Накануне стало известно о банкротстве ОАО “Корфский рыбокомбинат” на Камчатке. Это предприятие запомнилось многочисленными долгами перед кредиторами, сотрудниками и даже ительменской общиной. Историю о том, как, несмотря на скандалы, компания стала резидентом ТОР и набрала долгов, расскажем подробнее.
ОАО “Корфский рыбокомбинат”
Корфский комбинат создан в 2011 году в результате реорганизации ОАО “Корякрыба”. В 2013 году его возглавил Николай Скотников, которому принадлежал контрольный пакет акций. Компания занималась выловом, хранением, транспортировкой и реализацией рыбы и морепродуктов.
СМИ региона и правоохранители неоднократно обращали внимание на задолженности предприятия по зарплате.
— По версии следствия, в период с июня по ноябрь 2016 года, генеральный директор ОАО «Корфский рыбокомбинат» с целью увеличения прибыли предприятия и недопущения банкротства, частично не выплатил заработную плату сторожу и заведующему производством на общую сумму более 400 тысяч рублей. При этом, на счетах и в кассе было достаточно денег для того, чтобы производить полную выплату заработной платы работникам предприятия в установленные сроки, — комментировала представитель регионального Следкома Елена Матафонова.
Ссылаясь на отсутствие средств, Николай Скотников также уклонялся от оформления трудового договора и выплате зарплаты другим сотрудникам. Гендиректора комбината неоднократно штрафовали, однако это не помешало ему говорить о планах на развитие.
Параллельно с продолжающимися скандалами, ОАО “Корфский рыбокомбинат” получил статус резидента ТОР “Камчатка”, что позволяло претендовать на земельные участки и кредитные средства.
Руководитель предприятия говорил и о планах на модернизацию завода, позволяющую перерабатывать до 100 тонн белорыбицы в сутки. Реализация проекта позволила бы предприятию перерабатывать 100% входящего сырья: камбалу трех видов, минтай, треску, навагу и сельдь.
— Завод спроектирован с учетом безотходной технологии, все сырье планируем перерабатывать в тот или иной вид готовой продукции, — цитировала генерального директора Корфского рыбокомбината Николая Скотникова Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. – Из отходов, после разделки на жиромучной установке производительностью до 30 тонн в сутки, будем получать рыбную муку и жир технический. На полную операционную окупаемость рассчитываем выйти в июне 2022 года.
В модернизацию комбината планировалось вложить 224 миллиона рублей, что позволило бы компании нанять 70 новых сотрудников.
Говорил господин Скотников и о логистических преимуществах своей затеи.
— Расположенный рядом с заводом аэропорт позволит нам доставлять охлажденную рыбу в Хабаровск и Якутск. Среди нашей продукции появится не только заморозка, но и охлажденная рыба, рыбная мука и рыбий жир, — утверждал гендиректор Корфского рыбокомбината.
Информации о том, смогли ли на предприятии провести обещанную модернизацию, нам найти так и не удалось. Ни КРДВ, ни правительство полуострова, ни сам комбинат об успешной реализации затеи так и не отчитывались.
По данным СПАРК (18+), в 2019 году предприятие отчиталось-таки о прибыли в 6,6 миллионов рублей. Однако уже на следующий год показало убытки почти десятикратно превышающие этот показатель. Отчеты следующих лет также оптимизма не внушали.
В 2021 году компания впервые сообщила о намерении подать на банкротство, при этом продолжая свою деятельность. Так, в декабре 2022-го правительство Камчатского края указывало Корфский рыбокомбинат в качестве одного из спонсоров традиционных гонок на собачьих упряжках “Берингия” (6+).
“Рыбные пожертвования” для хвостатых не спасли ни репутацию, ни само предприятие. Летом 2024-го выяснилось, что с 2021 года Корфский рыбокомбинат копил долги не только перед кредиторами и государством, но и поставщиками. В Арбитражный суд обратилась родовая община ительменов “Лукичи”. Аборигены оказались юридически более подкованными по сравнению с ранее работавшими без договора сотрудниками. Все предоставленные комбинату уловы фиксировались, поэтому проблем с доказательством правоты у них не возникло.
— В период с июля по август 2021 года заказчик предоставил исполнителю рыбу-сырец в количестве 17 тонн, что подтверждается данными, отраженными в автоматизированной информационной системе «Меркурий» и квитанциями о приеме рыбы сырца. Однако, рыбокомбинат не выполнил принятые на себя обязательства по договору, в связи с чем в апреле 2022 года заказчик обратился в адрес исполнителя с требованием передать готовую продукцию, полученную из рыбы-сырца, либо денежные средства от ее реализации. Ответа на требование не последовало. После этого община обратилась в арбитражный суд, — описывает подробности ИА “Камчатка” (18+).
По итогу к многомиллионным долгам компании добавилось еще примерно 2,2 миллиона рублей. Не удивительно, что 19 марта 2025-го Арбитражный суд пришел к решению о том, что выполнить все обязательства предприятие не в состоянии. Как отмечает издание “Кам 24” (18+), задолженность предприятия по обязательным платежам (налогам, пени и госпошлинам) приближалась к 8 миллионам рублей, кредиторам рыбокомбинат и вовсе задолжал около 170 миллионов рублей.
Незадолго до решения относительно компании, Арбитраж Камчатки признал обоснованным и заявление о банкротстве Николая Скотникова. Превратить камбалу или треску в сказочную золотую рыбку не удалось и ему.
Больше материалов о рыбной промышленности на Дальнем Востоке читайте в подборке на нашем сайте.
Фото: КРДВ (18+)
На Сахалине ООО “Невод” могут лишить инвестквот на добычу рыбы
Проект закона об ограничениях на вывоз красной икры с Камчатки приняли в первом чтении

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке