Министр энергетики Хабаровского края Герман Тютюков рассказал «Дальневосточному обозрению» о задачах 2025 года и их реализации.

— Герман Викторович, как бы вы оценили нашу краевую энергосистему?

— Хабаровская энергосистема характеризуется как транзитная – через нее идет электроэнергия в Приморский край. Электростанции, которые расположены в Хабаровском крае, они разные, не такие, как в Приморье, немного по-другому управляются, работают на угле других месторождений. Но с технической точки зрения электростанции идентичны. Особенно сейчас, когда часть электростанций перевели на газ, стало проще, чище, безопаснее. Это очень хорошо. И мы будем продолжать работу, чтобы максимально перевести электростанции на газ.

— Чему, в частности, как раз и будет соответствовать ТЭЦ-4, которая строится в Хабаровске взамен ТЭЦ-1?

— Да. Именно так. Проект строительства Хабаровской ТЭЦ-4 изначально предусматривает использование природного газа.

ТЭЦ-4: проект

— В каком она состоянии?

— Электростанция – в активной стадии строительства. Была поставлена задача – максимально ускорить процесс. Считаю, она практически выполнена.

— Так просто?

— Построить такую станцию – это не только коробку поставить. Важно оборудование. А основное оборудование изготавливается в Санкт-Петербурге, на заводе компании АО «Силовые машины». И сейчас с группой «Русгидро», застройщиком этой станции, мы прорабатываем правильный, быстрый и безопасный путь доставки оборудования. Оно крупногабаритное, весом больше 60-80 тонн. То есть заказываются специальные железнодорожные платформы. Мы планируем отправлять из Санкт-Петербурга оборудование в декабре 2025 — январе 2026 года, чтобы можно было монтировать его на станции. Сама строительная часть практически завершена, сейчас начинается монтаж оборудования и пусконаладочные работы.

Губернатор нам ставил задачу ускорить строительство, синхронизировать все процессы, в том числе и строительство газопровода. Как раз для этой станции строится отдельный газопровод и отдельная ГРС «Горький». Его строит группа «Газпром». Наша задача – посмотреть всю проектную документацию, график строительства и ход работ. Мы вместе сверили все контрольные точки по графику, нашли, где можно ужать сроки, провести оперативное согласование. И мы уже видим, что вместо первого квартала 2027 года газопровод может быть построен в третьем квартале 2026- го, то есть раньше минимум на 5-6 месяцев. Это позволит и раньше запустить электростанцию.

— За счет чего происходит ускорение строительства? Не в ущерб же каким-то процессам?

— Ни в коем случае не в ущерб. Ускорить – не значит исключить какие-то этапы работ. Это значит ускорить какие-то организационные процессы, можно какие-то этапы синхронизировать. Например, первоначальный график доставки оборудования из Санкт-Петербурга планировался на корабле через Индийский океан в течение трех месяцев. Это долго, дорого и ненадежно, так как корабль проходил бы через водные пространства стран, которые не всегда к нам лояльны. Поэтому приняли другое решение — о доставке по железной дороге своей страны, где все будет под контролем. И по срокам займет как минимум в три раза меньше времени.

Вдобавок к этому мы прорабатываем согласование проведения экспертиз, то есть исключаем затягивание бюрократических процессов совместными усилиями – нашего министерства, министерства строительства, министерства имущества, администрации города Хабаровска. Потому что очень много требуется согласований с городскими службами и другими собственниками – по дорогам, земельным участкам, коммуникациям.

— Газ будет сахалинский? Вопросов уже нет?

— Да. В настоящий момент объемы по газоснабжению Хабаровской ТЭЦ-4 полностью определены, договоры заключены. Здесь все в порядке.

— За чей счет строится станция?

— Основной инвестор и финансирующая сторона – группа компаний «РусГидро». Стоимость строительства весьма серьезная – оценивается более 80 миллиардов рублей.

— Если станция строится за частные деньги, то, чтобы оправдать вложения, будет подорожание тепловой и электроэнергии? Тарифы изменятся?

— Средства не совсем частные, «РусГидро» — государственная компания. И тарифы не изменятся. Смотрите, оправдать вложения, конечно, надо, но есть законодательство, которое регулирует ценообразование на тепловую и электроэнергию. Возврат инвестиций будет расписан на много-много лет, он будет закладываться в ценовую политику и по тепловой энергии, и по электроэнергии. Бояться или ожидать подорожания не стоит. А учитывая современное оборудование станции, которое намного экономичнее, технически более совершенно, то мы ожидаем даже небольшое снижение стоимости вырабатываемой энергии.

— Что даст ТЭЦ-4 народу города Хабаровска? Вода, батареи станут горячее?

— Хабаровская ТЭЦ-4 с красивым названием «Южная» строится взамен уже исчерпавшей свои ресурсы ТЭЦ-1, которая вводилась в эксплуатацию в 1937 году.

Работы по пуску газа на ТЭЦ-4 форсируют в Хабаровске

— Ой, как давно – еще чуть-чуть и историческое 90-летие!

— Так и будет в тот год, когда закроем старую и введем в эксплуатацию новую станцию. Вы понимаете, что станция – это металл, это генераторы, турбины и прочее оборудование, которое с годами изнашивается. Благодаря самоотверженному, не побоюсь этого слова, труду энергетиков, которые эксплуатируют и ремонтируют станцию, она сегодня находится еще в работоспособном состоянии. Но, конечно же, не может полноценно выполнять все функции, которые на нее возлагались.

Посмотрим на эффективность этого предприятия. Оборудование, которое выпускалось в 30-е годы прошлого века, и оборудование современное – очень отличаются по экономичности, по энергозатратности.

— А нынешнее оборудование российского производства?

— Как вы знаете, на два года была задержка со строительством станции. Это произошло потому, что первый проект был рассчитан на турбины иностранного производства. Но было принято решение изменить условия и полностью перепроектировать станцию на российское оборудование, что и было успешно сделано. Основное оборудование производится в Санкт-Петербурге на заводе АО «Силовые машины», много чего вспомогательного — на Урале, в Екатеринбурге, в Калуге.

— Это хорошо. Но вы еще не сказали про батареи…

— Батареи, конечно, станут теплее. Но дело даже не в этом. Теплоснабжение станет стабильнее. Многие ведь чувствуют существующую нестабильность. «Будет отключение на десять дней горячей воды в связи с ремонтом (или профилактикой) оборудования…», — время от времени появляются знакомые всем объявления. Вот такие ситуации мы будем нивелировать. Новая станция как раз предусматривает, чтобы можно было проводить подобные мероприятия без отключения потребителей. Конечно, совсем исключить временные отключения нельзя – это ведь техника. Но массовых случаев сможем избегать.

— Мой наивный вопрос: если ТЭЦ-4 такая хорошая, то, быть может, и ТЭЦ-2 закрыть по ненадобности?

— Нет-нет, нельзя – у ТЭЦ-4 не хватит на это мощности. Пока ТЭЦ-2 еще нужна. ТЭЦ-4 закроет прежний объем мощности ТЭЦ-1 и даст немного больше, что потребуется строящимся в том районе объектам. Но надо учитывать, что в городе строятся магистральные тепловые сети, и вся эта система соединит ТЭЦ-4 с ТЭЦ-3 в Березовке. По сути, получатся две мощные станции, которые будут помогать друг другу в случае необходимости переключения тепла.

— А электроэнергия?

