Генконсул КНР в Хабаровске подвел итоги российско-китайского сотрудничества в 2024 году. Какие события отметил господин Цзян Сяоян в своем выступлении и что оказывает наибольшее влияние на отношения двух стран — в материале «Дальневосточного обозрения».
Накануне празднования Нового года по лунному календарю генконсул КНР в Хабаровске устроил традиционную Дружественную встречу с представителями СМИ. На ней Цзян Сяоян рассказал, каких экономических, политических и культурных итогов достигла Поднебесная в 2024 году, и отметил наиболее успешные кейсы по взаимодействию с регионами Дальнего Востока.
Сотрудничество России и Китая 2024: Политика
Глава китайского консульства в Хабаровске не мог не отметить в своей речи развитие политического сотрудничества между двумя странами. В частности, он уделил особое внимание встречам двух государств и празднованию 75-летия со дня основания КНР, которое отмечали в том числе и в краевой столице.
— В прошлом году мы торжественно отметили 75-летие установления дипломатических отношений между КНР и Россией. Китайско-российские отношения достигли наивысшего за всю историю уровня. Контакты на высшем и высоком уровнях между двумя странами были частыми и активными. Председатель Си Цзинпин и президент Владимир Путин трижды встречались в прошлом году, совместно определив стратегию и курс на развитие отношений и способствуя развитию стран глобального Юга, — отметил господин Цзян Сяоян.
Еще более частыми были контакты представителей региональных правительств и муниципалитетов. В частности, генконсул подчеркнул, что властям регионов в ходе визитов в провинции Хэйлунцзян и Кантон удалось достичь ряда договоренностей с китайскими партнерами. Те, в свою очередь, стали посещать мероприятия в приграничных районах чаще. В частности, делегации из КНР участвовали в Дальневосточном форуме предпринимателей в Хабаровске (18+), Всероссийском туристическом форуме (18+), выставках и праздничных мероприятиях.
Экономическое сотрудничество России и Китая: итоги 2024
Генконсул также сообщил, что объем российско-китайской торговли в 2024 году увеличился на 1,9%, достигнув рекордной отметки в 244,8 миллиарда долларов США. Россия по итогам года поднялась на 8 место среди крупнейших торговых партнеров КНР.
— Китайские бренды мобильных телефонов, телевизоров и холодильников пользуются большой популярностью среди россиян. Российская продукция, такая, как говядина, молочные продукты и морепродукты, становится все более доступной и появляется на столах простых китайских семей, — привел примеры Цзян Сяоян.
В регионах, относящихся к хабаровскому генконсульству (Хабаровский край, ЕАО, Якутия и Амурская область), российско-китайское сотрудничество наиболее успешно ведется в таких областях как инфраструктура, энергетика, сельское хозяйство и производство строительных материалов, добавил генконсул.
— Объем грузоперевозок через приграничные инфраструктурные объекты, такие, как автомобильный мост Хэйхэ — Благовещенск и железнодорожный мост Тунцзян — Нижнеленинское, продолжает увеличиваться. На автомобильном посту в Хэйхэ начато пассажирское сообщение. Также планируется завершение строительства логистического центра на российской стороне железнодорожного моста. Вполне вероятно, что в этом году будет запущена первая в мире трансграничная канатная дорога Хэйхэ — Благовещенск.
При этом Китай продолжает активно вкладываться в экономику российского Дальнего Востока.
— Китай продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером и основным источником иностранных инвестиций для Дальнего Востока. А также главным партнером в проектах ТОР и Свободного порта Владивосток. Более 90% иностранных инвестиций в регион поступает именно из нашей страны. На 18 территориях опережающего развития и в 22 свободных портах работают 53 китайские компании. Общий объем планируемых инвестиций составляет 816 миллиардов рублей, — сообщил Цзян Сяоян.
Россия и Китай договариваются о создании подкомиссии по сотрудничеству в СМП
Большой Уссурийский — совместное освоение острова
Особое внимание господин Цзян уделил совместному развитию острова Большой Уссурийский.
— Китайская сторона начала строительство пунктов пропуска уже в октябре прошлого года, — отметил генконсул КНР в Хабаровске.
Развитие Большого Уссурийского в качестве одной из приоритетных задач 2025 года называл и губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.
— 2025-й ставит перед нами амбициозные задачи: это запуск новых производств, реализация масштабных проектов, среди которых – совместное с соседями из КНР освоение острова Большой Уссурийский, — говорил глава региона.
Как ранее сообщали в правительстве Хабаровского края, работы на российской части острова начнутся этой весной. Так, в своем телеграм-канале (18+) зампред региона по инфраструктуре Ирина Горбачева рассказала, что общая площадь насыпи, на которой возведут погранпункт и логистическую инфраструктуру, составит около 30 гектаров.
— На текущий момент для обеспечения электричеством стройплощадок имеется резерв мощности 2,5 МВт. Для энергоснабжения в режиме эксплуатации потребуется построить новую подстанцию мощностью не менее 80 МВт, — делилась подробностями Ирина Горбачева.
Аукцион на строительство дороги к острову Большой Уссурийский объявят до конца января
Форумы и выставки
Еще одним витком в развитии отношений станет российско-китайский форум в Хабаровске, который ранее анонсировал глава региона Дмитрий Демешин. Цзян Сяоян отметил важность подобных мероприятий и подчеркнул, что китайское генконсульство готово прилагать усилия для того, чтобы подобные встречи приносили экономический эффект.
Также генконсул КНР в Хабаровске рассказал, что присутствие российских предпринимателей на выставках и форумах в Поднебесной за 2024 год расширилось. Успехи закрепляют и в этом году. Так, сейчас в Шэньяне проходит выставка «Сделано в России» (18+), участие в которой принимают и компании из Хабаровского края: ООО «Акихабара-Групп», открывшая русский торговый дом в Китае, и компания по производству кондитерских изделий ООО «Ветли Восток».
Выйти на международную арену компаниям из Хабаровского края помогает Центр поддержки экспорта. За 2024 год организация помогла 330 предприятиям. Ключевым партнером для большинства из них стал Китай.
— В 2024 году на экспорт поставлялась продукция лесной и рыбной отрасли, пищевой и легкой промышленности, машиностроительное оборудование, туристические услуги, — сообщили в пресс-службе Хабаровского края.
Десяток событий для бизнеса на Дальнем Востоке
Российско-китайский туризм 2024
Немалую роль в российско-китайских отношениях играет и туризм. Гости из Поднебесной в 2024 году стали главными визитерами страны.
— По данным российской стороны, за первые 3 квартала прошлого года число китайских туристов, посетивших Россию, составило 630 тысяч человек, практически 83% от общего числа въездных туристов. Хабаровский край является одним из основных направлений для туристов из Северного и особенно Северо-Восточного Китая. Текущий турпоток все еще далек от того потенциала, который имеется в сфере двустороннего туристического сотрудничества. Я уверен, что с углублением сотрудничества и развитием инфраструктуры все больше наших соотечественников будет посещать Хабаровский край, чтобы познакомиться с его красотой и достопримечательностями, — отметил Цзян Сяоян. — В прошлом году китайское генконсульство также выдало почти 30 тысяч виз россиянам, что на 36% больше, чем 2023 году.
Напомним, что для наращивания турпотока из Китая в Хабаровском крае реализуется ряд крупных проектов. Так, в начале 2024 года принял первых туристов спортивно-туристический комплекс «Хехцир», а в ноябре открылся водно-оздоровительный комплекс Volna. После открытия погранперехода на острове Большой Уссурийский предполагается, что данные объекты станут магнитами для гостей из Поднебесной.
Большой проект: когда запустят погранпереход посреди Амура?
Абрамову — Большой Уссурийский, Зикуновой — мастер-планы: в правительстве края назначили ответственных за проекты
Ольга Цыкарева
Фото: Евгения Никитенко
В Минэкономразвития РФ начали формировать новый список туроператоров, которые смогут обеспечивать так называемый групповой «безвиз» в Китай и Иран в рамках межправительственных с данными странами. На сегодняшний день в этот перечень входят 22 хабаровские компании, больше половины которых обладают правом на отправку российских туристических групп на территорию Поднебесной. Вместе с ними на рынке работают компании, не имеющие соответствующего статуса, однако это не мешает им также перевозить наших соотечественников через границу по безвизовым спискам за меньшие деньги, что не устраивает некоторых участников. Как устроен серый рынок туристических перевозок в Хабаровском крае, разбиралась редакция Дальневосточного обозрения.
Как работает групповой «безвиз» в Китай и Иран
С августа 2023 года было возобновлено действие межправительственного соглашения между Россией и КНР о безвизовых групповых туристических поездках, название которого говорит само за себя. Всего есть несколько легальных способов пересечь китайскую границу: оформить визу в Генеральном консульстве КНР в Хабаровске, с помощью турфирм, которые помогут оформить визу по прибытию, либо как раз-таки по безвизовым спискам, на которых мы остановимся подробнее.
Предполагается, что реализацией межправительственного соглашения должны заниматься только уполномоченные туроператоры, включенные в соответствующий перечень федерального Минэкономразвития. Это компании, у которых должно быть определенное финансовое обеспечение, партнеры на китайской стороне, которые будут обеспечивать безопасное пребывание российских туристов по ту сторону границы, также предполагается обязательное оформление медицинской страховки.
На прошлой неделе федеральный Минэкономразвития начал формировать перечень туроператоров, имеющих право отрабатывать групповой «безвиз» в Китай и Иран на 2024 год. Процесс продлится до 11 декабря текущего года. Сейчас в реестр состоит из 364 компаний, 22 из которых зарегистрированы в Хабаровском крае, из них 14 могут осуществлять деятельность как в сфере въездного туризма, так и выездного туризма. Однако у туроператоров есть одна особенность, которая играет на руку конкурентам из туристической отрасли — их услуги часто дороже, чем у турагентств. На то, конечно, есть свои причины, но о них чуть позже.
Туристические агентства, как правило, работают с визами по прибытию, то есть отправляют туристов в Китай, где им прямо на месте за 1-2 дня оформляют визу, по которой можно находится в стране до 30 дней. Законом это не запрещено. Но есть в кругах туроператоров и турагентов практика, позволяющая последним отправлять туристов в Китай по «безвизу», при этом не входя в перечень Минэка — это перепродажа туроператорами безвизовых списков турагентствам. Чтобы понять, как это работает, нужно обозначить полномочия каждого участника сделки. Туроператор может формировать туристический продукт, рекламировать его и реализовывать. Агентства в свою очередь могут только рекламировать и реализовывать его. Однако есть компании, отмечают представители одного из уполномоченных туроператоров, которые делают деньги на том, что продают так называемые безвизовые списки тем, кто не попал в реестр по объективным причинам или сознательно не хочет этого делать, избегая больших издержек, которые предполагает статус оператора. Как минимум в крае функционируют девять туркомпаний, работающих с Китаем (в частности на направлении Хабаровск — Фуюань), при этом не обладающие статусом туроператора.
Специфика «безвиза» по-серому в Хабаровском крае
Татьяна Сувернева, директор хабаровской туристической компании «Акфа-Тур», которая входит в список Минэкономразвития, отмечает, что в туроператорской среде действительно есть примеры, когда одни фирмы продавали другим безвизовые списки, по которым те за относительно небольшие деньги возили туристов через границу. При этом собеседница отмечает, что это эта практика постепенно себя изживает.
— Раньше перепродажа списков была востребована, некоторые на этом даже зарабатывали. После пандемии 2019 года все изменилось. Сейчас, наверное, сложнее будет продавать эти списки на сторону. Государство ввело систему «Электронная путевка», и теперь операторы, продающие туры за границу должны в обязательном порядке в ней отчитываться, — рассказала директор «Акфа-Тур».
В Ассоциации туроператоров России тем временем подчеркивают, что учет в «Электронной путевке» правительство формально сделало обязательным еще в 2021 году, с тех пор она неоднократно дорабатывалась, но за все это время даже не все федеральные операторы успели к ней адаптироваться, чего уж говорить о мелких региональных.
Что касается цен, на услуги компаний, не обремененных членскими взносами и другими атрибутами, присущими авторизованным операторам, то здесь недовольство последних можно понять. Если у оператора тур, например, в Фуюань в 2019 году стоил около 12 тысяч рублей за сутки, то у купившего списки агентства его цена могла опуститься до 1,5 тысяч,в редких случаях и того ниже.
Справедливости ради, заметим, что в сложившейся ситуации отчасти виноваты сами операторы, не все, конечно, а только те, которые делают перепродажу безвизовых списков основным источником заработка.
Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, сообщают в Ассоциации туроператоров России, участники рынка выступают с предложением дополнить список критериев для включения в реестр Минэкономразвития на 2024 год. В частности, предлагается установить требование о подтверждении фактической деятельности компании в сфере туризма в течение последнего года. Таким подтверждением может быть установка суммы минимальных объемов по ежегодной выручке – например, не менее 10 млн. рублей.
На сегодняшний день, подчеркивают в ассоциации, вышеперечисленные требования Минэком приняты не были. Тем не менее участники рынка планируют вернуться к повторному рассмотрению этого вопроса в следующем году.
И все-таки, как сказала Татьяна Сувернева, перепродажа списков — это скорее исключение, нежели правило. В основном агентства работают как положено, по договору, выступая посредником между оператором и клиентом, предлагая услуги оформления визы по прибытию или трансфера (если речь идет о «безвизе»).
В контексте туристического сообщения между Россией и Китаем, хотелось бы уделить особое внимание возобновлению авиаперелетов из Хабаровска в Пекин и обратно. С 28 ноября компания «Аэрофлот» после непродолжительного перерыва возвращает прямые рейсы, правда, их количество сократилось вдвое. Как рассказала Валентина Асеева, билеты на самолеты из Хабаровска уже продаются, но вылет будет производиться один раз в неделю — раньше, до 25 октября, рейсы летали дважды в неделю.
— Сегодня у хабаровчан Пекин — это скорее транзитное направление, нежели туристическое, но спрос как таковой на Китай есть, а значит перелет будет недешевый, — дополняет Валентина Асеева.
Негорячее лето 2024: о предварительных итогах «высокого» туристического сезона на Дальнем Востоке
«Навстречу солнцу»: в Хабаровском крае популяризируют доступные походы
Владислав Петренко
Фото: freepik (18+)
На минувшей неделе Хабаровск с двухдневным рабочим визитом посетил заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. За это время он оценил ход строительства международного пассажирского терминала в краевой столице, встретился с инвесторами и провел заседание совета глав дальневосточных регионов. Подробно разбираем деловой маршрут полпреда президента в ДФО.
-
Юрий Трутнев приехал в Хабаровск: о совете на Красной речке
8 ноября в Хабаровске состоялось заседание совета глав дальневосточных регионов, но не в Доме официальных приемов, как это обычно бывает. В этом году губернатор Хабаровского края пригласил дорогих гостей в резиденцию в селе Краснореченском. Меры предосторожности были на высшем уровне — поначалу автора этой статьи даже не хотели впускать, но эта неурядица была оперативно улажена.
За 15 театральных минут до начала официальной части совещания губернаторы и руководители органов исполнительной власти распределились в небольшие группки по интересам и в неформальной обстановке говорили о своем, управленческом. Особенно приподнятым настроением в этот день выделялся глава Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн, который, кстати, не так давно влился во внешнеполитическую повестку, предложив принять на территории ЕАО беженцев с обеих сторон палестино-израильского конфликта.
Прежде чем открыть заседание совета ДФО Юрий Трутнев выделил несколько минут, чтобы вручить благодарность президента России хозяину мероприятия Михаилу Дегтяреву. Также почетных грамот из рук полпреда удостоились главы Приморского края и республики Бурятия за победу в конкурсе экспозиций на «Улице Дальнего Востока» на ВЭФ-2023.
Космическая одиссея: как уголовное дело вокруг строительства космодрома Восточный повлияло на Хабаровский край
На повестку совета округа были вынесены следующие темы: прохождение регионами осенне-зимнего периода, восстановление подшефных территорий в ДНР, совершенствование механизмов ТОР и стратегическое развитие пограничной инфраструктуры с Китаем.
В рамках первого вопроса Юрий Трутнев поручил каждому руководителю взять наступление отопительного сезона под личный контроль. Отдельно Юрий Трутнев обратил внимание губернаторов на высокую степень износа объектов коммунальной инфраструктуры, что закономерно ведет к тепловым потерям. В связи с этим главам поручено провести модернизацию сетей ЖКХ. В целом степень вхождения регионов в осенне-зимний период полпред президента оценил высоко. Из 11 субъектов 8 готовы к отопительному сезону полностью, Хабаровский край в их числе.
Помимо руководителей дальневосточных регионов в заседании совета округа принял участие глава Донецкой народной республики Денис Пушилин, с которым участники обсудили дальнейший ход работ по восстановлению социальной инфраструктуры, разрушенной в результате боевых действий. По итогам совещания участники заседания определили ряд приоритетных направлений работы. Так, на 2024 год запланированы возведение и ремонт 256 объектов капитального строительства. На следующий день глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в своем телеграм-канале (18+) опубликовал пост, в котором привел слова Пушилина о том, что он чувствует себя частью команды Дальнего Востока.
Международный терминал аэропорта в Хабаровске
В рамках рабочей поездки полпред президента в ДФО осмотрел будущий международный пассажирский терминал хабаровского аэропорта, который уже более двух лет находится на стадии строительства. Напомним, начало строительным работам было положено в сентябре 2021 года, ожидалось, что возведение объекта удастся завершить в 2023 году, но в апреле сроки были продлены на два года — до I квартала 2025. По официальной версии, из-за санкций и долгоиграющих последствий пандемии COVID-19. Объем инвестиций также со временем вырос почти на четверть — с 4,8 млрд до 6,1 млрд рублей.
Терминал строится на льготных условиях на площадке ТОР «Хабаровск», резидентом которой является дочерняя компания АО «Хабаровский аэропорт», ответственная за проект. А это значит: федеральное софинансирование, налоговые преференции и административная поддержка. Площадь объекта, по последним подсчетам, составит 20,5 тысячи кв. м, что позволит обслуживать до 1 млн пассажиров в год или 600 человек в час.
Международный терминал хабаровского аэропорта на финишной прямой. Главное
Судя по записям в социальных сетях полпреда, впечатления от темпов реализации проекта у него остались положительные. Иронично было подмечено, в какой непростой политической обстановке строится международный терминал, когда международные отношения находятся, наверное, в самом депрессивном состоянии за последние годы. И все же, жить надо не сегодняшним днем, а завтрашним, говорит Юрий Трутнев, отмечая, что Россия продолжит развивать сотрудничество между государствами, и терминал будет загружен.
— Все решения приняты, и несмотря на санкции и другие факторы, проект будет реализован — сказал Юрий Трутнев.
Если речь зашла о международном сотрудничестве, то в текущих геополитических условиях под этим выражением принято понимать в первую очередь страны Азии. Подтверждением этой уже аксиомы стали слова гендиректора АО «Международный авиатерминал Хабаровск» Юрия Кондратчика.
— Запущен процесс переориентации экономических приоритетов страны на Восток, расширяется сотрудничество России с дружественными странами АТР. Поэтому строительство нового терминала не прекращалось несмотря на пандемию, санкционные сложности. Тем более, мы уже видим постепенное восстановление международного авиасообщения, — прокомментировал гендиректор компании.
Свои беспилотники для СВО
Также полпред президента совместно с губернатором Михаилом Дегтяревым и главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым посетили компанию ООО «Аэро-ХИТ», занимающуюся производством беспилотных летательных аппаратов, и которая в свою очередь также является резидентом ТОР «Хабаровск».
Разработки хабаровских инженеров уже нашли применение в зоне специальной операции, в частности российские бойцы осваивают FPV-дрон «Велес». Параллельно в компании ведутся работы по проектированию нескольких его модификаций. Однако сейчас производственные мощности «Аэро-ХИТ» заметно ограничены по большей части из-за дефицита комплектующих. На сегодняшний день предприятие способно выпускать до 300 беспилотников в месяц. Руководство компании ставит перед собой цель повысить этот показатель до 1000 экземпляров в месяц, но для этого нужно локализировать производство и провести масштабную кампанию по привлечению профильных специалистов, которые также далеко не в избытке.
Но какая локализация без помощи азиатских партнеров? Как пояснили в пресс-службе краевого правительства, «Аэро-ХИТ» ведет переговоры о расширении сотрудничества и промышленно-научного взаимодействия с китайской стороной.
Юрий Трутнев между тем подчеркнул, что производство БПЛА в Хабаровске — не единственное на Дальнем Востоке и местные образцы непременно будут сравниваться с теми, что производятся в других субъектах. Делается это для того, чтобы диверсифицировать линейку поставок и стимулировать здоровую конкуренцию.
— Мы посмотрели весь ряд производимых на Дальнем Востоке беспилотников, сравнивали их с тем, что применяется сегодня на СВО. У «Аэро-ХИТа» одни из наиболее хороших результатов… Мы проанализировали несколько характеристик — это вес, устойчивость и цена — у данного предприятия показатели неплохие, но это не значит, что ему некуда двигаться, — сказал полпред президента, подчеркнув, что производство БПЛА нужно полностью перенести в Хабаровск.
Позже делегация нанесла визит еще одному производителю беспилотных летательных аппаратов — ООО «ХабИнноТех». Предприятие молодое, однако его продукция уже применяется на полях сражений в зоне СВО. Сейчас прорабатывается вопрос о включении компании в список резидентов ТОР «Патриотическая», что позволит, используя меры поддержки, расширить ассортимент БПЛА, в том числе для гражданских целей, а также нарастить штат сотрудников.
Когда достроят «Хехцир»?
От военной тематики возвращаемся к социальной. В рамках рабочего визита в Хабаровск Юрий Трутнев с губернатором Дегтяревым оценили степень готовности спортивно-туристического комплекса «Хехцир».
К концу подходит I этап проекта: построены основные объекты СТК, в частности канатная дорога, линия ЛЭП, до 50 метров очищены горнолыжные трассы, подготовлена площадка для парковки автомобилей, и это далеко не весь список проделанных работ. На строительство объекта инвестором АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» направлено более 1 млрд рублей. В полную силу «Хехцир» должен заработать к концу 2028 года, пропускная способность составит 200 тысяч человек в год.
Горнолыжный сезон 2025 в Хабаровском крае: какие изменения ждут любителей зимних видов спорта?
До конца текущего года Ростехнадзор должен провести итоговую проверку кресельной канатной дороги. В случае вынесения положительного заключения будет выдано разрешение на регистрацию и ввод объекта в эксплуатацию.
— Площадку, где создается комплекс «Хехцир», я посещаю первый раз. Если говорить о создании новых спортивно-туристических комплексов, то это перспективное направление. Россияне любят зимний отдых.Это для нас традиция. В то же время кататься надо у себя дома. Развивать туризм в своей стране, создавать современную комфортную туристическую инфраструктуру – важное дело. Если инвесторы есть, природа позволяет, то надо строить, – сказал Юрий Трутнев.
Домашние заготовки по Большому Уссурийскому
На прошлой неделе Владимир Путин поручил правительству доложить о возможности строительства в Хабаровском крае автомобильного пункта пропуска. По окончании заседания совета округа Юрий Трутнев заявил, что доклад президенту уже готов.
Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович поддержит предложение правительства. Если он поддержит, то, скажу честно, у нас есть некоторые «домашние заготовки» с Алексеем Олеговичем [Чекунковым], как собрать вместе финансирование этого проекта. Думаю, что мы с этим справимся, так, чтобы в течение предстоящего 2024 года уже полным ходом шло, а лучше просто было осуществлено проектирование, и с 2025 года началось строительство, — заявил Трутнев.
Как уточнил Михаил Дегтярев, в первый год реализации проекта грузопоток, по совместным с китайской стороной подсчетам, должен превысить 700 тысяч тонн, пассажиропоток — 700 тысяч человек. За счет средств краевого бюджета построят подъездную дорогу, проект которой уже прошел государственную экспертизу. Весной 2024 года начнется активный этап реализации проекта.
Большой проект: когда запустят погранпереход посреди Амура?
Максим Алтимов