Камчатский край — экспортный регион, статус которого он носит благодаря рыбной промышленности. В большинстве своем это крупные предприятия, которые годами поставляют продукцию на международные рынки, даже несмотря на санкции. Однако с 2018 года на международную торговлю активно выходят представители малого и среднего предпринимательства края. За шесть лет — это 59 субъектов МСП, которые заключили контракты на общую сумму, превышающую 19 млн долларов с компаниями из 32 стран. Какую роль в этом сыграл региональный Центр поддержки экспорта — в интервью с его руководителем в Камчатском крае Татьяной Ломовой.

— Центру поддержки экспорта Камчатского края исполнилось в этом году шесть лет. Какие задачи он выполняет сегодня?

— Да, Центр был создан в апреле 2018 года по распоряжению президента и в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». На национальный проект выделяется федеральное финансирование и, согласно указу президента, деньги направляются на поддержку малого и среднего предпринимательства. То есть наша первоочередная задача — поддерживать субъекты МСП в их экспортной деятельности, вовлекать и сопровождать на всех этапах.

Сам проект существует уже 10 лет, а наш Центр — больше шести. Начинали с того, что учились у крупных рыбопромышленных предприятий — тех, кто на тот момент уже работал в экспортном направлении. Все-таки Камчатский край — экспортно ориентированный регион, где значительную долю экспорта составляет рыбная продукция. Поэтому изначально перенимали опыт действующих игроков, и довольно быстро стали экспертами. Теперь и сами представители рыбной промышленности обращаются за помощью к нам.

— С какими запросами?

— Мы существенно нарастили потенциал, глубоко ушли в цифровизацию и фактически работаем в режиме «одного окна» для экспортера за счет платформы «Мой экспорт» на базе Российского экспортного центра (РЭЦ). Прямо сейчас платформа предлагает своим пользователям доступ к 126 услугам. На ней можно получить полный комплекс услуг, которые необходимы как представителю малого и среднего бизнеса, так и крупным игрокам, задействованным во внешнеэкономической деятельности. Последним мы помогаем с вопросами, которые связаны с Российским экспортным центром напрямую. К нам обращаются с проблемой, а мы сопровождаем экспортера в ее решении от начала и до конца. Таким образом, «Мой экспорт» становится ключевым инструментом развития экспортной деятельности в России, предоставляя компаниям широкий спектр услуг в цифровом формате.

— К слову о цифровизации. В Камчатском крае внедрили цифровой каталог «Экспортная Камчатка». Это ваша локальная разработка?

— Всего в России 82 Центра поддержки экспорта, и в каждом так или иначе существует свой экспортный каталог или реестр действующих экспортеров. Но все регионы подходят к исполнению по-своему, дают разные названия. Мы решили, что наш экспортный каталог должен быть интерактивным и понятным как потенциальному экспортеру, так и зарубежным партнерам.

В этом каталоге представлены ключевые региональные предприниматели, которые уже экспортируют свою продукцию или услуги либо только планируют выйти на международный рынок. Среди них — предприятия рыбной промышленности и компании, работающие в сфере туризма, который также является приоритетным направлением экспорта для региона. Кроме того, здесь можно найти производителей пищевой продукции. На данный момент в каталоге представлен 141 предприниматель, а также информация о странах, куда они отправляют свою продукцию или услуги.

Ежемесячно мы актуализируем и обновляем каталог. А когда участвуем в международных выставках, предлагаем потенциальным партнерам отсканировать QR-код, который ведет на портал «Экспортная Камчатка» и дает возможность познакомиться с экспортными возможностями региона. В последующем мы планируем сделать третью версию каталога — адаптированную для китайских пользователей.

— Центр поддержки экспорта Камчатского края находится, пожалуй, в уникальном положении как раз потому, что вы поддерживаете еще и туристическую отрасль, а сам Центр курирует Министерство туризма. Какую помощь бизнесу вы предоставляете в этом направлении?

— Когда в наш регион приезжают иностранцы — это считается экспортом туристических услуг. Поэтому мы можем оказывать поддержку туристическим компаниям, отелям и другим представителям сферы гостеприимства. Спектр комплексных услуг довольно широкий, и есть множество успешных кейсов, когда мы сопровождали экспортера буквально с самого начала.

Например, с нашей помощью на экспорт вышло Пиар-Агентство «Просто». Предприниматель Мария Качурина первой на Камчатке открыла майс-агентство и стала организовывать корпоративные и ВИП-туры. Спустя два года она пришла к нам, а мы в свою очередь посоветовали ей открыть туристический ОКВЭД — иначе поддержку предоставить не могли. Далее она зарегистрировалась как турагент, получила необходимые документы, и мы начали работу. Сначала пригласили на профильную выставку, а затем с ее помощью организовали бизнес-миссию — вместе мы встречали белорусов в рамках официального визита. Иными словами, работаем до сих пор, оказываем содействие, а компания приносит результаты в экспортном направлении.

— Предприниматели стали чаще участвовать в международных выставках, да и самих выставок стало больше. Они приносят результаты?

— Так как вступили в силу изменения в нормативно-правовых актах на федеральном уровне, выставок, в которых мы участвуем, на самом деле стало меньше из-за ограничений финансирования. Но есть очень важный момент — повысилась эффективность. Если раньше мы отправляли предпринимателей практически на все популярные мероприятия международного формата как в России, так и за рубежом, то теперь подход к мероприятиям более избирательный.

За время участия в выставках Центр и представители бизнеса определились с тем, какие мероприятия приносят результаты, а какие — нет. Поэтому исходя из потребностей бизнеса, мы ежегодно утверждаем перечень выставок, на которых будет представлен Камчатский край. Значительно повысилась конверсия. Например, в прошлом 2023 году на каждый вложенный бюджетом рубль получили 53 рубля от суммы заключенных контрактов с иностранными партнерами.

Поэтому в этом году мы утвердили следующие выставки для участия: 30-я Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства «MITT-2024»; Казахстанская международная выставка «Туризм и путешествия» KITF; Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий VII Global fishery forum & seafood EXPO Russia 2024; Международная туристическая выставка China international travel mart (CITM) 2024.

— Помимо выставок популярна услуга поиска иностранного партнера. Как в этом направлении может помочь Центр?

— Это вторая по полярности услуга после выставок. Она тоже комплексная. Наша задача — не только провести переговоры, дать теплые и холодные контакты, но и помочь в подготовке коммерческих предложений, презентаций, переводе, проверке надежности компаний, с которыми наши экспортеры выходят на сотрудничество.

В этом году, например, мы сопровождаем две компании. С одной из них мы работаем уже больше полугода. К сожалению, партнер не до конца исполнил свои обязательства, а бросить предпринимателя, не завершившего сделку, мы не можем. Поэтому такую услугу мы предоставляем не больше трех раз в год.

— Компании из каких стран чаще всего становятся партнерами субъектов МСП Камчатского края?

— Традиционно это Азиатско-Тихоокеанский регион из-за территориальной близости, а также страны СНГ. Из новых, но непопулярных контактов в туристической сфере — Объединенные Арабские Эмираты и Индия. На сегодня мы заключили меморандум о сотрудничестве и пока ожидаем первых гостей. Здесь есть свои нюансы. Во-первых, значительная географическая отдаленность. Во-вторых, особенности менталитета — гостям из Арабских Эмиратов нужна особая инфраструктура. Поэтому пока наши туроператоры прорабатывают маршруты и готовят инфраструктуру под требования таких гостей.

— А крупные игроки, представители рыбной промышленности, куда сегодня поставляют продукцию, учитывая санкции и другие ограничения?

— Раньше поставки шли в Китай, Корею, Японию — эти страны и сейчас остаются лидирующими. Мы работаем в направлении диверсификации, поворачиваясь в сторону стран ближнего зарубежья. Отгрузки уже идут в Белоруссию, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан как крупным бизнесом, так и представителями МСП (небольшими партиями).

До введения масштабных санкций основными потребителями считались так же Франция и Германия. Надо сказать, что и сейчас в эти страны доставляется продукция, но по другим логистическим цепочкам. Отмечу, что в направлении недружественных стран сейчас Центр не оказывает поддержку. Но если ранее, до введения санкций, бизнес получил поддержку от Центра и заключил с нашей помощью договоры с компаниями из европейских стран, то он продолжает предоставлять нам информацию об этой деятельности и сегодня, направляет нам информацию о заключенных экспортных контрактов в виде благодарственных писем.

— Если возвращаться к работе внутри региона, центр как-то оказывает влияние на положение края в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата? Какие результаты?

— Да, мы отвечаем за показатель «Эффективность институтов поддержки экспортной деятельности» в части поддержки малого и среднего предпринимательства. Как это работает? Мы оказываем услуги бизнесу, подаем данные в базу с согласия клиента. Контакты из базы для связи с получателями услуг доступны Российскому экспортному центру и Агентству стратегических инициатив (АСИ), которое и составляет рейтинг, оповещая представителей бизнеса при содействии ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). Предпринимателей просят оценить качество услуг, полученных в Центре, оценка таким образом напрямую влияет на положение региона в рейтинге.

В прошлом году мы добились того, чтобы подход к интервьюированию представителей бизнеса был изменен. Если раньше, у предпринимателей спрашивали, ведет ли он экспортную деятельность, и завершали разговор после того, как он ответил отрицательно, сейчас подход поменялся. Если на экспорт компания еще не вышла, это не значит, что предприниматель не получил услуги центра — например, консультационные или образовательные. Поэтому теперь, предприниматель, который еще не начал экспортную деятельность, также может дать свою оценку, которую учтут в рейтинге АСИ.

По итогам прошлого года мы поднялись в рейтинге, получили отличные результаты, находимся в зеленой зоне. Нас оценивают высоко именно благодаря особому подходу: мы каждого экспортера буквально ведем за руку, сопровождая от самого начала и поддерживая даже тогда, когда он уже вышел на экспорт. Некоторые из них до сих пор используют в работе сайт, логотипы, которые были разработаны несколько лет назад при нашей поддержке. Например, ООО «КАМЧАТЭТНОТУР» производящее иван-чай под брендом «Сказочная Камчатка». Семь лет назад мы помогли в разработке упаковки и ее переводе на три языка — ею пользуются до сих пор. Продукцию Ольги Масловой (она производит эко-косметику и фитопродукцию с камчатскими дикоросами под брендом «Создавая Себя», и с нами за три года вышла на маркетплейсы, рынок ближнего зарубежья. Ждем результаты и от китайских партнеров, где кстати сказать, эко-косметитика стала довольно востребованной. Центр также, преподносит партнерам в качестве презентов на крупных деловых и международных мероприятиях, продукцию наших предпринимателей популяризируя производство на Камчатке.

— Какие цели ставите на следующий год?

— Мы продолжим двигаться в рамках региональной экспортной стратегии, разработанной вплоть до 2035 года. Будем развивать экспорт в страны АТР и ближнего зарубежья, Арабский мир. Продолжим поддерживать две основные региональные экспортные отрасли: туризм и рыбную промышленность. Будем оказывать консультационные услуги как субъектам МСП, так и крупным предприятиям, проводить обучающие семинары в рамках «Школы экспорта» РЭЦ, обучать новичков. Организовывать такие региональные конкурсы как «Экспортер года», помогая предпринимателям выходить на дальневосточный и федеральный этапы, а также конкурс «Знак качества». Проводить добровольную сертификацию «Сделано в России» — приоритетный проект правительства страны. Организовывать мероприятия, участвовать в крупных международных выставках, Восточно-экономическом форуме.

Реализация нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» подходит к завершению в этом году, но работа в экспортном направлении будет продолжена. Надеемся на новости от российского правительства. А пока работаем в реалиях и с оптимизмом.