Полпред ДФО Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков подвели итоги прошедшего года. В рамках выездного совещания главы дальневосточных регионов сообщили об основных достижениях. Кроме того, они обозначили текущие планы на 2025 год, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу Минвостокразвития РФ.
Второй раз в истории миграционный прирост Дальнего Востока составил 14 тысяч человек (за 11 месяцев). Положительное сальдо миграции показали восемь из одиннадцати регионов.
В то же время вице-премьер указывает на проблему с востребованной среди дальневосточников программой «Гектар». По его словам, темпы подведения инфраструктуры к участкам недостаточные. Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития проанализировать ситуацию и доложить о принятых мерах.
По темпам роста ввода жилья первые места заняли Приморье, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия и Амурская область. Приморский край, по данным главы региона, сохраняет свое лидерство в списке шестой год подряд. По ДФО в целом показатель превысил среднероссийские значения, составив 11,9%.
Юрий Трутнев отметил, что немалый вклад в процесс внесло решение о продлении дальневосточной ипотеки. По его словам, правительство планирует выделять дополнительные средства для снижения экономической нагрузки на банки в связи с этой деятельностью.
Год окончания ипотечного бума: итоги 2024 года в жилищном строительстве
Итоги экономики в 2024 году на Дальнем Востоке
Подводя итоги экономики за 2024 год, сообщили, что по темпам привлечения инвестиций лидерами стали Хабаровский край, Амурская и Сахалинская области, а также Чукотский АО.
За 2024 год Якутии удалось привлечь рекордные 780 млрд рублей инвестиций. В Хабаровском крае за девять месяцев вложения составили 400 млрд рублей (146%), Бурятии — 102 млрд рублей. В Приморье, по словам губернатора, инвестиции превысят 441 млрд рублей. Вложения в основной капитал ЕАО по итогам года составили 35,5 млрд рублей, рост наблюдается третий год подряд.
В нацрейтинге состояния инвестклимата Сахалин находится на первом месте в ДФО, в стране — на четвертом. Магаданская область поднялась на седьмую позицию рейтинга.
Передовиками промышленности ушедшего года стали Приморский и Хабаровский края, республики Бурятия и Саха (Якутия). В Приморье за 11 месяцев 2024 года темпы роста производств составили 6%. Сахалин фиксирует увеличение в обрабатывающей промышленности (116%), угольной отрасли (113%), торговле (112%) и строительстве (105%).
Якутия заняла второе место в стране по добыче угля (49,5 млн т) и золота (55 т). Рекорд по золотодобыче поставили и в Магаданской области — 54,1 т.
Валовый региональный продукт за 2024 год в Республике Саха (Якутия) оценивают в 2,5 трлн рублей (рост на 3,2%). ВРП Хабаровского края составил 1,347 трлн рублей, Сахалинской области — 1,8 трлн рублей. В Приморье показатель увеличился на 3,3% в сопоставимых ценах — до 1,9 трлн рублей. Хабаровскому краю за год удалось увеличить собственные доходы бюджета на 20%.
На Чукотке в 2024 году прирост экономики составил 21%. Такой показатель обеспечила реализация крупных добывающих проектов. Это освоение Баимской рудной зоны, месторождений золота/серебра Кекура и Клен, Беринговского угольного бассейна.
Планы на 2025 год
Главы регионов рассказали и о планах на текущий год. Так, например, в Еврейской автономной области собираются отремонтировать 20 школ и 15 детсадов. На перспективу глава региона обозначила цель по количеству пахотных земель — выйти на первое место в ДФО.
В Хабаровском крае озвучили планы по реализации мероприятий мастер-планов городов. В Хабаровске намечено завершение проектов тепломагистрали №35, дамбы Южного округа и детсада на Ореховой Сопке. Проекты набережной, инновационного центра «Эвристика» и объектов инженерной защиты собираются закончить в Комсомольске-на-Амуре.
Облик городов Хабаровского края должен устраивать в первую очередь их жителей – Демешин о мастер-планах
Чукотский АО в 2025 году планирует модернизацию трёх перевалочных баз оленеводов по единой президентской субсидии. Также собираются достроить школу в Анадыре, гостиницу в Угольных Копях и спортзал в селе Нунлигран .
В числе основных проектов Приморья — строительство обхода Большого Камня, реконструкция дорог к пунктам пропуска Краскино и Пограничный и открытие крупнейшего в стране ТЛЦ «Артём». К Восточному экономическому форуму планируется открытие филиала Национального центра «Россия».
На Сахалине ключевые проекты года — выход на проектную мощность 23-километрового угольного конвейера и введение 2-й очереди нефтегазового индустриального парка. Планируется строительство западного объезда Южно-Сахалинска, взлётно-посадочной полосы в аэропорту города и первой очереди логистического центра.
Фото: пресс-служба Минвостокразвития РФ
Десяток событий для бизнеса на Дальнем Востоке
ТОР «Хабаровск» планируют расширять в 2025 году
Продолжаем следить за последними трендами часовой моды в среде политиков. Несколько выпусков назад мы представили коллекции главных мужских аксессуаров первых лиц Хабаровского края. В этом материале «Дальневосточное обозрение» расширит границы и покажет, какие часы предпочитают видеть на своих руках главы субъектов Дальневосточного федерального округа и руководители органов исполнительной власти высшего эшелона.
Дмитрий Демешин (Хабаровский край)
Часовая коллекция временно исполняющего обязанности губернатора края Дмитрия Демешина отличается редким разнообразием: в ней сочетаются сдержанные классические модели под строгий костюм, массивные походные часы и даже сувенирные отечественные с подписью президента Российской Федерации.
На большинстве фотографий с официальных мероприятий времен работы в органах прокуратуры на левом запястье Дмитрия Демешина можно разглядеть некие синие часы с непривычным креплением ремешка. Это и есть та самая модель отечественного производства от бренда «Полет», корни которого уходят далеко в советское прошлое. Их дизайн отсылает к наручным часам эпохи Первой мировой. Их принадлежность новейшему времени выдают российский герб и подпись президента РФ Владимира Путина на циферблате. Правда, в отличие от другого отечественного производителя, «Ракеты», в чьей линейке есть модель, которую действительно носит сам глава государства, «Полет» выпускал «президентские» часы в качестве сувенирной продукции по самым что ни на есть демократичным ценам. В разное время в корпуса «Полетов» помещали швейцарские, японские и, конечно, советские механизмы.
Найти экземпляр, как у Дмитрия Демешина, в продаже на российских торговых площадках, чтобы узнать хотя бы примерную их стоимость, нам не удалось. Их выпуск давно закончился. А найти такие в продаже хотя бы с рук на отечественных онлайн-сервисах объявлений попросту невозможно. И все же купить их можно даже сегодня. За более чем полувековую историю «Полет» заслужил уважение во многих странах социалистического лагеря, например, во Вьетнаме. Именно там на одной из интернет-площадок мы их и обнаружили. Судя по всему, там такие часы тоже в большом дефиците, потому что их цена составляет немыслимые 88 тысяч рублей. Если говорить не про идентичные, а хотя бы похожие модели, то такие в продаже все-таки найти можно, стоят они в пределах 15-20 тысяч.

В коллекции Дмитрия Демешина имеется любимец многих дальневосточных губернаторов — американский бренд смарт-часов класса люкс Garmin. Напомним, у предыдущего руководителя края была похожая модель. Часы Дмитрия Демешина оснащены компасом, GPS-навигатором и другими полезными функциями – есть даже датчик уровня стресса.
Цена за такое количество функций соответствующая – около 200 тысяч рублей.
Изучая фотографии Дмитрия Демешина, мы заметили еще как минимум четыре пары часов, но, к сожалению, опознать марку и модель по фото оказалось не так-то просто. С уверенностью можем сказать, что среди них есть недорогие, но надежные Casio G-Shock, громоздкий дизайн которых легко узнаваем. На официальные мероприятия Дмитрий Демешин предпочитает надевать одну из трех костюмных моделей: две в корпусе из желтого и розового золота, а также одну стальную.
Олег Кожемяко (Приморский край)
Если бы это был рейтинг, губернатор Приморья занял бы в нем уверенное первое место. Общая стоимость только его персональной часовой коллекции больше, чем у всех ДВ-губернаторов вместе взятых.
За почти 20 лет работы губернатором в четырех разных субъектах РФ Олег Кожемяко сменил не мало роскошных часов, однако одна модель появляется на его левой руке чаще остальных – это швейцарские Patek Philippe Complications Annual Calendar. Они же – самые дорогие в этом списке. Купить такие в ювелирном магазине, даже в Москве, сегодня будет очень сложно. Под заказ на вторичном рынке они обойдутся в 63 тысячи долларов или 6,3 млн рублей со всеми дополнительными пошлинами. Приморский губернатор приобрел аксессуар, судя по всему, давно, поскольку он носил их еще будучи главой Амурской области.
В 2012 году на встречу с президентом Владимиром Путиным в Кремле Олег Кожемяко надел более дерзкие, но в то же время намного более дешевые Ulysse Nardin Diver Black Sea. Дешевые они, конечно, по губернаторским меркам. Даже сегодня б/у экземпляры 10-летней давности стоят в пределах 550 тысяч рублей. В состоянии новых их цену можно было бы смело умножать на два.

Олег Кожемяко оказался любителем Breguet, ибо в его коллекции в разное время побывали две модели этого бренда. Первые – Marine стоимостью 1 млн рублей. Вторые — Classique Alarm Le Reveil du Tsar, они стоят ровно в два раза дороже, 2 млн рублей. Цену оправдывают корпус, выполненный из белого золота, ремешок из кожи аллигатора и ряд усложнений механизма, среди которых есть индикатор запаса хода и даже будильник.
К дорогим швейцарцам в коллекцию губернатора Приморья затесались финские фитнес-часы Polar, почти как у вице-губернатора Хабаровского края Александра Никитина.
Дополняют эту многонациональную компанию два американца. Harry Winston Ocean – это модель от известного на Западе производителя ювелирных изделий и элитных часов. Стоят такие около 1 млн рублей в состоянии б/у, а к их особенностям следует отнести возможность отображения параллельно двух часовых поясов. И какой дальневосточный губернатор без Garmin? У Кожемяко одна из наиболее доступных моделей этого производителя – Forerunner 265 стоимостью 55 тысяч рублей.
Сергей Носов (Магаданская область)
Коллекция Сергея Носова намного скромнее, чем у его приморского коллеги: за годы его службы на посту мэра Нижнего Тагила и губернатора Магаданской области мы насчитали только пять пар часов. Не все удалось разглядеть, к сожалению, качество старых фотографий оставляет желать лучшего, но две модели представляют большой интерес.
В середине 2010-х годов на руке Сергея Носова виднелись Audemars Piguet Royal Oak Offshore, лимитированная серия Alinghi America’s Cup 2003. Отличить от обычных их можно по красным элементам циферблата. Часы выполнены из титана, отображают время в двух часовых поясах, запас хода и дату. Поскольку выпуск этой модели был ограничен, сегодня их сложно найти, а ценник взлетел до 2,7 млн рублей.

Неожиданно во владении у Сергея Носова оказались Grand Seiko, люксовое подразделение японского производителя часов среднего класса. В последнее время этот бренд набирает популярность, поскольку предлагает уровень исполнения, сравнимый со швейцарским и в чем-то даже его превосходящий. Скорее всего, это модель с функцией GMT (отображение второго часового пояса), и стоит она около 400 тысяч рублей.
Владимир Солодов (Камчатский край)
Не отходя далеко от Магадана, заглянем в Камчатский край, где с 2020 года работает губернатором бывший заместитель полпреда президента в ДФО Владимир Солодов. В выборе часов Солодов придерживается спортивного стиля, не боясь комбинировать кричащие кислотно-зеленые тона с классическими костюмами.
Garmin, как обязательный элемент губернаторского образа, конечно же, присутствует. Это модель MARQ Captain, почти как у Дмитрия Демешина, но вместо компаса безель выполняет функцию яхт-таймера, используемого для обратного отсчета времени. В России новые MARQ Captain стоят от 220 тысяч рублей.

Зачем иметь в коллекции одни смарт-часы, если можно иметь двое? И снова Garmin, Forerunner 935. Если MARQ по своему духу близки к морю и парусной регате, как способу изысканно провести выходные, то Forerunner хочется надеть на пробежку по петропавловской набережной солнечным летним утром, хорошо к этому настроению подходит ярко-зеленый каучуковый ремешок. Но и к серому костюму они, по мнению Солодова, отлично подходят.
Валерий Лимаренко (Сахалинская область)
Если судить по последним фотографиям, может сложиться впечатление, что бывший управленец из «Росатома» к дорогим механическим часам равнодушен, предпочитая им более практичные и многофункциональные умные модели. Так, на снимках последних нескольких лет Валерий Лимаренко появляется исключительно с Apple Watch на левой руке. Губернатор Сахалинской области в принципе довольно тепло относится к технике Apple, о чем свидетельствует IPhone 13 (14) Pro. Тут ему, да и многим другим главам субъектов, мог бы подать пример Олег Кожемяко – он, между прочим, пользуется дружественным китайским смартфоном.

О губернаторских «звонилках» когда-нибудь тоже поговорим, а пока вернемся к теме нашего материала. На одной из старых фотографий Валерия Лимаренко, гуляющих по просторам интернета, мы заметили на его руке нечто очень похожее на Longines Master collection Chronograph Mondphase в корпусе из розового золота. Такие же часы, напомним, есть в коллекции депутата Госдумы от Хабаровского края Павла Симигина, однако у того они выполнены из стали. Цена вопроса – около 500 тысяч рублей.
Совершенно точно у Валерия Лимаренко в свое время был еще один хронограф, но его определить нам не удалось.
Ростислав Гольдштейн (ЕАО)
Глава Еврейской автономной области также сделал свой выбор в пользу практичности и современности, приобретя себе Apple Watch. Конкретный номер модели назвать не решаемся, поскольку каждая новая, на наш взгляд, визуально мало чем отличается от предыдущей, но допустим, что Ростислав Гольдштейн остается на острие технического прогресса и носит последнее на сегодняшний день, девятое, поколение. Такие в магазинах стоят примерно 50 тысяч рублей.
И все же на прогрессивные Apple Watch господин Гольдштейн обратил свое внимание совсем недавно. До этого, в том числе во времена работы в Совете Федерации, он выходил в свет исключительно с механическими часами, причем крайне редкими.

Речь идет о Ulysse Nardin Freak 28`800 – эта модель была представлена в 2001 году швейцарской компанией Ulysse Nardin и стала революцией в часовом деле. Это первые часы, у которых за отображение времени отвечают сразу два моста механизма. Также это были первые часы в мире с колесом баланса спиралью, сделанным из кремния. Дизайн, конечно, на любителя, у этой модели нет ни циферблата, ни стрелок, ни заводной головки в их привычном понимании. Но на то это и революция, нравится не всем.
Сегодня в среде коллекционеров Ulysse Nardin Freak ценятся особенно высоко, как, впрочем, и на часовых маркетплейсах. И, видимо, платят в Совете Федерации очень щедро, ведь одна такая пара первого поколения стоит от 3,5 до 4,5 млн рублей. К моменту выхода, даже с учетом инфляции и роста спроса, цифра все равно была немаленькой.
