4-5 декабря в Москве под девизом «Будущее капитала и капитал будущего» прошел XV инвестиционный форум ВТБ «Россия зовет!».

Многое говорилось о привлекательности и перспективах нашей страны для иностранных инвесторов. Мы отобрали несколько высказываний, касающихся Дальнего Востока.

Братья навек

На пленарном заседании Владимир Путин произнес фразу, которую жителям ДФО было особенно приятно услышать: «Теперь все, что с Востока, то лучше, чем с Запада».

Свою мысль президент развил: «Россия не развернулась сейчас в сторону Глобального Юга и Востока, нет. Россия давно, начиная с 2000-х годов, имея в виду тенденции мирового развития, развития мировой экономики, этим занимается. Спокойно, поэтапно, но мы уже давно это делаем.

У нас отношения с Китаем развиваются вне зависимости от тех событий, которые происходят, скажем, на украинском направлении. Китай уже давно, до этого, стал нашим крупнейшим торгово-экономическим партнером», — уточнил глава государства.

Как сообщал в середине ноября «КоммерсантЪ» (18+), минувший 2023-й год стал рекордным по товарообороту наших двух стран, который достиг $240,11 млрд.

В январе-октябре 2024-го этот показатель увеличился на 2,8% в годовом выражении и составил $202,2 млрд.

90% платежей между странами, пишет издание, ссылаясь на президента, проходит в юанях и рублях.

Однако санкции все же находят способ вмешаться — актуальной остается проблема трансграничных расчетов, приводит «Ъ» слова председателя Русско-Азиатского делового Совета (РАДС), советника президента Национального координационного центра международного делового сотрудничества Максима Кузнецова. «За вычетом инфляции, комиссии агентов в физическом выражении объем торговли может даже сократиться в этом году», — говорит эксперт.

Кроме того, основные китайские инвестиции из общего объема в $55 млрд приходятся на энергетику, а крупные компании пока осторожничают «из-за геополитических рисков».

Солидарен с ним и старший партнер юридической фирмы Ingvarr Zhong Yin Харви Ян — регулярный участник различных международных форумов в России.

По его словам, опасаясь возможных рестрикций со стороны США, 98% китайских банков отказываются принимать прямые платежи из России. Одним из наиболее надежных для переводов на сегодняшний момент остается — сюрприз! — китайский филиал ВТБ: «ВТБ Шанхай».

При этом 2/3 импорта в Россию из КНР — это машиностроительная продукция, оборудование, станки, легковой и грузовой транспорт. Мы же поставляем соседям в основном минеральное сырье.

Любопытно, что на макроэкономической сессии форума ВТБ «Россия зовет» выступал председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь. Он отметил, что в России более 8 тысяч китайских компаний — втрое больше, чем в Германии. И капитализация предприятий растет.

Чжоу Лицюнь

Так же он добавил, что «среди крупнейших 20 предприятий Российской Федерации — 6 из Китая. Они увеличивают вклад в бюджет России».

Еще раз напомнил цифры товарооборота и выразил уверенность, что последний вскоре достигнет $300 млрд. Инвестиционный потенциал Чжоу Лицюнь оценил в $200 млрд.

Китайские компании «смотрят положительно на сотрудничество с Россией и уверены в возможности развития здесь». Правда, ставка ЦБ «сейчас действительно очень высокая, но нужно рассматривать ситуацию с точки зрения долгосрочной перспективы».

«Доверие к российской экономике постоянно растет. А открытость — определяющий фактор инвестиций в российский рынок», — обнадежил господин Чжоу.

И, как пишет «Ъ», КНР сегодня — один из лидеров среди иностранных участников российского бизнеса. По темпам ежемесячных регистраций — около 200 — китайские компании сегодня обогнали даже белорусских бизнесменов.

Среди самых прибыльных сфер — продажа автотранспорта и оптовая торговля.

И как сказал президент, отвечая на вопрос одного из участников форума «Россия зовет!»: «А китайских производителей я хочу поздравить с теми блестящими результатами, которых они добиваются в области автомобилестроения».

На краю сотрудничества

Напомним, одним из «опорных субъектов» в российско-китайском сотрудничестве становится Хабаровский край.

Не так давно губернатор Дмитрий Демешин озвучил, что в регионе уже «реализовано более 200 бизнес-инициатив от наших китайских партнеров». Но главный интерес — в совместном бизнесе. «Это должно быть российско-китайское партнерство. Мы начали активно заявляться и поставлять нашу продукцию на экспорт. Также мы импортируем китайские товары. Но мы заинтересованы в локализации сборки продукции на территории Хабаровского края», — сказал Дмитрий Демешин.

Он же напомнил про перспективы, которые открывает грядущий запуск грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском и в целом освоение острова.

«По итогам ВЭФ глава государства дал поручение утвердить план мероприятий по развитию острова Большой Уссурийский и начать его реализацию уже в 2025 году. Совместно с Минвостокразвития РФ подготовлена дорожная карта. В нее включены базовые мероприятия первого этапа проекта — это строительство пункта пропуска, дороги и распространение на территорию режима ТОР», — сказал глава Хабаровского края.

Проекты сосредоточатся по нескольким направлениям: транспорт и логистика, активный туризм и рекреация, развитие индустриальных площадок. «Через новый пункт пропуска планируем принимать до 1,3 миллиона тонн грузов и до 1,5 миллиона человек в год», — добавил Дмитрий Демешин.

Также в планах использовать опыт Татарстана — развивать IT-направления на манер «Иннополиса».

Начинать мероприятия нужно уже в следующем году, а доклад представить до 15 апреля.

Как писало РИА «Новости» (18+), проектирование и строительство пункта пропуска на острове будет за счет федерального бюджета. Озвучивалась сумма в 10,8 млрд рублей.

К процессу уже подключился Росавтодор, который поможет со строительством подъездной дороги к будущему ГПП — 4,15 км обойдутся в 3 млрд рублей.

Также в мае, вскоре после подписания единой концепции развития острова, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков делился планами открытия Международной территории опережающего развития на Большом Уссурийском.

Ожидалось, что заработает МТОР с 1 января 2025-го: «До конца этого года закон, который уже принят в первом чтении Госдумой, должен пройти все оставшиеся этапы. Мы пошли на компромисс, на пару месяцев отложив принятие закона, чтобы наиболее важные поправки туда прошли — увеличить льготные сроки, сделать льготы еще глубже, сделать максимальную защиту от любых административных проволочек», — говорил министр.

Но… в конце ноября председатель комитета ГД РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов сообщил, что работа над поправками все еще продолжается.

«Я думаю, что закон примут в весеннюю сессию, в апреле-мае. В первом чтении за него уже проголосовали. В первую очередь шлифуются поправки, потому что мы хотим, чтобы закон был сбалансированным и взаимовыгодным», — обнадежил депутат.

«К северу через северо-восток»

Также в своем выступлении на форуме ВТБ Владимир Путин высказался еще об одном глобальном проекте — Северном морском пути.

«Мы просто вынуждены искать новые маршруты, мы это делаем и находим эти маршруты. Но в любом случае это процесс неизбежный в связи с ростом товарооборота в мире и с ограниченностью тех маршрутов, которые имеют место, с ограниченностью их пропускной способности и с ростом геополитических рисков», — подчеркнул президент.

В этой связи, отметил он, растет интерес к таким маршрутам, как Северный морской путь, вдоль российского берега в Арктике: «Мы в разы уже превысили объемы перевозок с советского времени, и это будет расти дальше».

Напомним, что Севморпуть — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову).

Он почти вдвое быстрее маршрута через Суэцкий канал. А по итогам 2023 года грузопоток по СМП достиг абсолютного «рекорда за всю историю грузоперевозок» — 36,256 млн тонн. Транзитный грузопоток тоже вышел на исторический максимум и составил 2,149 млн тонн, сообщает сайт Минвостокразвития.

Как отметили на заседании российско-китайской Межправительственной комиссии во Владивостоке в июле, в том же 2023-м компании из КНР совершили первые восемь рейсов по СМП.

А этой осенью из Санкт-Петербурга до Циндао прошел самый большой в истории Севморпути контейнеровоз — в общей сложности 40 966 тонн груза.

Как отметил в интервью «Вести ФМ» (16+) политолог, востоковед, директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василий Кашин: «Во-первых, Северный морской путь снижает зависимость Китая от торгового судоходства через Южно-Китайское море, Малаккский пролив, которые могут быть заблокированы в случае дестабилизации военно-политической обстановки в регионе».

Во-вторых, говорит эксперт, он открывает большие перспективы в интернет-торговле: «Чтобы заказчик мог быстрее получить товар. Поэтому интерес есть, но пока говорить о каких-то перспективах рано. Однако по мере изменения климата, по мере изменения геополитической обстановки, есть перспективы некоторого увеличения китайского транзита в этом районе».

«Атом» у руля

Отвечает за перспективное морское направление — Госкорпорация «Росатом». Не так давно мы писали об ее участии в судьбе долгожданного моста через Лену в Якутии — обязательно почитайте.

Так вот, как сообщается на сайте самого атомного гиганта, «в 2018 году Правительство РФ наделило «Росатом» полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути (СМП). Корпорация курирует федеральный проект «Развитие Северного морского пути», а также участвует в реализации плана развития Северного морского пути до 2035 года и инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Круглогодичный Северный морской путь», утвержденной распоряжением Правительства РФ».

Как писала «Российская газета» (16+), объем инвестиций в развитие Севморпути до 2035 года составит 1,8 триллиона рублей. Из них 620 миллиардов — из федерального бюджета.

Ожидается, что налоговые поступления в бюджет за тот же срок от проектов вдоль СМП превысят 16 трлн рублей.

Подводные камни

На ВЭФ-2024 Севморпути была посвящена отдельная сессия. Интерес к маршруту можно оценить по следующим цитатам.

«Мы высоко оцениваем усилия, которые направлены на развитие Северного морского пути, который будет играть значительную роль в XXI веке», — военно-морской атташе посольства Индии в РФ Бриджиндер С. Содхи.

«Путь по СМП помогает нам экономить время перевозки», — председатель NewNew Shipping Line Фан Юсинь.

«То, что происходило в 2021 году в Суэцком канале, те пробки, которые там возникали, служили большим и важным уроком для глобальной индустрии судоходства. Необходимо заниматься диверсификацией рисков. И в этом смысле необходимость и преимущества Северного морского пути стали яснее», — научный сотрудник НИИ океанической политики Фонда мира Сасакавы Сакико Хатайа.

Но там же всплыли на поверхность и некоторые проблемы. Так, даже глава «Росатома» Алексей Лихачев признал, что «и финансовый сценарий, инвестиционный сценарий до конца непонятен. […] мы еще не в целевом состоянии, еще многое нужно сделать для того, чтобы действительно это был такой привлекательный, очень комфортный и безопасный международный транспортный маршрут».

Отметили и высокую стоимость ледоколов, которая увеличивает и тариф.

Решение, впрочем, тоже озвучили: государство должно стать якорным инвестором СМП. Вложиться в строительство флота — атомного и ледокольного, обеспечение инфраструктуры и безопасности.

Фото: сайт Кремля, пресс-служба ВТБ