И недели не прошло, как новая киноадаптация булгаковского романа «Мастер и Маргарита» (18+) вышла в прокат. Впрочем, обсуждать фильм начали задолго до выхода, то называя его «лучшим из того, что снимали по роману», то очередной попыткой отечественной индустрии предложить альтернативу западному продукту. Удалось ли команде молодого режиссера Михаила Локшина передать дух постреволюционного периода, мистицизм первоисточника и настроение, с которым первые читатели знакомились с запрещенной книгой, разбиралась команда «Дальневосточного обозрения».
«Мастер и Маргарита»: рецензия на новый фильм
Долгое время считалось, что «Мастер и Маргарита» (12+) — роман, достойно экранизировать который крайне сложно, если вообще реально. Прошлые полнометражные и сериальные адаптации здесь обсуждать не будем, сосредоточимся на новинке.
А новинка как раз и обещала нечто отличное от того, что поклонникам книги предлагали ранее. Команде авторов удалось привлечь прямо-таки фантастический бюджет в 1,2 миллиарда рублей и именитый актерский состав: Воланда сыграл звезда «Бесславных ублюдков» (18+) немец Аугус Диль, Мастера — Евгений Цыганов, а Маргариту — Юлия Снигирь.
Реакция на премьеру ожидаемая: уже в первый день фильм собрал 116 миллионов рублей по стране, практически обещая, как минимум, окупить производство. К слову, в этом году уже три картины преодолели планку в миллиард рублей за время проката: «Холоп — 2» (12+) собрал около 3,5 миллиарда рублей, «Бременские музыканты» (6+) — около 2,6 миллиарда рублей, а «Три богатыря и пуп земли» (6+) — чуть более миллиарда рублей. Похоже, россияне соскучились по походам в кинотеатры и возрастное ограничение «Мастера и Маргариты» в (18+) не слишком охладило пыл зрителей. Тем удивительнее кажется то, что в премьерный день в хабаровском «Гиганте» свободных мест в залах было предостаточно. За час до показа свободной оказалась большая часть зала, а во время просмотра пустовала практически половина сидений. Возможно, слухи о новом мистическом блокбастере дошли до дальневосточников не сразу. Впрочем, прогрев аудитории известными медиаперсонами и предложение «запретить или как-то разобраться» с картиной, вероятно, привлекут к ней внимание.
И в этом моменте экранизация «Мастера и Маргариты» уже приблизилась к тому, чтобы передать ощущение от прочтения романа первыми поклонниками. Да, смотреть фильм, как минимум пока, разрешено, но риск режиссера повторить судьбу своего экранного Мастера, добившегося печати работы о неких Пилате и Иешуа Га-Ноцри, а затем не сумевшего совладать с критиками и пострадавшего от цензуры, сохраняется.
Карикатура на Москву 1930-х, ожившая на страницах книги Булгакова, в начале фильма кажется несколько картонной. Верить в нее начинаешь, как это ни удивительно, после появления Воланда и добавления мистики. Герой Аугуса Диля не просто высмеивает неуклюжее «переобувание» коллег Мастера. Он словно заставляет их и самих задуматься о собственных поступках. «Не все могут себе позволить быть такими принципиальными. У тебя же нет алиментов», — оправдывается с экрана один из героев.
Перетерпеть эту самую «картонность» и недостаток динамики в начале фильма стоит хотя бы для того, чтобы в полную меру насладиться игрой Диля. Говорящий на немецком Воланд зловещ и прямо-таки дьявольски прекрасен. С первого появления он притягивает внимание зрителя и заодно служит двигателем сюжета. Свита князя тьмы при этом служит, скорее, приятным дополнением: с первого просмотра без подготовки отличить Азазелло от Коровьева удастся не каждому.
А что Мастер? Он, как и его возлюбленная Маргарита выступают своеобразными символами постреволюционной эпохи. Несогласные с происходящим, лишенные возможности реализовать себя в жизни реальной, буквально перемолотые ею… они с головой погружаются в эскапизм. Роман, который они пишут, существует лишь на страницах рукописи, которую никогда не напечатают. Но в ней справедливую, по их мнению, кару получает каждый обидчик. И даже за такую попытку пережить свое несогласие паре приходится жестоко расплачиваться. Единственным утешением для героев и им сочувствующих становятся слова, сказанные представителем темной стороны — Воландом: «Рукописи не горят».
Ольга Цыкарева