Алексей Цыденов (Республика Бурятия)
У главы Бурятии за годы нахождения у власти набралось несколько пар часов, причем все в едином стиле: это элегантные трехстрелочники в классических черных и белых тонах. Из всех мы со 100-процентной вероятностью определили лишь одни – Longines Les Grandes Classiques. Строже некуда – черный циферблат с тонкими метками, три стрелки и окно даты, все это на ремешке из крокодиловой кожи. Стоимость – 200 тысяч рублей.

Айсен Николаев (Республика Якутия)
Глава Республики Саха (Якутия) на публике с часами на руке появляется очень редко, но если какая пара и будет украшать его руку, то это будет нестандартная Rado Integral, сочетающая в себе элементы из стали с покрытием из розового золота и керамики.
Механизм в них установлен кварцевый, но как-никак швейцарский, а значит заплатить все же придется, да и керамический браслет ощутимо прибавляет к стоимости. Сегодня на российских интернет-площадках за такую модель просят до 300 тысяч рублей в зависимости от состояния и цветовой схемы.

Владислав Кузнецов (ЧАО)
Губернатор Чукотского автономного округа в выборе аксессуаров довольно лаконичен, но и здесь есть на что обратить внимание. В его небольшой коллекции мы насчитали всего две модели: Apple Watch неустановленного поколения и Germin Fenix 3, точь-в-точь как у экс-губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева. Эта модель позиционируется, как относительно доступная в линейке Garmin. Напомним, средняя цена на нее варьируется от 70 до 85 тысяч рублей в зависимости от состояния.
Статус жемчужины часовой коллекции Владислава Кузнецова по праву достается золотому хронографу Vacheron Constantin Overseas. Каким годом датирована фотография, на которой мы их заметили, сказать сложно, смеем предположить, что сделана она была в то время, когда Кузнецов еще занимал руководящие должности в структуре холдинга «СИБУР» с 2005 по 2014 год. Отметим, что на протяжении нескольких лет будущий губернатор работал в швейцарском представительстве компании. Не исключено, что именно там ему и приглянулись эти часы.

Vacheron Constantin входит в так называемую большую тройку швейцарских часовых мануфактур наряду с Patek Philippe и Audemars Piguet, о которых мы писали выше. Цена за пару, соответственно, на таком же высоком уровне. Модель, как у Кузнецова, например, стоит от 4 до 5 млн рублей. В стоимость помимо комплексного механизма входят ремешок из кожи аллигатора, который закрепляет на запястье застежка из 18-каратного розового золота.
Василий Орлов (Амурская область) и Александр Осипов (Забайкальский край)
Главы этих двух субъектов Дальневосточного федерального округа к аксессуарам оказались равнодушны. На их руках мы не обнаружили не то что дорогих швейцарских или хотя бы электронных часов, они в принципе не пользуются наручными часами – то же самое время и даже более точное им безотказно показывает экран смартфона. Однако заметим, что Василий Орлов когда-то все же владел некими наручными часами, но на фотографии их не разглядеть.
Юрий Трутнев (полпред президента в ДФО)
Вице-премьер Юрий Трутнев явно неравнодушен к пилотским часам. Начнем с Breitling Cockpit B50. На протяжении века этот бренд ассоциируется в первую очередь с автоспортом и, что намного важнее, авиацией. Экземпляр Юрия Трутнева комбинирует в себе элементы механических и цифровых часов. Это достаточно крупная модель, хорошо, однако, сочетающаяся с имиджем бывшего спортсмена и автогонщика.
В авиационной тематике выдержаны и вторые часы в коллекции полпреда президента ДФО – Garmin MARQ Aviator. В добавок к стандартным фичам, представленным во всех моделях этого бренда, Aviator снабжен функцией GMT, особым авиационным навигатором и прочими приборами, используемыми в самолетах. За все это придется отдать около 200 тысяч рублей.

Алексей Чекунков (глава Минвостокразвития)
К вопросу выбора наручных часов министр развития Арктики и Дальнего Востока подходит сдержанно – это темные оттенки, которые подходят к любому рабочему костюму, будь он синим, темно-синим или даже черным. При этом в его коллекции есть место причудливым формам, которые понравятся не всем, но по крайней мере привлекут к себе внимание.
Про Garmin Fenix 3 и говорить нечего, это мастхэв для любого чиновника в 2024 году. Обратим же внимание на первые и последние в этой подборке Rolex. У Алексея Чекункова есть классические DateJust с черным циферблатом и гладким безелем. И снова вспоминаем Александра Никитина, который является обладателем той же модели Rolex, но в другом цвете и более компактом корпусе. Стоят такие «Ролексы» по текущему курсу доллара около 750 тысяч рублей.

Закрывает подборку наручных часов первых лиц субъектов и органов исполнительной власти ДФО Cartier Santos Алексея Чекункова. Это достаточно броские часы, которые не похожи ни на классические миниатюрные костюмники, с которыми у многих возникает ассоциация при слове Cartier, но при этом римские цифры в квадратном циферблате не позволяют назвать часы спортивными. Каким бы спорным не было дизайнерское решение, бренд есть бренд, и за него надо платить. Новые Cartier Santos сегодня стоят от 700 тысяч рублей, а цены золотые версии доходят до 2,5 млн рублей.
Фото с официальных сайтов госструктур и соцсетей
На минувшей неделе Хабаровск с двухдневным рабочим визитом посетил заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. За это время он оценил ход строительства международного пассажирского терминала в краевой столице, встретился с инвесторами и провел заседание совета глав дальневосточных регионов. Подробно разбираем деловой маршрут полпреда президента в ДФО.
-
Юрий Трутнев приехал в Хабаровск: о совете на Красной речке
8 ноября в Хабаровске состоялось заседание совета глав дальневосточных регионов, но не в Доме официальных приемов, как это обычно бывает. В этом году губернатор Хабаровского края пригласил дорогих гостей в резиденцию в селе Краснореченском. Меры предосторожности были на высшем уровне — поначалу автора этой статьи даже не хотели впускать, но эта неурядица была оперативно улажена.
За 15 театральных минут до начала официальной части совещания губернаторы и руководители органов исполнительной власти распределились в небольшие группки по интересам и в неформальной обстановке говорили о своем, управленческом. Особенно приподнятым настроением в этот день выделялся глава Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн, который, кстати, не так давно влился во внешнеполитическую повестку, предложив принять на территории ЕАО беженцев с обеих сторон палестино-израильского конфликта.
Прежде чем открыть заседание совета ДФО Юрий Трутнев выделил несколько минут, чтобы вручить благодарность президента России хозяину мероприятия Михаилу Дегтяреву. Также почетных грамот из рук полпреда удостоились главы Приморского края и республики Бурятия за победу в конкурсе экспозиций на «Улице Дальнего Востока» на ВЭФ-2023.
Космическая одиссея: как уголовное дело вокруг строительства космодрома Восточный повлияло на Хабаровский край
На повестку совета округа были вынесены следующие темы: прохождение регионами осенне-зимнего периода, восстановление подшефных территорий в ДНР, совершенствование механизмов ТОР и стратегическое развитие пограничной инфраструктуры с Китаем.
В рамках первого вопроса Юрий Трутнев поручил каждому руководителю взять наступление отопительного сезона под личный контроль. Отдельно Юрий Трутнев обратил внимание губернаторов на высокую степень износа объектов коммунальной инфраструктуры, что закономерно ведет к тепловым потерям. В связи с этим главам поручено провести модернизацию сетей ЖКХ. В целом степень вхождения регионов в осенне-зимний период полпред президента оценил высоко. Из 11 субъектов 8 готовы к отопительному сезону полностью, Хабаровский край в их числе.
Помимо руководителей дальневосточных регионов в заседании совета округа принял участие глава Донецкой народной республики Денис Пушилин, с которым участники обсудили дальнейший ход работ по восстановлению социальной инфраструктуры, разрушенной в результате боевых действий. По итогам совещания участники заседания определили ряд приоритетных направлений работы. Так, на 2024 год запланированы возведение и ремонт 256 объектов капитального строительства. На следующий день глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в своем телеграм-канале (18+) опубликовал пост, в котором привел слова Пушилина о том, что он чувствует себя частью команды Дальнего Востока.
Международный терминал аэропорта в Хабаровске
В рамках рабочей поездки полпред президента в ДФО осмотрел будущий международный пассажирский терминал хабаровского аэропорта, который уже более двух лет находится на стадии строительства. Напомним, начало строительным работам было положено в сентябре 2021 года, ожидалось, что возведение объекта удастся завершить в 2023 году, но в апреле сроки были продлены на два года — до I квартала 2025. По официальной версии, из-за санкций и долгоиграющих последствий пандемии COVID-19. Объем инвестиций также со временем вырос почти на четверть — с 4,8 млрд до 6,1 млрд рублей.
Терминал строится на льготных условиях на площадке ТОР «Хабаровск», резидентом которой является дочерняя компания АО «Хабаровский аэропорт», ответственная за проект. А это значит: федеральное софинансирование, налоговые преференции и административная поддержка. Площадь объекта, по последним подсчетам, составит 20,5 тысячи кв. м, что позволит обслуживать до 1 млн пассажиров в год или 600 человек в час.
Международный терминал хабаровского аэропорта на финишной прямой. Главное
Судя по записям в социальных сетях полпреда, впечатления от темпов реализации проекта у него остались положительные. Иронично было подмечено, в какой непростой политической обстановке строится международный терминал, когда международные отношения находятся, наверное, в самом депрессивном состоянии за последние годы. И все же, жить надо не сегодняшним днем, а завтрашним, говорит Юрий Трутнев, отмечая, что Россия продолжит развивать сотрудничество между государствами, и терминал будет загружен.
— Все решения приняты, и несмотря на санкции и другие факторы, проект будет реализован — сказал Юрий Трутнев.
Если речь зашла о международном сотрудничестве, то в текущих геополитических условиях под этим выражением принято понимать в первую очередь страны Азии. Подтверждением этой уже аксиомы стали слова гендиректора АО «Международный авиатерминал Хабаровск» Юрия Кондратчика.
— Запущен процесс переориентации экономических приоритетов страны на Восток, расширяется сотрудничество России с дружественными странами АТР. Поэтому строительство нового терминала не прекращалось несмотря на пандемию, санкционные сложности. Тем более, мы уже видим постепенное восстановление международного авиасообщения, — прокомментировал гендиректор компании.
Свои беспилотники для СВО
Также полпред президента совместно с губернатором Михаилом Дегтяревым и главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым посетили компанию ООО «Аэро-ХИТ», занимающуюся производством беспилотных летательных аппаратов, и которая в свою очередь также является резидентом ТОР «Хабаровск».
Разработки хабаровских инженеров уже нашли применение в зоне специальной операции, в частности российские бойцы осваивают FPV-дрон «Велес». Параллельно в компании ведутся работы по проектированию нескольких его модификаций. Однако сейчас производственные мощности «Аэро-ХИТ» заметно ограничены по большей части из-за дефицита комплектующих. На сегодняшний день предприятие способно выпускать до 300 беспилотников в месяц. Руководство компании ставит перед собой цель повысить этот показатель до 1000 экземпляров в месяц, но для этого нужно локализировать производство и провести масштабную кампанию по привлечению профильных специалистов, которые также далеко не в избытке.
Но какая локализация без помощи азиатских партнеров? Как пояснили в пресс-службе краевого правительства, «Аэро-ХИТ» ведет переговоры о расширении сотрудничества и промышленно-научного взаимодействия с китайской стороной.
Юрий Трутнев между тем подчеркнул, что производство БПЛА в Хабаровске — не единственное на Дальнем Востоке и местные образцы непременно будут сравниваться с теми, что производятся в других субъектах. Делается это для того, чтобы диверсифицировать линейку поставок и стимулировать здоровую конкуренцию.
— Мы посмотрели весь ряд производимых на Дальнем Востоке беспилотников, сравнивали их с тем, что применяется сегодня на СВО. У «Аэро-ХИТа» одни из наиболее хороших результатов… Мы проанализировали несколько характеристик — это вес, устойчивость и цена — у данного предприятия показатели неплохие, но это не значит, что ему некуда двигаться, — сказал полпред президента, подчеркнув, что производство БПЛА нужно полностью перенести в Хабаровск.
Позже делегация нанесла визит еще одному производителю беспилотных летательных аппаратов — ООО «ХабИнноТех». Предприятие молодое, однако его продукция уже применяется на полях сражений в зоне СВО. Сейчас прорабатывается вопрос о включении компании в список резидентов ТОР «Патриотическая», что позволит, используя меры поддержки, расширить ассортимент БПЛА, в том числе для гражданских целей, а также нарастить штат сотрудников.
Когда достроят «Хехцир»?
От военной тематики возвращаемся к социальной. В рамках рабочего визита в Хабаровск Юрий Трутнев с губернатором Дегтяревым оценили степень готовности спортивно-туристического комплекса «Хехцир».
К концу подходит I этап проекта: построены основные объекты СТК, в частности канатная дорога, линия ЛЭП, до 50 метров очищены горнолыжные трассы, подготовлена площадка для парковки автомобилей, и это далеко не весь список проделанных работ. На строительство объекта инвестором АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» направлено более 1 млрд рублей. В полную силу «Хехцир» должен заработать к концу 2028 года, пропускная способность составит 200 тысяч человек в год.
Горнолыжный сезон 2025 в Хабаровском крае: какие изменения ждут любителей зимних видов спорта?
До конца текущего года Ростехнадзор должен провести итоговую проверку кресельной канатной дороги. В случае вынесения положительного заключения будет выдано разрешение на регистрацию и ввод объекта в эксплуатацию.
— Площадку, где создается комплекс «Хехцир», я посещаю первый раз. Если говорить о создании новых спортивно-туристических комплексов, то это перспективное направление. Россияне любят зимний отдых.Это для нас традиция. В то же время кататься надо у себя дома. Развивать туризм в своей стране, создавать современную комфортную туристическую инфраструктуру – важное дело. Если инвесторы есть, природа позволяет, то надо строить, – сказал Юрий Трутнев.
Домашние заготовки по Большому Уссурийскому
На прошлой неделе Владимир Путин поручил правительству доложить о возможности строительства в Хабаровском крае автомобильного пункта пропуска. По окончании заседания совета округа Юрий Трутнев заявил, что доклад президенту уже готов.
Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович поддержит предложение правительства. Если он поддержит, то, скажу честно, у нас есть некоторые «домашние заготовки» с Алексеем Олеговичем [Чекунковым], как собрать вместе финансирование этого проекта. Думаю, что мы с этим справимся, так, чтобы в течение предстоящего 2024 года уже полным ходом шло, а лучше просто было осуществлено проектирование, и с 2025 года началось строительство, — заявил Трутнев.
Как уточнил Михаил Дегтярев, в первый год реализации проекта грузопоток, по совместным с китайской стороной подсчетам, должен превысить 700 тысяч тонн, пассажиропоток — 700 тысяч человек. За счет средств краевого бюджета построят подъездную дорогу, проект которой уже прошел государственную экспертизу. Весной 2024 года начнется активный этап реализации проекта.
Большой проект: когда запустят погранпереход посреди Амура?
Максим Алтимов