— Ситуация с электроэнергией тоже станет стабильнее. Согласно проектной документации объемы выработки электроэнергии на новой станции такие же, как и на старой, но реально ТЭЦ-1 уже не вырабатывает такие объемы. Физически не может, так как оборудование изношено. Новое оборудование, которое сейчас ставится на новой станции, оно «эластичное» — им можно очень быстро управлять. На старой станции, чтобы провести какие-то операции, нужны часы, а то и дни, чтобы выключить одну турбину, включить другую – долгий процесс. На современном оборудовании это делается за минуты, что повышает надежность, помогает избежать отключений. А если что-то все же случается (прошел шторм, сорвало крышу, которая приземлилась на провода – так было недавно), то от этого никуда не денешься. Но новое оборудование позволяет быстро локализовать подобные аварийные ситуации, переключиться на другие линии и избавить потребителей от страданий.

— Министерство энергетики контролирует и строительство газопровода…

— Есть такая контрольно-наблюдательная функция — по завершению строительства газопровода на участке перемычки Белогорск — Хабаровск, которая соединит газопровод «Сила Сибири» и газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Эту перемычку очень долго ожидали. И на сегодняшний день группа «Газпром», пройдя Амурскую область и ЕАО, уже зашла в Хабаровский край. По нашей территории требуется построить порядка 180 километров. Поручение губернатора – также максимально ускорить все вопросы строительства, чтобы мы обеспечили надежность и гарантированный ресурс с якутских месторождений, откуда получает газ «Сила Сибири».

Согласно проектно-сметной документации завершение строительства перемычки было запланировано на 2027 год. Путем переговоров, синхронизации ряда позиций, организационной помощи строителям от правительства края и нашего министерства энергетики был изменен плановый запуск. Первоначальные операции намечены на июнь-июль 2026-го, а полное заполнение газопровода — на конец следующего года. Как минимум на шесть месяцев раньше.

Мы эту задачу еще не выполнили, но уже понимаем, что можно сделать. Губернатор лично мне поручил контроль за ходом работ, и мы ежемесячно выезжаем на объект, проводим совещания со строителями, решаем вопросы помощи, согласования и т. д.

Газификация Дальнего Востока: три подхода к обеспечению регионов голубым топливом

— Газопровод пройдет через Амур?

— Конечно, пройдет. Делается подводный газопровод. Никто его даже не заметит ни с берега, ни проплывая на лодке.

— Зачем нужна эта перемычка? Нам мало сахалинского газа?

— Нам достаточно сахалинского газа на текущий момент. Но судя по тому экономическому развороту края, по той динамике инвестиционной деятельности, которые обозначил губернатор Дмитрий Викторович Демешин, мы видим, что у нас возможен дефицит газа. И Хабаровск, и Комсомольск, и Амурск, промышленные предприятия будут забирать его гораздо больше. Ведь поставлена задача развития крупного промышленного производства – в том числе Хабаровского судостроительного завода, территорий опережающего развития. Тот же Малмыжский ГОК разворачивает очень серьезные объемы работ. Несколько очень крупных тепличных комбинатов планируется запустить в ближайшее время – к примеру, теплицы по 20 гектаров. Это все и многое другое потребует совершенно другие объемы газа. Мы понимаем, что примерно к 2030 году потребление газа в крае увеличится, ориентировочно, в два раза.

— А что можно сказать об обеспечении газом населения?

— Продолжается работа по подключению населения к газоснабжению – это большой объем. Это большая программа догазификации, которую реализовываем по поручению Владимира Владимировича Путина. Честно скажу, не со всеми задачами мы здесь справляемся пока. Потому что никто не ожидал такого большого количества заявок — в том числе и единый оператор газификации «Газпром газораспределение Дальний Восток», который отвечает за эту программу на территории Хабаровского края. Заключено больше 15 тысяч договоров на подключение газа. Особая сложность связана с тем, что территориально наш край достаточно разбросан, большие расстояния между населенными пунктами.

— Меня смутила ваша фраза «никто не ожидал». Выходит, в кабинетах предполагали, что народу больше по душе дрова и печки? Выходит, что не было четких планов и элементарных расчетов?

— Не совсем так. Смотрите, какая была ситуация. Первая схема газоснабжения разрабатывалась в 2013 году, и под нее, разумеется, делались расчеты согласно заявкам и процедурам подключения к газоснабжению, действующим по документам того периода. Но потом было обращение губернаторов (в том числе, и нашего) к президенту Владимир Владимировичу Путину, на основании чего он принял решение подводить газовую трубу к домовладениям бесплатно. Это была абсолютно правильная программа догазификации, распространенная на всю страну. С 2019 года она вступила в силу. И даже там, где подключение к газовой трубе и не ожидалось, жители получили право подать заявку на газификацию. Поэтому их и подавали массово. В европейской части страны поселения и домовладения расположены компактно, а у нас… — простор! И чтобы все построить, требуются колоссальные финансовые и временные затраты. Но мы не пасуем. Мы стараемся программу газификации населения реализовать. Конечно, не все получается вовремя, но это нас не останавливает. Работаем.

— Тарифы на газ поднимутся?

— Мы ожидаем, что тарифы на газ будут ниже.

— Не может быть!

— Может. Смотрите: в сентябре 2025 года заканчивается 20-летний международный контракт с компанией «Эксон Нефтегаз», и отныне все договоры с Роснефтью и Газпромом заключаются с привязкой к нашему рублю, а не к доллару. То есть уходит в небытие то ненормальное раскачивание всяких валютных коридоров, которое сразу влияло на ценовую политику на газ. Отныне мы своей государственной политикой сможем регулировать цены на газ на внутреннем рынке.

— Как-то долго тянулась эта ситуация, даже были предсказания, что в 2025 году снабжение нашего края сахалинским газом рухнет.

— Ничто «рухать» не будет! Российское правительство приняло правильное решение. Можно было досрочно разорвать этот контракт, но тогда по международным стандартам Россия заплатила бы огромные штрафы. А сейчас все стабилизируется.

— Не хотите рассказать про «дальневосточную надбавку»? Прошла информация, что она сохранится до 2035 года.

— «Дальневосточная надбавка» очень серьезно помогает и нашим предприятиям, и бюджету. Нынче во Владивостоке, на Восточном экономическом форуме (18+), на совещании с президентом, наш губернатор внес предложение оставить действие надбавки до 2035 года. Пока мы готовили губернатору соответствующие документы, информация ушла в эфир. Обоснование единое для всего ДФО: мы должны поддержать развитие инвестиционной деятельности, чтобы бизнес, который приходит к нам в этот сложный экономический период, меньше ощущал на себе бремя платежей за электроэнергию. Потому что на децентрализованных территориях, которые не подключены к Единой энергетической системе, цена на электроэнергию может быть очень высокой. А данная надбавка (можно сказать – компенсация) позволяет ее нивелировать до базового уровня на территории.

Ток-шоу для ДФО, или что ждет энергетику региона

— Это федеральные деньги?

— Нет. Это наценка на стоимость электроэнергии в европейской части России, где много гидроэлектростанций, где выработка электроэнергии достаточно дешевая. Эта наценка аккумулируется и направляется на компенсацию высокой цены на Дальнем Востоке. То есть это средства группы компаний «РусГидро», которые владеют электростанциями в европейской части страны.

— Есть ли дефицит электроэнергии в нашем крае?

— Дефицита нет и не было. Но что мы ощущаем? Мы сегодня серьезно помогаем Приморскому краю, потому что там несколько электростанций находятся в ремонте и на реконструкции. Примерно через год модернизация эта закончится и нам будет полегче.

Однако опять же в связи с теми задачами развития и строительства, которые стоят перед краем, примерно в 2028-29 году можем перешагнуть рубеж имеющихся мощностей. Но уже сейчас мы инициируем тему строительства дополнительных электростанций. К примеру, надо намного раньше строить Ниманскую ГЭС в Верхнебуреинском районе на реке Ниман. Она в планах есть, но на 2037 год, однако необходимо строить раньше. Необходима модернизация и расширение Хабаровской ТЭЦ-3, со строительством двух дополнительных энергоблоков, что можно сделать за два-три года. Это как раз может закрыть прогнозируемый дефицит в краткосрочном периоде до 2030-2032 годов.

Но край ведь не обособлен. С одной стороны, Амурская область, где три ГЭС. С другой – Приморье, которое сегодня берет электроэнергию у нас, а завтра будет помогать нам. Поскольку мы в Единой энергосистеме «ОЭС Востока», поэтому мы не считаем отдельно дефицит Хабаровского края. Мы считаем возможный дефицит всей этой системы. Отсюда появляются серьезные планы по возобновляемой (ветряной) энергетике. На уровне российского правительства уже прошли конкурсные отборы. Часть таких станций будет в Хабаровском крае – примерно на 140 мегаватт. Это будут Советско-Гаванский и Ванинский районы. Еще мы занимаемся солнечной энергетикой – по поручению губернатора изучаем ее применение в северных районах, чтобы можно было сэкономить топливо на дизельных электростанциях. Понятно, что это не основное, а вспомогательное производство электроэнергии. Вполне логично использовать то, что у нас в избытке и бесплатно: триста солнечных дней в году и ветер без перерывов.

— Однако, скоро у нас будет прямо-таки европейский пейзаж, где высится уйма ветряков. Неожиданно! Чем еще нестандартным занято ваше министерство?

— Мы взяли в работу интересный проект развития электрозарядной инфраструктуры. Это электромобили и электрический транспорт. В июле этого года уже открыли долгожданную электрозарядную станцию на перекрестке автотрассы в Лидоге – посередине между Комсомольском и Хабаровском. Об этом просили владельцы электромобилей, так как зарядка действует на 200-300 километров, и не было возможности ездить из одного города в другой.

— Электромобилей у нас уже много?

— Достаточно много – в крае их порядка двух тысяч в личном пользовании. И эта цифра прирастает. Поэтому мы прорабатываем со всеми соответствующими структурами вопрос, где еще ставить такие зарядки. А всего их в крае уже 30 штук, но этого мало.

Правительство РФ выделит 5,7 млрд рублей на установку электрозарядных станций

— Почему вдруг им такое повышенное внимание?

— Не «вдруг», а в соответствии с потребностями. Это экология – никому не хочется жить в среде концентрированных выхлопных газов. Это серьезная экономия затрат на топливо – дешевле раз в пять. Есть и другие выгоды. К примеру, в Китае все такси в крупных городах только на электродвигателях.

— Но это же было решение китайских властей…

— И мы идем к этому. Возьмем Большой Уссурийский остров, где будет чисто экологическая зона. Там все энергетические объекты будут либо газовые, либо электрические.

— Но газовой трубы туда пока нет.

— Будет. Под Уссурийской протокой – подземный газопровод. Это будет не быстро, не завтра. Но обязательно будет.

Еще хочу сказать об использовании в промышленных масштабах золошлаковых отходов наших угольных электростанций, которых накопилось чрезвычайно много. Сейчас готовим нормативные документы, проводим экспертизы, где можно использовать такой ресурс – в дорожном строительстве, в домостроении, в производстве инертных материалов… Эта идея не нова, она в государственной программе по экологии, просто ею не занимались. А нынче весной губернатор поставил задачу – проработать вопрос. Мы связались с коллегами из других регионов, и нам уже подсказывают направления такой работы.

— Хорошее дело. Спасибо за интересный разговор.

Больше интервью с участием региональных чиновников читайте в рубрике «Дальневосточного обозрения».

Раиса Целобанова

Фото пресс-службы министерства энергетики

На Севере — жить: интервью с главой Охотского муниципального округа Максимом Климовым

Ирина Горбачева: большое интервью с зампредом правительства Хабаровского края