Год, который мы только начали жить, министерство просвещения Российской Федерации назвало Годом детского отдыха. В 2025 году будет сформирована единая система подготовки вожатых, утверждена федеральная программа воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления, пройдут мероприятия, посвященные юбилейным датам известных всему миру детских центров – «Артек», «Орленок», «Смена». Будут организованы различные всероссийские конкурсы, детские оздоровительные лагеря, те, которые не лишены амбиций, начнут борьбу за звание лучших.
И пока самим ребятам летний отдых, наверное, кажется отдаленной мечтой, ответственные взрослые уже начали к нему подготовку.
Недавно в Хабаровске на базе школы-интерната № 4 как раз прошло совещание по вопросу организации летнего отдыха. Приняли в нем участие представители и краевого министерства образования, и министерства социальной защиты, и представители родителей, и.о. министра Алексей Мокрушин и депутаты – Николай Антонов, зампред Законодательной думы Хабаровского края и пребывающий в Хабаровске в рамках региональной недели Максим Иванов, депутат Государственной думы.
По отрасли «Образование» в целях обеспечения доступности детского отдыха действуют региональные меры поддержки:
- частичная компенсация стоимости путевки в загородный детский оздоровительный лагерь:
а) без учета статуса и дохода семьи:
— в лагеря, расположенные на територии Хабаровского края — 16 200;
— в лагеря, расположенные в иных регионах РФ — 9000;
б) опекунам, попечителям, приемным родителям в лагеря Хабаровского края и иных регионов РФ: 18 000 руб.- В 2024 г. выплату и краевого бюджета получили 5732 человека, в т. ч. 527 детей с ОВЗ
По новым правилам
Тема у совещания была достаточно узкая, но от того не менее весомая. Обсуждали оздоровительную кампанию для детей с инвалидностью в свете принятых изменений в законодательстве. И тут, как оказалось, Хабаровский край впереди России всей. Вот что рассказал Максим Иванов:
— Я знаю ситуацию почти по всем регионам Российской Федерации, и со всей ответственностью могу заявить: что касается практик создания инклюзивного общества, такого, как у нас, нет практически нигде. На Дальнем Востоке – точно! В Хабаровском крае мы создаём такую среду, где хорошо всем. Мир равных возможностей.
Как вы знаете, в этом году вступил в силу закон, по которому каждый регион обязан по квоте выделять места в лагерях отдыха для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Мы в крае, совместно с Минобром и с ВОРДИ (Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов) начали этим заниматься еще задолго до вступления в силу федерального закона.
У нас смены для особенных детей стали уже системой. Причем даже для детей с тяжелыми диагнозами. Такие смены действуют в пришкольных лагерях при коррекционных школах, проводятся специализированные смены для детей с ограниченными возможностями здоровья в загородных летних лагерях и краевых учреждениях. Да, были сложности по подготовке, но Минобр с этим прекрасно справился. И огромное им спасибо за то, что все у нас случилось. Можно заявлять смело: наш опыт и наши практики сыграли существенную роль в принятии этого федерального закона.
Министерство образования в свою очередь благодарит депутатов и общественников за неравнодушие, благодаря которому эти результаты получены.
— Прежде всего речь идет о нормативно-правовой базе: с учетом новых федеральных инициатив разработан порядок квотирования мест в муниципальных и государственных организациях. Квота на 2025 год год утверждена губернатором Хабаровского края в размере 3%, — информирует Галина Зубакина, заведующая сектором координации отдыха и оздоровления детей министерства образования и науки.
Сегодня в крае формируется реестр организаций отдыха детей, в него включено 405 лагерей различных форм и видов собственности. Это основной информационный ресурс для родителей. Весь прошлый год в министерстве работали над актуализацией паспортов доступности, вели подготовку кадров. Во все краевые обучающие мероприятия были включены блоки по психолого-педагогическому, инклюзивному сопровождению: в программы для Школ подготовки вожатых, даже для детского объединения «Я — вожатый».
На лекции и семинары для организаторов детского отдыха приглашались специалисты из федерального детского центра «Алые паруса», который является флагманом по проведению инклюзивных смен.
