Великая Отечественная война, пожалуй, стала первым масштабным вооруженным конфликтом, в котором роль техники оказалась практически равноценна людскому героизму. Столкновение, переломившее ход противостояния Красной Армии и Вермахта — Курская битва — известно также как крупнейшее танковое сражение Второй мировой. А знаете ли, что, в среднем, на каждый пройденный километр пути легендарному Т-34 требовалось 2 литра солярки? Банальный пример позволяет прийти к выводу: в роковые сороковые в стране активно текла не только кровь, но и нефть. Но какой ценой последнюю добывали и доставляли до мест потребления?
Субстанция жизни
Советский Союз начал индустриализацию незадолго до нацистского вторжения. Для растущих по всей стране заводов, эксплуатации техники и производства требовалось топливо. В Европейской части страны большая часть черного золота добывалась в азербайджанском Баку. На Дальнем Востоке в конце 1930-х также смогли начать разработку месторождений на Сахалине. Неподалеку от Охи обнаружились существенные запасы углеводородов. Однако их транспортировка на материк была затруднена. Появление в Комсомольске-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода было еще только в планах и рассчитывать на островную подпитку всерьез в первые годы войны не могли ни бойцы фронта, ни тыловики, ковавшие Победу на заводах.
Значительный топливный дефицит испытывали и в Третьем рейхе. Поход за нефтью, предполагающий захват Баку и изоляцию Союза от основного источника сырья, был необходим фашистам еще и для того, чтобы поддерживать собственную армию. В апреле 1942-го фюреру поднесли на День рождения торт в форме нефтяной вышки, украшенный предполагаемой датой захвата столицы Азербайджанской ССР — 25 сентября того же года. Успех операции «Эдельвейс», вероятно, стал бы крахом для советского сопротивления.
Но фашисты споткнулись о Сталинград, а для транспортировки топлива была придумана смелая схема: бочки начали доставлять по Каспию связанными между собой, на буксире. Такие караваны позволили стабилизировать обстановку со снабжением фронта. Однако как никогда стала очевидна необходимость резервных маршрутов. Здесь мы и переносимся на берег Охотского моря.
Надежда просыпается на Востоке: нефтепровод Оха — Софийск
Потребность в необходимости развития добычи и переработки нефти на Дальнем Востоке понимали и до начала войны. В 1938 году было принято решение о строительстве в Комсомольске-на-Амуре о нефтеперерабатывающего завода. Однако летом 41-го он все еще не был завершен и уж тем более с сахалинскими скважинами никак не связан.
Несмотря на бронь, 300 задействованных в строительстве КНПЗ сотрудников в первые дни войны ушли на фронт добровольцами. Их место заняли женщины, подростки и дети, которые продолжали трудиться по 2-3 смены подряд даже в лютые морозы и бураны суровой зимы первого года Великой Отечественной.
Завершить строительство нефтеперерабатывающего завода в Хабаровском крае удалось к осени 1942-го. Но для того, чтобы снабдить предприятие сырьем, потребовалась отдельная операция по прокладыванию трубопровода по дну Татарского пролива. Работа под самым носом у враждебно настроенных японцев (напоминаем, в то время половина Сахалина была провинцией Карафуто) получила название «Строительство №15».

До старта проекта в мире не было примеров строительства подводных трубопроводов для транспортировки нефти (пионер в данном направлении — Ладожский трубопровод будет проложен лишь после того, как начнутся работы на Дальнем Востоке). Стоит ли говорить, что для масштабной стройки в сложных условиях не хватало ни опыта, который можно было бы перенять, ни кадров.
С целью подготовки специалистов в Комсомольске-на-Амуре открыли курсы для электросварщиков, слесарей-монтажников и изолировщиков. В ускоренном темпе пришлось не только осваивать новые профессии, но и прорубать просеки, отсыпать гравийные дороги, рыть траншеи. Добраться от Охи до мыса Погиби и от мыса Лазарев до Софийска и в наше время непросто. А в 1940-е в этих местах даже тропы если и были, то преимущественно медвежьи.

Обследованием дна пролива занималась команда водолазов ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения). До войны ее специалисты отличились тем, что смогли поднять из морских глубин десятки судов, среди которых были подлодки, миноносцы и даже ледокол. К началу 1942-го с подготовительными работами было покончено.
Во льду прорубили траншею шириной в 1,2 метра, через которую на дно нужно было спустить гигантскую трубу. Тракторы на специальных санях, чтобы не повредить изоляцию, с двух берегов (от мыса Погиби и мыса Лазарева) перевозили сваренные плети по 200 метров каждая. Соединяли их прямо на льду. Люди работали круглосуточно, несмотря на пургу и мороз, бригады сменялись каждые 4 часа.
Одним из участников грандиозной стройки был молодой писатель Василий Ажаев. После войны он описал процесс строительства трубопровода в романе «Далеко от Москвы» (16+), за который получил Сталинскую премию.
Из романа можно узнать о том, какой ценой давались свежеобученным сварщикам зимние работы. Часть узлов варили, лежа спиной на мерзлой земле. Выдерживали такие условия не все: отработав смену, многие отмораживали почки или валились с пневмонией.

Здесь же говорится и о том, что транспортировка нескольких соединенных узлов превратилась для исполнителей в головоломку, решить которую удалось далеко не с первого раза. Перевозить отрезки труб покороче, а затем соединять их, лед не позволял. Транспортировать слишком длинные участки будущей магистрали без риска разрыва швов также не было возможности. Решение нашли, объединив технические возможности и человеческие усилия.
Пятьдесят человек, поставленных к трубе с вагами в руках, сделали ее как бы одушевленной. Когда Батманов и Залкинд пришли на площадку, труба лежала всем своим длинным телом на льду, уткнувшись одним концом в берег. Василий Максимович только что жаловался Залкинду на неудачу. Сейчас он сразу повеселел и хлопнул Рогова по спине.
— Ты говорил: не пойдет у инженеров! — воскликнул он, хотя Рогов ничего подобного ему не говорил. — Русская смекалка плюс высшая математика с физикой — это, милый мой, сила! Теперь «дуры» пойдут легко, лиха беда начало. Вот посмотреть бы, как эту игрушку опустят на дно морское, и можно отсюда уехать», — описывает первую успешную перевозку трубы на лед Татарского пролива Василий Ажаев.

За 20 дней строителям удалось вытащить плети на лед и соединить их.
— Наступила пора сварить последний стык на проливе. Удостоен этой чести был сварщик, победитель в соревновании, комсомолец Мухомедьяров. Заизолировав последний стык, произвели опрессовку всего трубопровода — на концах труб поставили заглушки, в специально прорезанные отверстия насосы стали закачивать воду. Давление довели до 200 атмосфер, — вспоминал один из руководителей строительства конструктор Виктор Кучера.
После успешной проверки лед под будущей нефтяной магистралью взорвали. Так впервые в истории был опробован метод свободного погружения трубопровода со льда через водное препятствие. Способ оказался действенным. Еще примерно полгода строители соединяли наземную линию и подключали цепочку к насосно-перекачивающим станциям в поселках Лагури и Лазарев. Общая протяженность нефтепровода Оха-Софийск, построенного с начала войны, составила 387 километров. Транспортировку черного золота по нему начали уже 6 ноября 1942 года.
Маршрут, подаривший жизни: Оха — Софийск
Постоянная транспортировка нефти с охинских промыслов на материк началась летом 1943-го. В Софийске ее грузили на баржи и по реке перевозили в Комсомольск-на-Амуре. Магистраль позволила выйти на полную мощность нефтеперерабатывающему заводу в Городе юности.
Меньше чем за 2 года по трубопроводу удалось доставить 1,5 миллиона тонн нефти. Это почти десятая часть от всего объема топлива, которое потребовалось Красной Армии за весь срок войны. А ведь магистраль заработала лишь в середине противостояния!
Сахалин в последние годы Великой Отечественной обеспечивал половину потребностей Дальнего Востока и Восточной Сибири в нефтепродуктах. И это с учетом того, что здесь работали около 80 эвакуированных оборонных заводов и еще десятки военных предприятий.
Легендарный авиамаршрут ленд-лиза от Фэрбанкса до Красноярска «Аляска-Сибирь» (Алсиб) также снабжался топливом благодаря сахалинской нефти. По этой линии Советский Союз получил 7831 самолет и тысячи тонн военных грузов.
О технических ноу-хау, которые применили при строительстве трубопровода Оха — Софийск, и вкладе сахалинской нефти в общую Победу студентам профильных вузов накануне 9 Мая рассказывал начальник технического отдела ООО «Транснефть — Дальний Восток» Александр Бачериков. В комментарии «Дальневосточному обозрению» он дополнил историю о том, в каких условиях велось «Строительство №15»
— Если бы не эта труба, то многие предприятия и техника на Дальнем Востоке встали бы. Она позволила доставить нефть на объекты переработки, своевременно переработать и доставить ее к тем заводам, энергопотребителям, которые обеспечили нашу Победу. Советским нефтепроводчикам по всей стране в годы войны удавалось обеспечивать фронт топливом, иногда с риском для жизни. Вражеская авиация регулярно совершала налеты на объекты нефтетранспорта, а артиллерия и сухопутные войска старались уничтожать нефтяные артерии. Именно во время войны были опробованы и хорошо зарекомендовали себя полевые сборно-разборные трубопроводы, которые и сейчас применяются в отрасли, — отметил специалист.
Продолжатели в деле: марафон добрых дел ООО «Транснефть — Дальний Восток»
Память о героических подвигах дальневосточных нефтяников сохранилась в геральдике. На гербах районов и населенных пунктов Сахалинской области, по которым труженики тыла в годы войны протянули трубопровод, и по сей день красуются нефтяные вышки и капли черного золота. Сохранением исторического наследия занимаются и представители отрасли. В мае 2025-го сотрудники ООО «Транснефть — Дальний Восток» провели марафон добрых дел.
В Амурской области волонтеры районного нефтепроводного управления (РНУ) «Белогорск» в преддверии Дня Победы благоустроили мемориальную скульптуру воину освободителю 1941-1945 гг., отремонтировали и восстановили памятник воинам-автомобилистам. Добровольцы нефтеперекачивающей станции №26 отреставрировали обелиск Победы в пгт. Серышево. В порядок также привели мемориалы в Тыгде и Шимановске.
Сотрудники предприятия накануне Дня Победы решили не останавливаться на просвещении подрастающего поколения. Они, как и их легендарные предшественники, решили показать пример не только на словах, но и на деле. Вместе с учащимися и военнослужащими «Транснефть — Дальний Восток» провела патриотическую акцию «Нет забытым могилам» (0+). Захоронения ветеранов, которые проживали после Великой Отечественной войны в Приамурье, привели в порядок.
Не отстали от коллег и сотрудники из Хабаровского края и Приморья. Они провели косметический ремонт памятников в поселке Эльбане и селе Анучине.
Но особое внимание уделили главным героям праздника — ветеранам. В каждом из четырех регионов присутствия ООО «Транснефть — Дальний Восток» (Хабаровском крае, Амурской области, ЕАО и Приморье) в гости к участникам войны, труженикам тыла, несовершеннолетним узникам концлагерей, жителям блокадного Ленинграда, вдовам участников и инвалидов Великой Отечественной заглянули поздравительные бригады. Подарки получили 380 героев и героинь.
В Белогорске ограничиваться подарками и теплыми словами не стали. Волонтеры провели косметические ремонты в квартирах ветеранов и приобрели продуктовые наборы по адресным запросам получателей. А в приморском Дальнереченске сотрудники нефтетранспортного предприятия привели в порядок придомовые участки ветеранов.
«Транснефть — Дальний Восток» также внесла свой вклад в подготовку площадок для празднования. Для Дома ветеранов в Хабаровске приобрели новую мебель. Концертом, посвященным Дню Победы, посетители наслаждались в обновленном зрительном зале.
Отдавать дань памяти землякам, погибшим на полях Великой Отечественной, и возлагать цветы в этом году сотрудники «Транснефти» приходили к уже обновленным мемориалам. Нести на первом за последние годы оффлайн-шествии Бессмертного полка портреты родственников и говорить: «Помним. Гордимся. Чтим!» каждый из представителей компании мог с чистой совестью.
Больше материалов цикла «Война. Победа. Память» читайте в подборке «Дальневосточного обозрения».
Фото: пресс-службы ООО «Транснефть — Дальний Восток»
Инфографика: Вероника Строева
Стальной хребет, объединяющий страну: как обеспечивается нефтяная диверсификация?

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке