С начала работы на посту главы Хабаровского края Дмитрий Демешин особое внимание уделяет развитию производства в регионе. Губернатор инициировал появление Хартии промышленного суверенитета, которая позволит повысить загруженность местных предприятий и регулярно возвращается к вопросу наращивания мощностей и повышения востребованности продукции. Действует в регионе и ряд других мер поддержки бизнеса, которые предприятия, в том числе “Дальэнергомаш”, КнААЗ, Амурский судостроительный завод и другие предприятия активно используют. О том, как площадки региона проходят через промышленный переворот, в материале “Дальневосточного обозрения”.

— Техническое перевооружение наших промышленных предприятий с упором на отечественное оборудование — в нынешних условиях задача государственного значения. И Хабаровский край в этом направлении делает уверенные шаги, — отмечал Дмитрий Демешин в ходе встречи с руководителем госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым.

Разберемся на конкретных примерах.

“Дальэнергомаш” и его импульс к развитию

В августе 2024 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин дал поручение: оказать содействие в модернизации производственных предприятий страны. Один из механизмов такой поддержке — займы из “Фонда развития промышленности”. Так, завод “Дальэнергомаш” при содействии правительства Хабаровского края получил заем на 108,4 миллиона рублей.

дальэнергомаш хабаровск

Также для приобретения нового оборудования в 2024-2025 годах в предприятие инвестировали 224,4 миллиона рублей. Так например, недавно ввели в работу новый станок с ЧПУ (числовым программным управлением, — прим. ред.). После отладки производства и проверки выпущенных на нем дателей будет запущено серийное производство. 

— Он фрезерует, сверлит, растачивает детали, проводит сложные операции, которые на другом оборудовании сделать невозможно. Управляющие программы для такой техники разрабатывают отдельные специалисты. Он работает ежедневно по 12 часов, за ним закреплены два оператора.Такого плана станок у нас пока единственный, — рассказал корреспонденту “Дальневосточного обозрения” директор по производству завода АО “Дальэнергомаш” Антон Горбатов.

Сегодня на предприятии порядка 300 единиц техники.

— После обновления у нас появилась возможность обрабатывать пятикоординатные детали, которые не может сделать в России почти ни одна компания, — рассказал гендиректор АО «Дальэнергомаш» Олег Конюшев.

Модернизация завода “Дальэнергомаш” стала возможна благодаря национальному проекту «Производительность труда». Наши собеседники отметили, что теперь у них появилась возможность решить ряд проблем и оптимизировать процесс производства: сократить количество переходов на других станках, уйти от универсального оборудования и самое главное — повысить качество производимых деталей. 

— Мы одни из первых в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке участвовали в нацпроекте “Повышение производительности труда”. Удалось организовать рабочие места, технологические процессы. Людям нравятся новые условия, они приходят на работу и остаются. Один из примеров — у нас нет сдельной оплаты, поэтому человек точно знает, сколько он получит за свою работу. Есть возможность зарабатывать больше: брать дополнительные смены, в том числе ночные, которые оплачиваются в 1,5 раза больше, — отметил гендиректор компании.

На предприятии работают 250 человек. Получение господдержки позволило увеличить производительность завода на 28%, повысить мощность выпускаемого оборудования и поставлять на рынок агрегаты для импортозамещения.

завод дальэнергомаш

При этом руководство компании следует принципу: каждый вложенный рубль должен не просто позволять заводу продолжать существование, а становиться импульсом для его дальнейшего развития.

— В процессе мы прорабатываем разные аспекты бизнес-плана. Понимаем, что если вложили 150 миллионов рублей в оборудование, то оно должно приносить доход, производить востребованную на рынке продукцию, —  подчеркнул Олег Конюшев.

Среди поставленных задач у предприятия на этот год — выполнить все контракты. Как рассказал гендиректор, требования по их исполнению с заказчиками очень строгие. Ситуация обостряется и тем, что повышаются требования к качеству производимой продукции в условиях импортозамещения. 

— Например, мы уже сделали две машины для Норильска. И сейчас планируем сделать еще четыре агрегата взамен импортным для одного из наших заказчиков, — сообщил Олег Конюшев. 

Заказы для производства поступают со всей страны. Преимущественно из субъектов европейской части России. Один из крупных заказчиков — “Норникель”. 

— Производим для них компрессоры для подачи воздуха в шахты. Есть заказчики комбинатов минеральных удобрений, делаем для них же турбины, воздушные детали, узлы, запчасти. Есть и заказчики станций водоканалов, комбинаты металлургических сооружений. Одним словом, для всей промышленности России, мы делаем агрегаты. Есть и спрос за рубежом. Сейчас есть действующий заказ в Индию, в прошлом году делали агрегаты для Грузии. Прорабатываем и заказ оборудования в Туркмению, — рассказал Антон Горбатов. 