— Положительным региональным опытом у нас является создание лагерей на базе коррекционных школ, — рассказывает Галина Дмитриевна. — Хабаровский край — один из немногих регионов, который этим занимается. Совместная работа позволила нам обеспечить охват с максимально большой пользой. Начали со школы-интерната №4, года два-три, как мы внедряем эту форму, расширяем, увеличиваем. Пошли уже дальше — от лагерей с дневным пребыванием до отдыха на территории загородных лагерей. Первыми у нас были «Лотос» на базе школы-интерната № 12 в Вяземском и «Планета Юн» в Комсомольске-на-Амуре. В 2024 году еще два лагеря пошли по этому пути и готовы предоставлять отдых в круглосуточном режиме. Такая форма позволит нам привлечь деньги не только по линии соцзащиты.
В этом году губернатор поддержал предложение министерства, и на 18% будет увеличен размер региональной выплаты каждому ребенку от 6 до 18 лет, проживающему на территории Хабаровского края. То есть, приобретая путевку на 21 день, каждый родитель может получить 16200 рублей компенсации. По прогнозам стоимость самой путевки вырастет незначительно — на две-полторы тысячи рублей. К продолжительности смены ребят с ОВЗ будет применяться индивидуальный подход: ведь три недели вдали от мамы порой не выдерживает и ребенок без особенностей здоровья.
— Несмотря на то, что квотирование касается муниципальных и краевых лагерей, наши частные лагеря с удовольствием работают в направлении организации инклюзивных смен, — констатирует Галина Зубакина. — Они первые, кстати, откликнулись. Это «Мир детства», «Океан», имени Олега Кошевого. Сегодня они — даже те, кто не участвует в торгах — готовы принимать ребят. У них уже информация в реестре обновлена, программы есть, утверждена стоимость путевки. Муниципальные и краевые еще согласовывают процедуру. Но о летней оздоровительной кампании объявлено, начало продаж путевок начинаем на месяц раньше — с 1 марта. Квота районов на оздоровление ребят с ОВЗ утверждена: 12 человек в каждой смене теперь будут отдыхать.
К готовности базы для отдыха пока есть вопросы.
Первый: об отношениях
Не раз на совещании разными участниками отмечалось, насколько трудно было уговаривать директоров лагерей организовать отдых для ребят с особенностями здоровья. Получалось, да, но сопротивление чувствовалось.
Сегодня инклюзия — один из показателей эффективности того или иного учреждения. Но ведь всегда можно найти причину для отказа. К примеру, сослаться на профильность смены: в этом сезоне у нас отдыхают спортсмены, в другом творцы, в третьем интеллектуалы… «Комфортно ли будет здесь особенным детям?» — как будто намекают некоторые специалисты.
— Что касается профилей… — рассуждает Максим Иванов, — Приведу пример про ребят с интеллектуальными нарушениями. Они занимаются тхэкводно, самбо, плаванием. Занимают первые места на всероссийских соревнованиях! Нет проблем с их участием в профильных сменах. Просто надо уметь найти подход. Отдам должное частным лагерям: они такой подход нашли. К тому же, мы не говорим про создание отдельной смены. В том-то и суть инклюзии, что здоровые дети отдыхают вместе с особенными. Учатся взаимодействовать.
Человек с ОВЗ хочет жить в обществе. И, поверьте, обществу это тоже нужно! Нужно учиться жить вместе. Ведь порой люди стараются не замечать человека на инвалидной коляске просто потому, что не знают как себя с ним вести. А ведь доступная среда — это не про пандус. Это про атмосферу, про отношение людей.
Вопрос второй: кадровый
— Дефицит тьюторов для работы с особенными детьми – одна из главных проблем, которые мешают сделать следующий большой шаг в организации отдыха для детей с ОВЗ. — делится Дмитрий Коломийцев, председатель Регионального отделения ВОРДИ Хабаровского края. – Ведь по идее должно быть как? Родитель взял путевку, привез ребенка в лагерь, оставил его там и спокойно поехал домой. Но это возможно только если штат лагеря укомплектован педагогами, которые умеют работать с особенными детьми, сопровождать их постоянно. Те самые тьюторы. И мы понимаем насколько это тяжело такого педагога найти и убедить, чтобы он поехал в лагерь. Спасибо Министерству образования – они помогают найти таких людей. Но всё же их нужно больше. И искать их нужно заблаговременно. Возможно, среди студентов. Может быть, среди педагогов-коррекционщиков из обычных школ?
Квотирование мест для ребят с ОВЗ как раз позволяет ввести в штат ситтеров и добровольцев. Готовить помощников, наверное, могли бы на базе коррекционных школ, в которых весь коллектив – от вахтера до директора — знает как с такими детьми работать.
— И это очень важно, — считает Галина Зубакина, — потому что каждый должен быть к такой работе готов, доброжелателен, прежде всего. Эффект, который получают сотрудники после смены, удивителен. Даже сами руководители инклюзивных проектов — разговаривала и в «Мире детства», и в «Энергетике» — почувствовали удовлетворение от своей работы.
А педагоги, которые были привлечены в роли тьюторов, они, по-моему, уже сами, в свой отпуск, просятся на инклюзивную смену, потому что трансформация — колоссальная. Но ответственность за жизнь и здоровье детей лежит на руководителе И вот это очень большой момент ограничивающий.
Вопрос третий: собственно среда
В рамках участия Хабаровского края в федеральной программе «Восстановление и развитие до 2020 года в субъектах Российской Федерации организаций отдыха детей и их оздоровления» еще в 2023 году возведено 4 модульных корпуса на 206 новых мест, в том числе 16 мест для детей-инвалидов в двух краевых загородных стационарных центрах -Дружине Бонивура (краевой детский центр «Созвездие»), лагере «Шарголь» (Комсомольск-на-Амуре). Но есть проблемы со сдачей этих корпусов в эксплуатацию. В частности, со стороны пожарных.
— Мы вошли в проект, когда нормативной базы еще не было. — рассказывает участникам совещания Галина Зубакина. — Построили. А сейчас пожарные говорят: «Мы вам не откроем. Или сидите при свечах». И предложили все снести. Получилось, что требования к быстровозводимым конструкциям сегодня выше, чем требования к капитальным сооружениям. Чтобы перевести объекты в «капстрой» дополнительные средства нужны. Город Хабаровск тут большие молодцы, они в своем «Олимпе» более совершенные корпуса сделали, учли уже новые стандарты, поэтому у них проблем с приемкой не будет.
Как отметил и. о. министра образования Алексей Мокрушин, решение этого вопроса не в полной мере зависит от министерства, но движение идет:
— Иногда, когда я читаю требования, которые предъявляют нам надзорные органы, хочется спросить: насколько они соотносятся с реалиями? Понятно, что у них есть свои требования, поэтому мы ищем варианты, предлагаем, где-то отстаиваем свои права в следующих инстанциях.
— Есть вопросы с проверяющими органами или недопонимания какое-то? Давайте соберемся на базе партии, всех пригласим, со всеми проработаем, найдем пути решения, — предлагает Максим Иванов, руководитель регионального отделения «Единой России». — Нет? В Москве будем разговаривать. Может быть, нормы и правила устарели? Любой документ, который мы принимаем, закон или нормативный акт, он же может устареть или не соответствовать нормам региона. Ведь, принимая федеральные законы, мы часто наделяем регионы полномочиями по определенным компетенциям. Потому что если сравнивать Якутск, к примеру, и Москву увидим разные условия. Я понимаю, что штраф выписать проще, чем подумать, как проблему исправить, вопрос решить. Вот наша с вами задача все-таки пойти в разумном ключе: не позволяет нормативно-правовая база, давайте думать, менять. Думаю, что если все будут заинтересованы в результате — это возможно сделать.
Фото: пресс-служба ХРО «Единая Россия»
Миграционные тренды: как на них отреагировали главы дальневосточных субъектов
Демешин остался недоволен работой структуры Минстроя Хабаровского края

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке