На фоне трагических событий «Дальневосточное обозрение» решило вспомнить крупнейшие аварии на производственных объектах Дальнего Востока за последние 40 лет.
Аварии на производственных объектах Дальнего Востока
Взрыв на маслоэстракционном заводе в Белогорске произошел днем 28 января. Как сообщили сотрудники МЧС Амурской области, большинству работников удалось эвакуироваться с места ЧП самостоятельно. Под завалами, в резервуаре со шротом, погиб 33-летний мужчина. Одной из причин произошедшего было названо нарушение технологического процесса.
— Произошел хлопок на 7 этаже здания. В помещении имеются разрушения, несущие конструкции не повреждены, — сообщалось в телеграм-канале МЧС России по Амурской области (18+).
Отметим, что это пока лишь гипотеза. В причинах ЧП также разбирается прокуратура региона. СК РФ проводит доследственную проверку по статье о нарушении правил безопасности при ведении строительных или иных работ. По факту гибели рабочего возбуждено уголовное дело. Работа на предприятии была приостановлена.
В прошлом году Амурская область «прогремела» другой трагедией. 18 марта случилась авария на руднике «Пионер». Под завалами оказались 13 человек, но спасательные работы, продолжавшиеся почти две недели, ни к чему не привели. Результаты бурения показали, что выработки, где могли находиться люди, заполнены горной массой и водой. Кроме того, мог обрушиться борт карьера, что было опасно уже для самих спасателей. По подозрению в халатности задержали двух сотрудников регионального управления Ростехнадзора и главного инженера рудника.
Взрыв на заводе в Амурской области: что известно к этому часу
Как позже анализировал ЧП сайт недропользователей Dpromjnline (18+), приводя мнение советника при ректорате УГГУ Вадима Минина, шахту построили по устаревшей технологии, не закладывая решения против затоплений. Завкафедрой безопасности и экологии горной деятельности Горного института Университета «МИСИС» Константин Коликов, добавлял к этому, что «горные работы вместо НИИ теперь проектируют частные подрядчики. Случается, что ради экономии заказчика они нарушают нормативы, и без того недостаточно проработанные». Задачу отрасли Коликов видит в актуализации нормативной и методической базы, а также в ужесточении ответственности проектных организаций.
1985: авария на атомной подводной лодке К-431
Место: Бухта Чажма, Приморский край.
Десятого августа 1985 года на атомной подводной лодке К-431, находившейся у причала в бухте Чажма, произошла одна из самых серьезных радиационных аварий в истории советского флота. Лодка проходила плановую перезарядку ядерного реактора. Во время работ по подъему крышки реактора была нарушена технология: вместо использования специального оборудования, крышку поднимали вручную с помощью домкратов. Это привело к разрушению реактора и мощному взрыву. В результате взрыва в атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ, включая изотопы йода, цезия и стронция. Взрыв был настолько мощным, что крышка реактора весом несколько тонн была выброшена на сотни метров и упала на соседнюю подводную лодку.
Погибли 10 человек, включая военнослужащих и гражданских специалистов. Более 290 человек получили радиационное облучение различной степени тяжести. Радиоактивное загрязнение затронуло акваторию бухты и прилегающие территории. Ликвидация последствий аварии заняла несколько лет, а район бухты Чажма до сих пор считается зоной повышенного радиационного риска. Инцидент был засекречен, и информация о нем стала доступна лишь спустя годы. Расследованием катастрофы занималась комиссия Главного технического управления ВМФ, которая пришла к выводу, что причиной трагедии стало нарушение руководящих документов и отсутствие должного контроля за проведением перегрузки. «Вести Приморье» (18+), ссылаясь на мнение специалистов-атомщиков, обозначили, что и чажминская, и чернобыльская катастрофы имеют общую причину — опасное привыкание высококвалифицированных специалистов к реакторам и нарушение инструкций. Авария стала серьезным уроком для советского флота, приведя к ужесточению правил эксплуатации атомных подводных лодок.
1989: авария на складе сжиженного хлора насосных водозаборных станций
Место: Хабаровск.
В результате разрыва газового контейнера в атмосферу попало 800 кг хлора. «В это время вблизи места взрыва, на берегу Амура, находилось много отдыхающих, в том числе детей. 70 человек были доставлены в больницу, 8 из них — в реанимационные отделения из-за развившихся симптомов токсического отека легких. Причина аварии — грубое нарушение правил хранения емкостей со сжиженным газом: в течение 5 дней до события прибывшие на склад контейнеры с хлором находились под открытым небом», — описывал аварию журнал «Мир науки» (16+).
