В конце 2010-х годов в России был дан старт так называемой мусорной реформе, предполагающей комплекс мероприятий по изменению структуры системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Хабаровский край планировал подключиться к процессу внедрения новых механизмов транспортировки, утилизации и переработки ТКО в январе 2019-го. Однако по ряду причин процесс затянулся, и фактически начало реформе было положено только год спустя.

На начальных этапах ожидалось, что сортировки 100% отходов удастся добиться к 2030 году, но за пять лет большинству регионов России, в частности тем, что находятся на Дальнем Востоке, не удалось существенно к ним приблизиться. Причин можно выделить несколько: от малоэффективной информационной кампании, которой с трудом удается прививать жителям осознанное потребление и утилизацию, до острой нехватки инфраструктуры и производственных мощностей.

С тем, каковы промежуточные результаты мусорной реформы в Хабаровском крае по прошествии пяти лет, в связи с чем регионы Дальнего Востока демонстрируют слабые показатели сортировки и переработки и почему бизнес считает, что реформа провалилась, разбиралось «Дальневосточное обозрение».

Нелегкий старт

О необходимости сокращения объемов отходов начали говорить еще 15 лет назад. Но то, что мы сегодня понимаем под мусорной реформой, как явление зародилось лишь к концу 2018 – началу 2019 года. Как и многие другие территории, Хабаровский край планировал запустить процесс модернизации системы обращения с отходами с 1 января 2019 года. К этому моменту он впервые определился с региональным оператором.

В основы государственной политики в области экологии были внесены несколько ключевых положений:

  • обязательный раздельный сбор отходов;
  • санкции за неправильную утилизацию;
  • обновленная система расчета тарифов на вывоз ТКО;
  • передача полномочий по обращению с ТКО единым региональным операторам.

Однако 25 декабря 2018-го президент Владимир Путин подписал поправки в закон, предоставляющий субъектам РФ право отложить проведение реформы. И Хабаровский край был вынужден этой возможностью воспользоваться, потому что ряд важнейших вопросов к этому времени так и не был решен. В частности, по словам тогда еще главы МинЖКХ Дария Тюрина, в некоторых населенных пунктах ввиду неурегулированности тарифов возникла вероятность повышения стоимости услуг регоператора.

К тому же, уточнял министр, уровень информированности населения оказался в целом довольно низким. Таким образом, внедрение нововведений в отрасль обращения с ТКО в крае затянулось практически на два года.

Далее последовала череда расторжений и перезаключений договора сотрудничества с региональным оператором, по итогам которой в 2022 году «Хабавтотранс ДВ» официально приступил к работе на территории Хабаровска и района имени Лазо. К 2022 году, по данным МинЖКХ, согласно территориальной схеме, объем образования отходов в Хабаровске и районе имени Лазо составлял около 205 тысяч тонн или 42% от всего мусора в крае (486 тысяч тонн).

В теории раздельный сбор отходов должен был повлиять на сокращение расходов по вывозу мусора. Так, размер платы за коммунальную услугу определялся бы объемом ТКО, вывезенным с контейнерной площадки, то есть исходя из фактического объема, а не по нормативу накопления твердых коммунальных отходов.

В сентябре этого года предварительные итоги мусорной реформы подвел заместитель генерального директора Российского экологического оператора (РЭО) Алексей Макрушин. По его словам, за пять лет удалось приблизиться к показателю 54% сортировки отходов и 13% утилизации.

— С точки зрения сортировки дела идут более-менее хорошо, но в части утилизации мы пока отстаем, и нам, конечно, необходимо развивать и производство по компостированию отходов, и производство твердого топлива, переработку, утилизацию тех вторичных ресурсов, которые извлекаются из отходов, — подчеркнул Макрушин.

Кроме того, замглавы РЭО уточнил, что на сегодняшний день в стране создана лишь половина всей необходимой инфраструктуры. На ближайшие пять лет запланировано строительство не менее 400 заводов по обращению с ТКО.

А сортирует кто?

На стадии разработки мусорной реформы подразумевалось, что к 2030 году Хабаровский край выйдет на 100-процентные показатели в части сортировки твердых коммунальных отходов. При этом федеральный показатель по переработке в рамках нацпроекта «Экология» составлял 60%, из которых 36% должны пойти на утилизацию.

По прошествии пяти лет реализации мусорной реформы ситуация с раздельным сбором отходов, а также их последующей сортировкой по-прежнему остается сложной. Количество обрабатывающих предприятий, расположенных на территории региона, остается крайне ограниченным: часть несколько лет находится в стадии заморозки, а те, что функционируют, в большинстве своем предпочитают сотрудничать с промышленниками. В результате львиная доля ТКО, как и до перепрошивки отрасли, продолжает копиться на полигонах.

Всего на данный момент в Хабаровском крае работают восемь объектов утилизации и переработки, а также один полигон ТКО, расположенный вблизи Ситинского сельского поселения. Между тем в эксплуатацию планируют ввести не менее шести объектов, среди которых числится многострадальная МПС «Южная», созданная в сотрудничестве с корейской LS Networks. За семь лет с момента официального завершения строительства мусороперегрузочная станция, на возведение которой потребовалось почти 700 миллионов рублей, фактически так и не была запущена.

В 2023 году убыточную станцию перевели из муниципальной собственности в краевую, и в то же время на уровне МинЖКХ был поднят вопрос о ее реконструкции. Ожидается, что одновременная работа двух объектов – будущей МПС «Южная» и действующей МПС «Северная» — за счет перераспределения мощностей позволит принимать отходы из Хабаровского района. Решение вопроса наконец сдвинулось с мертвой точки: концессионное соглашение на модернизацию «Южной» заключено, начат процесс проектирования.

