Майские праздники неминуемо приближаются, начало сезона отпусков не за горами. Планируя поездку, стоит учитывать и возможные форс-мажоры, из-за которых туристы то и дело опаздывают с возвращением домой. Мы подготовили подборку таких случаев с участием дальневосточных туристов за последний год. Поехали!
Самый распространеный сюжет: туристы застряли в Китае
Пожалуй, чаще всего дальневосточные туристы вынуждено задерживаются в соседнем Китае. Например, в середине этого марта туман помешал вылететь группе российских туристов из Цзямусов в Хабаровск. Как сообщает ИА «Восток России» (18+), 20 человек, среди которых дети и нуждающиеся в лекарственных препаратах, вынуждены были ожидать возвращения домой в местном двухзвездочном отеле.
Также, приводит издание слова одного из участников событий, им выдали 50 юаней (менее 600 рублей по официальному курсу Центробанка на момент написания статьи) на еду. При этом сами отдыхающие говорили, что по их наблюдениям погода была вполне себе летной, а перевозчик China Express Airlines отложил вылет из-за незаполненного самолета.
Что любопытно, осенью 2024-го была схожая история: та же авиакомпания отменила рейсы 26 и 28 ноября — и тоже из-за плохой погоды. Как сообщалось на сайте «КП-Хабаровск» (18+), 57 туристов из Хабаровска провели несколько дополнительных дней в КНР из-за мощного снежного циклона. Их также отправили в гостиницу и обеспечили питанием: «пельменями, закусками и фруктами». Также дополняется, что найти общий язык помогал переводчик.
Возвращаемся еще на несколько месяцев назад, в май 2024-го. Тогда непогода, а точнее, Амур-батюшка, не захотел выпускать пассажирское судно из Фуюаня: из-за семибалльного шторма китайский порт запретил выход в Хабаровск. Как писали «Аргументы недели» (16+), не смогли выехать девять россиян и 51 гражданин КНР. Однако вскоре волнения прекратились, а путешественники благополучно достигли российского берега.
Но не только дальневосточники продлевали себе каникулы в Поднебесной за счет погодных условий. В сентябре 2024-го китайский курортный остров Хайнань накрыл супертайфун, которому соседние японцы даже дали собственное имя — «Яги». Этот «Козел» (один из вариантов перевода названия) хорошенько прошелся по Юго-Восточной Азии, унеся десятки жизней и оставив сотни пострадавших на Филиппинах, во Вьетнаме, в КНР и Гонконге.
Досталось и аэропорту в городе Хайкоу на Хайнане, из-за чего были отменены международные рейсы, в том числе, Hainan Airlines в Москву. В подвешенном состоянии оказалось более сотни наших соотечественников. Ходили слухи даже о ночующих прямо в зале ожидания путешественниках, но их опровергли.
«Около 150 организованных российских туристов ожидают вылета из Хайкоу в Москву. Все они сейчас размещены в отелях близ города Санья. Оплачивать дополнительные ночи им не нужно, все расходы мы взяли на себя. С туристами все в полном порядке. Впервые слышу, что кто-то «ночует на улице». Мы готовы помочь туристам, оказавшимся в трудной ситуации. Пусть свяжутся с нашей компанией», — цитировала российская Ассоциация туроператоров директора принимающей компании Sanya Holiday.
Те же, кто попал на остров через аэровокзал Саньи, оказались в более выгодной ситуации — этот объект инфраструктуры Козел-Яги не затронул. И, как писал сайт все той же Ассоциации, туда исправно совершал рейсы «Аэрофлот». При этом даже такое буйство стихии не испугало бесстрашных «руссо туристо»: повальных отмен поездок не последовало, максимум — переносы дат, а о том, чтобы прервать отдых из-за какого-то Козла, пускай и с приставкой «супер», никто и не помышлял.
В итоге, спустя всего несколько дней рейсы возобновились к радости российских туроператоров, которые вынуждены были оплачивать затянувшееся пребывание из своего кармана.
Было волнительно: туристы застряли на круизном лайнере
Но, пожалуй, больше всего тревоги за прошедший год вызвала ситуация с круизным лайнером Spectrum of the Seas компании Royal Caribbean, который совершал семидневный круиз по Азии из Шанхая. Оттуда же отдохнувшие россияне, среди которых, как отмечается, были и дальневосточники, должны были улетать по домам.
Но морская фортуна решила иначе: из-за неисправности судно было вынуждено прервать плавание в японской Йокогаме. Итак, почти 600 граждан России оказались в почти безвыходном положении: билеты домой «сгорают», а визы Страны восходящего солнца у круизных туристов нет, «поскольку японские порты – Кобе, Осака и Йокогама (Токио) находились в середине маршрута, а не были точкой его старта или окончания. Для схода круизных туристов на берег с экскурсией виза в Японию не нужна, если порты этой страны не являются отправной точкой — кратковременное пребывание на берегу возможно без этого документа. А вот вылететь в другую страну из какого-либо аэропорта Японии без визы не получится. А ее у туристов на лайнере нет», — следила за обстановкой Ассоциация туроператоров.
Потомки самураев готовы были оказать необходимое содействие в организации выезда россиян, но… при условии прямого обращения американской компании Royal Caribbean. Усложнялась ситуация тем, что официального представительства Royal Caribbean в России нет. Тем не менее, компания обещала 100% возмещение стоимости круиза, 50% скидку на следующий круиз — если, конечно, возникнет такое желание — и компенсацию перелета от 200 до 400 у. е. на человека.
Не беремся представлять, какие эмоции испытывали дипломаты всех стран-участниц процесса, но в итоге ситуация все же каким-то чудом разрешилась, пассажиров доставили в Китай на том же лайнере. Россияне получили возможность добраться домой из Шанхая. «Все идеально. Вышли из порта в 08.15, в 9.40 были в аэропорту, сейчас уже на посадке», — цитирует РИА «Новости» (18+) одну из пассажирок злополучного рейса.
Как оказалось, власти Шанхая видали и не такое, поэтому отнеслись к ситуации с пониманием.
Уроки «Географии»: туристы связались с компанией, подозреваемой в мошенничестве
И если во всех вышеперечисленных случаях у наших туристов была хотя бы крыша над головой, то клиентам компании «География» повезло значительно меньше.
Как сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» (18+), прилетев на Пхукет, хабаровчанка Анна Потанина узнала пренеприятнейшее известие: их пребывание в отеле было оплачено только на первые сутки. В итоге через несколько дней скитаний по номерам ее вместе с семьей выставили на жару. Пришлось тратиться и на гостиницу, и на билеты домой — всего свыше 300 тысяч рублей.
Вернувшись, Анна нашла других пострадавших от коварной «Географии». Вместе они обратились в полицию — и по требованию краевой прокуратуры возбуждено уголовное дело по статье УК РФ за мошенничество.
Мошеннические схемы: как турфирмы Дальнего Востока обманывали клиентов
«Турпомощь»: где бы ни застряли туристы, их эвакуируют?
За последний год гремели и случаи, подтвердить участие дальневосточников в которых нам не удалось. Например, когда из-за технической неисправности был отложен вылет самолета на Кубе, трем сотням российских туристов пришлось встать палаточным лагерем прямо на территории воздушной гавани Гаваны. Лишь после этого им предоставили ночлег.
Регулярно откладываются и задерживаются перелеты из Таиланда. И, за исключением примера с «Географией», основную финансовую нагрузку несли все-таки не сами туристы, а те, кто их отправил отдыхать. Например, в случае с супертайфуном расходы на продление проживания в китайских отелях несли туроператоры.
«Дополнительные ночи в отеле на острове Хайнань оплачивают туроператоры за свои деньги, а китайская авиакомпания бездействует. При этом можно было бы найти варианты: вылетать из Саньи или договориться с другими авиакомпаниями. Как вариант. В общем, хоть что-то предпринять. Но Hainan Airlines просто ждет, а платят за это ожидание российские туроператоры», — сетовал генеральный директор компании Ambotis Holidays Виталий Стаматов.
А вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), кстати, тоже хабаровчанин, Александр Осауленко, делится, что в России выстроена надежная система защиты туристов на случай банкротства туроператора. Занимается этим в том числе ассоциация «Турпомощь», которую он же и возглавляет. В 2012 году, рассказывает Александр, на фоне массовых банкротств российских организаторов путешествий государству пришлось вывозить тысячи наших соотечественников из-за рубежа. Это побудило создать собственную систему безопасности в отрасли.
— За счет фонда персональной ответственности туроператоров (ФПО) туристы получают финансовую компенсацию, а не только помощь в вывозе из-за рубежа. То есть получают и физическую, и финансовую защиту. Сейчас 60% туроператоров в «Турпомощи» используют ФПО как механизм финансовой ответственности, в случае их банкротства туристы получают выплаты от 80 до 100 процентов стоимости туров, — рассказывает эксперт.
Если же игрок уходит с рынка, то получить средства, внесенные в ФПО, компания может, только рассчитавшись со всеми клиентами.
Также с 2012 года есть и резервный фонд, созданный на случай эвакуации туристов. На середину прошлого года он составлял более 550 млн рублей, а сумма в фондах персональной ответственности туроператоров превышала 2,5 млрд рублей.
При этом, отмечает эксперт, за последние семь лет эвакуировать российских туристов откуда-либо не приходилось.
А вот рынок при этом почти восстановился — в 2024-м году было продано всего на 14% меньше «пакетов», чем в доковидном 2019-м. Правда, за прошедшую пятилетку существенно изменилась средняя стоимость: с 41,7 тысячи до 102 тысяч рублей за путевку. Отсюда и общие суммы: 116 млрд и 248,9 млрд рублей соответственно.
В общем, нужен ли вам «берег турецкий» — решать только вам. Но готовым в путешествии стоить быть ко всему: от дополнительных дней в жарких странах до ночевок в залах ожидания или под пальмой.
Фото: freepik (18+)

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке