С 28 февраля Республика Корея расширила список запрещенных к экспорту в Россию товаров, в него вошли более 700 наименований, в том числе автомобили с двигателями объемом два и более литров. Несколькими днями ранее правительство РФ анонсировало изменения в порядок ввоза машин из стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), несущие за собой существенное повышение утилизационного сбора. Делается это, со слов авторов инициативы, с целью лишить частные фирмы по привозу заграничных авто преимущества перед официальными дилерами и, конечно же, вернуть в казну обходившие ее до этого налоги. Как в очередной раз изменится авторынок России и Дальнего Востока в частности, разбиралась редакция «Дальневосточного обозрения».
Эмбарго
Правительство Южной Кореи расширило эмбарго в рамках санкционной политики в отношении России и Беларуси. К новой запрещенке отнесли 741 товар, который якобы может быть использован в военных целях российской армией на полях специальной операции. Помимо ювелирных изделий, квантовых компьютеров и прочих технических средств, в расширенный список вошли гражданские транспортные средства, поскольку, как уточняют корейские СМИ, они могут быть использованы не по прямому назначению, а для перевозки оружия и живой силы.
Вышеперечисленные ограничения были анонсированы корейским министерством торговли, промышленности и энергетики 23 февраля. Ожидается, что изменения в уведомление об экспорте и импорте стратегических товаров будут внесены в среду, 28 числа.
Под конец 2023 года Hyundai Motors Manufacturing Rus перешел под контроль отечественного автомобильного холдинга AGR Automotive Group и со временем был переименован в Автомобильный завод АГР. Директором назначили Алексея Калицева, одного из топ-менеджеров российского представительства Hyundai досанкционных времен. Условия сделки, как сообщает «Интерфакс» (18+), не разглашаются. Южнокорейское издание The Chosun Ilbo писало, якобы завод был выкуплен за символические 140 тысяч вон или 10 тысяч рублей, также могла быть предусмотрена возможность обратного выкупа.
Итак, какие транспортные средства попадают под запрет? Речь идет об автомобилях и запчастях к ним стоимостью более 50 тысяч долларов. Кроме того, перечень включает подержанные автомобили с двигателями объемом два и более литра, которые составляют основную массу всех экспортируемых в Россию корейских машин.
Все автомобили, не подходящие под эти два условия, санкции обошли стороной, их все еще можно ввозить по относительно демократичным ценам, но… скорее всего, только временно. Во-первых, сами корейцы не исключают вероятность полной остановки автомобильного экспорта в Россию. Во-вторых, с апреля уже в нашем законодательстве появятся препятствия, о которых мы расскажем далее.
Будут ли введены ограничения в отношении гибридных и полностью электрических автомобилей, пока не уточняется. Также неясно, коснутся ли последние запретительные меры корейских автомобилей, производимых на территории третьих стран, например, Китая, Индии или Чехии.
22 февраля 2024 года AGR Automotive Group объявил о запуске собственного автомобильного бренда Solaris. Кроме названия за автомобилями сохранилась корейская внешность. Так, Solaris HS представляет собой тот самый Hyundai Solaris второго поколения, а Solaris KRS – это тот же Kia Rio. На промо фотографиях все модели представлены без шильдиков, что внутри, что снаружи. Технические характеристики при этом также остались схожи с оригиналом. Отметим, что АГР является предприятием полного производственного цикла в отличие, например, от «Москвича», на котором производится сборка привезенных из Китая комплектов.
Напомним, завод Hyundai в Санкт-Петербурге, на мощностях которого помимо народного «Соляриса» от одноименной марки собирали еще и бюджетные седаны Kia Rio, был закрыт в 2022 году из-за трудностей с поставками комплектующих.
Похожие ограничения на вывоз автомобилей в Россию, напомним, ввела Япония в августе 2023 года. Разница лишь в том, что у них запрет распространяется на авто с ДВС объемом 1,9 литра, а также гибридные и полностью электрические модели. Нам повезло, что сейчас именно 2024 год, и из полуторалитровых моторов удается вытягивать мощность, которую еще лет 20 назад выдавали тяжелые чугунные «рядные шестерки». Это все к тому, что даже модели бизнес-класса вроде Kia K5 снаряжаются экономичными бензиновыми двигателями мощностью 180 лошадиных сил при объеме всего 1,6 литра. Да, это будет сравнительно бедная комплектация без острой динамики, но с большим ресурсом и приличным салоном.
Однозначно придется распрощаться разве что с тяжелыми полноприводными внедорожниками и минивэнами. Что касается повышения цен на проходные автомобили, то владивостокские брокеры пока не спешат делать точные прогнозы и продолжают принимать заявки по ценам, заявленным до расширения эмбарго.
— «Корейцев» пока еще возим. В целом, все так же, как с Японией и Китаем, только с оплатой бывают трудности, потому что не все банки принимают южнокорейскую вону – иена и юань в этом плане проще. Жителям Приморья и Хабаровского края повезло больше, у нас, например, через АТБ или ББР можно осуществлять транзакции без особых трудностей, — рассказал сотрудник одной из владивостокских компаний по привозу авто из Азии.
И тем не менее во всей этой массе пессимистичной информации есть одна, сравнительно позитивная, новость – «щедрые» корейцы оставили россиянам лазейку, позволяющую завезти санкционные автомобили на территорию страны. Как поясняют южнокорейские профильные издания, правительством в индивидуальном порядке будут рассматриваться так называемые исключительные случаи. Таковым может стать, например, контракт на поставку, заключенный до вступления изменений в силу.
Конец параллельному импорту?
За неделю до прибытия печальных новостей из-за границы поводов для грусти российским автолюбителям подкинули свои же власти. Правительство РФ объявило о намерении ужесточить правила ввоза автомобилей через страны ЕАЭС в рамках параллельного импорта. Сэкономить на более низких налоговых ставках и пошлинах, которые нашему покупателю предлагают соседние Казахстан и Киргизия, а также расположенные ближе к западу Армения и Беларусь, больше не получится. По крайней мере так может показаться при первом прочтении сообщения на сайте парламента.
Теперь недоплаченные вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей налоги и сборы будут учитываться в составе утилизационного сбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами.
Первые, кто попадет под раздачу – это частные дилеры, занимающиеся привозом авто с внутренних рынков Японии, Кореи, а с недавних пор еще и Китая. Главные соперники официальных дилеров, их ключевое преимущество перед ними заключалось в возможности привезти в Россию модели иномарок, не представленные на зарубежных рынках, в около идеальном состоянии за существенно меньшую плату. Их самый большой недостаток, из-за которого многие делают выбор именно в пользу «официалов» — это отсутствие гарантийного обслуживания на территории РФ. Впрочем, сегодня даже этой услугой могут похвастаться далеко не все дилеры, особенно, продающие машины китайского производства.
Новую схему налогообложения должны начать вводить с 1 апреля 2024 года. К этому моменту страны-участницы ЕАЭС должны завершить все процедуры согласования с Россией и внедрить у себя соответствующую систему управления рисками для организации таможенного контроля за товарами. Соответственно, российская сторона будет получать сведения обо всех вывозимых за пределы соседних государств транспортных средствах, а также взимаемых пошлинах. Таким образом, если автомобиль будет растаможен в какой-либо стране ЕАЭС по льготному тарифу, таможня РФ обяжет покупателя возместить разницу с учетом местного законодательства.
На размер утилизационного сбора в России эти изменения не повлияют. Для тех, кто ввозит автомобиль из-за границы для собственного пользования, условия остались прежними: для автомобилей возрастом до трех лет тариф составляет 3,4 тысячи рублей, для машин старше трех лет — 5,2 тысячи рублей. Из чего следует вывод, что предпосылок к повышению конечных цен на автомобили, которые и ранее ввозили на территорию Дальнего Востока под полную пошлину со всеми сопутствующими налогами, сейчас нет.
У каждой страны — члена ЕАЭС, отметим, имеются собственные законы, регулирующие порядок таможенного оформления автомобилей.
Начисление неуплаченных налогов и сборов для последующей уплаты в составе утилизационного сбора будет проводиться по формуле, утвержденной постановлением правительства. Для ввоза из стран ЕАЭС автомобилей с электрическим двигателем постановлением предусмотрено обязательное требование проводить процедуру их «растаможки» в России. Эта мера позволит обеспечить уплату необходимых налогов и сборов в полном объеме.
И вот, казалось бы, в который раз дальневосточных автомобилистов ждет повышение ценников, но не все так страшно, как об этом принято говорить. Как отмечают собеседники редакции из мира автобизнеса, история с «зашитыми» выплатами в утилизационный сбор по большей части затронет западные регионы, которым ввозить иномарки через Среднюю Азию было выгоднее, нежели через тот же Владивосток.
Большинство независимых дилеров в столице Приморья, по словам специалиста, везут машины в РФ прямо из Китая, минуя посредников, чтобы не увеличивать на ровном месте плечо поставок. Так называемые «киргизские» схемы имеют сколь-нибудь оправданный смысл при работе с авто дороже 5 млн рублей, потому что таможенная пошлина там действительно ниже.
Как обстоит ситуация с китайскими автомобилями сегодня? Возьмем для примера два кроссовера из разных ценовых категорий: бюджетный Chery Tiggo 4 Pro и более люксовый Geely Monjaro, который чаще можно встретить на дорогах западной части страны.
Chery Tiggo 4 Pro 2021 года (1,5 литра, 147 л.с., FWD) от дилера на просторах торговых онлайн-площадок сейчас можно найти в диапазоне от 2,2 до 2,5 млн рублей. Авто в такой же комплектации, но уже от частной фирмы, и привезенное напрямую из Китая и растаможенное во Владивостоке, под заказ обойдется примерно в 1,3 млн рублей. На фоне ослабления рубля возможны колебания в пределах 50 тысяч, уточняют брокеры, но даже так предложение от частника будет несравнимо выгоднее.
Geely Monjaro классом повыше, и цены на одну и ту же комплектацию (2.0 литра, 238 л.с., 4WD) у дилеров и некоторых частников варьируются от 3,8 до 5 млн рублей, если говорить об уже растаможенных авто. Под ключ во Владивосток такое обещают привезти за 3,1 или даже сомнительные 2,8 млн рублей. К этой сумме стоит прибавить несколько десятков тысяч рублей на русификацию интерфейса, без которой машиной пользоваться почти невозможно.
Новый подход к налогообложению позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме. Так объяснили в правительстве РФ ужесточение импортного законодательства
Если же вы все еще не готовы мириться с мыслью, что теперь Китай – поставщик иномарок №1 в России, то Япония пока еще держит экспортный «железный занавес» немного приоткрытым для самых преданных автолюбителей. Но одной преданности будет мало, понадобятся смелость, терпение и лишние 2,5 тысячи долларов наличными. Как рассказал приморский автоэксперт, некоторые, особо находчивые, дилеры-частники продолжают ввозить в страну попавшие под августовские санкции праворульные машины. Есть риск, что точку назначения «запрещенки» распознают японские таможенники и аукционный автомобиль до вас так и не доедет, но уплаченные деньги, вроде как, обещают вернуть. Тут уж смотрите сами, стоит ли оно того.
Фото — официальные сайты Chery, Gttly, AGR, а также freepik.com