В реализации мер по модернизации производства значительный вклад внесло правительство Хабаровского края. Новое оборудование, в том числе и станок с ЧПУ, удалось приобрести при поддержке региональных властей. 

— Правительство Хабаровского края оказало большую помощь. Деньги на приобретение нового станка из Фонда развития промышленности РФ мы получили, в том числе, от края, от Министерства промышленности. Работали сообща над этим вопросом, — отметил Антон Горбатов.

Поддержку предприятию оказывает и Минпромторг. Как отметил глава АО “Дальэнергомаш”, в профильном ведомстве всегда идут навстречу и оказывают поддержку в различных проектах. Также дальневосточное производство участвует в нацпроекте “Производительность труда” и сотрудничает с Фондом развития промышленности.

— Например, приобретаем оборудование с их помощью. Выходит намного дешевле, поскольку нам дают под небольшой процент, тогда как в банке пришлось бы брать заем под 25%. А тут всего 3-5% годовых. Поэтому нам выгодно: мы берем деньги, платим производителю, производитель поставляет нам машину и мы в течении 2-3 лет рассчитываемся. Фактически, на новом оборудовании зарабатываем деньги, которыми за него и расплачиваемся, — добавил гендиректор «Дальэнергомаша».

Как дела на КнААЗе и в производственном центре “Яковлев”?

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, безусловно, к предприятиям, требующим возрождения, относить не стоит. Но и ему для развития и выполнения поставленных задач оказывается поддержка правительства Хабаровского края. На недавнем докладе перед Закдумой региона Дмитрий Демешин отмечал основные достижения предприятия.

— КнААЗ продолжает серийные выпуски Су-35, Су-57. Вся линейка боевых истребителей, лучших в мире, выпускается не только для нужд министерства обороны, но и по экспортным контрактам, и крайне востребована на нашей планете, — заявил губернатор в ходе отчета.

Глава региона также напомнил, что в апреле 2024 года на производственном центре филиала ПАО «Яковлев» завершилась программа заводских испытаний «Сухого Суперджет-100». Серийные поставки полностью отечественных SJ-100 запланированы на следующий год. По производственному плану, на предприятиях края будут выпускать 30 машин в год. Из них 20 уже ожидают свои двигатели.

— Также на площадках наших заводов формируется мощный авиастроительный кластер национального масштаба. На базе ПАО «Яковлев» создан первый в России Центр компетенций по производству дверей и люков для гражданских авиалайнеров российского производства: и МС-21, и Ил-114, и наших «Суперджетов». Продолжается строительство производственного комплекса для сборки самолетов малой авиации. Мы очень рассчитываем, что авионика позволит нам создать самолет «Байкал», — отметил глава региона.

Соглашался с положительной динамикой в работе комсомольского авиапрома и полпред президента на Дальнем Востоке.

— Полностью загружен авиационный завод. Еще многое предстоит сделать для малой и большой авиации. По «Суперджет-100» и истребителям работа идет хорошо, — отмечал Юрий Трутнев во время визита в Комсомольск-на-Амуре в этом году.

Судостроение получит новый шанс

С другой ключевой для промышленности региона отраслью — судостроением, пока все не так однозначно. Впрочем, позитивные тенденции и здесь заметить не сложно. По итогам 2024 года, на Амурском судостроительном заводе (ПАО «АСЗ») заложили плавучий транспортный док Амур для поставки построенных кораблей и судов к месту назначения.

Хабаровский судостроительный завод могут передать в управление краю

За прошлый год на финальный этап строительства отправили многофункциональный буксир «Керченский пролив» и малый ракетный корабль «Ржев». Также достраивается ракетный корабль «Удомля». Амурский судостроительный завод наладил выпуск композитных материалов для верхних настроек боевых корветов.

Перспективы после долгого застоя откроются и перед Хабаровским судостроительным заводом.

— Проблемы еще остаются на Хабаровском судостроительном заводе, и наша общая с вами, коллеги, задача — их решить. Мое видение, что этот завод надо забирать в краевое управление и вытягивать. Вытягивать, потому что в последние годы, к сожалению, ни одного серьезного судна с верфи не сошло, — отметил губернатор Хабаровского края.

Действовать власти Хабаровского края планируют вместе с Объединенной судостроительной корпорацией. Как показывает история “Дальэнергомаша”, при грамотном подходе перезагрузка предприятия более чем возможна.

Вероника Строева

Фото: автора

В 2024 году Хабаровский край привлек на 32,5% больше инвестиций, чем годом ранее

Российско-Китайский форум в Хабаровске: программа и ключевые спикеры