В конце февраля стало известно, что лицензию на разработку Широндукуйского месторождения в Забайкалье получило Приаргунское производственное горно-химическое объединение (ПАО «ППГХО») — часть горнорудного подразделения госкорпорации «Росатом». Участок примерно в восьми километрах от Краснокаменска по оценкам экспертов способен дать стране восемь тысяч тонн урана и 40 тонн молибдена. Это делает месторождение одним из двух, где разработка экономически обоснована. Стартовать добыча должна в 2027 году. Ежегодно на Широндукуйском месторождении хотят производить около 430 тонн урана.
Прежде всего, краткая справка, чем так ценен этот элемент. Как сообщает сайт Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), уран распадается, выделяя при этом, собственно, энергию: «Благодаря своим особым свойствам уран является основным источником топлива для ядерных реакторов: из количества уранового топлива размером с куриное яйцо можно произвести такое же количество электроэнергии, как из 88 тонн угля».

При этом уран — очень уж странный предмет. С одной стороны, МАГАТЭ пишет, что «он встречается примерно в 500 раз чаще, чем золото». Однако тут же эксперты уточняют: «При этом мы считаем уран очень редким элементом, но в небольших количествах он есть везде: в горной породе, почве, воде и даже в нашем организме. Большое количество урана в низкой концентрации присутствует также в океане — приблизительно четыре миллиарда тонн».
При этом, успокаивают энергетики, бояться встречи с ураном в «диких условиях» не стоит: при нормальном образе жизни в организм его за год попадает в десятки раз меньше, чем за один длительный авиаперелет. А вот «люди, занимающиеся разведкой, добычей и переработкой урана, находятся в группе риска и должны пользоваться средствами защиты».
Добыча урана в России: Дальний Восток
Теперь посмотрим, где же на Дальнем Востоке обитает такой противоречивый, но при этом весьма полезный элемент. Как следует из государственного доклада «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2022 году», основные урановые объекты у нас в стране расположены на Дальнем Востоке и в Сибири. Это месторождения Стрельцовского уранового рудного района (УРР) в Забайкальском крае, Витимского УРР в Республике Бурятия и Эльконского УРР в Республике Саха (Якутия). Впрочем, незначительные запасы есть и в Хабаровском крае.

Консолидирует российские уранодобывающие активы горнорудный дивизион «Росатома», управляющая компания — АО «Росатом Недра». Как гордо сообщает сайт компании, «по размеру минерально-сырьевой базы холдинг входит в число ведущих уранодобывающих компаний мира».
Крупнейшее предприятие в составе — уже упомянутый ППГХО в Забайкалье. Также в активе «Росатома» — АО «Далур» в Курганской области, что от Дальнего Востока довольно далеко, и АО «Хиагда» в Республике Бурятия. «Хиагда» также недавно приобрела лицензию на разведку и добычу полезных ископаемых в родном регионе — на Тетрахском месторождении. По данным профильного портала «Недра ДВ» (18+), который ссылается на «Роснедра», запасы урана на нем — 6 429 тонн. Предварительная разведка прошла еще в 1980-90 годы.
Сейчас же «предстоит перевести земли месторождения в земли промышленности, заключить договор аренды участка, провести геологоразведку, подготовить отчет с подсчетом запасов и подставить их на государственный баланс», сообщает уже пресс-служба «Росатома». Только после этого специалисты приступят к инженерным изысканиям и подготовке технического проекта на отработку месторождения.
Также еще одна «дочка» госкорпорации — Эльконский ГМК — добывает драгоценные металлы в Чукотском автономном округе и Республике Саха (Якутия). Но Эльконский урановорудный район еще и «родина» крупнейших урановых месторождений России и один из перспективных источников сырья для «Росатома». И добыча там велась до 2017 года, но, сообщает Федеральное агентство по недропользованию, из-за аварии на японской Фукусиме цены на уран упали почти втрое, работы свернули.
Однако четыре года спустя, как раз в разгар пандемии COVID-19, цены на радиоактивный элемент поползли вверх. В связи с этим дальневосточный полпред — вице-премьер Юрий Трутнев поручил представить план по освоению урановых месторождений. Дело двинулось.
Так, ровно два года назад, в марте 2023-го, руководство горнорудного дивизиона «Росатома» на встрече с главой Якутии Айсеном Николаевым подписало соглашение. Было решено, что добыче урана в Якутии — быть. И уже в декабре того же года первый заместитель гендиректора АО «Эльконский ГМК» Евгений Сосков провел встречу с новыми сотрудниками предприятия. На ней он мотивировал «новобранцев» в том числе тем, что «по результатам геологоразведочных и эксплуатационных работ запасы золота составляют порядка 200 тонн, а урана более 375 тысяч тонн. Разработка этих запасов обеспечит работой местное население, а также будет способствовать росту экономики регионов присутствия и страны в целом».
Создано даже АО «ЭГМК-Проект» — для «выполнения изыскательских работ и подготовки проектной документации объекта капитального строительства «Эльконский горно-металлургический комбинат», на базе которого планируется создать один из крупнейших в мире центров по добыче урана».
Точной информации о сроках запуска, к сожалению, в открытых источниках найти не удалось.
Андрей Северный
Фото: «Росатом», ZAB.TV и «Недра ДВ»

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке