получить автомобиль в 2-3 раза дешевле, чем он стоит в России. То есть в Китае на авторынке вполне адекватные цены при высокой рентабельности бизнеса, и быстрый их оборот в системе с момента производства до момента утилизации. В России все ровно наоборот. Зарплаты скромные, кредиты высокие, машины дорогие. У китайцев появляется хорошая возможность поставлять нам на рынок то, что у них самих не востребовано. По, так сказать, «доступной» цене», — говорит Кульчицкий.
«Возможно, ужесточения на авторынке вводятся для того, чтобы поддержать марки авто, которые собираются в России, а именно ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и другие. Но это только догадки. На сегодняшний день остается одно: людям снова придется привыкать к нынешним реалиям», — резюмирует Татьяна Заруцкая.
В целом, прогнозы относительно авторынка в Приморском крае на текущий год сложно назвать оптимистичными. Подорожание машин и падение спроса ожидается неминуемо.
А инвестировать в авторынок с целью заработать на разнице станет бессмысленно. Так как продавать авто ниже себестоимости нецелесообразно, а по рыночной цене — практически невозможно.
Фото: Freepik