Главные заказчики, подрядчики и контракты 2024-го в ДФО
15 января, 19:05
Поделиться новостью
По итогам 2024 года самый крупный подряд на Дальнем Востоке достался АО «Асфальт» из Амурской области. Эта же компания возглавила рейтинг «Дальневосточного обозрения» в качестве главного подрядчика. Самым крупным распределителем контрактов стала Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке из Хабаровского края. Подробности в материале.
«Дальневосточное обозрение» традиционно подводит итоги 2024 года на рынке госзакупок Дальнего Востока. При помощи баз данных «СПАРК-Интерфакс» (18+), ЕИС «Госзакупки» и открытых источников мы составили рейтинги крупнейших госконтрактов года, главных госзаказчиков по общему объему распределенных средств и ведущих подрядчиков по общей сумме контрактов. Важная ремарка: мы учитывали только закупки в рамках 44-ФЗ. Приведенные данные актуальны на начало января 2025 года — впоследствии некоторые из упомянутых госконтрактов могут быть прекращены или аннулированы.
Главные контракты
Главные контракты года на Дальнем Востоке ожидаемо связаны со строительством и ремонтом дорог. В топе-10 таковых шесть, а если считать мосты и путепроводы — восемь.
Самый крупный подряд — на 18,2 млрд рублей — достался АО «Асфальт» из Амурской области. Подрядчик спроектирует и построит 18-километровую шестиполосную дорогу на выезде из Владивостока в сторону Хабаровска, которая пройдет в обход нескольких поселков в Надеждинском районе Приморья, а также четыре развязки. Согласно описанию закупки, новый участок войдет в состав трассы А-370 «Уссури». Заказчик — Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке (ФКУ ДСД «Дальний Восток) — начал торги с 20,2 млрд рублей, но приамурская компания «уронила» цену почти на 10%, до 18,2 млрд.
А вот второе место в топе крупнейших госзакупок 2024-го с дорогами не связано. Тюменское ООО «Запсибгазпром-Газификация» за 13 млрд возведет регазификационный комплекс СПГ в Камчатском крае. Как отмечают в правительстве региона, строительство комплекса позволит решить вопрос с дефицитом природного газа на Камчатке. Масштабный проект разделили на две части — морскую, которая подразумевает строительство непосредственно плавучей регазификационной установки, и береговую. Первой занимается ПАО «Новатэк», а вот работы на берегу — обустройство причалов, берегоукрепление, строительство производственных помещений и прочие — уже начала «Запсибгазпром-Газификация». Отмечается, что строительство комплекса регазификации сжиженного природного газа позволит обеспечить поставки СПГ для энергетических нужд Камчатского края в объеме до 446 тыс. тонн (620 млн куб. м природного газа) ежегодно. Сжиженный газ позволит заместить недостающие запасы камчатских месторождений и благополучно газифицировать Камчатку.
Закрывает тройку главных госзакупок года капитальный ремонт 20 километров трассы А-375 «Хабаровск – Красный Яр – Ариадное – Чугуевка – Находка». Начальная стоимость контракта от межрегиональной дирекции составляла 11,9 млрд рублей. ООО «Стройдорсервис» сторговался до 10,9 млрд и забрал контракт.
С четвертого места стоимость договоров резко падает. Так, на капитальный ремонт 8 километров подъездной дороги от морского порта до аэропорта Петропавловска-Камчатского компания ООО «Устой-М» получит 5,4 млрд рублей. Речь о трассе А-401 — единственной федеральной на Камчатке. «Устой-М» осваивает эту трассу давно. В 2020-2021 году подрядчик по заказу «Росавтодора» расширил 18-километровый участок дороги до четырех полос, установил барьерное ограждение, оборудовал освещение, светофоры, камеры, тротуары и другую инфраструктуру. Предполагалось, что трассу доделают в 2024-м, но не случилось — сейчас сдача оставшегося участка от Северо-Восточного шоссе до морского порта Петропавловска-Камчатского намечена на конец октября 2026-го. Какой-либо конкуренции в борьбе за контракт «Устой-М» не встретил.
На пятой строчке — ремонт подъезда к Комсомольску-на-Амуре на федеральной трассе А-376 «Хабаровск – Лидога – Ванино – Комсомольск-на-Амуре» за 4,3 млрд рублей. Этот контракт также отошел «Стройдорсервису», других заявок не поступило. Всего подрядчику предстоит привести в нормативное состояние 89 километров трассы, 30 из них в ФКУ ДСД «Дальний Восток» рассчитывают принять уже в 2025 году.
Строительство путепровода через Транссиб в Белогорске Амурской области за 4,1 млрд рублей — это шестой по стоимости госконтракт в 2024 году. Исполнит его ООО «Мостострой-11» из Ханты-Мансийского автономного округа. Проектированием путепроводов власти Приамурья озаботились из-за сокращающихся интервалов для проезда автомобилей через железнодорожные пути на фоне возросшей нагрузки на Транссибирскую магистраль. Помимо Белогорска их также возведут в Новобурейском, Серышеве, Завитинске и Возжаевке.
На седьмом месте строительство школы №19 в Южно-Сахалинске за 3,7 млрд рублей. Она появится в 19-м микрорайоне города на месте снесенной школы №4, построенной еще в 1953 году. Количество учеников нового учреждения возрастет почти втрое — с 393 до 1100. Конкурс выиграло ООО «СЗ «Рыбводстрой», контракт оценили в 3,7 млрд рублей. Подрядчик уже начал строительство и работает с опережением сроков. Общая площадь школы составит около 35 тысяч квадратных метров.
Восьмая строчка снова у трассы А-370. На ее 228-м километре ООО «Стройдорсервис» займется реконструкцией мостового перехода через реку Бикин с путепроводом через железную дорогу. На исполнение контракта подрядчик получит 3,5 млрд рублей со сроком исполнения до конца 2026 года.
На девятом месте рейтинга — капитальный ремонт 30 километров дороги Улан-Удэ — Романовка — Чита за 3 млрд рублей. Работами займется улан-удэнское ООО «Дорстройсервис». Несмотря на свой региональный статус, эта трасса «кормит» подрядчиков из Бурятии и соседних регионов не хуже, чем некоторые федеральные. На ремонт только 89 километров потратят свыше шести миллиардов рублей за несколько этапов ремонта. Неудивительно, что за ходом работ присматривают высшие республиканские чины в дорожной отрасли — в октябре 2024-го дорогу лично обследовали зампред правительства Бурятии Евгений Луковников, министр по развитию транспорта Александр Гоге и руководитель ГКУ «Бурятрегионавтодор» Владимир Соснин.
Контракт с десятого места топа дальневосточных госзакупок достался сахалинскому АО «СУ-4». Подрядчик до ноября 2028 года отремонтирует восемь километров трассы Южно-Сахалинск — Корсаков за 2,8 млрд рублей. Расширить выезд из областной столицы до четырех полос решили по инициативе губернатора Валерия Лимаренко. В правительстве Сахалинской области считают, что реконструкция этой дороги давно назрела — нынешняя одна полоса не справляется с потоком автомобилистов, что приводит к пробкам в часы пик и по выходным летом. Строительство начнут весной 2025 года на проспекте Мира от развилки с гипермаркетом «Бубль-гум» до перекрестка с Охотской трассой.
Главные распределители
В первой десятке по общей сумме заключенных за год контрактов оказались заказчики из семи регионов ДФО. Здесь также доминируют ведомства, связанные с дорожным строительством и транспортом — их восемь.
Хабаровский край возглавляет рейтинг, но только благодаря тому, что в регионе базируется Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке, распределяющая контракты по всему федеральному округу — их в 2024 году у ведомства набралось 127 на 57,3 млрд рублей.
Второе место и фактическое лидерство среди региональных распределителей у министерства транспорта Приморья со 105 контрактами на 23 млрд рублей. У ведомства нет громких тендеров, а стоимость двух крупнейших едва превышает миллиард. Ключевые лоты — содержание дорог регионального и межмуниципального значения.
«Бронза» у Управления автомобильных дорог Амурской области — 137 контрактов на 13,6 млрд рублей. Почти половина от этой суммы приходится на два договора, заключенных в самом конце года. 23 декабря подряд на строительство путепровода в Белогорске за 4,1 млрд отошел «Мостострою-11» из Ханты-Мансийского автономного округа, а контракт на ремонт шести километров дороги Благовещенск-Бибиково за 2,1 млрд рублей достался местному «Асфальту» 24 декабря. Так Амурупрадор в последний момент заскочил в топ-3 распределителей 2024-го. Больше денег ведомство раздавало только в 2020-м — тогда на один только мост через Зею направили 23,6 млрд рублей.
Подряд на строительство СПГ- комплекса за 13 млрд делает МинЖКХ Камчатки одним из всего лишь двух дальневосточных заказчиков, не имеющих отношения к дорогам или транспорту. Четырех сделок на 13 млрд и 186 млн рублей в итоге хватило для четвертого места по общей сумме контрактов среди распределителей.
Забайкальский край представлен двумя госзаказчиками в топ-10 — управлениями региональных и федеральных дорог. На счету ГКУ «Забавтодор» (5 место рейтинга) 191 контракт на 13 млрд и 123 млн рублей. Здесь все по-классике: регионалы берут числом, и самый крупный лот от «Забавтодора» — ремонт нескольких участков дороги Могойтуй — Сретенск -Олочи в Нерченском районе Забайкалья за 693 млн. ФКУ «Упрдор «Забайкалье» (9 место) распределило 7,3 млрд рублей по 33 контрактам, заключенным в 2024 году. Главный — на строительство и реконструкцию участков дороги А-350, соединяющей Читу с Забайкальском и китайской границей. За 1,5 млрд подрядчик из Бурятии, ООО «Дорстройсервис», обязуется построить подъезд к грузовому терминалу международного автомобильного пункта пропуска.
Саму Бурятию в топ-10 госзаказчиков представляет только ГКУ «Бурятрегионавтодор» — шестое место, 94 контракта, 11,7 млрд рублей. Крупнейший заказ — на капитальный ремонт 30 километров трассы Улан-Удэ — Романовка — Чита на участке в Еравнинском районе республики. К слову, у «Бурятрегионавтодора» больше всего контрактов на миллиард рублей и выше среди региональных дорожных управлений в этом рейтинге — пять.
Наконец, самое большое представительство в топ-10 у Якутии — сразу три строчки. Всего три главных госзаказчика республики заключили с исполнителями около 700 контрактов на общую сумму свыше 21 млрд рублей. 7,5 млрд из них пришлось на Управление автомобильных дорог по Якутии (7 место, 194 договора). За федеральные дорожные контракты в регионе отвечает ФКУ «Упрдор «Вилюй» — 65 контрактов и 7,4 млрд рублей хватило для восьмого места. Крупнейший лот этого заказчика — второй этап капремонта трассы Р-504 между Якутией и Магаданской областью — забрал ООО «Сельдорстрой». Кстати, забавный факт — это единственное упоминание Магаданской области в этом материале в каком-либо контексте. Ни в один из трех рейтингов Колыма не попала.
На последнем, десятом месте этого топа ютится служба госзаказчика Якутии. Зато с лидерством по общему количеству контрактов в 2024 году — их ведомство навыдавало сразу 417 штук на 6,4 млрд рублей. Самый солидный — на строительство поликлиники в поселке Сангар Кобяйкского улуса за 723 миллиона. Он достался местному производственному кооперативу «Монтажник».
Главные подрядчики
Все исполнители госконтрактов, зарегистрированные в регионах ДФО и вошедшие в топ-10 за год по общей сумме контрактов, заняты в дорожной отрасли. Некоторых из них мы уже успели упомянуть в этом материале.
Уверенное лидерство держит АО «Асфальт» из Амурской области c 14 заключенными контрактами на 27,8 млрд рублей. Эта цифра сильно льстит компании — за 20 лет участия в госзакупках она никогда и близко не приближалась к таким объемам. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2020 году — тогда «Асфальт» получил 15 контрактов на 12,5 млрд рублей. Успех 2024-го обусловлен тем, что именно «Асфальту» достался главный подряд года — на строительство выезда из Владивостока в сторону Хабаровска в обход Надеждинского района. Как мы уже отмечали, за закупку пришлось побороться, снизив ее изначальную стоимость на два миллиарда рублей. Главная интрига — удастся ли компании выполнить условия соглашения.
До сих пор самой крупной суммой, которую доводилось осваивать «Асфальту» на госзакупках, были 4,9 млрд на реконструкцию участков трассы Р-297 «Амур» как раз в рекордном 2020-м. Тот контракт фирма завершить не сумела, а теперь ей предстоит работать с принципиально другими объемами. По выручке «Асфальт» — один из лидеров в ДФО. Правда, 5,2 млрд рублей, зафиксированные в 2023 году — худший результат компании за последние пять лет. А вот чистые активы, напротив, последовательно растут и достигли 1,35 млрд к началу 2024-го. Прибыль стабильно колеблется на уровне 100-130 млн рублей. Владельцами АО «Асфальт», согласно отчету за 2023 год, являются Александр Дрынчин (51% акций), Андрей Сенотрусов и Виталий Дровняк (оба — по 24,5%), сообщает «Интерфакс» (18+).
Аномально успешным год получился и для «Стройдорсервиса». Компания Александра Федорова получила 19 контрактов на 23,8 млрд рублей — это ее абсолютный госзакупочный рекорд с 2011 года. В последний раз такой рост у компании был зафиксирован в 2020-м, но тогда сумма составила лишь 16,5 млрд. Добиться успеха «Стройдорсервису» помогли три контракта в топ-10 по итогам года (третье, пятое и восьмое места рейтинга). Все остальные сделки не дотягивают и до миллиарда рублей. Больше половины от всех своих договоров в 2024 году «Стройдорсервис» получил от ФКУ ДСД «Дальний Восток» — 10 из 19. Они принесли фирме 20,3 млрд из 23,8 млрд. Выручка «Стройдорсервиса» за 2023 год составила 9,3 млрд — это лучший результат компании за пять лет и почти в три раза больше, чем в 2019-м. То же и с чистой прибылью, которая к 2023-му достигла 400 млн рублей.
Третье место у АО «Примавтодор» с 52 контрактами на 9,4 млрд рублей. Две самые крупные госзакупки, отошедшие принадлежащей правительству Приморья компании — на 1,1 и 1,2 млрд рублей за содержание дорог регионального и межмуниципального значения. Основной донор «Примавтодора» — Минтранс края. С ним предприятие заключило 15 из 52 своих контрактов в 2024 году (28,9%) на 9,34 млрд рублей (98,91% от общей суммы, полученной на исполнение договоров). За последние 19 лет стороны заключили между собой свыше 300 контрактов — каждый пятый подряд министерства достается «Примавтодору».
Историю «Примавтодора» последних 10-12 лет можно назвать цикличной — провал руководства, увольнения, назначение нового руководства, провал, увольнения. Предприятие очень плохо пережило большие стройки времен саммита АТЭС и осталось с многомиллиардными долгами, последствия которых до сих пор мрачной тенью нависают над дорожниками. Из-за постоянных скандалов вокруг качества работ руководство компании регулярно меняется — последняя рокировка случилась в 2023 году, ротацию комментировал даже губернатор Олег Кожемяко. Он же, к слову, анонсировал и масштабные денежные вливания в «Примавтодор».
Возможно, активность компании на рынке госзакупок тоже связана с поддержкой региона. 9,4 млрд, полученные на исполнение контрактов в 2024 году — это лучший результат «Примавтодора» с 2009-2010 годов, когда в разгаре были те самые саммитовские стройки. Но бухгалтерия пока удручает, поскольку убытки предприятия в 2023 году лишь немного не дотянули до миллиарда рублей.
На четвертой строчке рейтинга господрядчиков ДФО — камчатский «Устой-М», в активе которого 7,1 млрд за девять контрактов. Хотя большую часть этой суммы принес один-единственный — на капремонт дороги от морского порта до аэропорта Петропавловска за 5,4 млрд (четвертое место в топ-10 крупнейших договоров года). Владеет компанией депутат Заксобрания Камчатки Юрий Ломакин. В парламенте края он возглавляет комиссию по регламенту и депутатской этике, а трассу «Морпорт — Аэропорт», приносящую миллиарды рублей «Устою-М», называет своей судьбой.
— Как только написали в прессе, что на дорогу выделили 3,5 миллиарда, диванные эксперты сразу начали комментарии писать: «Ну все понятно, попилят, по карманам распихают». Рассказать, в каком кармане у меня лежит 3,5 миллиарда? Ни в каком. Нужно знать специфику строительства: в стоимости капитальных асфальтобетонных объектов до 90 процентов занимает материал. Асфальтобетон, грунт, барьерные ограждения, современные остановки, столбы освещения и т. д. Темпы строительства у нас бешеные, это правда. А люди хотят еще быстрее, и, желательно, вообще все и сразу, — рассказывал Ломакин о работе с этой трассой в 2021-м.
И если миллиардов в карманах депутата, возможно, и не водится, миллионы там вполне могли заваляться. Во всяком случае «Устой-М» — финансово очень успешный бизнес, и со стройкой дороги «Морпорт-Аэропорт» совпал его взлет. Так, выручка компании в 2019 году составила 1,8 млрд рублей, в 2020-м — 3,7 млрд, в 2021-м — уже 5,2 млрд. Затем последовало снижение, но по итогам 2023 года «Устой-М» все равно показал неплохие, мягко говоря, 4 миллиарда рублей. С чистой прибылью все еще лучше. Так, в 2021 году — как раз тогда Ломакин жаловался на хейт в комментариях — она составила 1,17 млрд рублей. Такого и близко нет даже у «Стройдорсервиса», а эти ребята умеют зарабатывать. Да и вообще предприятия с сопоставимой выручкой обычно довольствуются куда меньшими прибылями, зачастую — в десятки раз.
Правда, в 2023 году «Устой-М» резко ушел в убыток — сразу на 487,9 млн рублей. Здесь можно было бы пофилософствовать про высоту взлетов и болезненность падений, но, судя по контракту на пять с лишним миллиардов, в этом случае никто особо и не страдает (разве что те самые хейтеры).
Пятерку лучших замыкает сахалинское АО «СУ-4» со 116 контрактами на 6,6 млрд рублей. Почти половину из них принес тендер, попавший в топ-10 — капремонт участка трассы Южно-Сахалинск — Корсаков за 2,8 млрд (10 место). По 700+ млн рублей фирме принесли два контракта на ремонт дороги Южно-Сахалинск — Холмск, без малого 650 млн — работы на трассе Невельск — Томари — Аэропорт Шахтерск. СУ-4 позиционирует себя одной из старейших компаний в отрасли, основанной еще в 1975 году (современное юрлицо зарегистрировано в 1998-м). Состав совета директоров в компании публично не раскрывают, генеральный директор с 2020 года — Константин Моисеев.
Согласно официальным данным, СУ-4 располагает внушительной инфраструктурой, включая 24 карьера по добыче и производству инертных материалов, шесть асфальтобентонных и три бетонных завода. Профиль широкий: помимо ремонтов компания строит дороги и мосты. По итогам 2023 года СУ-4 отчиталось о рекордной для себя выручке в 7,2 млрд рублей (в 2022-м — 3,7 млрд), но при этом показала лишь 4,9 млн рублей чистой прибыли (в 2022-м — 306,2 млн).
Сахалинская область также представлена в топе подрядчиков «Рыбводстроем», который занимается строительством школы №19 в Южно-Сахалинске (шестое место, 203 контракта на 5 млрд рублей). Также в десятку вошло хабаровское ЗАО «Форпост» (14 контрактов на 4,8 млрд) и ООО «Дорстройсервис» из Бурятии (3 договора на 4,8 млрд). Самое большое представительство в рейтинге крупнейших господрядчиков 2024 года у Приморья — кроме «Примавтодора» в него попали АО «СпецСУ» (13 контрактов на 4,2 млрд) и ООО «ВСК №1» (24 сделки на 3,7 млрд).
Демешин остался недоволен работой структуры Минстроя Хабаровского края
И.о. главы службы заказчика Анатолий Иванов отправится в отставку
5 января, 16:36
Поделиться новостью
Резкая критика губернатора в адрес КГКУ «Служба заказчика Минстроя Хабаровского края» прозвучала на совещании по проблемным вопросам строительства дамб в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Как заявил Дмитрий Демешин, компетентность руководства структуры не соответствует уровню постановленных задач. Анатолий Иванов отправится в отставку, сообщает «Дальневосточное обозрение».
Служба заказчика Минстроя Хабаровского края сменит руководство
В обсуждении темы принял участие руководитель Федерального агентства водных ресурсов Дмитрий Кириллов.
В начале совещания Дмитрий Демешин обратил внимание участников, что строительство объектов инженерной защиты от наводнений Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре является стратегической государственной задачей и направлено в первую очередь для обеспечение безопасности жителей крупных городских агломераций региона.
– На реализацию гидротехнических сооружений в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре страной потрачены большие деньги. Выделяются и до сих пор до конца не освоены крупные федеральные и краевые средства, – добавил губернатор.
Данная тема находится на контроле Дмитрия Демешина с момента его приезда в Хабаровский край. В мае 2024-го незавершенная стала одним из первых объектов, посещенных тогда еще врио губернатора. В этот раз глава региона вновь напомнил о том, что строительство защитного сооружения в Хабаровске началось около 10 лет назад. Однако за этот период работы неоднократно замедлялись по различным причинам. Например, одним из подрядчиков был с браком выполнен монолитный порог дамбы, а вопрос по выбору технологии завершения достройки решался длительное время. В настоящее время выработан план действий, позволяющий до окончания зимнего периода закончить данный этап.
По информации, прозвучавшей в докладе и.о. заместителя председателя правительства края по вопросам строительства Виктора Витиника, линейная часть дамбы в Хабаровске завершена, получено заключение о соответствии. В настоящее время поданы документы на ввод этих этапов объекта в эксплуатацию.
– Ввод дамбы в эксплуатацию планируется в первом квартале 2025 года, что позволит приступить к ее благоустройству в летний период. Благоустройство объекта планируется выполнить в едином стиле, – рассказал Виктор Витиник.
Много проблемных моментов отметили участники совещания ив строительстве гидротехнического сооружения в Комсомольске-на-Амуре. Возвращаясь к теме обеспечения безопасности жителей Хабаровского края, добавим, что возводимый комплекс должен защитить от высокой воды поселки Победа и им. Мендлеева, и двух микрорайонов – Парковый и Парус. Однако, если по второму и третьему этапам дамбы проблем нет и участки планируется сдать в 2025 году, то на первом этапе строительства возникла проблема – решение вопроса синхронизации работ по устройству гидротехнического сооружения и реконструкции коллектора оказался непростительно затянут. Как отметил руководитель Росводресурсов Дмитрий Кириллов, завершение строительства первого этапа требует особого внимания и дополнительной проработки со всеми задействованными сторонами.
Заместитель председателя правительства края по природным ресурсам и сельскому хозяйству Дарий Тюрин также отметил, что вопрос о синхронизации работ будет проработан с концессионером, который будет вести замену коллектора. Губернатор Дмитрий Демешин поручил зампреду держать этот пункт на своем контроле.
Напомним, что регулярные паводки и наводнения — «больная мозоль» регионов Дальнего Востока. Помимо Хабаровского края от проблем с большой водой страдают в ЕАО, Приморье, Забайкалье, Бурятии и Якутии. Ежегодный ущерб от буйства стихии исчисляется десятками миллиардов рублей.
Битва столиц: инвестиции в Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре
Обзор инвестполитики в двух главных городах Хабаровского края
27 декабря 2024, 14:37
Поделиться новостью
«Дальневосточное обозрение» завершает цикл материалов о специфике работы муниципалитетов Хабаровского края. В этот раз сравним, как два городских округа — Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре привлекают инвестиции.
Напомним, что мы оцениваем количество инвестпроектов, реализуемых на территории каждого района или округа, объемы инвестиций, а также работу местных властей по информированию как самих инвесторов, так и жителей своих территорий.
В основе оценки, как и в прошлых публикациях этого цикла — муниципальный стандарт, внедренный Минэком края еще в 2015 году. Он, среди прочего, подразумевает публикацию районами и округами долгосрочных планов инвестиционной деятельности, отчетов по их реализации, инвестиционных паспортов (презентаций возможностей) и ежегодных инвестиционных посланий (отчетов) глав муниципалитетов.
При подготовке материала мы использовали эти и другие открытые источники.
Инвестиции в Хабаровск: красивые цифры, большие вопросы
В Хабаровске на разных этапах реализации находится семь частных инвестпроектов с общими вложениями свыше 18,8 млрд рублей, следует из плана реализации инвестиционных объектов до 2030 года. Но есть нюанс — похоже, отдельные данные в плане серьезно устарели и нуждаются в актуализации.
Так, водный комплекс Volna от ООО «Броско» официально начал работу в декабре. В инвестплане Хабаровска он заявлен как аква-парк, хотя в «Броско» отказались от этой концепции. Аттракционы теперь — лишь часть общего комплекса, включающего 13 бассейнов, СПА, сауны, отель и ресторан. Всего — 12 тысяч квадратных метров.
По данным городских властей, инвестор должен был вложить в строительство 5,5 млрд рублей собственных средств, СМИ сообщали о 12 млрд. У несостоявшегося аквапарка трудная история: десять лет у проекта менялись инвесторы и локации, а в администрации — профильные чиновники и руководители. Эту эпопею помнят многие хабаровчане; итог затяжного конфликта между бизнесом и городскими властями можно описать так — капитализм победил.
Хотя даже после всех согласований у ООО «Броско» продолжали возникать проблемы. Дедлайн сдачи объекта неоднократно сдвигался, но представители инвестора объясняли переносы масштабом.
— Мы купили такое оборудование, которым не умеет пользоваться никто на Дальнем Востоке, нам приходилось искать людей со всей России, обучать людей. Грамотно научиться им пользоваться, отточить все нюансы и тонкости, так как проект действительно сложный – бассейны и чаши на третьем этаже, не на первом, — говорила исполнительный директор «Броско Молла» Ксения Руденко.
А вот во что превратился «Центр развития спорта и туризма», в создание которого ООО «Амурстрой Инвест» должно было вложить целых пять миллиардов рублей, не вполне понятно. Проект заявлен к реализации Пионерской в 2025 — 2030 годах, но за пределами инвестиционного плана его не существует.
Ни в официальных источниках, ни в СМИ стройка не упоминается, а ООО «Амурстрой Инвест» ликвидировано больше десяти лет назад. Не будем вычеркивать загадочный «спортивно-туристический центр» из списка, но пока все это выглядит так, будто кто-то забыл обновить план, либо просто вписал в него «проект-призрак» ради количества.
В 4,5 млрд рублей до 2030 года городские власти оценивают инвестиции АО «Международный Авиатерминал Хабаровск» в строительство нового терминала международных авиаперевозок аэропорта краевой столицы. Хотя не совсем понятна механика подсчета, которую применяли в администрации.
В декабре 2024 года «Интерфакс» (18+) сообщал о 6,1 млрд общих вложений в строительство, из которых 3,1 млрд выделил ВЭБ.РФ, 0,8 млрд — федеральный бюджет, а инвестор потратит 2,2 млрд собственных средств. Тогда же Росавиация выдала разрешение на ввод терминала в эксплуатацию, начать работу он должен в первом квартале 2025 года.
Площадь аэровокзального комплекса хабаровского аэропорта превысит 48 тысяч квадратных метров, пропускная способность составит 1,8 тыс. пассажиров в час, он станет крупнейшим на Дальнем Востоке. Отмечается, что терминал оснащен двумя телетрапами, семью лифтами, семью эскалаторами, а также имеет два уровня автоматизированной обработки багажа и 11 стоек регистрации.
Много вопросов и к заявленному в плане проекту строительства складского комплекса класса «А» компанией «ПЛК Авангард». Проект был анонсирован в 2021 году; тогда предполагалось, что стройку на территории ТОР «Хабаровск» удастся завершить к 2024 году; соответствующее соглашение было подписано с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.
В плане инвестпроектов дедлайн сдвинут на 2026 год, однако «ПЛК Авангард» достроил складской комплекс еще в 2023-м — для Ozon. Площадь этого уже вполне действующего склада (47 тысяч «квадратов») совпадает с тем, что был заявлен в 2021-м («свыше 46 тысяч квадратных метров»).
В плане инвестпроектов, опубликованном на сайте администрации Хабаровска летом 2024 года, проект «Авангарда» по-прежнему указан как строящийся. Есть, конечно, вероятность того, что входящая в структуры группы «Да! Девелопмент» компания строит где-то неподалеку точно такой же складской комплекс, но сам застройщик ни о чем подобном не сообщал.
Дальше — больше вопросов. Проект ООО «Наша клиника», следует из плана, рассчитан на целых 15 лет, с 2015 до 2029-го. Предполагалось создание медицинского центра «Академия Здоровья», причем СМИ даже сообщали о строительных работах на улице Краснодарской и давали подробности — 30 тысяч «квадратов», два корпуса. Более того, еще в 2020 году «Известия» (18+) сообщали о скором завершении стройки.
Медицинский центр «Академия здоровья» в Хабаровске действительно есть, но к «Нашей клинике» это учреждение отношения не имеет, равно как и к улице Краснодарской. Сама «Наша клиника» тоже работает в другом месте — на улице Шеронова. Однако на бумаге проект за 1,3 млрд рублей продолжает существовать в своем изначальном виде.
Зато торгово-выставочный центр на улице Юности действительно строят, хоть и с проблемами. ООО «ВМ-Плюс» начал возводить объект в 2017 году, с тех пор сроки неоднократно срывались. В 2023-м медиа сообщали об обрушении части строящегося здания, в 2024-м — о просьбе застройщика к мэрии изменить план объекта, сократив этажность.
— Были определённые сложности с коронавирусной инфекцией, нехваткой рабочей силы — это все строители в нашем городе, по всей стране ощутили определённые проблемы с рабочей силой. Затем все помнят ситуацию на рынке материалов, конкретно металла по стране в прошлом году, также по всей стране резко были повышены цены на арматуру на металл, что является крупной составляющей строительства, — объяснял руководитель строительного проекта Виктор Степанов в 2023 году.
Сообщалось, что торгово-выставочный центр за 502,1 млн рублей введут в эксплуатацию осенью 2024 года, но не случилось. В инвестплане обещают завершение стройки уже в 2025-м.
Парк «Холм Амура» за 30 млн рублей планируется ввести к 2030 году. В декабре 2024-го начальник управления инвестиционного развития администрации города Руслан Горлов и директор ООО «А-Парк» Сергей Руденко подписали соответствующее концессионное соглашение.
Проект включает в себя строительство смотровой площадки с видом на Амур, установку скамеек, качелей и беседок, создание прогулочных зон, парковочных мест, декоративного освещения и дополнительное озеленение территории с использованием цветников и клумб.
Инвестиции в Комсомольск: скромно, но перспективно?
В городе Юности реализуется два инвестиционных проекта на 489,9 млн рублей, следует из плана реализации инвестиционных объектов до 2030 года.
Так, на строительство тепличного комплекса для производства овощей направят 239,9 млн рублей из бюджета края и собственных средств ООО «Агрокомплекс «Восток». Согласно инвестплану, проект стартовал еще в 2014 году и закончится в 2025-м.
В 2017-м площадь теплиц агрокомплекса составляла шесть тысяч квадратных метров, руководство предприятия до конца года планировало расширить производство вдвое. Тогда «Восток» производил 200 килограмм салата и 800 килограмм огурцов в сутки.
— Это капля в море, потому что потребность Комсомольска-на-Амуре в зелени и огурцах около 5 тонн в сутки и мы едва закрываем четверть объема. Но расширяемся и ежегодно будем удваивать количество, пока не насытим местный рынок и потом будем смотреть на выход в другие города, — говорил гендиректор компании Антон Коляда.
В конце 2022 года городские власти сообщали, что реализация инвестпроекта продолжается. В декабре 2024-го в региональном Минсельхозе отметили, что производство овощей и зелени в Хабаровском крае выросло в полтора раза за пять лет — с 1,9 до 3 тысяч тонн. За одиннадцать месяцев этого года пять тепличных хозяйств произвели больше, чем за весь прошлый.
«Агрокомплекс Восток» — самый тепличный комплекс в крае. С финансами у компании все стабильно — в 2023 году она зафиксировала 89,7 млн рублей в виде выручки и 2,3 млн чистой прибылью. Агрокомплекс — регулярный получатель краевых субсидий и других мер поддержки.
Второй и последний частный инвестобъект в плане — гостиница за 250 млн рублей. Ее хотят достроить в 2025 году, инвестор — индивидуальный предприниматель Татьяна Якубович. Другой информации о проекте нет.
Также на инвестиционном портале Комсомольска (подробнее о нем — ниже) есть отдельная вкладка с реализуемыми частными проектами. Представленные там проекты либо завершены, либо неактивны, и новостей о них давно нет.
В числе последних — парк аттракционов на набережной Амура и тематический парк «Сказочный городок» в Ленинском округе от ООО «Омега» за почти 250 млн рублей в совокупности.
Конечно, настоящего инвестиционного противостояния между Хабаровском и Комсомольском быть не может — слишком уж разные возможности у двух городских округов региона. При этом губернатор Дмитрий Демешин считает, что инвестиционный потенциал Комсомольска не раскрыт до конца. Он считает, что городу нужен индустриальный парк — по типу «Авангарда» в Хабаровске.
«Мы уже ставили задачу, говорили, что у нас должно быть несколько индустриальных парков. К примеру, мы четко понимаем, что есть потребность судоремонта. Судостроение — это точно одна из площадок. Мы также понимаем, что в Комсомольске-на-Амуре мы сможем запустить индустриальный парк, который будет обеспечивать авиастроительную отрасль. Пускай там сейчас есть «Яковлев» и холдинги — они работают со своими поставщиками. Но мы рассчитываем туда же привести сборку «Байкала», а это отдельное направление. Плюс у нас там есть металлопроизводители. И все это мы можем объединить в единый индустриальный парк, в который смогут заходить новые инвесторы!», — говорил губернатор на встрече с главой Агентства стратегических инициатив Светланой Чупшевой в начале декабря.
Инвестиции в столицах края: эффектный Хабаровск и практичный Комсомольск
Очевидно, что Хабаровск как город с более развитой экономикой по определению привлекает инвестиции с большей легкостью. Но не менее важна и публичная работа администрации с инвесторами — как с реальными, так и с потенциальными.
Без удобного сайта, развернутых интервью ответственных чиновников, доступных планов и прозрачных отчетов даже самое большое «врожденное» преимущество может быть растеряно. И наоборот — удобство и прозрачность могут стать серьезным аргументов для инвестора в пользу конкретной территории, даже если по остальным параметрам она уступает соседям. Хороший пример — успех отдельных муниципальных районов и округов края, о которых мы подробно рассказывали в предыдущих частях этого цикла. А что города?
Начнем с Хабаровска. Это единственный муниципалитет края, где послание главы региона публикуется в видеоформате и траслируется в прямом эфире. Так, во всяком случае, было в конце 2023 года, когда мэр Сергей Кравчук вещал почти час в студии телеканала «Хабаровск». Но есть и минусы — полноценной текстовой версии у послания нет.
Технически само послание — в виде красочного промо-ролика — тогда заняло всего пять минут. Остальное время отвели на ответы мэра ведущему и дискуссию с участием целого отряда чиновников мэрии и краевого правительства. Послание убеждает в том, что инвестплан Хабаровска не актуален, поскольку совсем не учитывает проектов, предусмотренных к реализации мастер-планом города. Да, это в основном государственные инвестиции, но есть и исключения.
Так, в плане нет ни слова о реконструкции автовокзала частным инвестором, автобусном кластере и «Хехцире», обустраивать который будут вплоть до 2028-го.
Основной акцент в послании был сделан как раз на реализацию мастер-плана. Послание за 2024 год на момент подготовки этого материала еще не было опубликовано, но в конце ноября Сергей Кравчук дал большое интервью «Интерфаксу», где в том числе говорил об инвестициях и состоянии экономики в целом.
«Уверен, что этот год закончим с хорошими результатами. По всем показателям городской экономики идет стабильный рост по отношению к 2023 году. Так, оборот крупных и средних организаций города составит более 1 трлн рублей и вырастет почти на 17%. Основной вклад вносят оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение, доля которых в общем объеме составляет 65%. Индекс промышленного производства составит 115%», — сказал Сергей Кравчук.
К концу 2024 года в городе зарегистрировано 72,1 тысячи субъектов предпринимательства, из которых 34,3 тыс. — предприятия малого и среднего бизнеса. Самозанятых еще больше — 37,8 тысячи. Ожидается, что за весь год в экономику поступит около 221 млрд рублей инвестиций (104% к 2023-му). Заключено 11 концессионных соглашений на сумму 369,43 млн рублей, рассказал мэр.
К слову, к концу года Сергей Кравчук в целом активно мелькает в медиа по теме инвестиций в экономику Хабаровска. Так, в ноябре он объявил о планах по открытию в городе фабрики мороженого от приморского бренда «УРСА».
Инвестиционный паспорт края информативен, хотя есть опасения, что формат классической презентации на 76 слайдов, сделанной в Microsoft Power Point — не самый эффективный для представления инвесторам потенциала крупнейшего города в ДФО.
В паспорте, к слову, можно обнаружить еще один инвестпроект, которого нет ни в инвестплане, ни в послании мэра. Этостроительство завода по производству строительной тепло- и звукоизоляции из каменной ваты от ООО «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток» за 3,5 млрд рублей. Возможно, есть смысл все-таки собрать все эти инвестпроекты в одном месте.
Если Хабаровск ограничился стандартным для муниципалитетов края инвестиционным разделом сайта, то в Комсомольске-на-Амуре еще в 2018 году запустили целый портал — «Курс на бизнес» (18+). Все по теме инвестиций — документы, регламенты, справки, карты площадок под инвестпроекты — собрано в одном месте. Это удобно.
К инвестиционному паспорту Комсомольска тоже нет вопросов — тем более, что он заботливо конвертирован в PDF-формат и доступен для просмотра онлайн. План инвестиционных объектов до 2030 года вшит непосредственно в инфраструктуру сайта и не требует лишних манипуляций со скачиванием лишних документов. Более того, названия проектов кликабельны — ссылки ведут на карту размещения будущих объектов.
Послание главы Комсомольска-на-Амуре лишено каких либо ноу-хау. Оно красуется на главной странице городского инвест-портала рядом с портретом главы города Дмитрием Заплутаевым. Это породило забавный казус, потому что на момент публикации послания 2023 года, которое предлагается инвесторам, мэром был еще Александр Жорник.
Согласно посланию, инвестиции в экономику Комсомольска-на-Амуре за 2023 год оценивался в 15,1 млрд рублей, количество субъектов МСП выросло на 2,2% к 2022 году (и составило 6735), а их выручка — на 9%.
К журналистам Дмитрий Заплутаев выходит нечасто. Зато из СМИ мы знаем, что избранный в сентябре 2024-го мэр Комсомольска задумал большую реформу управления в администрации, затрагивающую в том числе инвестиционный блок.
Так, департамент экономического развития планируется преобразовать в управление. В его состав, среди прочего, должны войти отделы бюджетных инвестиций и по развитию предпринимательства и инвестиций.