В Законодательной думе Хабаровского края прошли очередные заседания постоянных комитетов. Повесткой одного из них стал северный завоз — комплекс действий, с помощью которых жителей труднодоступных территорий Крайнего Севера обеспечивают топливом, продовольствием, лекарствами и другими жизненно необходимыми товарами. В регионе под его действие попадают восемь муниципалитетов.

Северный завоз в Хабаровском крае

Помимо доставки грузов жизнеобеспечения, механизм также предлагает предупреждать их дефицит. Так, высшее должностное лицо региона может принять решение о создании стратегического запаса. Целесообразность этого действия в Хабаровском крае стала основным вопросом повестки заседания.

северный завоз хабаровский край
Северный завоз в Хабаровском крае

Заместитель министра ЖКХ края — начальник финансово-экономического управления Ольга Салафонова отчиталась по вопросу с точки зрения поставок топливно-энергетических ресурсов.

Прежде всего, она рассказала, как по данной теме высказались муниципальные образования на севере края. Об отсутствии необходимости сообщил Верхнебуреинский район, а также Нанайский, поскольку он находится в транспортной доступности.

Большая же часть территорий инициативу поддержала, а Охотский округ даже предложил срок хранения — полгода. Правда, все они также обозначили, что собственными ресурсами для этого не располагают.

Решение о создании стратегического запаса предложили принять после дополнительной проработки. В частности, когда станет ясно, будет ли краю оказана федеральная поддержка для осуществления этого мероприятия.

— У субъекта есть право принимать решение — формировать его либо не формировать. Решение зависит от того, какая будет стоимость этого стратегического запаса и будет ли поддержка органов федеральной власти на эти цели.

Шесть районов прописали в своих ответах, что им для этого требуются средства из региональной казны. На сегодняшний день краевой бюджет сформирован с дефицитом, дополнительных источников нет. Кроме того, основной завоз, годовой, мы имеем с дефицитом, — рассказала Ольга Салафонова, отвечая на вопросы депутатов.

Дефицит, по словам замминистра, составляет в этом году порядка 700 млн рублей. Его общая стоимость тем временем составляет 3 млрд рублей. Дополнительные затраты на стратегический запас оценивают в 1,5 млрд рублей.

— Первая задача, приоритетная — это завезти топливо, покрыть тот дефицит, который на сегодня имеем для годового завоза, то есть покрыть потребность годовой навигации. А вторым этапом мы будем уже изыскивать средства для создания стратегического запаса. Для этого мы обращаемся в федеральные органы власти, чтобы была оказана поддержка из федерального бюджета, поскольку у нас своих средств свободных на эти цели нет, — рассказала Ольга Салафонова в ходе обсуждения.

Если же объем резервов решат увеличить с одного года до полутора лет, трудности пока предвидятся только в Тугуро-Чумиканском районе. Там может потребоваться еще 33 дополнительных резервуара.

Топливо — лишь половина беды. Нужно ведь и другие товары везти, продовольствие и не только. Об этой составляющей доложил заместитель министра промышленности и торговли Хабаровского края Дмитрий Тенетко. В данном разрезе с муниципалитетов также собрали мнения. И подведя общие итоги, пришли к выводу о нецелесообразности создания запаса ввиду малой численности населения.

— Кроме того, уже сложилась определенная логистика по завозу продукции в эти северные районы из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Коллеги из регионов говорят о том, что одним из моментов является отсутствие мощностей для хранения продовольственных и непродовольственных товаров. И если все-таки такое решение будет принято — то создавать единый центр, объект логистики и хранения, в городе Хабаровске, — отметил Дмитрий Тенетко.

Замминистра привел примерные расчеты затрат на такой комплекс. Годовая сумма вложений на его функционирование из краевого бюджета достигает 5 млрд рублей. При этом вероятность того, что такое предприятие в принципе понадобится, по словам чиновника, чрезвычайно мала.

— Таким образом, создание стратегического запаса товаров первой категории, учитывая дефицит краевого бюджета, отсутствие финансирования из федерального бюджета на такие цели, на наш взгляд, в настоящее время нецелесообразно, — подытожил Дмитрий Тенетко.

Однако докладчик добавил, что имеется альтернатива. По закону о северном завозе власти субъекта также располагают правом обратиться в Росрезерв с просьбой о выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва. На сегодняшний день склады федерального агентства имеются в трех городах края.

Стоит упомянуть, что запасы Росрезерва используют в экстренных ситуациях. В Хабаровском крае, как рассказали в ходе заседания, этим случаем стал паводок 2013 года.

После двух докладов, спикер заседания Валерий Постельник обратился к министерству сельского хозяйства края. Он призвал создавать на северных территориях края условия для производства собственных товаров так, чтобы минимизировать поставки в эти районы.

Такая постановка проблемы не обошла стороной и энергетику. В ходе обсуждения топливных поставок парламентарии обозначили на перспективу необходимость развития мощностей.

В частности, депутат Константин Алехин поднял вопрос о модернизации существующих котельных и о дальнейшем выводе районов на самообеспечение.

В свою очередь, Ольга Салафонова рассказала, что уже рассматривается переключение поселков Николаевского района с высокозатратных дизельных электростанций на «большую» энергетику. Тем самым предполагается поднять загрузку Николаевской ТЭЦ, недостаток которой сказывается на ценах.

Председатель комитета Валерий Постельник предложил «перейти Амур» и помимо Николаевского обратить внимание также на Ульчский район. Он, по словам депутата, сегодня является самым энергозатратным среди прочих муниципалитетов и до Комсомольского района «большой» энергетики не имеет. И этот вопрос, судя по всему, может стать повесткой заседания уже для другого комитета — по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу.

— Действительно, это правильное решение. Но надо рассматривать шире и накладывать на дорожную карту Хабаровского края, потому что это очень важно. Если мы мощности ТЭЦ Николаевска загрузим, и уведем в Ульчский район, то разгрузим и бюджет Хабаровского края по обеспечению всех углеводородов, включая уголь, светлые и темные нефтепродукты, которые мы сегодня с вами завозим, — отметил Валерий Постельник.

Фото: freepik (18+)

Больше материалов о политике и бизнесе в Хабаровском крае читайте в рубрике «Дальневосточного обозрения».

 

Рыба в цифрах: итоги 2024 и планы на 2025 обсудили в Росрыболовстве

Хабаровский край выступает за перенос сроков перезаключения договоров на рыболовные участки