По итогам 2024 года самый крупный подряд на Дальнем Востоке достался АО «Асфальт» из Амурской области. Эта же компания возглавила рейтинг «Дальневосточного обозрения» в качестве главного подрядчика. Самым крупным распределителем контрактов стала Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке из Хабаровского края. Подробности в материале.

«Дальневосточное обозрение» традиционно подводит итоги 2024 года на рынке госзакупок Дальнего Востока. При помощи баз данных «СПАРК-Интерфакс» (18+), ЕИС «Госзакупки» и открытых источников мы составили рейтинги крупнейших госконтрактов года, главных госзаказчиков по общему объему распределенных средств и ведущих подрядчиков по общей сумме контрактов. Важная ремарка: мы учитывали только закупки в рамках 44-ФЗ. Приведенные данные актуальны на начало января 2025 года — впоследствии некоторые из упомянутых госконтрактов могут быть прекращены или аннулированы.

Главные контракты

Главные контракты года на Дальнем Востоке  ожидаемо связаны со строительством и ремонтом дорог. В топе-10 таковых шесть, а если считать мосты и путепроводы — восемь.

Самый крупный подряд — на 18,2 млрд рублей — достался АО «Асфальт» из Амурской области. Подрядчик спроектирует и построит 18-километровую шестиполосную дорогу на выезде из Владивостока в сторону Хабаровска, которая пройдет в обход нескольких поселков в Надеждинском районе Приморья, а также четыре развязки. Согласно описанию закупки, новый участок войдет в состав трассы А-370 «Уссури». Заказчик — Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке (ФКУ ДСД «Дальний Восток) — начал торги с 20,2 млрд рублей, но приамурская компания «уронила» цену почти на 10%, до 18,2 млрд.

Заказчики и поставщики: госзакупки первого полугодия 2024 в Хабаровском крае

А вот второе место в топе крупнейших госзакупок 2024-го с дорогами не связано. Тюменское ООО «Запсибгазпром-Газификация» за 13 млрд возведет регазификационный комплекс СПГ в Камчатском крае.  Как отмечают в правительстве региона, строительство комплекса позволит решить вопрос с дефицитом природного газа на Камчатке. Масштабный проект разделили на две части — морскую, которая подразумевает строительство непосредственно плавучей регазификационной установки, и береговую. Первой занимается ПАО «Новатэк», а вот работы на берегу — обустройство причалов, берегоукрепление, строительство производственных помещений и прочие — уже начала «Запсибгазпром-Газификация». Отмечается, что строительство комплекса регазификации сжиженного природного газа позволит обеспечить поставки СПГ для энергетических нужд Камчатского края в объеме до 446 тыс. тонн (620 млн куб. м природного газа) ежегодно. Сжиженный газ позволит заместить недостающие запасы камчатских месторождений и благополучно газифицировать Камчатку.

Закрывает тройку главных госзакупок года капитальный ремонт 20 километров трассы А-375 «Хабаровск – Красный Яр – Ариадное – Чугуевка – Находка». Начальная стоимость контракта от межрегиональной дирекции составляла 11,9 млрд рублей. ООО «Стройдорсервис» сторговался до 10,9 млрд и забрал контракт.

Дороже золота: рейтинг частных клиник общей практики в Хабаровском крае

С четвертого места стоимость договоров резко падает. Так, на капитальный ремонт 8 километров подъездной дороги от морского порта  до аэропорта Петропавловска-Камчатского компания ООО «Устой-М» получит 5,4 млрд рублей. Речь о трассе А-401 — единственной федеральной на Камчатке. «Устой-М» осваивает эту трассу давно. В 2020-2021 году подрядчик по заказу «Росавтодора» расширил 18-километровый участок дороги до четырех полос, установил барьерное ограждение, оборудовал освещение, светофоры, камеры, тротуары и другую инфраструктуру. Предполагалось, что трассу доделают в 2024-м, но не случилось — сейчас сдача оставшегося участка от Северо-Восточного шоссе до морского порта Петропавловска-Камчатского намечена на конец октября 2026-го. Какой-либо конкуренции в борьбе за контракт «Устой-М» не встретил.

На пятой строчке — ремонт подъезда к Комсомольску-на-Амуре на федеральной трассе А-376 «Хабаровск – Лидога – Ванино – Комсомольск-на-Амуре» за 4,3 млрд рублей. Этот контракт также отошел «Стройдорсервису», других заявок не поступило. Всего подрядчику предстоит привести в нормативное состояние 89 километров трассы, 30 из них в ФКУ ДСД «Дальний Восток» рассчитывают принять уже в 2025 году.

Строительство путепровода через Транссиб в Белогорске Амурской области за 4,1 млрд рублей — это шестой по стоимости госконтракт в 2024 году. Исполнит его ООО «Мостострой-11» из Ханты-Мансийского автономного округа. Проектированием путепроводов власти Приамурья озаботились из-за сокращающихся интервалов для проезда автомобилей через железнодорожные пути на фоне возросшей нагрузки на Транссибирскую магистраль. Помимо Белогорска их также возведут в Новобурейском, Серышеве, Завитинске и Возжаевке.

Вулканическая неактивность или как Камчатка увязла в социальных долгостроях

На седьмом месте строительство школы №19 в Южно-Сахалинске за 3,7 млрд рублей. Она появится в 19-м микрорайоне города на месте снесенной школы №4, построенной еще в 1953 году. Количество учеников нового учреждения возрастет почти втрое — с 393 до 1100. Конкурс выиграло ООО «СЗ «Рыбводстрой», контракт оценили в 3,7 млрд рублей. Подрядчик уже начал строительство и работает с опережением сроков. Общая площадь школы составит около 35 тысяч квадратных метров.

Восьмая строчка снова у трассы А-370. На ее 228-м километре ООО «Стройдорсервис» займется реконструкцией мостового перехода через реку Бикин с путепроводом через железную дорогу. На исполнение контракта подрядчик получит 3,5 млрд рублей со сроком исполнения до конца 2026 года.

На девятом месте рейтинга — капитальный ремонт 30 километров дороги Улан-Удэ — Романовка — Чита за 3 млрд рублей. Работами займется улан-удэнское ООО «Дорстройсервис». Несмотря на свой региональный статус, эта трасса «кормит» подрядчиков из Бурятии и соседних регионов не хуже, чем некоторые федеральные. На ремонт только 89 километров потратят свыше шести миллиардов рублей за несколько этапов ремонта. Неудивительно, что за ходом работ присматривают высшие республиканские чины в дорожной отрасли —  в октябре 2024-го дорогу лично обследовали зампред правительства Бурятии Евгений Луковников, министр по развитию транспорта Александр Гоге и руководитель ГКУ «Бурятрегионавтодор» Владимир Соснин.

Заказчики топят обрабатывающие производства в Хабаровском крае

Контракт с десятого места топа дальневосточных госзакупок достался сахалинскому АО «СУ-4». Подрядчик до ноября 2028 года отремонтирует восемь километров трассы Южно-Сахалинск — Корсаков за 2,8 млрд рублей. Расширить выезд из областной столицы до четырех полос решили по инициативе губернатора Валерия Лимаренко. В правительстве Сахалинской области считают, что реконструкция этой дороги давно назрела — нынешняя одна полоса не справляется с потоком автомобилистов, что приводит к пробкам в часы пик и по выходным летом. Строительство начнут весной 2025 года на проспекте Мира от развилки с гипермаркетом «Бубль-гум» до перекрестка с Охотской трассой.

топ госзакупок 2024 дальний восток
АО «Асфальт» из Амурской области возглавило ТОП-10 госзакупок 2024 года в ДФО

Главные распределители

В первой десятке по общей сумме заключенных за год контрактов оказались заказчики из семи регионов ДФО. Здесь также доминируют ведомства, связанные с дорожным строительством и транспортом — их восемь.

Хабаровский край возглавляет рейтинг, но только благодаря тому, что в регионе базируется Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке, распределяющая контракты по всему федеральному округу — их в 2024 году у ведомства набралось 127 на 57,3 млрд рублей.

Второе место и фактическое лидерство среди региональных распределителей у министерства транспорта Приморья со 105 контрактами на 23 млрд рублей. У ведомства нет громких тендеров, а стоимость двух крупнейших едва превышает миллиард. Ключевые лоты — содержание дорог регионального и межмуниципального значения.

«Бронза» у Управления автомобильных дорог Амурской области — 137 контрактов на 13,6 млрд рублей. Почти половина от этой суммы приходится на два договора, заключенных в самом конце года. 23 декабря подряд на строительство путепровода в Белогорске за 4,1 млрд отошел «Мостострою-11» из Ханты-Мансийского автономного округа, а контракт на ремонт шести километров дороги Благовещенск-Бибиково за 2,1 млрд рублей достался местному «Асфальту» 24 декабря. Так Амурупрадор в последний момент заскочил в топ-3 распределителей 2024-го. Больше денег ведомство раздавало только в 2020-м — тогда на один только мост через Зею направили 23,6 млрд рублей.

6 проблем с логистикой, с которыми сталкиваются хабаровские компании

Подряд на строительство СПГ- комплекса за 13 млрд делает МинЖКХ Камчатки одним из всего лишь двух дальневосточных заказчиков, не имеющих отношения к дорогам или транспорту. Четырех сделок на 13 млрд и 186 млн рублей в итоге хватило для четвертого места по общей сумме контрактов среди распределителей.

Забайкальский край представлен двумя госзаказчиками в топ-10 — управлениями региональных и федеральных дорог. На счету ГКУ «Забавтодор» (5 место рейтинга) 191 контракт на 13 млрд и 123 млн рублей. Здесь все по-классике: регионалы берут числом, и самый крупный лот от «Забавтодора» — ремонт нескольких участков дороги Могойтуй — Сретенск -Олочи в Нерченском районе Забайкалья за 693 млн. ФКУ «Упрдор «Забайкалье» (9 место) распределило 7,3 млрд рублей по 33 контрактам, заключенным в 2024 году. Главный — на строительство и реконструкцию участков дороги А-350, соединяющей Читу с Забайкальском и китайской границей. За 1,5 млрд подрядчик из Бурятии, ООО «Дорстройсервис», обязуется построить подъезд к грузовому терминалу международного автомобильного пункта пропуска.

Саму Бурятию в топ-10 госзаказчиков представляет только ГКУ «Бурятрегионавтодор» — шестое место, 94 контракта, 11,7 млрд рублей. Крупнейший заказ — на капитальный ремонт 30 километров трассы Улан-Удэ — Романовка — Чита на участке в Еравнинском районе республики. К слову, у «Бурятрегионавтодора» больше всего контрактов на миллиард рублей и выше среди региональных дорожных управлений в этом рейтинге — пять.

Майнинг в России изменится: новички уйдут, а опытные майнеры будут объединяться в сообщества

Наконец, самое большое представительство в топ-10 у Якутии — сразу три строчки. Всего три главных госзаказчика республики заключили с исполнителями около 700 контрактов на общую сумму свыше 21 млрд рублей. 7,5 млрд из них пришлось на Управление автомобильных дорог по Якутии (7 место, 194 договора). За федеральные дорожные контракты в регионе отвечает ФКУ «Упрдор «Вилюй» — 65 контрактов и 7,4 млрд рублей хватило для восьмого места. Крупнейший лот этого заказчика — второй этап капремонта трассы Р-504 между Якутией и Магаданской областью — забрал ООО «Сельдорстрой». Кстати, забавный факт — это единственное упоминание Магаданской области в этом материале в каком-либо контексте. Ни в один из трех рейтингов Колыма не попала.

На последнем, десятом месте этого топа ютится служба госзаказчика Якутии. Зато с лидерством по общему количеству контрактов в 2024 году — их ведомство навыдавало сразу 417 штук на 6,4 млрд рублей. Самый солидный — на строительство поликлиники в поселке Сангар Кобяйкского улуса за 723 миллиона. Он достался местному производственному кооперативу «Монтажник».

Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке
Топ-10 госзаказчиков 2024 возглавила Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке из Хабаровского края

Главные подрядчики

Все исполнители госконтрактов, зарегистрированные в регионах ДФО и вошедшие в топ-10 за год по общей сумме контрактов, заняты в дорожной отрасли. Некоторых из них мы уже успели упомянуть в этом материале.

Уверенное лидерство держит АО «Асфальт» из Амурской области c 14 заключенными контрактами на 27,8 млрд рублей. Эта цифра сильно льстит компании — за 20 лет участия в госзакупках она никогда и близко не приближалась к таким объемам. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2020 году — тогда «Асфальт» получил 15 контрактов на 12,5 млрд рублей. Успех 2024-го обусловлен тем, что именно «Асфальту» достался главный подряд года — на строительство выезда из Владивостока в сторону Хабаровска в обход Надеждинского района. Как мы уже отмечали, за закупку пришлось побороться, снизив ее изначальную стоимость на два миллиарда рублей. Главная интрига — удастся ли компании выполнить условия соглашения.

До сих пор самой крупной суммой, которую доводилось осваивать «Асфальту» на госзакупках, были 4,9 млрд на реконструкцию участков трассы Р-297 «Амур» как раз в рекордном 2020-м. Тот контракт фирма завершить не сумела, а теперь ей предстоит работать с принципиально другими объемами. По выручке «Асфальт» — один из лидеров в ДФО. Правда, 5,2 млрд рублей, зафиксированные в 2023 году — худший результат компании за последние пять лет. А вот чистые активы, напротив, последовательно растут и достигли 1,35 млрд к началу 2024-го. Прибыль стабильно колеблется на уровне 100-130 млн рублей. Владельцами АО «Асфальт», согласно отчету за 2023 год, являются Александр Дрынчин (51% акций), Андрей Сенотрусов и Виталий Дровняк (оба — по 24,5%), сообщает «Интерфакс» (18+).

Разгон инфляции и не только: цены на Дальнем Востоке растут быстрее общероссийских

Аномально успешным год получился и для «Стройдорсервиса». Компания Александра Федорова получила 19 контрактов на 23,8 млрд рублей — это ее абсолютный госзакупочный рекорд с 2011 года. В последний раз такой рост у компании был зафиксирован в 2020-м, но тогда сумма составила лишь 16,5 млрд. Добиться успеха «Стройдорсервису» помогли три контракта в топ-10 по итогам года (третье, пятое и восьмое места рейтинга). Все остальные сделки не дотягивают и до миллиарда рублей. Больше половины от всех своих договоров в 2024 году «Стройдорсервис» получил от ФКУ ДСД «Дальний Восток» — 10 из 19. Они принесли фирме 20,3 млрд из 23,8 млрд. Выручка «Стройдорсервиса» за 2023 год составила 9,3 млрд — это лучший результат компании за пять лет и почти в три раза больше, чем в 2019-м. То же и с чистой прибылью, которая к 2023-му достигла 400 млн рублей.

Третье место у АО «Примавтодор» с 52 контрактами на 9,4 млрд рублей. Две самые крупные госзакупки, отошедшие принадлежащей правительству Приморья компании — на 1,1 и 1,2 млрд рублей за содержание дорог регионального и межмуниципального значения. Основной донор «Примавтодора» — Минтранс края. С ним предприятие заключило 15 из 52 своих контрактов в 2024 году (28,9%) на 9,34 млрд рублей (98,91% от общей суммы, полученной на исполнение договоров). За последние 19 лет стороны заключили между собой свыше 300 контрактов — каждый пятый подряд министерства достается «Примавтодору».

Историю «Примавтодора» последних 10-12 лет можно назвать цикличной — провал руководства, увольнения, назначение нового руководства, провал, увольнения. Предприятие очень плохо пережило большие стройки времен саммита АТЭС и осталось с многомиллиардными долгами, последствия которых до сих пор мрачной тенью нависают над дорожниками. Из-за постоянных скандалов вокруг качества работ руководство компании регулярно меняется — последняя рокировка случилась в 2023 году, ротацию комментировал даже губернатор Олег Кожемяко. Он же, к слову, анонсировал и масштабные денежные вливания в «Примавтодор».

Год окончания ипотечного бума: итоги 2024 года в жилищном строительстве

Возможно, активность компании на рынке госзакупок тоже связана с поддержкой региона. 9,4 млрд, полученные на исполнение контрактов в 2024 году — это лучший результат «Примавтодора» с 2009-2010 годов, когда в разгаре были те самые саммитовские стройки. Но бухгалтерия пока удручает, поскольку убытки предприятия в 2023 году лишь немного не дотянули до миллиарда рублей.

На четвертой строчке рейтинга господрядчиков ДФО — камчатский «Устой-М», в активе которого 7,1 млрд за девять контрактов. Хотя большую часть этой суммы принес один-единственный — на капремонт дороги от морского порта до аэропорта Петропавловска за 5,4 млрд (четвертое место в топ-10 крупнейших договоров года). Владеет компанией депутат Заксобрания Камчатки Юрий Ломакин. В парламенте края он возглавляет комиссию по регламенту и депутатской этике, а трассу   «Морпорт — Аэропорт», приносящую миллиарды рублей «Устою-М», называет своей судьбой.

— Как только написали в прессе, что на дорогу выделили 3,5 миллиарда, диванные эксперты сразу начали комментарии писать: «Ну все понятно, попилят, по карманам распихают». Рассказать, в каком кармане у меня лежит 3,5 миллиарда? Ни в каком. Нужно знать специфику строительства: в стоимости капитальных асфальтобетонных объектов до 90 процентов занимает материал. Асфальтобетон, грунт, барьерные ограждения, современные остановки, столбы освещения и т. д. Темпы строительства у нас бешеные, это правда. А люди хотят еще быстрее, и, желательно, вообще все и сразу, — рассказывал Ломакин о работе с этой трассой в 2021-м.

И если миллиардов в карманах депутата, возможно, и не водится, миллионы там вполне могли заваляться. Во всяком случае «Устой-М» — финансово очень успешный бизнес, и со стройкой дороги «Морпорт-Аэропорт» совпал его взлет. Так, выручка компании в 2019 году составила 1,8 млрд рублей, в 2020-м — 3,7 млрд, в 2021-м — уже 5,2 млрд. Затем последовало снижение, но по итогам 2023 года «Устой-М» все равно показал неплохие, мягко говоря, 4 миллиарда рублей. С чистой прибылью все еще лучше. Так, в 2021 году — как раз тогда Ломакин жаловался на хейт в комментариях — она составила 1,17 млрд рублей. Такого и близко нет даже у «Стройдорсервиса», а эти ребята умеют зарабатывать. Да и вообще предприятия с сопоставимой выручкой обычно довольствуются куда меньшими прибылями, зачастую — в десятки раз.

Самый эффективный губернатор: рейтинг глав Дальнего Востока

Правда, в 2023 году «Устой-М» резко ушел в убыток — сразу на 487,9 млн рублей. Здесь можно было бы пофилософствовать про высоту взлетов и болезненность падений, но, судя по контракту на пять с лишним миллиардов, в этом случае никто особо и не страдает (разве что те самые хейтеры).

Пятерку лучших замыкает сахалинское АО «СУ-4» со 116 контрактами на 6,6 млрд рублей. Почти половину из них принес тендер, попавший в топ-10 — капремонт участка трассы Южно-Сахалинск — Корсаков за 2,8 млрд (10 место). По 700+ млн рублей фирме принесли два контракта на ремонт дороги Южно-Сахалинск — Холмск, без малого 650 млн — работы на трассе Невельск — Томари — Аэропорт Шахтерск. СУ-4 позиционирует себя одной из старейших компаний в отрасли, основанной еще в 1975 году (современное юрлицо зарегистрировано в 1998-м). Состав совета директоров в компании публично не раскрывают, генеральный директор с 2020 года — Константин Моисеев.

Согласно официальным данным, СУ-4 располагает внушительной инфраструктурой, включая 24 карьера по добыче и производству инертных материалов, шесть асфальтобентонных и три бетонных завода. Профиль широкий: помимо ремонтов компания строит дороги и мосты. По итогам 2023 года СУ-4 отчиталось о рекордной для себя выручке в 7,2 млрд рублей (в 2022-м — 3,7 млрд), но при этом показала лишь 4,9 млн рублей чистой прибыли (в 2022-м — 306,2 млн).

Сахалинская область также представлена в топе подрядчиков «Рыбводстроем», который занимается строительством школы №19 в Южно-Сахалинске (шестое место, 203 контракта на 5 млрд рублей). Также в десятку вошло хабаровское ЗАО «Форпост» (14 контрактов на 4,8 млрд) и ООО «Дорстройсервис» из Бурятии (3 договора на 4,8 млрд). Самое большое представительство в рейтинге крупнейших господрядчиков 2024 года у Приморья — кроме «Примавтодора» в него попали АО «СпецСУ» (13 контрактов на 4,2 млрд) и ООО «ВСК №1» (24 сделки на 3,7 млрд).

ао асфальт
Топ-10 господрядчиков 2024 на Дальнем Востоке возглавило АО «Асфальт» из Амурской области

Андрей Петров