МПС «Южная»

Без качественной сортировки никакие усилия краевых и даже федеральных властей по повышению объемов переработки вторсырья никогда не приведут к желаемому результату, уверен технический директор хабаровского филиала перерабатывающей компании «Умная SREDA» Александр Старченко. По его мнению, в Хабаровском крае да и в целом по стране, культура раздельного сбора мусора на бытовом уровне очень низкая. Та работа по повышению экологической грамотности населения, которую производят муниципальные и краевые власти, не находит должного отклика, считает предприниматель.

К тому же на фоне дефицита сортировочной инфраструктуры адекватные объемы вторичного сырья, способные держать перерабатывающие заводы на плаву, могут предоставлять только промышленные предприятия, у которых этот процесс уже налажен и не требует посредников.

— Сырьем нас полностью обеспечивают специализированные компании. Раньше я пытался работать с населением, головной боли нажил, перекрестился и больше никогда с этим не свяжусь. Нам еще очень далеко до того, чтобы принимать отходы на переработку от населения. Суету навели, кто-то чего-то собрал, и разбирайся с этим сам, как хочешь.

Нужно каждого человека индивидуально перевоспитывать. У буржуев (европейцев – прим. ред.) все просто: не туда крышку выкинул – заплати штраф. А у нас все на энтузиазме основано, — комментирует Александр Старченко. – Я, как переработчик, выгоден краю, потому что делаю показатели, но край мне с этой точки зрения никак не помогает.

В этом контексте стоит вспомнить закрытие станции раздельного сбора мусора «Поляна», что еще два года назад располагалась в нескольких метрах от ТЦ «Экодом». Одной из причин стала нехватка выделенной территории, которая не позволяла справляться с большим потоком. в 2022 году открылся другой пункт, но его площади существенно меньше.

Пункт раздельного сбора мусора в Хабаровске

Полигоны и контейнерные площадки

В числе основных проблем в области обращения с ТКО также стоит выделить нехватку контейнерных площадок и самих баков. Нередко их количество не соответствует утвержденным нормативам. На 2023 год в Хабаровске и районе имени Лазо было зарегистрировано около 3,5 тысячи контейнерных площадок. Из них примерно 20% не отвечали санитарным требованиям. Регулярно выявляются места накопления, несущие потенциальную угрозу для жизни и здоровья человека.

12 сентября этого года на правительственном совещании с участием глав муниципалитететов, посвященном проблемным вопросам в сфере обращения с ТКО, было озвучено, что потребность Хабаровского края в контейнерных площадках составляет 5 598 единиц.

Учитывая, насколько собственникам бывает непросто решить вопрос с дефицитом стандартных контейнеров и в какие суммы это выливается для муниципального и краевого бюджетов, заявленная цель — достигнуть к 2030 году повсеместного внедрения накопителей раздельного сбора — может обернуться не менее высокими издержками. Главный вопрос в таком случае: кто за все это заплатит? Собственники жилья, муниципалитеты, субъект или региональные операторы, которые в рамках действующего тарифа отвечают за обращение с несортированными отходами?

90 мест несанкционированного размещения отходов выявили в ходе рейдов специалисты регионального оператора по обращению с ТКО в Хабаровске и районе имени Лазо за январь – сентябрь 2024 года.

Соседи

В Приморском крае ситуация со сбором, переработкой и утилизацией ТКО во многом схожа с той, что сложилась в Хабаровском крае. Проблема №1 – нехватка перерабатывающих мощностей. По словам координатора движения «Раздельный сбор» и соучредителя АНО «Зеленый маяк» Софьи Вавиловой, в регионе за последние пять лет заметно увеличилось количество контейнеров для раздельного сбора мусора, но в общей картине их присутствие мало заметно. Крупным предприятиям все еще не выгодно работать с населением. За год в ходе экологических акций волонтерам удается собрать всего около 100 тонн отходов. Это мизер по сравнению с тем, что способны отдать на переработку промышленные предприятия.

Есть в Приморье и аналог МПС «Южная». В 2022 году регион первым в стране подписал соглашение с РЭО о создании экологического технопарка в Надеждинском районе, на мощностях которого будут перерабатывать и утилизировать полимерные отходы и отходы ПЭТ массой 16 тысяч тонн, макулатуру — 36 тысяч тонн, а также строительные отходы массой более 130 тысяч тонн. По плану он должен был заработать уже в 2024 году. Несмотря на то, что в 2023 году экотехнопарку был присвоен статус приоритетного инвестпроекта, о дате завершения работ известно мало.

Комплекс по переработке и утилизации ТКО на ул. Холмистой во Владивостоке

Как можно заметить, в сфере обращения с ТКО прослеживаются определенные тенденции, причем они актуальны не только для Хабаровского края и Приморья, а для большей части субъектов страны.

Все упирается в дефицит. Либо это нехватка контейнеров и специализированных площадок, вследствие чего мусор скапливается на несанкционированных свалках, что существенно замедляет движение к намеченным нацпроектом показателям. Либо отсутствие развитой сортировочной инфраструктуры, а это, в свою очередь, осложняет жизнь тем немногим переработчикам, которые все еще присутствуют на рынке и не горят желанием иметь дело с отходами, производимыми населением.

Из последнего вытекает не менее серьезная проблема – низкая мотивация граждан в разумном потреблении и правильном обращении с мусором. Третье, но не по важности, «либо» — рынки сбыта. Что ждет тысячи тонн вторичного сырья, которые нынешние компании-утилизаторы края не способны переработать в потенциальных объемах? И здесь тоже три варианта: инвестировать в новые предприятия или расширение имеющихся, транспортировать в более успешные регионы или по старинке отправлять на полигон.

Фото пресс-служб правительства края, Приморского регионального оператора, экологического проекта «Секреты переработки»