Яндекс.Метрика ОбозДВ
Дальневосточное Обозрение
Бизнес

Битва столиц: инвестиции в Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре

Обзор инвестполитики в двух главных городах Хабаровского края

«Дальневосточное обозрение» завершает цикл материалов о специфике работы муниципалитетов Хабаровского края. В этот раз сравним, как два городских округа — Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре привлекают инвестиции.

Напомним, что мы оцениваем количество инвестпроектов, реализуемых на территории каждого района или округа, объемы инвестиций, а также работу местных властей по информированию как самих инвесторов, так и жителей своих территорий.

В основе оценки, как и в прошлых публикациях этого цикла — муниципальный стандарт, внедренный Минэком края еще в 2015 году. Он, среди прочего, подразумевает публикацию районами и округами долгосрочных планов инвестиционной деятельности, отчетов по их реализации, инвестиционных паспортов (презентаций возможностей) и ежегодных инвестиционных посланий (отчетов) глав муниципалитетов.

При подготовке материала мы использовали эти и другие открытые источники.

Инвестиции в Хабаровск: красивые цифры, большие вопросы

В Хабаровске на разных этапах реализации находится семь частных инвестпроектов с общими вложениями свыше 18,8 млрд рублей, следует из плана реализации инвестиционных объектов до 2030 года. Но есть нюанс — похоже, отдельные данные в плане серьезно устарели и нуждаются в актуализации.

Так, водный комплекс Volna от ООО «Броско» официально начал работу в декабре. В инвестплане Хабаровска он заявлен как аква-парк, хотя в «Броско» отказались от этой концепции. Аттракционы теперь — лишь часть общего комплекса, включающего 13 бассейнов, СПА, сауны, отель и ресторан. Всего — 12 тысяч квадратных метров.

Вторую очередь «Броско Молла» открыли в Хабаровске

По данным городских властей, инвестор должен был вложить в строительство 5,5 млрд рублей собственных средств, СМИ сообщали о 12 млрд. У несостоявшегося аквапарка трудная история: десять лет у проекта менялись инвесторы и локации, а в администрации — профильные чиновники и руководители. Эту эпопею помнят многие хабаровчане; итог затяжного конфликта между бизнесом и городскими властями можно описать так — капитализм победил.

инвестиции хабаровск
Инвестиции в Хабаровск: Brosko Mall

Хотя даже после всех согласований у ООО «Броско» продолжали возникать проблемы. Дедлайн сдачи объекта неоднократно сдвигался, но представители инвестора объясняли переносы масштабом.

— Мы купили такое оборудование, которым не умеет пользоваться никто на Дальнем Востоке, нам приходилось искать людей со всей России, обучать людей. Грамотно научиться им пользоваться, отточить все нюансы и тонкости, так как проект действительно сложный – бассейны и чаши на третьем этаже, не на первом, — говорила исполнительный директор «Броско Молла» Ксения Руденко.

Броско и вкусно? Каким встретил первых гостей ресторан RUMA в Хабаровске

А вот во что превратился «Центр развития спорта и туризма», в создание которого ООО «Амурстрой Инвест» должно было вложить целых пять миллиардов рублей, не вполне понятно. Проект заявлен к реализации Пионерской в 2025 — 2030 годах, но за пределами инвестиционного плана его не существует.

Ни в официальных источниках, ни в СМИ стройка не упоминается, а ООО «Амурстрой Инвест» ликвидировано больше десяти лет назад. Не будем вычеркивать загадочный «спортивно-туристический центр» из списка, но пока все это выглядит так, будто кто-то забыл обновить план, либо просто вписал в него «проект-призрак» ради количества.

Международный терминал хабаровского аэропорта на финишной прямой. Главное

В 4,5 млрд рублей до 2030 года городские власти оценивают инвестиции АО «Международный Авиатерминал Хабаровск» в строительство нового терминала международных авиаперевозок аэропорта краевой столицы. Хотя не совсем понятна механика подсчета, которую применяли в администрации.

В декабре 2024 года «Интерфакс» (18+) сообщал о 6,1 млрд общих вложений в строительство, из которых 3,1 млрд выделил ВЭБ.РФ, 0,8 млрд — федеральный бюджет, а инвестор потратит 2,2 млрд собственных средств. Тогда же Росавиация выдала разрешение на ввод терминала в эксплуатацию, начать работу он должен в первом квартале 2025 года.

Площадь аэровокзального комплекса хабаровского аэропорта  превысит 48 тысяч квадратных метров, пропускная способность составит 1,8 тыс. пассажиров в час, он станет крупнейшим на Дальнем Востоке. Отмечается, что терминал оснащен двумя телетрапами, семью лифтами, семью эскалаторами, а также имеет два уровня автоматизированной обработки багажа и 11 стоек регистрации.

Центральные районы Хабаровского края: как в них работают с инвесторами?

Много вопросов и к заявленному в плане проекту строительства складского комплекса класса «А» компанией «ПЛК Авангард». Проект был анонсирован в 2021 году; тогда предполагалось, что стройку на территории ТОР «Хабаровск» удастся завершить к 2024 году; соответствующее соглашение было подписано с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.

В плане инвестпроектов дедлайн сдвинут на 2026 год, однако «ПЛК Авангард» достроил складской комплекс еще в 2023-м — для Ozon. Площадь этого уже вполне действующего склада (47 тысяч «квадратов») совпадает с тем, что был заявлен в 2021-м («свыше 46 тысяч квадратных метров»).

В плане инвестпроектов, опубликованном на сайте администрации Хабаровска летом 2024 года, проект «Авангарда» по-прежнему указан как строящийся. Есть, конечно, вероятность того, что входящая в структуры группы «Да! Девелопмент» компания строит где-то неподалеку точно такой же складской комплекс, но сам застройщик ни о чем подобном не сообщал.

Центральные районы Хабаровского края: как в них работают с инвесторами? Часть 2

Дальше — больше вопросов. Проект ООО «Наша клиника», следует из плана, рассчитан на целых 15 лет, с 2015 до 2029-го. Предполагалось создание медицинского центра «Академия Здоровья», причем СМИ даже сообщали о строительных работах на улице Краснодарской и давали подробности — 30 тысяч «квадратов», два корпуса. Более того, еще в 2020 году «Известия» (18+) сообщали о скором завершении стройки.

топ инвестпроектов хабаровска
Инвестиции в Хабаровск: топ проектов

Медицинский центр «Академия здоровья» в Хабаровске действительно есть, но к «Нашей клинике» это учреждение отношения не имеет, равно как и к улице Краснодарской. Сама «Наша клиника» тоже работает в другом месте — на улице Шеронова. Однако на бумаге проект за 1,3 млрд рублей продолжает существовать в своем изначальном виде.

Зато торгово-выставочный центр на улице Юности действительно строят, хоть и с проблемами. ООО «ВМ-Плюс» начал возводить объект в 2017 году, с тех пор сроки неоднократно срывались. В 2023-м медиа сообщали об обрушении части строящегося здания, в 2024-м — о просьбе застройщика к мэрии изменить план объекта, сократив этажность.

— Были определённые сложности с коронавирусной инфекцией, нехваткой рабочей силы — это все строители в нашем городе, по всей стране ощутили определённые проблемы с рабочей силой. Затем все помнят ситуацию на рынке материалов, конкретно металла по стране в прошлом году, также по всей стране резко были повышены цены на арматуру на металл, что является крупной составляющей строительства, — объяснял руководитель строительного проекта Виктор Степанов в 2023 году.

Сообщалось, что торгово-выставочный центр за 502,1 млн рублей введут в эксплуатацию осенью 2024 года, но не случилось. В инвестплане обещают завершение стройки уже в 2025-м.

Южные районы Хабаровского края и инвестиции: большой обзор

Парк «Холм Амура» за 30 млн рублей планируется ввести к 2030 году. В декабре 2024-го начальник управления инвестиционного развития администрации города Руслан Горлов и директор ООО «А-Парк» Сергей Руденко подписали соответствующее концессионное соглашение.

Проект включает в себя строительство смотровой площадки с видом на Амур, установку скамеек, качелей и беседок, создание прогулочных зон, парковочных мест, декоративного освещения и дополнительное озеленение территории с использованием цветников и клумб.

Инвестиции в Комсомольск: скромно, но перспективно?

В городе Юности реализуется два инвестиционных проекта на 489,9 млн рублей, следует из плана реализации инвестиционных объектов до 2030 года.

Так, на строительство тепличного комплекса для производства овощей направят 239,9 млн рублей из бюджета края и собственных средств ООО «Агрокомплекс «Восток». Согласно инвестплану, проект стартовал еще в 2014 году и закончится в 2025-м.

В 2017-м площадь теплиц агрокомплекса составляла шесть тысяч квадратных метров, руководство предприятия до конца года планировало расширить производство вдвое. Тогда «Восток» производил 200 килограмм салата и 800 килограмм огурцов в сутки.

— Это капля в море, потому что потребность Комсомольска-на-Амуре в зелени и огурцах около 5 тонн в сутки и мы едва закрываем четверть объема. Но расширяемся и ежегодно будем удваивать количество, пока не насытим местный рынок и потом будем смотреть на выход в другие города, — говорил гендиректор компании Антон Коляда.

В конце 2022 года городские власти сообщали, что реализация инвестпроекта продолжается. В декабре 2024-го в региональном Минсельхозе отметили, что производство овощей и зелени в Хабаровском крае выросло в полтора раза за пять лет — с 1,9 до 3 тысяч тонн. За одиннадцать месяцев этого года пять тепличных хозяйств произвели больше, чем за весь прошлый.

«Агрокомплекс Восток» — самый тепличный комплекс в крае. С финансами у компании все стабильно — в 2023 году она зафиксировала 89,7 млн рублей в виде выручки и 2,3 млн чистой прибылью. Агрокомплекс — регулярный получатель краевых субсидий и других мер поддержки.

Богатыри от сохи: топ крупнейших агропромышленных компаний Хабаровского края в 2023 году

Второй и последний частный инвестобъект в плане — гостиница за 250 млн рублей. Ее хотят достроить в 2025 году, инвестор — индивидуальный предприниматель Татьяна Якубович. Другой информации о проекте нет.

Также на инвестиционном портале Комсомольска (подробнее о нем — ниже) есть отдельная вкладка с реализуемыми частными проектами. Представленные там проекты либо завершены, либо неактивны, и новостей о них давно нет.

В числе последних — парк аттракционов на набережной Амура и тематический парк «Сказочный городок» в Ленинском округе от ООО «Омега» за почти 250 млн рублей в совокупности.

Стройки у набережных Хабаровска и Комсомольска будут согласовывать с Минстроем края

Конечно, настоящего инвестиционного противостояния между Хабаровском и Комсомольском быть не может — слишком уж разные возможности у двух городских округов региона. При этом губернатор Дмитрий Демешин считает, что инвестиционный потенциал Комсомольска не раскрыт до конца. Он считает, что городу нужен индустриальный парк — по типу «Авангарда» в Хабаровске.

«Мы уже ставили задачу, говорили, что у нас должно быть несколько индустриальных парков. К примеру, мы четко понимаем, что есть потребность судоремонта. Судостроение — это точно одна из площадок. Мы также понимаем, что в Комсомольске-на-Амуре мы сможем запустить индустриальный парк, который будет обеспечивать авиастроительную отрасль. Пускай там сейчас есть «Яковлев» и холдинги — они работают со своими поставщиками. Но мы рассчитываем туда же привести сборку «Байкала», а это отдельное направление. Плюс у нас там есть металлопроизводители. И все это мы можем объединить в единый индустриальный парк, в который смогут заходить новые инвесторы!», — говорил губернатор на встрече с главой Агентства стратегических инициатив Светланой Чупшевой в начале декабря.

инвестиции комсомольск
Инвестиции в Комсомольск-на-Амуре: топ проектов

Инвестиции в столицах края: эффектный Хабаровск и практичный Комсомольск

Очевидно, что Хабаровск как город с более развитой экономикой по определению привлекает инвестиции с большей легкостью. Но не менее важна и публичная работа администрации с инвесторами — как с реальными, так и с потенциальными.

Без удобного сайта, развернутых интервью ответственных чиновников, доступных планов и прозрачных отчетов даже самое большое «врожденное» преимущество может быть растеряно. И наоборот — удобство и прозрачность могут стать серьезным аргументов для инвестора в пользу конкретной территории, даже если по остальным параметрам она уступает соседям. Хороший пример — успех отдельных муниципальных районов и округов края, о которых мы подробно рассказывали в предыдущих частях этого цикла. А что города?

Северные районы Хабаровского края и инвестиции: большой обзор

Начнем с Хабаровска. Это единственный муниципалитет края, где послание главы региона публикуется в видеоформате и траслируется в прямом эфире. Так, во всяком случае, было в конце 2023 года, когда мэр Сергей Кравчук вещал почти час в студии телеканала «Хабаровск». Но есть и минусы — полноценной текстовой версии у послания нет.

Технически само послание — в виде красочного промо-ролика — тогда заняло всего пять минут. Остальное время отвели на ответы мэра ведущему и дискуссию с участием целого отряда чиновников мэрии и краевого правительства. Послание убеждает в том, что инвестплан Хабаровска не актуален, поскольку совсем не учитывает проектов, предусмотренных к реализации мастер-планом города. Да, это в основном государственные инвестиции, но есть и исключения.

«Пять звезд» замахнулись на аэропорт

Так, в плане нет ни слова о реконструкции автовокзала частным инвестором, автобусном кластере и «Хехцире», обустраивать который будут вплоть до 2028-го.

Основной акцент в послании был сделан как раз на реализацию мастер-плана. Послание за 2024 год на момент подготовки этого материала еще не было опубликовано, но в конце ноября Сергей Кравчук дал большое интервью «Интерфаксу», где в том числе говорил об инвестициях и состоянии экономики в целом.

«Уверен, что этот год закончим с хорошими результатами. По всем показателям городской экономики идет стабильный рост по отношению к 2023 году. Так, оборот крупных и средних организаций города составит более 1 трлн рублей и вырастет почти на 17%. Основной вклад вносят оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение, доля которых в общем объеме составляет 65%. Индекс промышленного производства составит 115%», — сказал Сергей Кравчук.

К концу 2024 года в городе зарегистрировано 72,1 тысячи субъектов предпринимательства, из которых 34,3 тыс. — предприятия малого и среднего бизнеса. Самозанятых еще больше — 37,8 тысячи. Ожидается, что за весь год в экономику поступит около 221 млрд рублей инвестиций (104% к 2023-му). Заключено 11 концессионных соглашений на сумму 369,43 млн рублей, рассказал мэр.

Облик городов Хабаровского края должен устраивать в первую очередь их жителей – Демешин о мастер-планах

К слову, к концу года Сергей Кравчук в целом активно мелькает в медиа по теме инвестиций в экономику Хабаровска. Так, в ноябре он объявил о планах по открытию в городе фабрики мороженого от приморского бренда «УРСА».

Инвестиционный паспорт края информативен, хотя есть опасения, что формат классической презентации на 76 слайдов, сделанной в Microsoft Power Point — не самый эффективный для представления инвесторам потенциала крупнейшего города в ДФО.

В паспорте, к слову, можно обнаружить еще один инвестпроект, которого нет ни в инвестплане, ни в послании мэра. Этостроительство завода по производству строительной тепло- и звукоизоляции из каменной ваты от ООО «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток» за 3,5 млрд рублей. Возможно, есть смысл все-таки собрать все эти инвестпроекты в одном месте.

Как дорого обходятся муниципальным бюджетам мэры на Дальнем Востоке

Если Хабаровск ограничился стандартным для муниципалитетов края инвестиционным разделом сайта, то в Комсомольске-на-Амуре еще в 2018 году запустили целый портал — «Курс на бизнес» (18+). Все по теме инвестиций — документы, регламенты, справки, карты площадок под инвестпроекты — собрано в одном месте. Это удобно.

К инвестиционному паспорту Комсомольска тоже нет вопросов — тем более, что он заботливо конвертирован в PDF-формат и доступен для просмотра онлайн. План инвестиционных объектов до 2030 года вшит непосредственно в инфраструктуру сайта и не требует лишних манипуляций со скачиванием лишних документов. Более того, названия проектов кликабельны — ссылки ведут на карту размещения будущих объектов.

Послание главы Комсомольска-на-Амуре лишено каких либо ноу-хау. Оно красуется на главной странице городского инвест-портала рядом с портретом главы города Дмитрием Заплутаевым. Это породило забавный казус, потому что на момент публикации послания 2023 года, которое предлагается инвесторам, мэром был еще Александр Жорник.

Проблемы и перспективы Комсомольска-на-Амуре Демешин предметно обсудил с Заплутаевым

Согласно посланию, инвестиции в экономику Комсомольска-на-Амуре за 2023 год оценивался в 15,1 млрд рублей, количество субъектов МСП выросло на 2,2% к 2022 году (и составило 6735), а их выручка — на 9%.

К журналистам Дмитрий Заплутаев выходит нечасто. Зато из СМИ мы знаем, что избранный в сентябре 2024-го мэр Комсомольска задумал большую реформу управления в администрации, затрагивающую в том числе инвестиционный блок.

Так, департамент экономического развития планируется преобразовать в управление. В его состав, среди прочего, должны войти отделы бюджетных инвестиций и по развитию предпринимательства и инвестиций.

Десяток событий для бизнеса на Дальнем Востоке

Общество

Дмитрий Демешин: Будем сшивать удаленные территории Хабаровского края через авиаперелеты

Количество и частоту рейсов на местных авиалиниях увеличат

Повышение уровня транспортной доступности в Хабаровском крае входит в число приоритетных задач губернатора региона. В ходе заседания президиума краевого правительства под председательством Дмитрия Демешина был рассмотрен вопрос об организации перевозок на местных воздушных авиалиниях, сообщает «Дальневосточное обозрение».

По информации, прозвучавшей в докладе регионального министра транспорта и дорожного хозяйства Константина Кравцова, в регионе организуются авиаперевозки по 15 маршрутам протяженностью от 125 до 1 360 км. Регулярными рейсами за 11 месяцев 2024 года перевезено 93,7 тысяч пассажиров.

Транспортная доступность районов Хабаровского края повысится

Однако, как отметили в краевом Минтрансе, анализ обратной связи с жителями региона показала, что количество и частота рейсов нуждаются в увеличении.

– В результате мы приняли решение об увеличении полетной программы местных воздушных линий 2025 года до 2061 рейсов, что выше показателя текущего года на 255 рейсов, – рассказали в региональном минтрансе.

Это коснется таких популярных направлений, как Николаевск-на-Амуре, Охотск, Аян, Нелькан, а также других населенных пунктов края. Кроме того, по направлению Хабаровск – Советская Гавань в следующем году планируется пустить воздушное судно вместимостью 70 пассажирских мест – в два раза больше, чем сейчас.

Дмитрий Демешин отметил, что перед профильным ведомством стоит задача по приобретению дополнительных воздушных судов.

– Проработана возможность привлечения авиакомпании «Ангара», располагающей в своем парке необходимыми самолетами Ан-24, для выполнения полетов в Охотск в пиковый период с мая по октябрь в дополнение к текущей программе, – ответил министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края. — Сейчас мы завершаем оценку стоимости судов, чтобы дальше выйти на совет директоров и принять решение об их приобретении.

Особое внимание в ходе заседания президиума было уделено вопросу организации вертолетных перевозок в труднодоступные населенные пункты. Со второй половины 2025 года новые маршруты свяжут Хабаровск с Сукпаем, Арсеньево, Комсомольск-на-Амуре – с селом им. Полины Осипенко, Бриаканом, Циммермановкой, Де-Кастри, Софийском, Мариинским, Николаевск-на-Амуре – с Сусанино и Лазаревым. Частота рейсов составит от двух в неделю до двух в месяц.

Задачи по решению проблемных вопросов горнодобывающей промышленности Дмитрий Демешин поставил профильным ведомствам

Добавим, что по одной из двух льготных программ для постоянно проживающего населения шести северных муниципальных образований края — Аяно-Майского, Ульчского, Николаевского, Тугуро-Чумиканского, района имени Полины Осипенко и Охотского округа — предусмотрена фиксированная стоимость перелета в размере 4,5 тысячи рублей на взрослого пассажира и 3 тысячи рублей на ребенка в возрасте от 2 до 12 лет. Обслуживание по этому тарифу распространяется на четыре перелета в год. Вторая льготная программа предусматривает специальные тарифы для граждан молодого и пожилого возраста. В 2024 году субсидия из краевого бюджета на финансирование льготных программ составила более 230 млн рублей.

Продолжая заседание, Дмитрий Демешин напомнил членам президиума краевого правительства, что по поручению премьер-министра РФ Михаила Мишустина международный терминал аэропорта Хабаровск (Новый) должен быть сдан в марте 2025 года. Как стало известно редакции, на сегодняшний день существует риск невыполнения сроков из-за невозможности провести аттестацию программно-технических комплексов в холодное время года. В связи с этим губернатор поручил зампредправительства Ирине Горбачевой и краевому Минтрансу проработать вопрос о соблюдении сроков с профильными структурами.

Инвестиции переупакуют: Дмитрий Демешин назначил ответственных за проекты

Бизнес

За 2024 год объем инвестиций составит свыше 0,5 трлн рублей — Миэкономразвития Хабаровского края

По итогам 9 месяцев объем вложений по сравнению с прошлым годом вырос на 46,4%

Хабаровский край занял первое место в ДФО по индексу инвестиций в основной капитал за 2024 год. По объему привлеченных средств регион входит в тройку лидеров. Министерство экономического развития края подсчитало, что по итогам уходящего года общая сумма инвестиций составит более 500 млрд рублей, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу правительства Хабаровского края.

Инвестиции в Хабаровский край по итогам 2024 года превысят 500 миллиардов рублей

398,5 млрд рублей инвестиций Хабаровский край привлек за 9 месяцев текущего года. Объем вложений в сравнении с 2023 годом вырос на 46,4%.

«В следующем году регион сохранит высокие темпы инвестирования: планируется ввести 15 крупных и средних инвестпроектов на сумму более 515 млрд рублей», — сообщает Минэкономразвития края.

Наиболее значимый из них — запуск Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) и морского угольного терминала «Порт Эльга». Капитальные затраты на проект оцениваются в 188 млрд рублей.

Карта Тихоокеанской ЖД

«Порт Эльга» получил статус резидента ТОР «Хабаровск»

Кроме того, весной начнет свою работу международный терминал Хабаровского аэропорта. Его оснастят двумя телетрапами, семью лифтами различного назначения, шестью эскалаторами и двумя уровнями автоматизированной обработки багажа. Внутри будут работать 11 стоек регистрации, пропускная способность составит до 1 млн пассажиров.

В первом квартале грядущего года также планируют запустить вторую автоклавную линию Амурского гидрометаллургического комбината. Она предназначена для переработки упорных концентратов — порядка 6 тысяч тонн в год. Инвестиции в проект составляют 61,5 млрд рублей.

Южные районы Хабаровского края и инвестиции: большой обзор

Еще один проект реализуется в районе имени Лазо — строительство и реконструкция агропромышленного предприятия на 600 тыс. голов дойного стада. Проектная мощность производства составит более 3 тыс. тонн молока в год. Соцпрограмма предприятия также предусматривает строительство жилья для работников и улучшение водоснабжения сельских поселений, вовлеченных в производство.

Напомним, в конце октября губернатор края переформатировал работу с инвестициями в регионе и закрепил кураторство приоритетных проектов за конкретными чиновниками в правительстве. Так. например, за развитие острова Большой Уссурийский теперь несут ответственность и.о. первого зампреда правительства края Сергей Абрамов, зампред по экономическим вопросам Мария Авилова и зампред по инфраструктуре Ирина Горбачева.

Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края