КРДВ расторгла соглашение с резидентом ТОР «Михайловское» через суд в Приморье
Компания недофинансировала инвестиционный проект
5 февраля, 16:30
Поделиться новостью
Арбитражный суд Приморского края удовлетворил иск Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Истец запросил расторгнуть соглашение с ООО «Русское поле». Компания брала на себя обязательство по реализации проекта выставочного комплекса, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу суда.
Соглашение КРДВ и ООО «Русское поле» расторгнуто в суде
ООО «Русское поле» — резидент ТОР «Михайловский» в Приморском крае. Компанию зарегистрировали в 2017 году. С декабря прошлого года она находится в процессе ликвидации.
По соглашению с КРДВ, резидент должен был реализовать инвестпроект по созданию многофункционального выставочного комплекса с 2018 по 2023 год. Сумму капитальных вложений установили в объеме не менее 18,39 млн рублей (без НДС). Срок их осуществления отвели до 30 августа 2023 года.
Во втором квартале 2023 года объем вложений не достиг и половины заявленной суммы. Размер недофинансирования превысил 12,58 млн рублей.
— При таких обстоятельствах, суд удовлетворил исковые требования истца о расторжении с ответчиком соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, — сообщает пресс-служба суда.
Соглашения с резидентами ТОР в Приморье расторгались и ранее. Прошлой весной суд вынес решение по иску КРДВ к ООО «Аквакультура Л». Резидент ТОР «Большой Камень» нарушил инвестиционные договоренности на 142 млн рублей. Компания, помимо того, что не осуществила заявленный объем капитальных вложений, также не представила в срок необходимую документацию. Соглашение расторгли через суд, решение вступило в законную силу.
Больше новостей о бизнесе на Дальнем Востоке читайте в рубрике ДВ-обозрения.
«Нечистый комплекс»: сахалинский “Аква-Сити” случайно «смыл» 5 миллионов рублей
Чиновник оплачивал фиктивные услуги по эксплуатации на 5 миллионов
30 января, 20:05
Поделиться новостью
На Сахалине прокуратура сообщила о суде над чиновником, обвиненного в том, что он переплатил за услуги по эксплуатации водного комплекса “Аква-Сити” (Южно-Сахалинск). Дополнительные 5 миллионов рублей из бюджета выделили на услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию, которые на деле не проводились. Суд постановил вернуть деньги в бюджет, сообщает “Дальневосточное обозрение”.
Прокуратура Сахалина обратилась с иском о возврате этой суммы в бюджет региона. Суд удовлетворил иск в декабре 2024 года, но пока решение в законную силу не вступило. О последствиях “бюджетных водных процедур” для конкретного чиновника в релизе не говорится.
Напомним, что Южно-Сахалинский аквапарк — одна из точек притяжения туристов на Сахалине. Шестиэтажный «Аква-Сити» в рамках ТОР «Горный воздух» построило ООО «Городская управляющая компания” в 2018 году. Водный комплекс обошелся региону в 3,2 миллиарда рублей.
Несмотря на все достоинства, объект уже не первый раз упоминается в СМИ в связи с уголовными делами. В 2021 году СК возбудил уголовное дело по статье о превышении должностных полномочий в отношении Алексея Успенского. Министр экономического развития подписал акт приема-передачи комплекса, хотя техническое состояние оставляло желать лучшего.
Главные новости Сахалина читайте в рубрике «Дальневосточного обозрения».
Взрыв на заводе в Амурской области: что известно к этому часу
Под завалами МЭЗ “Амурский” нашли тело сотрудника
29 января, 10:53
Поделиться новостью
Взрыв на маслоэкстракционном заводе (МЭЗ) “Амурский” в Белогорске прогремел 28 января, о чем сообщили в ГУ МЧС РФ по Амурской области. В материале “Дальневосточного обозрения” собрали все, что известно о событии к этому часу.
Взрыв без огня: что случилось на МЭЗ “Амурский”
Взрыв на заводе в Белогорске произошел днем 28 января. Последующего возгорания не последовало, отмечает “Интерфакс” (18+) со ссылкой на комментарий от МЧС.
Сами же спасатели сообщили о том, что большинству работников удалось эвакуироваться с места ЧП самостоятельно. Под завалами может находиться один человек, его поиски продолжаются. В них задействован 41 человек и 11 единиц техники.
— Поиски пропавшего продолжаются, это сотрудник завода, ему 33 года. Продолжают работу наши городские спасатели и специалисты из Благовещенска, — прокомментировал ТАСС (18+) мэр Белогорска Станислав Мелюков.
Около 6 тонн шрота уже разгружено и определено возможное местонахождение мужчины.
— При обследовании одного из бункеров камерой определено предположительное местонахождение пропавшего мужчины. Резервуар заполнен шротом. Требуется разгрузка 28 тонн. Работы ведутся круглосуточно, выгрузка проводится ручным способом, — также прокомментировали ТАСС в МЧС РФ.
UPD: Тело мужчины обнаружили на месте происшествия, сообщило региональное управление МЧС.
В МЧС Амурской области озвучили одну из версий причины произошедшего.
— В результате нарушения технологического процесса произошел хлопок на 7 этаже здания. В помещении имеются разрушения, несущие конструкции не повреждены,- сообщается в телеграм-канале МЧС России по Амурской области (18+).
Отметим, что это пока лишь гипотеза. В причинах ЧП также разбирается прокуратура региона.
— В настоящее время причины и обстоятельства произошедшего устанавливаются. По результатам проверки, при наличии оснований, будут приняты меры прокурорского реагирования.
Также известно, что СК РФ проводит доследственную проверку по статье о нарушении правил безопасности при ведении строительных или иных работ.
UPD: По факту гибели рабочего на МЭЗ Амурский возбуждено уголовное дело по статье о нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшем по неосторожности смерть человека, сообщили в Следкоме Амурской области.
Маслоэкстракционный завод Амурский занимается переработкой сои и зерновых культур. Он работает с 2017 года на территории ТОР “Белогорск”. Основной объем продукции завода приходится кормовой и пищевой шрот (190 тыс. тонн в год). Также здесь производят соевое масло (примерно 40 тыс. тонн ежегодно), 1,6 тыс тонн лецитина и 60 тонн жирнокислотного дистиллята.
По данным СПАРК (18+) в 2023 году среднесписочная численность сотрудников МЭЗ Амурский составила 739 человек. Чистая прибыль предприятия в том же году превысила показатель в 2,2 миллиарда рублей. Непосредственным управлением занимается экс-руководитель ОАО “Комбинат хлебопродуктов Восточный” Андрей Морозов, а владельцами — Александр Сарапкин и Вадим Воронов. Оба собственника в бизнес-среде Дальнего Востока небезызвестны.
Новый резидент ТОР “Сахалин” займется выращиванием декоративных растений
“МАГНОЛИЯ С.А.Д.” построит садовый центр и теплицы за 105 млн рублей
24 января, 15:03
Поделиться новостью
Питомник декоративных деревьев и растений и теплицу площадью в 400 квадратных метров построит новый резидент ТОР “Сахалин”. Предполагается, что проект обеспечит островной регион качественным посадочным материалом, сообщает “Дальневосточное обозрение”.
Компания по договоренности с КРДВ к 2026 году должна построить садовый центр на 175 квадратных метров и комплекс теплиц на 400 квадратных метров, а также склады и другие дополнительные сооружения. На это “МАГНОЛИЯ С.А.Д.” выделила 105 миллионов рублей. Реализация проекта создаст 20 рабочих мест.
— КРДВ комплексно сопровождает создание нового предприятия на всех этапах, мы окажем инвестору поддержку в обеспечении земельным участком, получении налоговых преференций, продвижении продукции, кадровом и правовом обеспечении, — рассказала директор КРДВ Сахалин Мария Гришинкова.
Компания “МАГНОЛИЯ С.А.Д.”, по данным СПАРК-Интерфакс (18+), занимается выращиванием рассады, овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей, однолетних культур и прочих растений. Офис находится в городе Южно-Сахалинск. Генеральный директор — Дмитрий Ли.
Руководитель компании отмечает, что “МАГНОЛИЯ С.А.Д” уже поставляет свою продукцию для проектов реновации общественных пространств в регионе. Растения используют при создании новых парков, скверов и реновации общественных пространств. Также результат деятельности нового резидента ТОР “Сахалин” востребован у застройщиков.
— Объем девелоперских проектов стимулирует смежные отрасли экономики. Мы планируем создать промышленный питомник декоративных деревьев и растений, чтобы обеспечить регион доступным и качественным посадочным материалом, адаптированным как для городского озеленения, так и для частного садоводства, — объяснил Дмитрий Ли.
Всего на ТОР “Сахалин” реализуется 68 проектов, из которых 16 уже сданы и введены в работу. Инвестиции в развитие региона превысили отметку в 35 миллионов рублей. Создано более 2000 рабочих мест.
На Сахалине для новых резидентов ТОР действуют следующие меры поддержки: налоговые льготы и преференции. Например, для компаний снижены страховые взносы до 7,6% на 10 лет. Предприниматели также освобождаются от налогов на имущество на 5 лет и на землю — на 3-5 лет.
Напомним, что вчера стало известно о двух новых резидентах ТОР на Дальнем Востоке. В Забайкалье при поддержке КРДВ разработкой золоторудных месторождений займутся “Любавинское” и “Серебряное”, связанные с гигантом Highland Gold.
Больше новостей о бизнесе на «Дальнем Востоке» читайте в рубрике ДВ-обозрения.
Аукцион на строительство дороги к острову Большой Уссурийский объявят до конца января
Для строительства объекта заложили 3,5 млрд рублей бюджетных средств
22 января, 13:22
Поделиться новостью
Подъездную трассу на остров Большой Уссурийский начнут строить уже весной. Объект выставят на аукцион для поиска подрядчика до конца января. Об этом в ходе выездного совещания рассказала зампред по инфраструктуре Хабаровского края Ирина Горбачева, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу правительства региона.
Дорогу на остров Большой Уссурийский начнут строить весной
По словам зампреда по инфраструктуре, строительство автодороги профинансировано полностью. Из федерального бюджета заложили 3,1 млрд, регионального — 400 млн рублей.
В числе мероприятий также планируется создание насыпной площадки и пункта пропуска. Последний собираются закончить в 2027 году. К тому времени автотрассу должны полностью выполнить в асфальтобетонном покрытии.
Насыпь создается для расположения ключевых объектов. К ее возведению тоже приступят весной. Площадь насыпи — 30 гектаров. Для нее потребуется около 2 млн куб. м песка и 52 тыс. куб. м скальной породы.
Губернатор края отметил, что концепцию развития острова и пул инвесторов, желающих участвовать в реализации проекта, необходимо подготовить к началу строительства транспортной и приграничной инфраструктуры. Также он поручил проработать создание зоны малоэтажной жилой застройки.
– Для этого нам нужно зонирование острова, нужно понимать, где будет малоэтажная жилая застройка, где мы обустроим пляжи для наших жителей, где будут индустриальные парки, пункт погранперехода. После этого утвердим пул инвесторов, которые захотят зайти на остров, и будем их поддерживать во всех их начинаниях, – заявил глава Хабаровского края.
В телеграм-канале Дмитрия Демешина (18+) сообщается, что инфраструктуру острова начнут проектировать в этом году. Для сокращения сроков планируют использовать наработки, которые реализуют в Амурской области.
О проекте концепции доложила и.о. министра экономического развития региона Валентина Филоненко. Ее реализацию разделили на четыре этапа. В проект входят создание зоны международного сотрудничества, Парка дружбы, агрокластера, экспоцентра и еще ряд объектов. Кроме того, в рамках концепции правительству края поручили предусмотреть индустриальные парки и технопарки.
Напомним, для привлечения инвесторов на остров Большой Уссурийский собираются распространить режим ТОР «Хабаровск». По словам директора АО «КРДВ Хабаровск» Ирины Серовой, работу в этом направлении планируется начать в этом году. О распространении преференциального режима на территорию острова говорили и ранее. В перспективе также обсуждается создание международной территории опережающего развития. Этот вопрос находится на стадии законопроекта.
В сентябре прошлого года на Дальневосточном форуме предпринимателей Валентина Филоненко рассказала о том, что трассу начнут строить в апреле-мае. Кроме того, отмечали, что подъездную дорогу поднимут до незатопляемых отметок. В некоторых местах — до 6 метров. Также на случай паводков поднимут пограничную инфраструктуру. Затраты на поднятие необходимых участков озвучили в размере порядка 2,5 млрд рублей.
На территории откроют новые инвестплощадки на 43 млрд рублей
17 января, 17:34
Поделиться новостью
В этом году работа по расширению границ территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск» продолжится. В ее рамках планируют запустить новые инвестпроекты стоимостью 43 млрд рублей. Сейчас на площадках края объем заявленных инвестиций составляет 402,2 млрд рублей, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу правительства Хабаровского края.
ТОР «Хабаровск» расширят новыми площадками
В прошлом году в ТОР привлекли еще 17 резидентов. Границы территории расширили под три новые инвестплощадки.
На сегодняшний день в Хабаровском крае проекты реализуют 112 резидентов территории на 39 площадках. Инвестиции заявлены в размере 402,2 млрд рублей, фактически вложены 273,6 млрд рублей. Сейчас, как сообщают в Минэкономразвития края, в проработке находится вопрос с распространением режима преференций на российскую часть острова Большой Уссурийский.
На первом этапе на участок собираются распространить режим ТОР. Позже, как отмечала летом и.о. министра экономического развития края Валентина Филоненко, ее хотят переделать в международную территорию опережающего развития (МТОР). Законопроект о такой территории пока находится в доработке. Работу над ним в прошлом году поручил ускорить президент страны.
Также собираются создать новую комплексную площадку в Краснофлотском районе Хабаровска. Размещение на ней предполагает более комфортные условия работы для инвесторов, а именно — налоговые льготы и административные преференции. В том числе, предоставление участков земли без торгов.
Помимо ТОР «Хабаровск», продолжится работа и по проектам резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ). В рамках режима в Ванинском и Советско-Гаванском районах в реализации находятся 24 инвестпроекта. Фактические вложения достигают 55,2 млрд рублей, а объем заявленных инвестиций — 236,9 млрд рублей.
Отмечают, что особенность функционирования СПВ в Хабаровском крае — это высокая инвестиционная емкость проектов. На каждый в среднем приходится более 6,4 млрд частных вложений. Показатель достигается за счет проектов по строительству специализированных портовых мощностей по перевалке грузов.
Напомним, ранее мы обращали внимание на то, что порты Хабаровского края оказываются скованы БАМом и не могут выйти на полную мощность. В 2024 ситуация ухудшилась: грузооборот терминала «Дальтрансуголь» снизился на 10%. Вице-премьер Юрий Трутнев отмечал, что провозные мощности РЖД растут недостаточно быстро, в то время как сами порты готовы справляться с возрастающей нагрузкой.
Новый завод каменной ваты откроет «ТЕХНОНИКОЛЬ» в ТОР «Хабаровск»
Работы планируют завершить в конце 2026 - начале 2027 года
16 января, 12:55
Поделиться новостью
КРДВ и «ТЕХНОНИКОЛЬ» подписали соглашение о реализации нового инвестпроекта на площадке ТОР «Хабаровск». В Хабаровском крае построят третий завод по выпуску каменной ваты. Объем инвестиций в проект составит более 3 млрд рублей, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на сайт Минвостокразвития РФ.
— Применяя меры государственной поддержки, льготы и преференции режима ТОР, инвестор уже успешно реализовал проекты по производству теплоизоляции, вторичной переработке полимеров и производству водосточных систем в Хабаровске. Мы окажем всестороннюю поддержку новой деловой инициативе компании по производству востребованной в России и мире продукции, — подчеркивает Ирина Серова, директор КРДВ Хабаровск.
По соглашению, «ТЕХНОНИКОЛЬ» получит в границах ТОР «Хабаровск» в аренду земельный участок. На нем построят предприятие по производству строительной тепло- и звукоизоляции из каменной ваты. Документацию по проекту и результаты инженерных изысканий компания представит уже в июне этого года.
Как отметил директор завода «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток» Никита Яковлев, на предприятии установят современное оборудование, отвечающее мировым стандартам. Передовые разработки позволят сделать технологические процессы более эффективными. Также повысится качество выпускаемой продукции и производительность труда. Большое внимание уделят и экологической безопасности. В частности, планируется установка дополнительных систем очистки атмосферных выбросов и организация замкнутого цикла водопотребления.
Окончание строительства и запуск завода намечены на конец 2026 – начало 2027 года. Производительность составит 400 тыс. куб. м готовой продукции в год. Открытие нового производства может повысить экспорт каменной ваты в страны АТР (включая Китай) на 20%. Кроме того, предприятие обеспечит работой около 140 жителей региона.
— Статус резидента ТОР будет способствовать эффективной реализации нашего нового инвестиционного проекта в Хабаровском крае. Предусмотренные российским законодательством субсидии, налоговые льготы и административная поддержка, а также предоставление земельного участка и подключение к системе газоснабжения сократят сроки и облегчат реализацию проекта. В итоге мы сможем быстрее открыть производство и обеспечить потребителей в России и странах АТР теплоизоляционными материалами, – отметил Сергей Колесников, совладелец, управляющий партнер ТЕХНОНИКОЛЬ.
На сегодняшний день в Хабаровском крае работает два завода каменной ваты «ТЕХНОНИКОЛЬ». Это «Завод ТЕХНО» (ранее — «БАЗАЛИТ-ДВ») и «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток». В прошлом году они произвели почти 900 тыс. куб. м готовой продукции. Предприятия выпускают более 200 наименований тепло- и звукоизоляции для промышленного, гражданского и малоэтажного строительства, технической изоляции, материалов для огнезащиты и судостроения. Продукцию поставляют на стройки в 17 регионов России.
39 полувагонов с углем сошли на пути к порту Эльга в Хабаровском крае
Следствие устанавливает обстоятельства аварии на Тихоокеанской железной дороге
8 января, 14:15
Поделиться новостью
Авария на Тихоокеанской железной дороге в Хабаровском крае произошла 6 января. Двигаясь от Эльгинского каменноугольного месторождения к порту Эльга, груженные топливом полувагоны сошли с рельсов. В причинах произошедшего разбираются следователи Восточного межрегионального СУ на транспорте СК РФ, сообщает “Дальневосточное обозрение”.
Авария на Тихоокеанской железной дороге
Доследственная проверка о возможном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта уже проводится. В релизе уточняется, что авария произошла на 461 километре частной Тихоокеанской железной дороги.
— Размер ущерба и обстоятельства происшествия устанавливаются. Пострадавших нет. Следователями и следователями-криминалистами следственного управления проводится комплекс проверочных мероприятий, направленных на установление обстоятельств произошедшего, — сообщает пресс-служба Восточного межрегионального СУ на транспорте СК РФ.
Напомним, что строительство Тихоокеанской железной дороги, которая объединит месторождения Якутии и порт на Севере Хабаровского края, близится к завершению. Из запланированных 626 километров путей готовы более 530 километров. Первый груженый топливом состав в тестовом режиме проехал по путям в ноябре прошлого года.
Менее чем за месяц до этого, порт “Эльга” включили в ТОР “Хабаровск”, ради чего границы особой экономической зоны расширили, включив в них ключевые участки в Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах. Тогда же объявили, что до конца 2024 года морской терминал начнет перевалку угля. Что и случилось.
На строительстве частной железной дороги проект развития порта “Эльга”, судя по всему, не остановится. На прошедшем ВЭФ (18+) главы регионов Дальнего Востока подписали трехстороннее соглашение о строительстве вахтового поселка для двух тысяч работников. Также правительство Хабаровского края заключило с компанией меморандум о взаимопонимании, который позволит ООО “Порт Эльга” построить угольный порт на мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе.
Битва столиц: инвестиции в Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре
Обзор инвестполитики в двух главных городах Хабаровского края
27 декабря 2024, 14:37
Поделиться новостью
«Дальневосточное обозрение» завершает цикл материалов о специфике работы муниципалитетов Хабаровского края. В этот раз сравним, как два городских округа — Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре привлекают инвестиции.
Напомним, что мы оцениваем количество инвестпроектов, реализуемых на территории каждого района или округа, объемы инвестиций, а также работу местных властей по информированию как самих инвесторов, так и жителей своих территорий.
В основе оценки, как и в прошлых публикациях этого цикла — муниципальный стандарт, внедренный Минэком края еще в 2015 году. Он, среди прочего, подразумевает публикацию районами и округами долгосрочных планов инвестиционной деятельности, отчетов по их реализации, инвестиционных паспортов (презентаций возможностей) и ежегодных инвестиционных посланий (отчетов) глав муниципалитетов.
При подготовке материала мы использовали эти и другие открытые источники.
Инвестиции в Хабаровск: красивые цифры, большие вопросы
В Хабаровске на разных этапах реализации находится семь частных инвестпроектов с общими вложениями свыше 18,8 млрд рублей, следует из плана реализации инвестиционных объектов до 2030 года. Но есть нюанс — похоже, отдельные данные в плане серьезно устарели и нуждаются в актуализации.
Так, водный комплекс Volna от ООО «Броско» официально начал работу в декабре. В инвестплане Хабаровска он заявлен как аква-парк, хотя в «Броско» отказались от этой концепции. Аттракционы теперь — лишь часть общего комплекса, включающего 13 бассейнов, СПА, сауны, отель и ресторан. Всего — 12 тысяч квадратных метров.
По данным городских властей, инвестор должен был вложить в строительство 5,5 млрд рублей собственных средств, СМИ сообщали о 12 млрд. У несостоявшегося аквапарка трудная история: десять лет у проекта менялись инвесторы и локации, а в администрации — профильные чиновники и руководители. Эту эпопею помнят многие хабаровчане; итог затяжного конфликта между бизнесом и городскими властями можно описать так — капитализм победил.
Инвестиции в Хабаровск: Brosko Mall
Хотя даже после всех согласований у ООО «Броско» продолжали возникать проблемы. Дедлайн сдачи объекта неоднократно сдвигался, но представители инвестора объясняли переносы масштабом.
— Мы купили такое оборудование, которым не умеет пользоваться никто на Дальнем Востоке, нам приходилось искать людей со всей России, обучать людей. Грамотно научиться им пользоваться, отточить все нюансы и тонкости, так как проект действительно сложный – бассейны и чаши на третьем этаже, не на первом, — говорила исполнительный директор «Броско Молла» Ксения Руденко.
А вот во что превратился «Центр развития спорта и туризма», в создание которого ООО «Амурстрой Инвест» должно было вложить целых пять миллиардов рублей, не вполне понятно. Проект заявлен к реализации Пионерской в 2025 — 2030 годах, но за пределами инвестиционного плана его не существует.
Ни в официальных источниках, ни в СМИ стройка не упоминается, а ООО «Амурстрой Инвест» ликвидировано больше десяти лет назад. Не будем вычеркивать загадочный «спортивно-туристический центр» из списка, но пока все это выглядит так, будто кто-то забыл обновить план, либо просто вписал в него «проект-призрак» ради количества.
В 4,5 млрд рублей до 2030 года городские власти оценивают инвестиции АО «Международный Авиатерминал Хабаровск» в строительство нового терминала международных авиаперевозок аэропорта краевой столицы. Хотя не совсем понятна механика подсчета, которую применяли в администрации.
В декабре 2024 года «Интерфакс» (18+) сообщал о 6,1 млрд общих вложений в строительство, из которых 3,1 млрд выделил ВЭБ.РФ, 0,8 млрд — федеральный бюджет, а инвестор потратит 2,2 млрд собственных средств. Тогда же Росавиация выдала разрешение на ввод терминала в эксплуатацию, начать работу он должен в первом квартале 2025 года.
Площадь аэровокзального комплекса хабаровского аэропорта превысит 48 тысяч квадратных метров, пропускная способность составит 1,8 тыс. пассажиров в час, он станет крупнейшим на Дальнем Востоке. Отмечается, что терминал оснащен двумя телетрапами, семью лифтами, семью эскалаторами, а также имеет два уровня автоматизированной обработки багажа и 11 стоек регистрации.
Много вопросов и к заявленному в плане проекту строительства складского комплекса класса «А» компанией «ПЛК Авангард». Проект был анонсирован в 2021 году; тогда предполагалось, что стройку на территории ТОР «Хабаровск» удастся завершить к 2024 году; соответствующее соглашение было подписано с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.
В плане инвестпроектов дедлайн сдвинут на 2026 год, однако «ПЛК Авангард» достроил складской комплекс еще в 2023-м — для Ozon. Площадь этого уже вполне действующего склада (47 тысяч «квадратов») совпадает с тем, что был заявлен в 2021-м («свыше 46 тысяч квадратных метров»).
В плане инвестпроектов, опубликованном на сайте администрации Хабаровска летом 2024 года, проект «Авангарда» по-прежнему указан как строящийся. Есть, конечно, вероятность того, что входящая в структуры группы «Да! Девелопмент» компания строит где-то неподалеку точно такой же складской комплекс, но сам застройщик ни о чем подобном не сообщал.
Дальше — больше вопросов. Проект ООО «Наша клиника», следует из плана, рассчитан на целых 15 лет, с 2015 до 2029-го. Предполагалось создание медицинского центра «Академия Здоровья», причем СМИ даже сообщали о строительных работах на улице Краснодарской и давали подробности — 30 тысяч «квадратов», два корпуса. Более того, еще в 2020 году «Известия» (18+) сообщали о скором завершении стройки.
Инвестиции в Хабаровск: топ проектов
Медицинский центр «Академия здоровья» в Хабаровске действительно есть, но к «Нашей клинике» это учреждение отношения не имеет, равно как и к улице Краснодарской. Сама «Наша клиника» тоже работает в другом месте — на улице Шеронова. Однако на бумаге проект за 1,3 млрд рублей продолжает существовать в своем изначальном виде.
Зато торгово-выставочный центр на улице Юности действительно строят, хоть и с проблемами. ООО «ВМ-Плюс» начал возводить объект в 2017 году, с тех пор сроки неоднократно срывались. В 2023-м медиа сообщали об обрушении части строящегося здания, в 2024-м — о просьбе застройщика к мэрии изменить план объекта, сократив этажность.
— Были определённые сложности с коронавирусной инфекцией, нехваткой рабочей силы — это все строители в нашем городе, по всей стране ощутили определённые проблемы с рабочей силой. Затем все помнят ситуацию на рынке материалов, конкретно металла по стране в прошлом году, также по всей стране резко были повышены цены на арматуру на металл, что является крупной составляющей строительства, — объяснял руководитель строительного проекта Виктор Степанов в 2023 году.
Сообщалось, что торгово-выставочный центр за 502,1 млн рублей введут в эксплуатацию осенью 2024 года, но не случилось. В инвестплане обещают завершение стройки уже в 2025-м.
Парк «Холм Амура» за 30 млн рублей планируется ввести к 2030 году. В декабре 2024-го начальник управления инвестиционного развития администрации города Руслан Горлов и директор ООО «А-Парк» Сергей Руденко подписали соответствующее концессионное соглашение.
Проект включает в себя строительство смотровой площадки с видом на Амур, установку скамеек, качелей и беседок, создание прогулочных зон, парковочных мест, декоративного освещения и дополнительное озеленение территории с использованием цветников и клумб.
Инвестиции в Комсомольск: скромно, но перспективно?
В городе Юности реализуется два инвестиционных проекта на 489,9 млн рублей, следует из плана реализации инвестиционных объектов до 2030 года.
Так, на строительство тепличного комплекса для производства овощей направят 239,9 млн рублей из бюджета края и собственных средств ООО «Агрокомплекс «Восток». Согласно инвестплану, проект стартовал еще в 2014 году и закончится в 2025-м.
В 2017-м площадь теплиц агрокомплекса составляла шесть тысяч квадратных метров, руководство предприятия до конца года планировало расширить производство вдвое. Тогда «Восток» производил 200 килограмм салата и 800 килограмм огурцов в сутки.
— Это капля в море, потому что потребность Комсомольска-на-Амуре в зелени и огурцах около 5 тонн в сутки и мы едва закрываем четверть объема. Но расширяемся и ежегодно будем удваивать количество, пока не насытим местный рынок и потом будем смотреть на выход в другие города, — говорил гендиректор компании Антон Коляда.
В конце 2022 года городские власти сообщали, что реализация инвестпроекта продолжается. В декабре 2024-го в региональном Минсельхозе отметили, что производство овощей и зелени в Хабаровском крае выросло в полтора раза за пять лет — с 1,9 до 3 тысяч тонн. За одиннадцать месяцев этого года пять тепличных хозяйств произвели больше, чем за весь прошлый.
«Агрокомплекс Восток» — самый тепличный комплекс в крае. С финансами у компании все стабильно — в 2023 году она зафиксировала 89,7 млн рублей в виде выручки и 2,3 млн чистой прибылью. Агрокомплекс — регулярный получатель краевых субсидий и других мер поддержки.
Второй и последний частный инвестобъект в плане — гостиница за 250 млн рублей. Ее хотят достроить в 2025 году, инвестор — индивидуальный предприниматель Татьяна Якубович. Другой информации о проекте нет.
Также на инвестиционном портале Комсомольска (подробнее о нем — ниже) есть отдельная вкладка с реализуемыми частными проектами. Представленные там проекты либо завершены, либо неактивны, и новостей о них давно нет.
В числе последних — парк аттракционов на набережной Амура и тематический парк «Сказочный городок» в Ленинском округе от ООО «Омега» за почти 250 млн рублей в совокупности.
Конечно, настоящего инвестиционного противостояния между Хабаровском и Комсомольском быть не может — слишком уж разные возможности у двух городских округов региона. При этом губернатор Дмитрий Демешин считает, что инвестиционный потенциал Комсомольска не раскрыт до конца. Он считает, что городу нужен индустриальный парк — по типу «Авангарда» в Хабаровске.
«Мы уже ставили задачу, говорили, что у нас должно быть несколько индустриальных парков. К примеру, мы четко понимаем, что есть потребность судоремонта. Судостроение — это точно одна из площадок. Мы также понимаем, что в Комсомольске-на-Амуре мы сможем запустить индустриальный парк, который будет обеспечивать авиастроительную отрасль. Пускай там сейчас есть «Яковлев» и холдинги — они работают со своими поставщиками. Но мы рассчитываем туда же привести сборку «Байкала», а это отдельное направление. Плюс у нас там есть металлопроизводители. И все это мы можем объединить в единый индустриальный парк, в который смогут заходить новые инвесторы!», — говорил губернатор на встрече с главой Агентства стратегических инициатив Светланой Чупшевой в начале декабря.
Инвестиции в Комсомольск-на-Амуре: топ проектов
Инвестиции в столицах края: эффектный Хабаровск и практичный Комсомольск
Очевидно, что Хабаровск как город с более развитой экономикой по определению привлекает инвестиции с большей легкостью. Но не менее важна и публичная работа администрации с инвесторами — как с реальными, так и с потенциальными.
Без удобного сайта, развернутых интервью ответственных чиновников, доступных планов и прозрачных отчетов даже самое большое «врожденное» преимущество может быть растеряно. И наоборот — удобство и прозрачность могут стать серьезным аргументов для инвестора в пользу конкретной территории, даже если по остальным параметрам она уступает соседям. Хороший пример — успех отдельных муниципальных районов и округов края, о которых мы подробно рассказывали в предыдущих частях этого цикла. А что города?
Начнем с Хабаровска. Это единственный муниципалитет края, где послание главы региона публикуется в видеоформате и траслируется в прямом эфире. Так, во всяком случае, было в конце 2023 года, когда мэр Сергей Кравчук вещал почти час в студии телеканала «Хабаровск». Но есть и минусы — полноценной текстовой версии у послания нет.
Технически само послание — в виде красочного промо-ролика — тогда заняло всего пять минут. Остальное время отвели на ответы мэра ведущему и дискуссию с участием целого отряда чиновников мэрии и краевого правительства. Послание убеждает в том, что инвестплан Хабаровска не актуален, поскольку совсем не учитывает проектов, предусмотренных к реализации мастер-планом города. Да, это в основном государственные инвестиции, но есть и исключения.
Так, в плане нет ни слова о реконструкции автовокзала частным инвестором, автобусном кластере и «Хехцире», обустраивать который будут вплоть до 2028-го.
Основной акцент в послании был сделан как раз на реализацию мастер-плана. Послание за 2024 год на момент подготовки этого материала еще не было опубликовано, но в конце ноября Сергей Кравчук дал большое интервью «Интерфаксу», где в том числе говорил об инвестициях и состоянии экономики в целом.
«Уверен, что этот год закончим с хорошими результатами. По всем показателям городской экономики идет стабильный рост по отношению к 2023 году. Так, оборот крупных и средних организаций города составит более 1 трлн рублей и вырастет почти на 17%. Основной вклад вносят оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение, доля которых в общем объеме составляет 65%. Индекс промышленного производства составит 115%», — сказал Сергей Кравчук.
К концу 2024 года в городе зарегистрировано 72,1 тысячи субъектов предпринимательства, из которых 34,3 тыс. — предприятия малого и среднего бизнеса. Самозанятых еще больше — 37,8 тысячи. Ожидается, что за весь год в экономику поступит около 221 млрд рублей инвестиций (104% к 2023-му). Заключено 11 концессионных соглашений на сумму 369,43 млн рублей, рассказал мэр.
К слову, к концу года Сергей Кравчук в целом активно мелькает в медиа по теме инвестиций в экономику Хабаровска. Так, в ноябре он объявил о планах по открытию в городе фабрики мороженого от приморского бренда «УРСА».
Инвестиционный паспорт края информативен, хотя есть опасения, что формат классической презентации на 76 слайдов, сделанной в Microsoft Power Point — не самый эффективный для представления инвесторам потенциала крупнейшего города в ДФО.
В паспорте, к слову, можно обнаружить еще один инвестпроект, которого нет ни в инвестплане, ни в послании мэра. Этостроительство завода по производству строительной тепло- и звукоизоляции из каменной ваты от ООО «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток» за 3,5 млрд рублей. Возможно, есть смысл все-таки собрать все эти инвестпроекты в одном месте.
Если Хабаровск ограничился стандартным для муниципалитетов края инвестиционным разделом сайта, то в Комсомольске-на-Амуре еще в 2018 году запустили целый портал — «Курс на бизнес» (18+). Все по теме инвестиций — документы, регламенты, справки, карты площадок под инвестпроекты — собрано в одном месте. Это удобно.
К инвестиционному паспорту Комсомольска тоже нет вопросов — тем более, что он заботливо конвертирован в PDF-формат и доступен для просмотра онлайн. План инвестиционных объектов до 2030 года вшит непосредственно в инфраструктуру сайта и не требует лишних манипуляций со скачиванием лишних документов. Более того, названия проектов кликабельны — ссылки ведут на карту размещения будущих объектов.
Послание главы Комсомольска-на-Амуре лишено каких либо ноу-хау. Оно красуется на главной странице городского инвест-портала рядом с портретом главы города Дмитрием Заплутаевым. Это породило забавный казус, потому что на момент публикации послания 2023 года, которое предлагается инвесторам, мэром был еще Александр Жорник.
Согласно посланию, инвестиции в экономику Комсомольска-на-Амуре за 2023 год оценивался в 15,1 млрд рублей, количество субъектов МСП выросло на 2,2% к 2022 году (и составило 6735), а их выручка — на 9%.
К журналистам Дмитрий Заплутаев выходит нечасто. Зато из СМИ мы знаем, что избранный в сентябре 2024-го мэр Комсомольска задумал большую реформу управления в администрации, затрагивающую в том числе инвестиционный блок.
Так, департамент экономического развития планируется преобразовать в управление. В его состав, среди прочего, должны войти отделы бюджетных инвестиций и по развитию предпринимательства и инвестиций.
Подборка главных форумов 2025 года по версии "Дальневосточного обозрения"
26 декабря 2024, 09:48
Поделиться новостью
Редакция «Дальневосточного обозрения» ознакомилась с перечнем бизнес-событий, которые готовит нам год грядущий. И, забегая вперед: 2025-й обещает быть по-настоящему интересным. Какие из форумы, по версии издания, стоят внимания — в обзоре ниже.
Выбери себе форум: 10 главных бизнес-событий на Дальнем Востоке в 2025 году
Пожалуй, представление о том, какой форум 2025-го года на Дальнем Востоке главный, у каждого предпринимателя свой. Кому-то интересна возможность встретиться с потенциальными партнерами, другим — расширить клиентскую базу, третьим — заручиться поддержкой власти.
Выбирая события, мы опирались на их медийность, наличие экспертов регионального, федерального и международного уровня и, конечно, повестку. На последнее сделали отдельный акцент: некоторые сферы экономики в 2025-м ждут масштабные изменения, поэтому наблюдать за встречами будет интересно не только участникам рынка, но и желающим оставаться в курсе происходящего бизнесменам.
К слову, далеко не все регионы на Дальнем Востоке могут похвастаться тем, что на их территории проходит форум, способный привлечь внимание соседей. Большая часть выбранных нами событий пройдет в Приморье и Хабаровском крае, а Забайкалье, Бурятия, Якутия, Чукотка, Камчатка и ЕАО не представлены вовсе.
Х Восточный экономический форум 2025 (18+)
Город: Владивосток
Когда: 3-6 сентября 2025
Регистрация: Обязательная. Обычно начинается за несколько месяцев до его старта. Завершается примерно за месяц до открытия площадки.
Трансляция: есть
Предположим, что вы действительно ни разу не слышали про, пожалуй, самый масштабный форум на Дальнем Востоке, не входили в 2024 году в число 7100 участников и представителей СМИ или 2500 представителей бизнеса. Тогда коротко: здесь говорят об экономике, инвестициях, технологиях, инфраструктуре, сельском хозяйстве, экологии, энергетике и еще целом ряде сфер, список которых год от года может варьироваться.
Из федеральных спикеров гарантированно будет президент РФ, ведущие российские и международные эксперты, представители госструктур, крупных корпораций и бизнеса.
В 2024 году основной упор был сделан на привлечение инвестиций в ДФО, развитие инфраструктуры, цифровизацию бизнеса, устойчивое развитие, инновации, поддержку малого и среднего предпринимательства, стартапы.
В грядущем году одной из главных тем ВЭФ-2025 станет развитие ТОР.
Дальневосточный форум предпринимателей 2025 (18+)
Город: Хабаровск
Когда: август/сентябрь 2025
Регистрация: онлайн на сайте форума или офлайн по прибытии на площадку
Трансляция: есть
Закупки, ритейл, маркетинг, развитие бизнеса на Дальнем Востоке — эти и многие другие направления находят свое развитие в рамках деятельности форума. В этом году злободневным оказалось обсуждение вопросов по поддержке и финансированию регионального бизнеса в условиях санкций, а также влияние цифровизации на бизнес-процессы.
Среди главных тем прошлого мероприятия: снижение административного давления на бизнес, франчайзинг как инструмент развития, перспективы добывающей промышленности, способы выйти на рынок “Вайлдберриз” и открыть свою точку.
В 2024 году форум предпринимателей прошел в Хабаровске в те же даты, что и Дни ритейла на Амуре. При этом форум, посвященный развитию и поддержке ритейла, впервые прошел не только в городах России, но и в Хэйхэ. Невероятно востребованной оказалась торгово-закупочная сессия, организованная компанией X5 Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»). Как итог — компания заключила немало договоров о сотрудничества с представителями местного бизнеса.
АмурЭкспо 2025 (18+)
Город: Благовещенск
Когда: конец мая 2025
Регистрация: онлайн на сайте
Трансляция: есть
Мероприятие объединяет предпринимателей и экспертов из разных сфер: торговли, строительства, инновационных технологий, туризма, производства. Оно является одной из площадок Восточного экономического форума. В 2024 году выставка прошла в двух странах — России (Благовещенск) и Китае (Хэйхэ).
Очевидно, что большая роль отведена вопросу поддержания международных отношений и развития экспортного потенциала Дальнего Востока. Поэтому в прошлые годы в качестве гостей были приглашены члены экспертных сообществ и деловых кругов Китая, Монголии, Индии, Пакистана.
В центре обсуждения в 2024 году были вопросы международного туризма на ДВ, российско-китайского сотрудничества, развития территорий ДВ, развития МТОР, стратегий маркетинга на зарубежном рынке.
В следующем году стоит ожидать, что часть вопросов, особенно касающихся развития территорий опережающего развития, получит свое развитие.
Регистрация: обязательной процедуры для посетителей нет
Трансляция: нет
Это одна из центральных площадок обсуждения проблем и перспектив строительной сферы на Дальнем Востоке. В прошлый раз участники встретились с собственниками строительных компаний, застройщиками, генеральными подрядчиками, производителями и дистрибьюторами строительных материалов и спецтехники. Обсуждались проектное финансирование, маркетинг и продажи в строительстве, спрос и тенденции на рынке недвижимости, а также анализировали рынок ДФО по целому ряду параметров.
В 2025-м повестка форума существенно изменится. Об этом «Дальневосточному обозрению» рассказали организаторы встречи. Большое интервью ссо Станиславом Ереминым и Сергеем Костиковым по ссылке.
VI Дальневосточный медицинский форум ДМФ «Диалоги» 2025 (18+)
Город: Владивосток
Когда: 02-03 октября 2025 года
Регистрация: онлайн (открывается за несколько дней до начала форума). Участие платное.
Трансляция: нет
ДМФ — это платформа для обсуждения актуальных вопросов развития медицины и здравоохранения, управления клиниками и повышения профессиональных навыков руководителей медицинского бизнеса.
Ожидаем появления в качестве гостей и спикеров медицинских экспертов, предпринимателей в сфере здравоохранения и фармбизнеса, чиновников, инвесторов, стартаперов в области медицинских технологий.
Среди главных тем 2024 отметим развитие системы здравоохранения на Дальнем Востоке, новые медицинские технологии, цифровизацию медицины, фармацевтику, биотехнологии, инновации в области лечения и профилактики заболеваний.
Горный форум — выставка «Майнекс Дальний Восток 2025» (18+)
Города: Хабаровск, Благовещенск, Магадан
Когда: весна/лето
Регистрация: да (платная)
Трансляция: нет
В основе обсуждения актуальные темы в сферах горнодобывающей промышленности, переработки сырья, инфраструктуры, социальных и экологических проектов. В 2024 году значительное место в обсуждении получили организация переработки сырья и извлечения металлов, современные решения для эффективной переработки рудных материалов, преференции для недропользователей в Хабаровском крае.
Ожидается, что в грядущем, 2025 году будут подняты вопросы, связанные со «спящими лицензиями». Проблема простаивающих участков по добыче полезных ископаемых, приобретаемых не с целью проведения работ, а для дальнейшей перепродажи по более высокой цене, становится важной для развития региона, еще осенью 2024 года ситуацию озвучил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.
V Форум «Экспортный потенциал Приморья 2025» (18+)
Город: Владивосток
Когда: ноябрь — декабрь
Регистрация: онлайн или на месте
Трансляция: нет
В первую очередь площадка интересна предприятиям, занятым в экспорте и международной торговле, логистике, а также амбициозному малому и среднему бизнесу, желающему начать работу в данных направлениях. Она объединяет не только отечественных бизнесменов. Нередко на форуме в качестве гостей присутствуют представители КНР.
Подобных крупных мероприятий, посвященных экспорту, на Дальнем Востоке днем с огнем не найти. Справедливости ради есть узконаправленные — Дальневосточный зерновой форум и Дальневосточный контейнерный форум. Они также проводятся во Владивостоке, но охват участников почти в 2-3 раза ниже. Нельзя не отметить также, что перспективы экспорта творческой продукции обсуждались на последнем Форуме креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке» в Хабаровске.
В прошлый раз поднимались темы, связанные с проблемами и возможностями для экспортеров, поддержкой и стимулированием внешней торговли, логистикой поставок, международными стандартами, финансированием экспортных проектов, юридическими аспектами внешней торговли.
Дальневосточный рыбопромышленный форум (18+)
Город: Владивосток
Когда: март
Регистрация: онлайн или на месте
Трансляция: есть
Здесь рыбопромышленники могут встретиться и поговорить о наболевшем, а также затронуть актуальные новеллы в законодательстве. Спектр тем форума в 2024 году был заявлен достаточно обширный: от освоения квот и проблем в рыбопромышленном комплексе до применения искусственного интеллекта и путей преодоления кадрового голода.
Однако в грядущем году в обсуждение почти наверняка попадет вопрос об изменении в Федеральном законодательстве, связанном с необходимостью оплаты 20-летней аренды участков, а также проблемы с экспортом добытой продукции. Как изменилась рыбопромышленность ДФО в новых реалиях, станет известно именно здесь.
Всероссийский туристический форум 2025 (18+)
Город: Хабаровск
Когда: сентябрь 2025
Регистрация: онлайн или на месте
Трансляция: есть
Уже несколько лет на Дальнем Востоке проводится форум, который помогает представителям сферы туризма и гостеприимства знакомиться с тенденциями рынка, направлениями турпотоков и вовремя выявить незанятые ниши для развития своего бизнеса.
За годы проведения эта площадка особенно полюбилась предпринимателям за возможность региональным и федеральным туроператорам найти общие интересы и договориться о сотрудничестве. Например, в этом году активно обсуждали потенциал внутреннего туризма, возможность использовать транспортные хабы дальневосточных столиц для оказания услуг проезжим путешественникам и взглянули на промышленные туры как драйверы b2b-взаимодействий.
29-й Дальневосточный энергетический форум «Нефть и газ Сахалина» (18+)
Город: Южно-Сахалинск
Когда: 22-26 сентября 2025
Регистрация: онлайн (платная и проводится в несколько этапов)
Трансляция: есть
Площадка собирает специалистов со всей страны и актуализирует вопросы в сферах энергетического производства, международного сотрудничества, инноваций в производстве, науке и промышленности.
Представители ведущих предприятий нефтегазового комплекса и смежных отраслей вовлечены в обсуждение, что помогает обеспечить многогранность освещаемых тем. Форум также посещают представители федеральных и региональных властей, члены международного инвестиционного сообщества, отраслевые эксперты.
В 2024 году обсуждали развитие шельфовых проектов, добычи и переработки углеводородов, логистики и рынка сбыта, профессионального становления молодежи, экологию и климат, технологическую независимость региона.
Форум попал в нашу подборку из-за своего масштаба. Но в макрорегионе проходит и ряд других мероприятий хоть с меньшими охватами, но зачастую более доступных для посещения. Среди них, например, Восточный нефтегазовый форум во Владивостоке (18+). Он вполне может стать альтернативой, если нет возможности посетить островное мероприятие.
Центральные районы Хабаровского края: как в них работают с инвесторами? Часть 2
Разбираемся в инвестполитике Николаевского, Солнечного, Комсомольского и Советско-Гаванского районов
23 декабря 2024, 12:32
Поделиться новостью
«Дальневосточное обозрение» продолжает цикл обзоров муниципальной инвестиционной политики Хабаровского края. В первых трех публикациях мы рассказали о Севере, Юге, а также в центре региона. На очереди еще четыре района — Солнечный, Комсомольский, Николаевский и Советско-Гаванский.
Инвестиции в районах Хабаровского края: обзор «Дальневосточного обозрения»
Напомним, что мы оцениваем количество инвестпроектов, реализуемых на территории каждого района или округа, объемы инвестиций, а также работу местных властей по информированию как самих инвесторов, так и жителей своих территорий.
В основе оценки, как и в прошлых публикациях этого цикла — муниципальный стандарт, внедренный Минэком края еще в 2015 году. Он, среди прочего, подразумевает публикацию районами и округами долгосрочных планов инвестиционной деятельности, отчетов по их реализации, инвестиционных паспортов (презентаций возможностей) и ежегодных инвестиционных посланий (отчетов) глав муниципалитетов.
При подготовке материала мы использовали эти и другие открытые источники.
Николаевский район
На начало 2024 года в работе районной администрации находилось пять инвестиционных проектов на 975,4 млн рублей, следует из плана до 2030 года. В последний раз он обновлялся в самом конце 2023-го.
Крупнейший проект — строительство рыбоперерабатывающей базы на мысе Перовского и модернизация еще одной в селе Иннокентьевка. В оба объекта ООО «РПК «Восточное» планировало вложить 419,5 млн рублей. Срок реализации — 2027 год, на объектах «ведутся строительно-монтажные работы», следует из инвестплана.
В отчете и в инвестиционном послании главы района Анатолия Леонова за 2023 год проект не упоминается. Предыдущую большую модернизацию РПК «Восточное завершил еще в 2015-м — тогда за 350 млн рублей был реконструирован цех по обработке рыбы в селе Иннокентьевка. Последние пять лет компания несет серьезные убытки. В 2023 году РПК «Восточное» ушел в минус на 157,4 млн рублей, годом ранее потерял 261,6 млн. Чистые активы предприятия сократились на 500 млн рублей — с 882,2 в 2019 году до 371,4 млн в 2023-м.
Инвестиции в районах Хабаровского края: завод по переработке рыбы в селе Иннокентьевка
Немного новостей и о другом планируемом к строительству рыбзаводе. Под создание рыборазводного завода по воспроизводству кеты и горбуши на реках Ныгай (Лангр) и Корюшка премьер-министр Михаил Мишустин в 2020 году даже расширил ТОР «Николаевск». Предполагалось, что на втором этапе проекта инвестор, ООО «ВБР-Трейд», уже к 2024 году построит завод по глубокой переработке рыбы в Николаевске-на-Амуре. В инвестплане района сроки сдачи сдвинуты уже на 2027-й, хотя финансирование осталось прежним — 196,6 млн рублей.
— Для города и района — это, безусловно, событие со знаком «плюс». В низовьях Амура еще в советское время пытались построить рыборазводные предприятия, и потом озвучивались грандиозные планы: осетровые заводы, лососевые, но, увы, никто не довел начатое до конца. Поэтому мы только рады инвестиционному проекту ООО «ВБР-Трейд» и окажем ему всяческую поддержку в процессе реализации, — говорил Александр Леонов в 2020-м.
Статус реализации проекта на сегодняшний день: «оформлен земельный участок», в отчете о выполнении инвестплана и в послании главы он также не упоминается. Доходы «ВБР-Трейд» последние несколько лет находятся на нуле, компания ежегодно теряет 2-5 млн рублей. Чистые активы в минусе на 12,2 млн рублей.
Но есть и хорошие новости — модернизация рыбоперерабатывающей базы в селе Чныррах за 165 млн рублей почти завершена. Причем председатель краевого комитета рыбного хозяйства Никита Король рассказывал об окончании работ еще в 2022 году, но подключение обновленных цехов к электроснабжению состоится лишь в третьем квартале 2025-го, следует из инвестплана.
ООО «Амур Пасифик» построит лососевый рыборазводный завод (ЛРЗ) по воспроизводству кеты на реках Лиманская и Иска, а также перерабатывающий завод на острове Чкалова. Все вместе обойдется инвестору в 162,5 млн рублей. Срок сдачи — 2025 год, но к концу 2023-го не была готова даже проектно-сметная документация.
В августе 2024 года «Российская газета» (16+) сообщала, что против строительства ЛРЗ на Иске выступила Ассоциация коренных малочисленных народов Николаевского района. По мнению организации, река богата рыбой и не нуждается в восстановления популяции. А еще «Амур Пасифик» якобы не берет на работу местных, не считается с мнением КМНС и якобы хочет построить завод на особо охраняемой территории, заявляла председатель Ассоциации Наталья Бережук.
На стороне компании выступили районные власти и рыбоохрана. Там отмечали не только важную роль «Амур Пасифика» в восстановлении истребляемых браконьерами популяций лососевых, но и вклад предприятия в социально-экономическое развитие муниципалитета.
В своем инвестпослании Анатолий Леонов заходит с козырей — цитирует Владимира Путина о пользе инвестиций. При этом глава не приводит никаких статистических данных о том, сколько этих самых инвестиций удалось привлечь Николаевский район в 2023 году, не говорит он и о количестве предприятий, динамике их прироста или уровне безработицы. Любопытно, что опорой экономики муниципалитета глава называет горнодобывающую промышленность, а не рыбную.
Профильный раздел на сайте района можно назвать информативным и доступным. Первая же вкладка предлагает ознакомиться с инвестиционными посланиями главы за последние восемь лет, соседняя — с инвестпаспортом муниципалитета, планом реализации проектов до 2030 года, необходимыми регламентами и документами.
Советско-Гаванский район
В районе реализуется три инвестиционных проекта на 26,9 млрд рублей, следует из плана реализации инвестобъектов района, актуального на октябрь 2024 год. При этом одно только строительство гидрометаллургического комбината в Советской Гавани должно было принести муниципалитету 44 млрд рублей инвестиций. За два года, с 2026-го по 2028-й, «Полиметалл» планировал создать новый хаб по переработке упорных золотосодержащих концентратов в Хабаровском крае.
А потом передумал и перенес проект в Казахстан. Вскоре за этим последовал раскол холдинга — из-за риска попасть под международные санкции Виталий Несис и его партнеры приняли решение продать российские активы. Об этой сделке «Дальневосточное обозрение» рассказывало в отдельном материале.
Это, впрочем, не помешало администрации Советско-Гаванского района оставить проект в плане вплоть до октября 2024 года. Ну а что? Цифры-то красивые. К счастью, утекшим металлургическим миллиардам быстро подыскали замену в виде транспортно-перегрузочного комплекса по перевалке СУГ в порту Советской Гавани за 24,4 млрд рублей. Согласно инвестплану (доверия к которому, правда, по нашему мнению, теперь поменьше) разработан бизнес-план проекта, ПСД прошла госэкспертизу, приобретена и установлена часть оборудования. Ведутся строительные работы.
Дедлайн назначен на 2026 год. Основной инвестор — ООО «Компания Ремсталь», но деньгами ему помогают китайский газонефтехимический концерн Hebei Haiwei Group и Российский фонд прямых инвестиций. Проект анонсировали в преддверии визита президента Владимира Путина в Китай в мае 2024 года. Интересно, что тогда сообщалось о 30 млрд рублей инвестиций, из которых 7 млрд должны были вложить китайцы и РФПИ.
Общая мощность терминала на начальном этапе оценивается в 1 млн тонн пропана, бутана и их смесей в год. СУГ будут доставлять по железной дороге, хранить и перегружать на суда-газовозы. В перспективе объемы перевалки в терминале могут достигнуть 10 млн тонн ежегодно.
2,45 млрд в строительство универсального перегрузочного комплекса в Заветах Ильича до 2027 года вложит ООО «Порт Дальний». РБК со ссылкой на ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» отмечает, что на первом этапе проектом было предусмотрено строительство причала по перевалке до 2 млн тонн угля в год для судов дедвейтом до 40 тыс. тонн, а на втором этапе – строительство пирса для судов дедвейтом до 100 тыс. тонн.
Инженерно-геологические изыскания по объекту начались в июле 2020 года, но вскоре проект приостановили. Одной из причин называлось недовольство местных жителей. В августе 2024 года владельцем компании стал «РВМ Восток» — инвестиционный фонд, связанный с Сергеем Орловым, бывшим советником экс-президента РЖД Владимира Якунина. Тогда же появились слухи о возобновлении масштабной стройки.
К моменту остановки проекта «Порт Дальний» успел арендовать землю, разработать ПСД и провести проектно-изыскательские работы. Насколько инвестплан администрации Советско-Гаванского района отражает реальное положение дел в случае с этой стройкой — большой вопрос. Еще 15 млн рублей инвестиций району должно принести создание предприятия по добыче и переработке краба-стригуна мощностью 210 тонн крабовой продукции в Советской Гавани. Завершить проект ООО «Промысловая компания «Канидар» должно к 2029 году.
Глава Советско-Гаванского района Андрей Черепанов занял свой пост в сентябре 2023 года, а в сентябре 2024-го объявил об уходе в отставку и отправился добровольцем на СВО. Где-то между двумя этими знаковыми для его жизни событиями он успел выступить с инвестиционным посланием за 2023 год. В нем он тоже не делится данными о безработице, состоянии бизнеса и инвестициях в экономику района. Зато делится соображениями о том, почему району не удается привлечь много частных средств — мешают не только санкции, из-за которых сдвинулись сроки ряда проектов, но и внутренние проблемы.
— Инвестиционной активности в экономике района препятствует ряд и внутритерриториальных условий: слабая инфраструктурная обеспеченность свободных земельных участков под реализацию проектов, высокие тарифы на тепло- и электроэнергию. Совместно с Советом по предпринимательству обращались неоднократно с предложениями по снижению тарифов в вышестоящие ведомства. Положительно решить данный вопрос не удается, — подытожил Черепанов.
Разобраться в инвестиционном разделе на сайте Советско-Гаванского района может быть непросто — информация слишком хаотично распределена по многочисленным вкладкам. Да и к актуальности информации есть вопросы.
Солнечный район
Здесь в работе находятся четыре инвестпроекта на 3,9 млрд рублей, но из плана района это узнать не получится — он сильно устарел и содержит некорректные, на наш взгляд, данные.
Зато глава муниципалитета Татьяна Поваляева, уходя в отставку, оставила приятный бонус — инвестиционное послание за 2024 год. К их публикации муниципалитеты только приступают, а в Солнечном это сделали в числе первых. Данные оттуда мы и берем за основу.
Крупнейший инвестпроект в районе на момент подготовки этого материала — строительство горно-обогатительного комбината по производству медного и оловянного концентратов от ООО «Геопроминвест».
— В 2023 году закончено строительство основных производственных объектов, продолжается строительство инфраструктурных объектов. Резидентом подана заявка на увеличение параметров проекта (инвестиции — 2,3 млрд руб. и рабочие места — 345). С продлением срока реализации и вводом в эксплуатацию во II квартале 2025 года. На начало 2024 года фабрика работала в режиме опытно-промышленной эксплуатации», — сообщает глава района Татьяна Поваляева в инвестиционном послании.
Как мы уже отметили, к актуальности инвестплана района много вопросов. Строительство ГОКа в нем указано с датой реализации до 2024 года и другими объемами финансирования — 1,48 млрд рублей. Странная ситуация и с модернизацией спортивного блока в школе №3 поселка Солнечный на средства ООО «Транснефть Дальний Восток». Это не совсем инвестиционный проект, да и завершен он еще в 2021 году.
Модернизация Солнечной обогатительной фабрики «Оловянной рудной компанией» за 1,23 млрд рублей также заявлена со сроком завершения в 2023 году. При этом сам план обозначен как актуальный на январь 2024 года, а опубликован и вовсе в июне.
Но нет, модернизацию на своей фабрике дочернее предприятие ПАО «Русолово» еще не закончило. В сентябре компания сообщала о начале работ по замене вакуумных фильтров для обезвоживания медного и оловянного концентратов.
— Постепенная модернизация оборудования обогатительной фабрики оказывает положительное влияние на динамику повышения не только количества, но и качества выпускаемого концентрата, — отмечалось на официальном сайте «Русолова».
Еще в инвестплане можно найти упоминание модернизации ГЛК «Холдоми» за 906 млн рублей, но эта информация тоже безнадежно устарела. По словам Татьяны Поваляевой, к концу 2024 года в Солнечном районе реализуются два инвестиционных проекта по развитию водно-оздоровительного и гостиничного комплексов на горно-лыжном курорте — это строительство гостиницы за 193,9 млн рублей и водно-оздоровительного комплекса за 208,7 млн. Ввод обоих объектов в эксплуатацию намечен на четвертый квартал 2025 года.
В послании Татьяны Поваляевой за 2024 год тоже нет сведений о том, сколько же инвестиций удалось привлечь в районную экономику. В основном она подробно разбирает актуальные инвестпроекты — за что ей, конечно, спасибо, но с инвестпланом нужно что-то делать. Кстати, послание тоже еще нужно найти — рубрик и вкладок в инвестиционном разделе на сайте района слишком много, в них легко запутаться.
Комсомольский район
Лучший район «центральной» группы в 2023 году по мнению Минэкономразвития Хабаровского края. При этом с частными инвестпроектами здесь все сложно — официально их… нет.
План создания инвестиционных объектов до 2030 года актуален и содержит только проекты, реализация которых стартует в 2025-м. Но все они реализуются за счет федерального и регионального бюджетов. Лишь в некоторых случаях привлекаются внебюджетные источники, но ни в одном случае они не являются основными.
Это в первую очередь проекты создания историко-этнографического парка в селе Верхняя Эконь за 20 млн рублей и глэмпинга в селе Пивань за 10 млн. Еще внебюджетные средства планируется привлечь для строительства очистных сооружений в селе Селихино за 854 млн и реконструкции дороги в селе Уктур за 22,5 млн. Данных о потенциальных инвесторах не приводится ни в одном случае.
На официальном инвестиционном портале Комсомольского района (да, есть и такой) можно найти и отдельную вкладку «Реализуемые проекты». Там мы узнаем, что ООО «Белая ферма» планирует построить свинокомплекс на 500 продуктивных свиноматок за 396,2 млн рублей. Планируемая мощность 1120 тонн мяса в год. Но пока нет даже планируемых сроков реализации, а есть только бизнес-план. Вероятнее всего, проект неактуален — ООО «Белая ферма» давно было переименовано в ООО «Альянс» и закрылось.
Послание за 2023 год вышло за подписью Игоря Касаткина. (На тот момент он еще занимал пост врио главы района, а большую часть 2023-го провел в должности первого заместителя руководителя муниципалитета).
Упор он сделал на цифры — среднемесячная зарплата к концу года достигла 74 тысяч рублей и выросла на 17,7% к 2022-му, а уровень регистрируемой безработицы района снизился с 0,9% до 0,6%. Оборот розничной торговли достиг 75,9 млн. рублей, а число субъектов МСП составил 106,4% к прошлому году.
Получается, что у Комсомольского района есть актуальные инвестиционный план и паспорт, информативное послание главы и даже отдельный портал, но нет инвестиций. «Дальневосточное обозрение» попыталось уточнить этот факт в администрации района. К сожалению, ответ нам дать не смогли.
Развитие Большого Уссурийского: попытка номер пять
21 ноября 2023, 06:03
Развитие Большого Уссурийского вышло на новую стадию. 7 ноября Кремль опубликовал перечень поручений президента Владимира Путина по развитию Дальнего Востока, и одно из них коснулось создания на острове пункта пропуска с Китаем. Теперь Хабаровский край максимально приблизился к осуществлению проекта, но радоваться пока рано.
Развитие Большого Уссурийского: новая надежда
В первую очередь стоит понимать, что принципиального решения о строительства погранпункта на Большом Уссурийском острове Путин не принимал. Задача — «рассмотреть вопросы о строительстве» и отчитаться до 15 марта 2024 года.
Ответственными за ее выполнение назначены полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев и почему-то глава Забайкалья Александр Осипов. Участие в проекте последнего, вероятно, как-то связано с забайкальским островом Аргунь, который был передан Китаю вместе с половиной Большого Уссурийского и островом Тарабаров.
— Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Забайкальского и Хабаровского краев рассмотреть вопросы: …о строительстве в 2025–2026 годах автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Большой Уссурийский в Хабаровском крае, — дословно говорится в поручении президента от 7 ноября.
Тем не менее, официальное решение главы государства по проекту даже в такой абстрактной форме — большой прорыв для Хабаровского края, где разговорам о погранпункте на Большом Уссурийском скоро исполнится двадцать лет — решение о разделе острова с Китаем было принято еще в далеком 2004-м году. И если дело вновь не застрянет на этапе обещаний и поручений, то есть шанс, что переход успеют достроить к другому юбилею — в 2028-м стукнет ровно два десятилетия с тех пор, как остров официально поделили.
Пока главным оптимистом по будущему проекта остается полпред Трутнев. Его поручение президента застало как раз в Хабаровске, где он проводил заседание совета глав ДФО. Вопрос строительства погранперехода и сопутствующей инфраструктуры обсудили со всеми причастными уже 10 ноября.
— Сегодня мы по сути дела провели первое общее совещание, посвященное выработке единой позиции. Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович поддержит эти предложения. Если он их поддержит, то, скажу честно, у нас есть некоторая «домашняя заготовка» с Алексеем Олеговичем [Чекунковым], чтобы собрать финансирование этого проекта. Я думаю, что мы с этим справимся, чтобы в течение предстоящего 2024 года полным ходом шло, а лучше было осуществлено проектирование, и с 2025 года начинать строительство, — заявил Трутнев журналистам.
Глава Минвостокразвития на том же брифинге добавил, что планируемый объем грузов в первый год работы пункта пропуска — 700 тысяч тонн, а ожидаемый поток пассажиров — 700 тысяч человек. К 2030 году эти цифры должны вырасти вдвое.
Для развития Большого Уссурийского по обе стороны от границы власти даже готовы договориться с Китаем о создании одной из первых в России международных территорий опережающего развития (ТОР). Пока такой экономический режим не предусмотрен даже законом, но Алексей Чекунков обещает, что «в ближайшее время» проект внесут в Госдуму.
Любопытно, что еще до поручения президента губернатор Михаил Дегтярев объявил о проектировании дороги к будущему погранпереходу. Тогда еще не шло речи о «консолидированной позиции» по вопросу строительства, про которую на брифинге 10 ноября объявил полпред Трутнев.
«Край в инициативном порядке запроектировал дорогу. Не хватает 4 км. Начинаем строительство весной. И по плану завершим в 2026 году. Также сооружаем на Хабаровском судостроительном заводе земснаряд, который будет участвовать в строительстве»
— рассказывал Михаил Дегтярев на Восточном экономическом форуме 11 сентября 2023 года.
Тогда же он сообщил и о втором инвесторе, который планирует построить «туристическую инфраструктуру» на российской части острова. И называл еще более амбициозную цифру по туристам — миллион человек уже со второго года работы пункта пропуска.
Тезисно ситуация со строительством погранперехода на острове Большой Уссурийский к ноябрю 2023 года следующая: дорогу до пункта пропуска должны начать строить в марте 2024-го, тогда же планируется защитить проект погранперехода перед Владимиром Путиным, запроектировать еще к 2025-му и закончить к 2026-му. На бумаге все предельно впечатляюще.
Остров невезения
А на деле относиться к этим срокам стоит как минимум с осторожностью. В том же выступлении на ВЭФ Михаил Дегтярев признавал, что с 2013 года было подготовлено уже четыре разных концепции развития Большого Уссурийского, но ни одна из них не была реализована. Получается, нынешняя попытка покорить остров будет уже пятой.
При этом о «целесообразности создания на острове совместной торговой зоны» губернатор Виктор Ишаев говорил еще в 2008 году. Три года спустя он, уже как полпред президента в ДФО, раскритикует своего сменщика в Хабаровском крае Вячеслава Шпорта за нерасторопность в строительстве моста, который связал бы Большой Уссурийский со столицей региона.
Ишаева не устроило, что китайцы уже вовсю застраивают свою половину, а на отечественной стороне, что называется, конь не валялся. Тогда же он намекнул, что если так пойдет и дальше, то Россия может потерять весь остров.
— Досадно, что те позиции, которые завоевывались годами, чтобы на острове было равноправное и взаимовыгодное партнерство двух государств, могут быть потеряны, — говорил экс-губернатор и полпред.
Интересно, что еще в 2010 году Ишаев критиковал идею строительства моста и называл «смешной» и «непрофессиональной» идею о том, что появление инфраструктуры приведет к экономическому росту края.
— Они (Китай — прим. авт.) строят мост, чтобы остров у Хабаровска использовать как транзит, и подталкивают российскую сторону к строительству моста. Что мы будем возить по этому мосту? Нам возить нечего. Стоит ли нам быть просто транзитной территорией? Я думаю, что этого не надо делать,- говорил Ишаев.
Тогда политологи объясняли смену настроений полпреда конфликтом с преемником на посту хабаровского губернатора. Тот, в свою очередь, активно продвигал концепцию всестороннего развития острова, в которой сначала возникли погранпереход и гидрозащитные сооружения — проблему подтопляемости Большого Уссурийского, к слову, не удалось решить до сих пор.
В 2014-м Шпорт впервые предложил создать на острове ТОР и ввести безвизовый режим. В разное время предлагались строительство ипподрома, аквапарка и торгового центра.
Весь этот «Диснейленд» упирался в две фундаментальные проблемы — нехватку финансирования и бюрократию. В 2016 году край просил у федерального центра 37 миллиардов рублей, которыми бюджет попросту не располагал. При этом сразу несколько федеральных ведомств наотрез отказывались от идеи грузопассажирского погранперехода из-за подтопляемости острова. Последнюю проблему можно было бы решить берегоукреплением, но все снова упиралось в нехватку финансов.
Замкнутый круг не удалось разорвать и губернатору Сергею Фургалу. В 2019 году он тоже предлагал включить остров в ТОР, а вместо создания индустрии развлечений хотел возродить на Большом Уссурийском колхоз «Заря». Все это, как и прежде, так и осталось на уровне идей. «Мост Шпорта» за 4,5 миллиарда рублей продолжал упираться в пустой и заброшенный остров.
В феврале 2021 года с предложением о возвращении к строительству погранперехода к президенту обратился уже губернатор Михаил Дегтярев. Тот идею поддержал, но попросил подготовить проект. Которого нет до сих пор, но появились хоть какие-то официальные сроки. В очередной раз «сверять часы» по проекту можно будет уже 15 марта 2024 года, гласит поручение президента от 7 ноября.
Как достать соседа: развитие Большого Уссурийского
Китайцы, между тем, давно уже готовы к открытию пункта пропуска. В 2015 году посол страны в Хабаровске Су Фанцю рассказывал, что власти России не отвечают на официальный запрос КНР о строительстве погранперехода. И пока хабаровские губернаторы боролись с федеральным центром и друг с другом, Поднебесная активно застраивала свою половину.
Уже в 2014-м году на китайской стороне появилась 81-метровая пагода, парк водно-болотных угодий с плантациями лотосов, затем — ботанический сад и зоопарк.В 2023-м в Китае сообщали о том, что их сторону Большого Уссурийского за первые полгода посетили 800 тысяч человек. В августе 2023 года случился скандал — власти КНР выпустили карты, на которых уже весь остров был отмечен как территория Китая. Но российский МИД воздержался от официальных претензий к соседу, а те, в свою очередь, не стали приносить извинений.
Так история внезапно рассудила хабаровских губернаторов, и слова Виктора Ишаева кажутся пророческими — и про мост, неспособный изменить экономическую ситуацию в регионе, и про потерю равенства между Россией и Китаем на Большом Уссурийском.
К 2023 году диспозиция на российской стороне острова остается прежней — Дегтяреву и Трутневу предстоит убедить федеральный центр в в строительстве именно грузопассажирского перехода, значение которого для дальневосточной экономики в контексте западных санкций и «разворота на восток» возросло еще больше — одними туристами сыт не будешь.
На этот раз, впрочем, губернатор и полпред действуют в единой связке, а поручение президента дает надежду на хэппи-энд в Большой Уссурийской саге. В очередной раз.