1997: крушение танкера «Находка»
Место: Японское море, недалеко от побережья Японии.
2 января 1997 года российский танкер «Находка», перевозивший около 19 000 тонн мазута, затонул в Японском море. Судно попало в сильный шторм, который привел к его разрушению. Танкер разломился на две части, и большая часть груза вылилась в море. Утечка нефтепродуктов продолжалась несколько дней, пока судно полностью не затонуло. Весь экипаж, за исключением капитана был спасен.
Причиной катастрофы назвали не только погодные условия, но и недостаточную подготовку судна к шторму, а также возможные нарушения в техническом обслуживании танкера. Была и неожиданная версия. «КоммерсантЪ» (16+), цитируя министра транспорта России Николая Цаха писал, что «причиной гибели танкера «Находка» стал не шторм или износ оборудования, а воздействие внешних сил, скорее всего, в виде взрыва». По предположению следователей, возможно, «Находку» затопили, чтобы прикрыть крупное хищение нефтепродуктов.
Авария вызвала широкий резонанс и привела к ужесточению контроля за судоходством и перевозкой нефтепродуктов в регионе. Япония получила в 2002 году от России 26,1 млрд иен (около 200,8 млн. долларов) в качестве компенсации за экологический ущерб.
1997: пожар на химико-фармацевтическом заводе «Дальхимфарм»
Место: Хабаровск.
Утром 19 февраля на «Дальхимфарме» произошел пожар, сопровождавшийся выбросом хлора. Ядовитые пары распространились по цеху, в котором работало несколько сот рабочих. В подвале цеха проводились сварочные работы, произошло возгорание емкости с хлором. Сварщики не стали вызывать пожарных и решили самостоятельно погасить огонь. Емкость с хлором взорвалась, и произошел выброс паров этого газа. Ядовитое облако распространилось по всему цеху, где находилось около 300 человек. В результате аварии один человек скончался, другие были госпитализированы. Специалисты ГО смогли нейтрализовать опасные испарения и не допустить их распространения в близлежащем жилом массиве.
В связи с инцидентом власти Хабаровска организовали на предприятиях повышенной экологической опасности учения, напоминая, как вести себя в момент аварии. На всех городских предприятиях проверили системы пожаротушения и наличие пунктов гражданской обороны.
2003: катастрофа на шахте «Центральная» в Приморье
Место: г. Партизанск, Приморский край.
Взрыв в шахте «Центральная» прогремел 29 октября 2003 года на глубине, превышающей 740 метров. На момент взрыва в шахте работал 71 человек, пять из них погибли в забое, один в тяжелом состоянии скончался на следующие сутки в больнице. Причиной трагедии стал взрыв метана.
Случай был не первый: в мае 1996 года метан взорвался во время ремонтных работ. Забойщиков на тот момент в шахте не было. Шахту в Партизанске специалисты ставили на одно из первых мест в России по уровню взрывоопасности и загазованности. В январе 2004 администрация Приморского края приняла решение о закрытии предприятия с большими долгами по разным статьям. Только долг компании «Дальэнерго» превышал шесть миллионов рублей.
2011: авария на Сахалинской нефтедобывающей платформе
Место: Охотское море.
Буксировка «Кольской» с побережья Камчатки к Сахалину началась 11 декабря 2011 года. На борту находились 67 человек. Через пять дней караван в Охотском море попал в полосу штормов. На платформе сорвало обтекатель носовой опоры, оказалась повреждена обшивка корпуса, образовался крен. 18 декабря капитан подал сигнал бедствия. Спасти из воды живыми удалось только 14 человек. Тела 17 погибших были подняты из воды. Остальные 36 считаются пропавшими без вести.
2015: крушение траулера «Дальний Восток»
Место: Охотское море.
2 апреля большой автономный морозильный траулер «Дальний Восток» затонул в Охотском море южнее залива Шелехова у берегов Камчатки. В результате крушения 62 человека погибли, 7 пропали без вести. По данным МЧС, во время крушения экипаж судна составлял 132 человека. На борту находились 78 россиян, 42 гражданина Мьянмы, 5 подданных Вануату, 4 украинца и 3 латыша.
По версии следствия, при подъеме трала с большим уловом (приблизительно 130 тонн) судно получило крен на левый борт и опрокинулось. Основными причинами послужили уменьшение остойчивости траулера из-за внесения изменений в его конструкцию, перегрузки его уловом (на момент крушения в трюмах было 1400 т рыбы) в совокупности с малым количеством топлива. Большое количество жертв связано с превышением допустимого числа людей на борту и отсутствием достаточного количества спасательных средств. Изменение конструкции судна состояло в удалении элементов, влияющих на его мореходные качества. Это произошло во время переоборудования траулера с целью повышения его производительности по переработке рыбы (со 140 до более 200 тонн в сутки).
В ноябре 2017 г. Южно-Сахалинский горсуд вынес приговор руководителям ООО «Магеллан» и ответственным чиновникам, признав их виновными в крушении траулера «Дальний Восток». Им были назначены наказания от пяти лет восьми месяцев до шести с половиной лет лишения свободы.
Вулканическая неактивность или как Камчатка увязла в социальных долгостроях
2016: авария на трубопроводе в Хабаровском крае
Место: недалеко от п. Ягодный, Хабаровский край
В апреле на нефтепроводе произошел разрыв, вызванный коррозией и отсутствием своевременного ремонта. В результате аварии в окружающую среду попало около 38 тонн нефти, которая быстро распространилась по близлежащим водоемам и почве. Причиной аварии стало устаревшее оборудование и недостаточное финансирование на его обслуживание. Ликвидация последствий осложнялась труднодоступностью района и отсутствием необходимого оборудования.
Над ликвидацией аварии работали сотрудники компании «РН-Сахалинморнефтегаз», которой принадлежала труба, и бригада Комсомольского филиала предприятия «Эко-Спас», ситуацию контролировала оперативная группа пожарно-спасательного гарнизона и пожарные ПЧ-96 поселка Ягодный, нештатные аварийно-спасательные формирования. Комсомольской природоохранной прокуратурой было подано заявление в суд о возложении на данное предприятие обязанности по рекультивации загрязненного земельного участка.
Заметим, что данная авария далеко не последняя, связанная с нефтепроводом «Оха-Комсомольск-на-Амуре». Подобные случаи у «РН-Сахалинморнефтегаза» происходили и в 2017, и в 2020 годах.
2020: разлив нефтепродуктов в Находке
Место: Порт Находка, Приморский край
В октябре 2020 года в порту Находка произошел крупный разлив нефтепродуктов. По информации Росприроднадзора, сообщало ИА «Интерфакс» (18+), площадь загрязнения превысила 34,7 тыс. кв. метров. В воду попало около 800 тонн топлива, которое быстро распространилось по акватории порта. Ликвидация разлива осложнялась сложными погодными условиями и недостатком необходимого оборудования.
Причиной аварии стало не только повреждение резервуара, но и недостаточный контроль за его состоянием, сообщала пресс-служба Приморского отделения ОНФ. По данным этой же общественной организации, к загрязнению бухты причастны были причастны котельная «Примтеплоэнерго», а также собственник причала «Трансбункер-Приморье». На руководителей и юрлиц были наложены штрафы в сумме более 900 тысяч рублей, информировала Амурская бассейновая природоохранная прокуратура.
Техногенные аварии наносят ущерб экономике и экологии. Приносят горе в дома. На официальном сайте Дальневосточного управления Ростехнадзора приводится статистика производственных аварий и несчастных случаев на производстве с 2009 по 2022 год: 137 человек получили травмы, несовместимые с жизнью. Большинство аварий были вызваны нарушением правил безопасности, устаревшим оборудованием и недостаточным контролем за промышленными объектами.
На белогорском маслоэстракционном заводе, по словам гендиректора «Амурагроцентра» Александра Сарапкина, которые приводит ТАСС, «не видели нарушений при эксплуатации оборудования, которые могли бы стать причиной взрыва». Все условия по промышленной безопасности, с его слов, были соблюдены.
Идет расследование. Причины будут установлены. Руководство «Амурагроцентра» приняло решение об оказании всемерной поддержки семье погибшего сотрудника — моральной и материальной. Вопрос находится на личном контроле Александра Сарапкина.
МЭЗ «Амурский» — сравнительно молодое (был запущен в 2017 году) предприятие и одно из крупных в Белогорске. Производственный процесс в связи с случившемся на заводе останавливать не будут, но перенесут цеха для фасовки и складирования муки на другие площадки. Однако на четыре месяца будет приостановлено производство изолята — растительного белка из соевых бобов. Запланированная на лето реконструкция цеха изолята будет сдвинута на более ранние сроки.
— Планируем, что в июле на МЭЗ «Амурский» будут запущены эти обновленные производственные мощности, — сказал Сарапкин.
Больше материалов о политике, бизнесе и криминале на Дальнем Востоке читайте в подборке по ссылке.
Семьи, схемы и скандалы: коррупция на Дальнем Востоке в 2024 году
Фото: МЧС России