Хабаровский центр поддержки и развития кинематографии под названием «Комьюнити Тайга» закончил реализацию проекта, субсидированного правительством Хабаровского края как социально значимый для региона. Что проект из себя представляет и какую сыграет пользу в развитии территории — об этом говорим с руководителем некоммерческой организации Глебом Сугаком.

— Вы составили карту кинолокаций Хабаровского края. А зачем она нам нужна?

— Чтобы киношники к нам приезжали и снимали., — улыбается Глеб. — Следуем заветам президента Владимира Владимировича Путина, который сказал, что необходимо развивать креативные индустрии, и в частности развивать их в Дальнем Востоке. И мы хотим развивать креативные индустрии, в частности в Хабаровском крае.

— Представим на минутку, что к нам поехали толпы кинодеятелей. Какая краю от этого польза?

— Слава. Престиж. Туризм. Деньги.

— А что сначала: развивать туризм, потом киноиндустрию или киноиндустрия поможет развить туризм? У нас же и туристическая карта края составляется…

— Конечно, нужна инфраструктура для проживания. Ее пока не хватает. У нас из Хабаровска никуда не выйдешь, потому что, к примеру, в Лидоге нигде не остановишься, потому что на Дуссе-Алинь не доберешься, потому что Шантары дорогие. Но это все может появиться и стать дешевле, если будет сильно востребовано. О том, что у нас есть киты, если мы не расскажем — никто не узнает и никто не поедет. Кино рекламирует регион. Все видят в кино Красноярские столбы и едут в Красноярск на столбы, видят Марсовое поле на Алтае и едут сами его смотреть на Алтай. И не просто смотреть, есть еще такое понятие, как кинотуризм — люди едут в новые места снимать фильмы. Благодаря кино и съемкам, которые в нем проходят, Калининград считается родиной всех российских замков средневековья. По факту, когда в Калининград приезжаешь, там замков раз-два и обчелся, но это все равно влияет на туристический поток, потому что место ассоциируется с этой всей историей. У нас есть своя история, и ее надо раскручивать.

карта кинолокаций хабаровского края
Дмитрий Якунин, генеральный директор продюсерского центра ФПРК, и Глеб Сугак на Форуме регионального кинематографа «Новый вектор» (18+)

— Сколько локаций вы нанесли на карту?

— Больше 250. Но это не значит, что все они очень крутые. У нас нет моста, как во Владивостоке, наш Амурский, к сожалению, не очень кинематографичен. У нас нет маяка, как на Сахалине. Поэтому мы делаем карту утилитарную. Чтобы кинематографисты из других регионов и из-за рубежа ехали сюда не за единственной в мире локацией, а для того, чтобы они видеи здесь множество локаций и могли бы выбирать удобные им среди большого перечня. У нас есть какие-нибудь дворы среди пятиэтажек, сохранившие налет прошлого, есть постройки XIX века… Конечно, и уникальные объекты тоже есть — уже упомянутые Дуссе-Алинь и Шантары, Каменный лес. Но в данный момент логистически необоснованно предлагать для съемок эти места — очень дорого. Хотя мы предлагаем.

— Карта кинолокаций помещена в специальный раздел на сайте комьюнити. Этого достаточно, чтобы все увидели Хабаровский край?

— У нас было несколько оказий попиарить Хабаровский край для кино. В прошлом году с нашими локациями и отснятыми в регионе фильмами по линии министерства культуры Хабаровского края мы побывали на Film festival в Индии, весной — на выставке «Россия», не так давно вернулся с форума регионального кино «Новый вектор», где был по приглашению «Роскино», он проходил в Улан-Удэ. Участвовали в нашем форуме креативных индустрий. Мы показывали карту кинолокаций, заявляли о том, что в Хабаровском крае существуют сервисные компании, которые готовы встречать, принимать съемочные команды из других регионов и организовывать им и location-сервисы, и логистический сервис, и съемочный сервис, и вообще все возможные сервисы для того, чтобы приезжим людям можно было сосредоточиться на творческом процессе.

— Хабаровская карта кинолокаций, слышала, должна попасть в общероссийскую?

— Буквально на следующей неделе уже, наверное, будет какая-то финализация по карте кинолокаций Дальнего Востока. Это проект, который делает киностудия Владивостока, потому что ее назначили ответственной за сайт Дальневосточной кинокомиссии. Дальневосточная карта кинолокаций будет представлять из себя некую выжимку мест всего региона. Мы, конечно, предложили ребятам все отснятые места, но нас попросили оставить самые яркие.

— Как вы их собирали?

— Информировали общественные организации, администрации, предприятия гостиничного и ресторанного сервиса, министерство туризма о проекте. Оповестили, если подсчитавать аудиторию СМИ и социальных сетей, несколько тысяч человек. В итоге собрался костяк, которые эти локации заполняют. Мы надеемся, что в дальнейшем активнее подключатся жители районов. У нас есть глубинка, которая на самом деле кинематографистам очень интересна. Это какие-то удаленные деревни, в которые нам из города ехать далеко, чтобы описывать эти локации. А некоторые люди там или бывают проездом, или где-то рядом живут, или прямо в этих деревнях живут. Заметили, что сложно почему-то людям дается понимание, что, приезжая к ним, съемочная команда оставит в их поселке какие-то деньги. Сейчас, например, по Хабаровскому краю путешествует группа из 10 человек, которые снимают для «Окко ТВ» (18+)сериал. И эти ребята размещаются в гостиницах, едят в местных ресторанах, нанимают местных людей в качестве вспомогательного персонала или в качестве массовки. То есть свой федеральный бюджет, московский бюджет, они оставляют в регионе, в малых населенных пунктах. Я думаю, предприниматель в Лидоге будет очень рад, если к нему приедет съемочная команда, которая будет у него в кафе на протяжении трех дней заказывать обеды, и таким образом он получит себе дополнительную выручку, что ему там, на месте, позволит сделать какое-то свое локальное развитие. Говоря еще дальше, он с этой выручки заплатит налоги, которые осядут в казне этого населенного пункта. Съемочная команда наймет массовку, заплатит людям какие-то деньги. Люди, живущие в этом поселке, эти деньги также потратят в поселке. В конечном итоге все эти деньги остаются в регионе. Просто нужно их взять.

С этой группой мы работали как раз-таки по локациям, помогаем им находить те или иные объекты или просто порекомендовать. На самом деле очень ребята удивились, когда узнали, что в Хабаровске существует локейшн-сервис, даже прозвучала такая реплика, мол, мы считали, что восточнее Новосибирска про кино вообще ничего не знают. А уж о том, что вы знаете, что есть такое слово «location», тем более можете его организовать и помышлять не могли.

— Все прошло гладко?

— Не везде, к сожалению, получилось. К примеру, в том же Калининграде существует межведомственная кинокомиссия, у которой есть полномочия обращаться в разные министерства и оперативно решать вопросы. У них на уровне области директива: на запросы комиссии отвечать в течение трех дней. У нас никаких директив нет. Поэтому когда мы обращаемся, к примеру, в Хабаровский порт, получаем письмо, мол, не знаем, как это все оформить, и вообще это все к нам не относится, спрашивайте у администрации. Когда мы пишем по этому же поводу в администрацию, нам говорят, что мы не знаем, как все это работает, пишите в ФСБ. Пишем в ФСБ, нам говорят, что какого черта вы у нас спрашиваете, это вообще к нам никакого отношения не имеет. И вот таким образом бюрократия съедает колоссальное количество времени. Более того, она еще и бессмысленна. Как это все можно настроить без административного ресурса, непонятно. Пока это нужно только местным кинематографистам, местным предпринимателям, местным энтузиастам, работать это не будет, это должно работать с обеих сторон.

— Поэтому кино про Хабаровск снимаем в Карелии…

— Да. Вот сейчас вышел сериал «Лихие» (18+). Если бы мы предложили условия, чтобы они могли здесь комфортно снимать, специалистов, рентал, помощь с организацией вот этих локаций, всю ту инфраструктуру, к которой ребята привыкли — может, Хабаровск и Комсомольск появились бы на экране. Нам нужно работать в три раза больше, ради того, чтобы сюда привлечь коллег.

— К работе над картой, кажется, вы тоже привлекали коллег с Запада?

— Да, к нам приезжали ребята как раз из Карелии, они одними из первых сделали карту кинолокаций своего региона, и, как видите, удачно. В Хабаровске они провели семинары по скаутингу локаций, показали на практике, как проводить экспедиции. Во вторую экспедицию — по Амуру до Николаевска — мы отправились уже без них. В этом путешествии нас консультировал Алексей Махинов, председатель Хабаровского краевого отделения РГО. Хорошо сработались с краеведами из «Края света», ребята развивают активный туризм. Они показали нам интересные локации, которые можно на карту приземлять.

— Проект закончился, что будете делать дальше?

— Продолжать «стирать» с карты белые пятна, снимать кино. Надеюсь, в развитии региональной кинематографии будут заинтересованы не только энтузиасты.

Беседовала Ирина Северцева

Фото из экспедиции АНО «Комьюнити Тайга» и Ольги Цыкаревой