Импорт строительных материалов и техники из Китая в Россию станет одной из тем Межрегионального строительного форума-выставки в Хабаровске (18+). С какими проблемами сталкиваются компании при ввозе из Поднебесной, в материале “Дальневосточного обозрения”.

В конце прошлого года мы уже беседовали с экспертами форума-выставки , который пройдет в Хабаровске в 17-18 апреля, о ситуации, в которой оказалась строительная отрасль на пороге 2025-го. Некоторые из прогнозов уже успели оправдаться. Так, организатор мероприятия Станислав Еремин рассказывал о том, что для большинства девелоперов в сложившейся ситуации оптимальной стратегией станет перенос сроков начала строительства новых объектов из-за высокой стоимости кредитов для самих компаний и низкого спроса на жилье у населения, обусловленного высокой ключевой ставки и других сложностей, связанных с ипотекой. В итоге, меньше чем через месяц, в новостной повестке все чаще стали появляться новости о переносе сроков запуска новых проектов даже федеральными девелоперами.

Импорт из Китая в Россию техники и стройматериалов глазами экспертов

Об одном из возможных сценариев, который позволит предпринимателям и компаниям сохранить свой бизнес, мы уже писали. Однако, вопросом “Что строить в 2025 году?” повестка грядущего форума не ограничится. Ведь в условиях санкций все острее становятся вопросы “Из чего и чем строить?”. Отечественная техника и материалы не всегда способны перекрыть потребности застройщиков. Логичным выбором для многих в текущей ситуации становится импорт в Россию из Китая.

— На данный момент строительные материалы и техника из Китая занимает примерно 70-90% от всего предложения на рынке. Лично у нас строительные, отделочные материалы и спецтехника занимают примерно 20% от общего объема работ по году — это 640 миллионов рублей. Мы ожидаем увеличения объемов, так как Китай из-за своей конкурентной среды внутри страны может дать лучшее сочетание цена – качество, несмотря на логистические издержки, — рассказывает сооснователь группы компаний «Рубикон», занимающейся ВЭД, логистическими и складскими услугами, Виталий Красуцкий.

Однако импорт из Китая в Россию, несмотря на свою привлекательность, имеет ряд ограничений. Покупка и доставка части техники уже осложнены из-за риска введения вторичных санкций на производителей из Поднебесной.

— Основная проблема — введение запрета на ввоз из Китая в Россию определенных групп товаров. Несмотря на наши дружеские отношения, Китай вынужденно присоединяется к санкциям. На данный момент это тракторные двигатели, турбированная техника, часть сельскохозяйственной техники, растворители, удобрения и другое. Даже когда производители из Китая отправляют данные виды товара, то возникает проблема с оплатой, так как банки КНР не могут принять деньги за оплату санкционного товара. Мы столкнулись с проблемой еще в конце 2023-го, а с марта 2024-го она нависла надо всей строительной отраслью. Особенно актуальна она для промышленных объектов строительства. Так же появилась проблема обманов со стороны Китая и в платежах, и в поиске товаров, — продолжает Виталий Красуцкий.

Компании, конечно, не отчаиваются и продолжают искать каналы для параллельного импорта.

— Решения сейчас есть. Но задачи меняются каждый месяц и соответственно схемы приходится находить максимально оперативно. Срок жизни каждого “обходного пути” — примерно месяц. Затем он перекрывается и необходимо искать новый, — описывает картину эксперт ВЭД.

В таких нестабильных условиях, считает спикер, для строительных компаний практически жизненно необходимо найти надежных партнеров.

— Есть такая проблема как желание заказчика сэкономить, что приводит к потере денег, товара, задержкам. Последствия для предприятий могут быть катастрофическими: мы уже наблюдали банкротство по этой причине. Скупой платит дважды. Сейчас, в целом, даже крупные банки не несут ответственность за сохранность ваших денег при переводе за границу, даже если деньги не вернутся. К тому же, при переводах заказчики  теряют от 4 до 12% суммы, что ведет к удорожанию товара для потребителя. У нас есть более выгодные решения, о которых расскажем на форуме — резюмирует спикер.

Импорт из Китая на Межрегиональном строительном форуме-выставке 2025 в Хабаровске

Вопросы импорта стройматериалов и техники из Китая в Россию обсудят на площадке Межрегионального строительного форума-выставки 2025 впервые. Однако тема эта животрепещущая, отмечает организатор события Станислав Еремин.

— В этом году впервые на форуме будет отдельная сессия по логистике и оплате товаров и услуг в центральный Китай. Мы уже увидели запрос на данную тему от строительных и подрядных компаний. На «Строим-Дальний.рф» будут присутствовать представители китайских производителей техники и строительных материалов со стендами, и тема платежей и логистики уверен будет обсуждаться не раз в комнате переговоров и у стендов логистических компаний, — считает Станислав Еремин. — В октябре 2024 года мы организовывали форум Азия (18+), где главной темой были как раз платежи, новые формы оплаты в криптовалюте, бартером, как их отслеживают и контролируют налоговые и таможенные органы. И, как показала встреча с представителями и ФНС и ДВТУ, на данный момент есть указ, но практики, как таковой нет. Все ждут прецедента.

К слову, на форуме планируют предоставить возможность пообщаться с экспертами не только регионального, но и федерального уровня.

— Наши эксперты смогут дать аналитику и решения для компаний, занимающихся дистрибьюцией строительной техники и строительных материалов. И, предварительно, мы уже получили подтверждение о участии вице президента банка «ДОМ.РФ» Андрея Оникиенко Андрея, который является экспертом в сфере ВЭД, — добавил Станислав Еремин.

Межрегиональный строительный форум-выставка пройдет в Хабаровске 17-18 апреля.

Зарегистрироваться и ознакомиться с программой можно на сайте: строим-дальний.рф

Больше новостей о сфере недвижимости и строительстве читайте в рубрике «Дальневосточного обозрения».

Как избежать коллапса строительной отрасли в ДФО?