Яндекс.Метрика ОбозДВ
Дальневосточное Обозрение
Общество

Автобус мандаринового цвета

На прошлой неделе опять подорожали билеты в общественном транспорте — средний тариф увеличился на 2 рубля. Будем справедливы, не везде: стоимость проезда подняли лишь 17 из 73 маршрутов — даже меньше четверти. Зато сразу на 5 целковых. Но теперь на их фоне еще выгодней отличаются трамваи, троллейбусы и «единички». В них на сто рублей можно проехать аж три раза, а в подорожавших всего два. В 180-м, помню, пыталась негромко возмутиться, когда мне насыпали столько сдачи с полтинника, что она получилась больше, чем плата. Думала, просчитался водитель, но, оказалось, на маршруте предусмотрены скидки для катающихся только по улице Ленина. Мелочь, а приятно. На общем-то фоне.

Кстати, об обобщениях. Все лето спорили о том, не сделать ли нам красиво, не покрасить ли все автобусы в цвет не растущих в крае мандаринов. Мне кажется или уже было такое время, когда все автобусы в городе были желтыми, троллейбусы сине-белыми, а трамваи ходили в красных юбках? От этого перемещаться из одной точки в другую было значительно проще?

Новые автобусы в Хабаровске: откуда растут ноги у «оранжевого настроения»?

На самом деле однообразие цвета общественного транспорта — фишка, из которой можно сделать достопримечательность. Красные автобусы Лондона и желтые такси Нью-Йорка – бренды, известные во всем мире. В Праге общественный транспорт раскрашен в цвета государственного флага, во французском Монпелье местные художники предложили разный дизайн для разных линий. В Москве, писали, появились автобусы под гжель и хохлому, а пару лет назад по нескольким маршрутам Санкт-Петербурга побежали лазурные «бусики». Стильненько? А то. У нас же, в краевой столице, зоопарк, а не общественный транспорт.

И вот весной, в момент внесения изменений в порядок проведения конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам, в недрах мэрии, родилась замечательная идея: давать аж 5 баллов тем компаниям, чей транспорт покрашен в «RAL 2009 Транспортный оранжевый». То есть, если тебе достался автобус нужного цвета, ты — счастливчик, ибо перекраска под стандарт одного средства, подсчитывали специалисты, обойдется в 250 000 рубликов. Но захочешь выиграть конкурс — еще не так раскорячишься.

Тут въедливый хабаровчанин стал бы подозревать неладное. Мол, кто-то в городе закупил краску и теперь хочет быть уверенным в ее реализации. Или что таким образом убирают с выгодных маршрутов конкурентов. Вот почему так совпало, что компания «Пять звезд» закупила в Китае именно комфортабельные «мандаринки»? Десять из них в начале ноября уже прибыли в Хабаровск, еще 20 появятся в 2024-м. Или… Оставим читателям право придумать свою версию. Все равно не угадаете.

«Пять звезд» замахнулись на аэропорт

Официальная версия была куда проще.

— Единый цвет транспорта обеспечивает дополнительную безопасность пассажиров – если он выделяется в потоке, другие участники дорожного движения стараются быть осторожнее, — обосновывалось в нормативном документе.

Спорный в нашем городе факт, не находите? А такое вам как: единый цвет «также помогает пассажирам заметить автобус издалека и ускорить шаг к остановке». Честно? Я и зелененький автобус неплохо в потоке различаю, и к красненькому бегу. Гораздо обиднее, когда прибежал, а номер маршрута другой. Мне в этом плане французская идея очень даже нравится – весело, рационально и со вкусом. Но кто б спрашивал.

Хотя я не права. Оказывается, спрашивали. По мастер-плану развития Хабаровска «за 2024-2026 годы будут обновлены почти 200 автобусов», — напоминал в октябре губернатор Михаил Дегтярев и пояснял, что оранжевый – фирменный цвет новой техники, «выбрали сами хабаровчане в ходе онлайн-голосования два года назад. С тех пор весь закупленный транспорт окрашивается в оранжевый». Как говорится, неча на мэрию пенять… Администрация города, видимо, при подготовке конкурса для перевозчиков просто старалась скорее воплотить мастер-план в жизнь. Не получилось, кстати.

При рассмотрении проекта акта уполномоченный орган не увидел прямой зависимости между видом, цветом краски и безопасностью пассажиров и качеством осуществления перевозок. Более того, была проведена экспертная оценка возможных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляющих перевозки по муниципальным маршрутам. Результат можно прочесть в официальном документе на сайте regulation.khv.gov.ru.

— Количество транспортных средств, осуществляющих перевозки по муниципальным маршрутам, — говорится в нем, — составляет 34 единицы в муниципальных предприятиях; 533 единицы в коммерческих организациях; средняя стоимость краски «RAL2009 Транспортный оранжевый» и работ по окрашиванию одного транспортного средства порядка 250 тыс. рублей (по данным информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», анализа цен товаров, работ и услуг предприятий города). На основании вышеизложенного, установление ограничения по приведению транспортных средств, работающих на городских маршрутах, к единой цветовой гамме может привести к необоснованным издержкам предприятий и организаций города в размере (34 + 533) * 250 тыс. рублей = 141 750 тыс. рублей.

Накрылась, в общем, идея быстро все перекрасить. Как лет десять назад похоронили идею перекрасить все городские такси в желтый. И пока еще не известно, чем закончится мысль приодеть всех кондукторов и водителей в униформу (вот и легкая промышленность – есть она у нас? — подзаработала бы). Министерство транспорта Хабаровского края в начале года сообщало, что намерено перенять опыт других российских регионов и повысить уровень сервиса в общественном транспорте с помощью спецодежды.

Здесь пора вставить пять копеек о сервисе. Было дело, приехали в прошлый снегопад потенциальные инвесторы из иностранного государства знакомиться с краем. Целый автобус гостей набрался. Подъехал автобус к отелю в центре (!) города, остановился у бордюра, открыл двери. Стали гости выходить – а перед ними наметенный сугроб. Но ничего, они прыткие, не только сами ног не поломали, но и чемоданы умудрились перетащить. А принимающей, российской, стороне вроде как неудобно стало, подошли они к администратору гостинцы: мол, так и так, что ж вы подъездные пути не почистили. «А то не наша территория, — сказали в отеле, — кучки у бордюра муниципальная ответственность». Ну, может, не именно так, а повежливей. Главное факт такой случился.

А вдруг гости сделали неправильные выводы? Вот вспомнили слова Владимира Владимировича о том, что «программы в сфере транспорта должны преследовать главную цель – повышение качества жизни граждан, чтобы она была более комфортной и удобной», и подумали черти что. И это они еще в Березовку не ездили. Там никакие мандариновые автобусы от травмпункта не спасут, сколько цены за проезд не повышай.

Международный терминал хабаровского аэропорта на финишной прямой. Главное

Общество

«Пять звезд» замахнулись на аэропорт

Как театр начинается с вешалки, так и мнение о городе у его гостей начинает формироваться с транспортных хабов — лиц Хабаровска. Речь, конечно, идет об аэропорте, железнодорожном или автобусном вокзалах. Вот только последний обветшал настолько, что его бы в пору закрывать, но вместо этого он, словно феникс, начал процесс перерождения в комплекс из трех соединенных между собой зданий.

Реконструкция Автовокзала в Хабаровске: собственники установили высокую планку?

Без малого 18 лет назад главная транспортная гавань Хабаровска была продана частной компании «Пять звезд». За этот период здание лишь теряло вид, ветшало и не успевало за обилием принимаемых нормативов в отношении доступной среды, транспортной безопасности и прочего-всякого. В итоге сейчас без стыда на него и не взглянешь, ведь автовокзал словно сошел с экранов кинофильмов о лихих 90-х, тогда как на дворе уже давно царит XXI век. Причем речь не только про само здание, но и территорию вокруг, где расположены киоски, как-будто бы оставшиеся здесь со времен распада СССР.

Запуск феникса

Устав от ежегодных миллионных трат на легкую модернизацию автовокзала, руководство ООО «Группа компаний «Пять звезд» разработало проект масштабной реконструкции транспортной гавани в оранжевой цветовой гамме. Причем задачей стало создание целого комплекса, где можно в комфортных условиях коротать часы в ожидании рейсов.

— Сносить ничего не будем, но на территории появятся три соединенных между собой здания. Построим перрон с выходом к автобусам, чтобы люди сразу с остановки попадали в наш теплый автовокзал, а затем при комфортной температуре садились на рейсы. В зале ожидания будут панорамные окна, в которые можно наблюдать за площадкой с транспортом. Все это — принципы работы аэропорта, а мы равняемся на него — рассказал Иван Новиков, заместитель директора компании-перевозчика «Группа компаний «Пять звезд».

В этом году в рамках модернизации был построен гараж для автобусов и подготовлена площадка под второй. Однако впереди еще три основных этапа. И первый будет запущен уже в следующем году. В рамках него построят перрон, куда на время перенесут кассовый узел, комнаты мамы и дитя, туалеты, зал ожидания и камеры хранения. А в это время начнется реконструкция нынешнего здания автовокзала. Уже известно, что вместо сегодняшнего зала ожидания появится галерея.

— Все уличные киоски будут убраны. На их месте появится новое здание в три этажа. В нем разместим фудкорт, магазины, в том числе и продуктовые. Планировали еще кинотеатр, но в связи с нынешней ситуацией раздумываем над детским центром. Все требования по доступной среде, естественно, выполним. Могу уже сейчас сказать, что у нас заработает лифт и, вероятно, эскалатор. Все же есть желание создать пространство, чтобы человек приезжал к нам и проводил время с комфортом. В связи с этим даже в зале ожидания все кресла оборудуем USB-зарядками, а Wi-Fi запустим уже в новом году. Мы же живем в современном мире, когда у всех все хранится в гаджетах, которые необходимо заряжать — добавил Иван Новиков.

Новое трехэтажное здание будет выходить непосредственно к остановочному карману, который тоже, кстати, претерпит значительные изменения. Теперь от проезжей части остановку отделит длинная линия зелени со стоянкой. Но это единственное, что сделают за счет реконструкции улицы Воронежская в 2024 году.

реконструкция автовокзала в хабаровске
Реконструкция автовокзала в Хабаровске: проект

Откуда деньги?

Администрация города и правительство края лишь потирают ручки, поскольку много лет назад сняли с себя это бремя в виде ремонтов и реконструкции автобусных «ворот» в Хабаровск.

— Здание автовокзала продали в 2005 году частному лицу. Согласно статье 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, — сообщили в пресс-службе администрации Хабаровска.

Все остальное же ложится на плечи бизнеса. В условиях чуть ли не ежеквартального увеличения ключевой ставки, а значит и роста процента по кредитам, реализовать проект становится все труднее. Однако опыт привлечения заемных средств и инвестиций у компании есть.

— Гостиница рядом с автовокзалом построена именно за счет привлеченных средств, потому эта дорога нами уже протоптана. К тому же есть планы на расширение. Пока открываем регулярные рейсы по маршруту Бикин-Жаохэ, а как только появится мост или хотя бы понтонная конструкция, то запустим их и из Хабаровска. Представители Поднебесной нам уже пообещали в следующем году решить этот вопрос, — отметил Иван Новиков.

И тут нельзя не отметить, что ставку на туризм делают многие. После открытия границ между Россией и Китаем туристический поток хлынул в Хабаровский край через Бикин. Этим уже воспользовался местный перевозчик и уже завершает строительство небольшого автовокзала с кассами и гостиничными номерами.

Основные работы по модернизации транспортной гавани в Хабаровске запланированы на 2024-2025 годы.

Справка:

ООО «Группа компания «Пять звезд» помимо автовокзала имеет в собственности еще два здания: в Хабаровске на улице Панфиловцев, 44 и в Советской Гавани — на Морской, 5. Чистая прибыль общества за прошлый год составила 1 967 000, налоговые отчисления — 17 901 482 рубля.

Собственником является Юрий Васильев, который с сентября этого года в качестве добровольца проходит службу в рядах Минобороны, выполняя задачи спецоперации. Бизнесмен занялся документами и прохождением медкомиссии только после окончания судебного процесса с его участием. Речь идет об уголовном деле вокруг экс-начальника управления дорог мэрии Хабаровска Сергея Суковатого, который, как удалось доказать в суде, получил взятку от Васильева в размере 20 тысяч рублей. Отправиться защищать Родину основатель компаний хотел только после окончания всех разбирательств и «трудностей» с законом.

Васильев известен в крае как основатель группы компаний, специализирующихся на пассажирских перевозках. Его семье также принадлежат 9 гостиниц. По скромным подсчетам, за прошлый год компании, связанные с Васильевым напрямую, принесли чуть меньше 74 млн рублей чистой прибыли.

Александр Неделько