В первый месяц 2025 года рост цены на бензин составил 0,64%. На прошлой неделе эту информацию сообщил ТАСС (18+), ссылаясь на данные Росстата. Ниже уровня инфляции поднялись и цены на дизельное топливо – на 0,54%. Динамику цен Росстат оценивает по данным 1,8 тысячи АЗС в 279 городах России и по его сведениям, в первую полную рабочую неделю дизель и вовсе подешевел, на 0,01%. В то же время инфляция составила четверть сотых процента.

Звучит красиво. А заправляться дорого. И на 14% выросли цены на проезд в отдельных видах общественного транспорта Хабаровска. Почему так..?

Не успела ФАС РФ оценить стабильность ситуации на оптовом рынке, как на следующий день, в прошлую пятницу цена на бирже пошла в рост: бензин Аи-92 прибавил сразу 1,67%. до 48 781 руб. за тонну. Аи-95 подорожал на 1,21%, до 51 459 руб./ т. Летний дизель вырос 1,01%, до 56 922 ₽, а межсезонный на 1,23%, до 56 077 руб./т. При этом сократило свою стоимость на 1,65% зимнее ДТ, до 64 284 руб./т.

С 1 января на 4% — это планово – поднялись и ставки топливных акцизов.

В декабре 2024-го вице-премьер РФ Александр Новак заявлял, что топливный рынок России полностью обеспечен бензином и дизтопливом, розничные цены по итогам 2024 года вырастут темпами не выше инфляции. Подобные заявления в прошлом году звучали неоднократно, но и опт, и розницу прилично колбасило в 2024-м.

Давайте вспомним некоторые моменты.

Цены на бензин в 2024

В январе прошлого года РТС обратился к регулирующим органам с жалобами на активизировавшихся на торгах СПбМТСБ… роботов. Роботы так быстро рассчитывали, формировали и выставляли заявки, что добросовестные человеческие покупатели оставались ни с чем, и по завершении торгов им приходилось приобретать топливо у перекупщиков.

Следом – поломка на Нижегородском заводе ЛУКОЙЛа. И цены пошли в рост.

В апреле началось разбирательство с диспаритетом цен на АЗС и в мелком опте. Федеральная антимонопольная служба проанализировала данные более 100 участников рынка в Сибири, на Дальнем Востоке и на юге. Пристальное внимание – Приморскому краю.

Летом, на фоне отмены запрета на экспорт, рекордного значения достигла цена на Аи-95. Подъем стоимости бензинов на бирже в июле фиксировался следующий: Аи-92 подорожал на 17,4%, Аи-95 — на 38%.

Рассуждая о ситуации и оценивая производство нефтепродуктов в России, профессор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, генеральный директор Центра мониторинга новых технологий (ЦМНТ) Михаил Ершов в интервью «Интерфаксу» (18+) отмечал: «напряжение» в бензиновом сегменте обостряется в сезоны высокого спроса. И ярче всего отражается в ценах на Аи-95.

— Хотя, в стране профицит производства бензинов по отношению к потреблению: (выпуск этого продукта составляет порядка 42-44 млн тонн в год при потреблении на уровне 37-38 млн тонн). Запас прочности критически мал — всего 5-7 млн тонн. Подобная профицитность в 14-15% является крайне ненадежной для рынка. Она дает знать о себе риском нехватки товара в сезон активного спроса, когда какие-то заводы встают на ремонты или на НПЗ случаются инциденты, либо железная дорога не успевает довозить нефтепродукты до потребителей, — подчеркивает Ершов.

По мнению Ершова критичный уровень профицитности по бензинам сформирован особенностью российской нефтепереработки, сложившейся в пользу дизельного топлива. Поэтому в основном программа модернизации российских НПЗ, оказавшаяся довольно успешной, предполагала значительное увеличение выпуска дизельного топлива как основного экспортного товара. Акцент на бензин делался в меньшей степени.

цены на бензин 2024
Цены на бензин до начала 2025 года

Введенный с 1 августа запрет на экспорт бензина рост цен на АЗС не остановил, к концу лета они обогнали уровень инфляции, а цена на премиальные марки бензина превысила ее в два раза.

В то же время – резко подешевела нефть, но как видим, подобное обстоятельство не оказывает сильного влияния на стоимость топлива в нашей стране. Эксперты винили в повышении цен даже теплую осень – мол, люди продолжают ездить по дачам и пикникам, вот похолодает – тратить бензин перестанут.

Обвиняли в повышении цен и «мелких лавочников» — независимые АЗС. ФАС, сделав запросы вертикально интегрированным нефтяным компаниям, пришла к выводу : на их заправках цены ниже. А у небольших АЗС нет запаса прочности для удержания низких цен, они перестраховываются.

Вспомним и неоднократное повышение в прошлом году ключевой ставки, увеличивающее стоимость заемных средств, а соответственно и затраты на производство, и необходимость ремонтов, и сложности с поставкой оборудования для НПЗ.

Член экспертного совета конкурса «АЗС России» Дмитрий Гусев на страницах «Российской газеты» (16+) высказывал мнение, что влияние на цены оказали и сроки отгрузки и доставки по железной дороге: покупатели приобретают больше товара в надежде, что хоть что-то доедет вовремя.

Цены на бензин в 2025: прогнозы

Накладывая все эти обстоятельства – погоду, ремонты, ставки и проч. — на карту ДФО, наверное, предсказать будущее не так нетрудно. Прибавим наши расстояния и оттолкнемся от дня сегодняшнего.

В Дальневосточном федеральном округе почти половина регионов занимает верхнюю строчку списка с максимальными ценовыми значениями: Республика Саха (Якутия), Магаданская, Камчатская, Сахалинская области,Чукотский автономный округ «лидируют в забеге» по бензинам. По ценам на дизель Чукотку вытеснило Забайкалье. Картинка не очень радостная, но Сахалину с Хабаровским краем совсем должно быть обидно. У первых нефть, у вторых – нефтеперегонные заводы, а цены… плюнуть и рукой махнуть.

цены на бензин 2025
Цены на бензин в 2025: динамика в регионах

«РН-Комсомольский НПЗ» (НК «Роснефть») является крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом в ДФО. Его проектная мощность составляет 8 млн тонн нефти в год. Завод перерабатывает нефть, добываемую «Роснефтью» на острове Сахалин и поставляемую на предприятие по нефтепроводу Оха — Комсомольск-на-Амуре, а также сырье, поступающее по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь -Тихий океан» (ВСТО). Выпускает автомобильные бензины, дизельное топливо, топочный мазут, сжиженный газ и др. Поставляет нефтепродукты в Приморский и Камчатский края, край, Амурскую, Сахалинскую, Магаданскую, Камчатскую, Еврейскую автономную области.

Комсомольский НПЗ запустил автоматическую станцию налива нефтепродуктов

Мощность «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» (входит в состав ННК) — 5 млн тонн. Продукция Хабаровского нефтеперерабатывающего завода поставляется на север России, в Амурскую область, Хабаровский и Приморский края, а в начале 90-х прошлого века даже экспортировал до полумиллиона тонн продукции в год. А далее — отсутствие внутреннего спроса из-за высоких цен и устаревший производственный фонд, что не давало нужно качества, привели к плачевному результату: в 1994-м году завод переработал лишь треть нефти от заявленной проектной мощности. На помощь пришли… кризис 98-го и резкий скачок курса доллара. Люди перестали покупать импортный бензин, повернулись в сторону местного производства. Через пять лет завод в составе Группы «Альянс» выдал собственный рекорд за последнее десятилетие — переработал более 3 млн тонн. В 2021-м, уже входя в Независимую нефтегазовую компанию, устроил небольшой коллапс в Хабаровском крае: остановил на модернизацию установку, отвечающую за выпуск высокооктановых бензинов, и спровоцировал топливный кризис.

— Хабаровский НПЗ первым на российском Дальнем Востоке выдал очень нужную народному хозяйству и обороне страны продукцию нефтепереработки, первым в регионе перешел на выпуск неэтилированного бензина, первым запустил современный каталитический риформинг, первым наладил производство бензина марок Аи-98, 95, 92, первым достиг европейского уровня качества производства бензинов, — цитирую информацию о заводе, размещенную на сайте российских промышленников и предпринимателей.

Но сложим цифры: 13 миллионов тонн в год — много это или мало? Споры, скажем прямо, давно ведутся.

Анализируя топливную проблему Дальнего Востока, Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) оценил возможности большого топливного проекта — строительства еще одного НПЗ — для развития макрорегиона страны.

— В то же время потребление топливно-энергетических ресурсов в ДФО остается на незначительном уровне, в пределах 6% от среднероссийского уровня по нефтепродуктам, главным образом вследствие убыли населения и неразвитости инфраструктуры  … Судя по статистическим данным, рассчитывать на внутренний рынок в пределах дальневосточного региона авторам проекта НПЗ не стоит. ДФО, население которого составляет 8,2 млн чел., – самый депопулирующий регион страны… По некоторым прогнозам, население Дальнего Востока России к 2050 году может сократиться почти на 40% и составит менее 4 млн человек. По другим расчетам, за 2010-2050 годы общая численность населения российского Дальнего Востока может уменьшиться на 21,1%, а трудоспособного – на 42,5%, — делали вывод эксперты.

Ну вы поняли: не размножаемся, не цепляемся за малую родину — не видать нам недорогого бензина. А как же разворот на Восток?

В 2023-м, на ВЭФ, министерство энергетики России сообщило о готовности искать инструменты поддержки строительства нефтеперерабатывающих заводов в ДФО. Об этом ТАСС (18+) рассказывал Сергей Цивилев, правда, добавляя «если»: «Если же отраслевые компании примут инвестиционное решение по развитию нефтепереработки в ДФО, Минэнерго будет искать необходимые инструменты…»

В 2023-м губернатор Сахалинской области рассказал СМИ, что скоро на Дальнем Востоке появится третий НПЗ, мол, ПАО «Газпром» планирует начать разработку обоснования инвестиций.

— Это первая часть стратегии. Развитие этого проекта дает возможность создания нефтегазохимического производства, — сказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко на конференции «Нефть и газ Сахалина».

Предполагалось, что новый НПЗ будет давать 4,5 млн тонн нефтепродуктов в год. Производство планировалось разместить в окрестности Поронайского морского порта на восточном побережье Сахалина, а основной объем выпускаемого на заводе керосина будет потреблять Единая Дальневосточная авиакомпания «Аврора».

Ну, а в 24-м «если» появилось.

— Строительство нового завода — это капиталоемкая вещь. Таких инвесторов нет, проект показывает низкую экономическую эффективность. Поэтому в Минэнерго даже не обсуждался вопрос строительства нового НПЗ, — цитировало РИА «Новости» (18+) министра энергетики Николая Шульгинова, дававшего агентству интервью в рамках ВЭФ.

Пока как-то так. Живем с этим.

Фото: freepik (18+)

Бензин на АЗС ННК в Хабаровске подорожал второй раз за месяц

Кто руководит филиалами и представительствами крупнейших компаний России на Дальнем Востоке