Наполнить ветром паруса корабля «Экономика» через снижение административного и силового давления. Сформировать команду из «государевых людей», поскольку чтобы защищать бизнес перед контрольно-надзорными органами или правительственными структурами, нужно думать, как силовики и чиновники. Не констатировать факты и жаловаться, а совместно находить пути решения на системной основе. Отстаивать права каждого предпринимателя, но при этом быть частью региональной команды и не забывать про интересы жителей Хабаровского края. Принимать внешние вызовы для бизнеса как экономический мотиватор, который ускоряет развитие. Гость очередного номера аналитического издания «Дальневосточное обозрение» — уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Андрей Веретенников.
— Андрей Николаевич, вы, наверное, последний условно-легитимно назначенный бизнес-омбудсмен в Российской Федерации, чья кандидатура согласована с Борисом Титовым. Как так вышло?
— Пожалуй, начну с того, что проанализировав работу института уполномоченного по защите прав предпринимателей с начала его создания, я сделал вывод, что вертикаль власти от федерального уровня, то есть уполномоченного при президенте, до региональных бизнес-омбудсменов очень важна. Не все регионы могут решить вопросы в пределах территории, и это доказал личный прием, который провели совместно с нашим губернатором Дмитрием Демешиным во время рабочего визита в регион генеральный прокурор России Игорь Краснов и президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. Проблемы, не решаемые несколько лет, решили за несколько недель. Для реализации инициатив снизу и для понимания, что происходит в российских регионах, федеральному центру нужна аналитика, основанная на достоверной информации с мест.
А если продолжать отвечать на вопрос, как это случилось, я думаю, просто стечение обстоятельств. Разговоры о смене уполномоченного ходили давно, и это связано со сроком полномочий не более 10 лет (Закон об Уполномоченном). И буквально за два месяца до окончания срока Олега Владимировича Герасимова я и мои коллеги предложили несколько кандидатур. При поддержке бизнес-объединений и губернатора краевая дума утвердила мою кандидатуру. Кстати, в российских регионах существует несколько форм института уполномоченного, и подход к назначению имеет свои отличия, но в любом случае должно быть согласование с уполномоченным при президенте страны.
И еще — информационно-аналитической деятельностью я занимался еще в должности зампреда Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата края, председателя Совета по предпринимательству при мэре Хабаровска и советника губернатора. Мы взаимодействовали с предыдущим уполномоченным Олегом Владимировичем Герасимовым на протяжении всех 10 лет его работы в должности бизнес-омбудсмена, поэтому передача дел и должности проходила не больше одного часа. А с учетом поддержки и контроля в части инвестиционного климата и замеряемого рейтинга со стороны руководителя Дальневосточного представительства АСИ Ольги Куриловой работа не только не замедлилась, но и ускорилась, особенно это видно по числу официальных обращений бизнеса, информационных встреч и образовательных семинаров.
– Ваша деятельность уже была очень похожа на работу омбудсмена…
— Мы год назад с экономическим блоком правительства, с главным контрольным управлением, бизнес-объединениями и, главное, действующими предпринимателями, начали вести большую работу по снижению административного и силового давления на бизнес. На тот момент это было самым важным. Сколько угодно можно было поддерживать и защищать бизнес, но если постоянно ему мешать проверками и заранее считать даже социально-ответственный бизнес нарушителями, то такой процесс можно сравнить с борьбой с ветряными мельницами. Мы просто начали разгонять корабль «Экономика» через снижение административного и силового давления в сторону адекватного взаимодействия. И речь сейчас ни о каких-то местечковых отношениях, коррупционной, не дай Бог, составляющей или возможности договориться, а именно о системном взаимодействии. Как бы пафосно ни звучало, но мы научили контрольно-надзорные органы правильно презентовать информацию о деятельности и предоставлении бесплатной государственной услуги, стали проводить мероприятия, на которых руководители контрольно-надзорных органов рассказывали о работе, о количестве профилактических визитов, о том, что это страшно в первый раз, но не больно. То есть профвизиты мы стали предлагать как консультацию и образование — пришел, проверил, научил и ушел, не наказав. И тогда количество проверок и наказаний начало снижаться. И теперь социально ответственный предприниматель стал осознавать, для чего все это нужно, что он под защитой, но при условии качественного продукта или услуги в интересах жителей региона.
И эта системная работа идет у коллег в дальневосточных регионах, многому у них учусь и делюсь всем, что знаю и умею.
— Не могу не затронуть тему команды. Кто в ней сейчас? И правда ли, что в команде те, кто до этого был «по другую сторону баррикад»? Например, министерские чиновники и силовики?
— На сегодняшний день во вверенном мне подразделении – в Аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае, работает шесть человек. А вопрос, для чего мы взяли в аппарат сотрудников силовых ведомств, очень хороший. Я специально создал аппарат из людей с юридическим и экономическим образованием и с опытом службы в силовых структурах. В обновленной команде три еще недавно начальника министерских отделов и управлений, бывший сотрудник силового блока и два профессионала высокого уровня из прежнего состава, а о моей карьере в силовых структурах и бизнесе вы знаете.
Чтобы взаимодействовать с ведомствами, а иногда и противостоять им, нужно понимать, как они работают. Чтобы помочь предпринимателю отстоять свою позицию в силовых органах, нужно думать, как силовые органы.
Я теперь уверен в стопроцентной эффективности нашей работы. Мы не вмешиваемся во взаимодействие двух хозяйствующих субъектов, но как только один из них в обращении сообщает, что на его заявление не отреагировали, мы подключаемся. И человек с опытом работы в структурах, с контролем таких переписок, очень полезен и эффективен. Мы недавно ввели правило: дело не списываем, пока на нем не появится пометка «Помогли». Нервничаем, переживаем, и на внутренней планерке каждую неделю коллеги отчитываются, и мы принимаем решение, как выйти из этой или иной ситуации: максимально дать обратившемуся знания, поддержку, защиту и, главное, информирование на будущее. Для этого создан уже ставший популярным Телеграм-канал (18+), и судя по статистике и репостам он эффективен, для этого создан расширенный Общественный совет при уполномоченном, перезапускается институт общественных приемных и помощников.
— Институт общественных помощников. В чем его предназначение?
— На сегодняшний момент у меня их всего три. Но уже районные советы по предпринимательству прислали кандидатуры, и скоро будет принято решение о назначении общественных помощников с общественными приемными. Теперь необязательно лететь из отдаленного района края, чтобы рассказать, что кто-то из чиновников на местах недорабатывает или силовой блок предвзят. Встретился с предпринимателем, оформил прием, упаковал проблему с предложениями с учетом территориальной особенности и отправил в Хабаровск. При необходимости сейчас проводим онлайн встречи. Это экономит время и деньги обоих сторон.
Главная функция общественных помощников — сбор данных для аналитики по проблематике с учетом отдаленного и районного акцента. Это важно. Например, Бикинский, Вяземский и район имени Лазо находятся рядом, но их проблематика будет существенно отличаться в силу различных причин – разные люди в районной власти, разные люди ведут разный бизнес.
— Итак, главная проблема бизнеса сегодня…
— Главная проблема бизнеса сегодня — это административное и силовое давление…
— Извините, Андрей Николаевич, вынужден уточнить. Уполномоченные из других дальневосточных регионов утверждают, что «у нас такого нет, у нас этот вопрос решен, у нас только единичные случаи». А что же в Хабаровском крае?..
— Ни в коем случае не хочу нагнетать ситуацию, работа в последние пару лет действительно проведена очень серьезная. Я говорю про силовое либо административное давление на уровне обращений. Контролер чего-то недопонял, мог предупредить, а не наказать или выписать штраф, нужно было уведомить перед тем, как прийти. Или под видом профилактического визита произошла настоящая проверка, или просто не хватило коммуникации правильно объяснить, что происходит. На самом деле, количество проверок за 2024-й год увеличилось по сравнению с 2023-м. Это не страшно, но учитывая мораторий с 2021-го года, прогрессия идет. Сегодня многие перестроились — налоговая, УФАС, Роспотребнадзор, МЧС, прокуратура. И это благодаря личному участию руководителей.
Но, честно скажу, есть еще ведомства, которые не успели перестроиться, это связано с возрастом, идеологией, или чем-то ещё. Не понимают, что руководители юридических лиц, маленьких и больших компаний, такие же служащие в нашей стране, только они еще создают инфраструктуру, рабочие места, несут социальную ответственность перед сотрудниками в виде заработной платы, бонусов, отпусков и так далее. Они такие же официальные игроки экономики. Во время пандемии, когда мало кто понимал, чем все это кончится, приходилось напоминать, что в бизнесе работают люди, бизнес платит налоги и содержит в том числе чиновников. Это было, может быть, и не очень корректно, но через какое-то время мы стали единой командой с задачей не потерять людей, не закрыть предприятия и удержать на плаву экономику. И благодаря этим вызовам — экономическим, политическим, санкциям и так далее, предприниматель стал намного серьезнее, образованнее и взрослее, да и к своему бизнесу стал по-другому относиться, например, закрывали лишние предприятия, оптимизировали расходную часть и находили новые направления развития. Да, количество предприятий сократилось, но качество услуги либо товара выросло. Приведу еще пример: если раньше рестораторы везли специи, соусы, сыры, деликатесы и все остальное со всего мира, то сегодня в ста процентах делают сами. Что для этого нужно было? Правильно, безвыходность и отсутствие вариантов.
Вернусь к проблемам. На втором месте стоит история, связанная с работой муниципалитетов, точнее, взаимодействие с чиновниками: не выдали вовремя разрешение на строительство, не дали вовремя ответ, подали в суд, потому что, по мнению чиновника, неправильно оформлены документы и надо вернуть деньги либо земельный участок. И в каждом случае мы тщательно разбираемся. В 99 проблемах из 100 — это проблема уровня образования, предпринимательской культуры и отсутствия либо некомпетентности кадров. Например, бухгалтер не уследила за сроками действия лицензии, не уведомила контрольно-надзорные органы о чем-либо, не знала о законе, норме или правиле. Или взял землю под строительство павильона, а получился торговый центр, временное строение стало стационарным объектом и т. д.
— То есть некоторые сами виноваты?
— Сложно ответить. Да это и не так важно, кто виноват – отсутствие знаний или система. Но это мешает обойти проблему, защититься, развивать бизнес правильно. Иногда мне очень хочется где-нибудь на высокой стене крупно написать «Сначала образование и предпринимательская культура, а потом открываем бизнес, устраиваем сотрудников, берем кредиты!». Через отраслевые министерства, через встречи с экономическим блоком и главным контрольным управлением мы пытаемся дойти до каждого предпринимателя. Сегодня бизнес развивается очень быстро и качественно, количество субъектов растет в прогрессии, популяризация статуса «самозанятый» помогло выйти из тени, а государство получило дополнительные вливания в бюджет и реальных участников экономики.
Бизнес-омбудсмен — это точка входа для бизнеса по всем вопросам. Институт создан для защиты и прав, и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Это не пятое колесо, которое мешает ехать автомобилю и кричит «вы все делаете неправильно, надо помогать бизнесу, отменяйте постановления и решения». Уполномоченный — это часть региональной команды, которая с учетом опыта других регионов передает лучшие практики, с учетом образования и профессионального опыта защищает бизнес. По крайней мере я так это чувствую. Я прочитал закон, добавил к нему образование, профессиональный опыт, приложил «черный пояс» по взаимодействию с властью, заработанный руководя отраслевым бизнес-объединением, советами, комитетами, группами и другими институтами развития и поддержки предпринимательства. И так чувствуют наши партнеры.
— Расскажете о самых курьезных случаях из своей практики?
— Например, после обращения к нам разрешение на строительство было выдано за один день спустя девять месяцев после подачи заявления на выдачу.
— Так бывает?..
— Бывает еще и не так. Ошибка в приеме и подаче документов – просто не хватало одной страницы. Мы разобрались буквально за несколько часов. Такие факты помогают руководителю пересмотреть отношение к работе или сотрудникам.
Второй случай – судебный. Кстати, это первое судебное заседание, в котором я участвовал лично. Суд длился более двух лет. После обращения и работы наших юристов иск со стороны отраслевого министерства на крупную сумму в виде выдачи гранта был отменен, предпринимателю оставили деньги. Подробности опущу, но напомню, что мы работаем только опираясь на законодательство.
Или вот еще. В связи с проходящей алкогольной регулировкой едва не закрыли частное производство напитков. Было очень много юридических тонкостей, но нам удалось буквально отбить производство — сохранили лицензию и избежали закрытие предприятия.
Не важно, почему контрольно-надзорный или судебный орган пересматривает решения. Важно, что требования от уполномоченного всегда продуманы, правильно обоснованы и, самое главное, законны. Кстати, я примерно подсчитал, у нас около 37% положительных решений. Что является результатом? Отсутствие наказания предпринимателя либо уменьшение этой ответственности.
Хочу вспомнить случаи из периода пандемии, когда мы доказали государству, что отрасль общественного питания является потерпевшей стороной. И когда пришла поддержка от государства, в том числе денежная, отсрочка по налогам и так далее, большое количество предприятий не смогли ею воспользоваться. Знаете, почему? Они по ОКВЭД являлись не предприятиями общественного питания, а точкой реализации готовой продукции, проще говоря, магазином. И это было проблемой проблем, предприниматель с этой мыслью так и жил, и самое интересное, что он с этой мыслью жил вне нашей страны. И как только деньги перестали приходить на карту, он сюда вернулся. Я вообще, откровенно говоря, не верю в бизнес, в котором делегируются все полномочия. Так не работает. Это уловки, пиар- разработки, псевдо-коучинг и так далее. То же самое касается и так называемых инфоцыган, заполонивших соцсети. Нет лучшего коуча в виде руководителя хабаровского предприятия конкретной отрасли, его опыт является самым ценным. А люди в стиле «я зарабатывал миллионы, теперь моя миссия — учить вас», ушли процентов на 90 именно во время пандемии, и экономических вызовов.
— О вашем участии в законотворчестве.
— Мы с коллегами из экономического, юридического, контрольного отраслевого блока переформатировали работу по подготовке законопроектов для того, чтобы в Думу законопроект уже шел максимально согласованным, чтобы не оттягивать срок принятия решения и самого закона. На нашей площадке за последнее время собирались уже два или три раза, причем сразу с бизнес-сообществом. Последний такой законопроект — о сезонных залах и о реализации алкогольной продукции на них. И бизнес понимает, за что могут наказать. Это очень приятная история, потому что раньше все заканчивалось какими-то спорами в Думе. В Думу нужно идти уже с «чистым» законопроектом, за который останется только проголосовать. Но самое главное, что здесь должны быть учтены мнения и бизнеса, и общественности, то есть жителей Хабаровского края.
— Один из постулатов бизнеса — все должно быть стабильно, бизнес не пойдет туда, где трясет. В Хабаровском крае по разным причинам за последнее время сменялись губернаторы. Это влияет на степень уверенности бизнеса, на бизнес-климат?
— Сохранение спокойствия в бизнес-гавани — это ответственность и уполномоченного и экономического блока, и бизнес-объединений, и амбассадоров отраслей. Личное участие губернатора и каждого сотрудника правительства в улучшении инвестиционного климата и деловой среды являются главным ключом в развитии экономики региона. Бизнес должен чувствовать уверенность в инвестициях в регион. И правильный бизнес всегда находит чиновника, либо политика, либо предпринимателя, который может уверить в необходимости вложения денег в регион и при этом взять на себя ответственность. Как говорит хабаровский бизнес, кто-то должен ответить за наши деньги.
Например, Центр оказания услуг «Мой бизнес» либо Агентство привлечения инвестиций в последние несколько лет, независимо от смены руководства региона или других причин, под эгидой экономического блока идут уверенно. То есть экономический портфель увеличивается и в деньгах, и в предоставлении информации, консультаций и в количестве, и в качестве тоже постоянно прогрессирует.
Поэтому не надо переживать из-за того, что меняются отраслевые или ответственные лица за экономику. А у губернатора есть важная задача – создать жителям края качественные условия для жизни, образования и развития. И бизнес здесь является партнером государства. Никаких тут революционных изменений нет и не будет. Единственное, что, конечно, каждый раз при смене команды у каждого есть какой-то дополнительный свой поворот в какую-то отрасль экономики на основе его опыта. Но это тоже нормально. Что касается Дмитрия Демешина и его государственного опыта, то будьте уверены, что вся его работа направлена на людей и для людей. А учитывая опыт Дмитрия Викторовича в правоохранительной системе, контроль за соблюдением прав жителей, в том числе предпринимателей, теперь будет намного качественнее.
— Как оцените бизнес-климат в Дальневосточном федеральном округе в целом?
— Дальневосточным регионам в принципе повезло, и для ответа мне даже карта не нужна. Мы договорились не делиться на регионы, мы вместе живем и работаем на Дальнем Востоке. В ДФО, во-первых, есть единственное в стране представительство АСИ, которое не дает расслабиться в части национального рейтинга. Есть сильная команда полномочного представителя президента, есть министерство развития Дальнего Востока, подобного нет ни в одном федеральном округе. Много бизнеса хабаровского, который ведется в Приморье, на Камчатке, на Сахалине. Много приморского бизнеса, который ведется в Хабаровском крае. Поэтому да, на территории Дальнего Востока можно вести бизнес, заходите, поможем. Губернатор сейчас четко поставил задачу, что любой предприниматель, который вкладывает свои деньги в Хабаровский край, является инвестором, и мы обязаны довести его проект до точки запуска и реализации.
А правильная презентация лояльности к бизнесу, а, главное, реальная работа государства с ним, уже вопрос каждого субъекта. Мы с ними контактируем, у меня очень много обращений, в том числе на проблемы в другом субъекте. Мы отвечаем и защищаем бизнес, который ведет деятельность в Хабаровском крае, независимо от места регистрации. Часто бывало, мы помогали соседнему бизнесу, а коллеги из других субъектов сопровождали хабаровских предпринимателей.
— Какие перспективные направления, по вашему мнению, с точки зрения развития бизнеса в Хабаровском крае?
— Абсолютно незанятая ниша, если в процентном соотношении смотреть, это производство внутреннего продукта. На первом месте туризм, общественное питание и индустрия гостеприимства в целом. Уровень культуры и образования населения растет, потребитель предъявляет претензии к качеству, и предприниматель претензию обязан удовлетворить. Мы научились привлекать туриста на виды отдыха, которые еще вчера не рассматривали. Ну, нет у нас теплого моря и не будет, но, например, в плане гастрономии научились поставлять рыбу и морепродукты с Охотского моря в хабаровские рестораны. Мы поняли, что есть озера и реки с шикарнейшими видами и научили людей ими восхищаться. Строительные материалы и комплектующие — еще одно направление, которое пришло на замену привозному. ИТ сейчас развиваются, и эту нишу необходимо занимать.
Сейчас то время для бизнеса, когда при поддержке государства можно оставить след в истории развития предпринимательства и экономики в целом. А если кто-то вам мешает, то ждем вас в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Беседовал Евгений Никитенко
Фото из личного архива Андрея Веретенникова
Бизнес-омбудсмен не должен «охранять кресло» — Марина Шемилина