Полпред ДФО Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков подвели итоги прошедшего года. В рамках выездного совещания главы дальневосточных регионов сообщили об основных достижениях. Кроме того, они обозначили текущие планы на 2025 год, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу Минвостокразвития РФ.
Второй раз в истории миграционный прирост Дальнего Востока составил 14 тысяч человек (за 11 месяцев). Положительное сальдо миграции показали восемь из одиннадцати регионов.
В то же время вице-премьер указывает на проблему с востребованной среди дальневосточников программой «Гектар». По его словам, темпы подведения инфраструктуры к участкам недостаточные. Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития проанализировать ситуацию и доложить о принятых мерах.
По темпам роста ввода жилья первые места заняли Приморье, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия и Амурская область. Приморский край, по данным главы региона, сохраняет свое лидерство в списке шестой год подряд. По ДФО в целом показатель превысил среднероссийские значения, составив 11,9%.
Юрий Трутнев отметил, что немалый вклад в процесс внесло решение о продлении дальневосточной ипотеки. По его словам, правительство планирует выделять дополнительные средства для снижения экономической нагрузки на банки в связи с этой деятельностью.
Год окончания ипотечного бума: итоги 2024 года в жилищном строительстве
Итоги экономики в 2024 году на Дальнем Востоке
Подводя итоги экономики за 2024 год, сообщили, что по темпам привлечения инвестиций лидерами стали Хабаровский край, Амурская и Сахалинская области, а также Чукотский АО.
За 2024 год Якутии удалось привлечь рекордные 780 млрд рублей инвестиций. В Хабаровском крае за девять месяцев вложения составили 400 млрд рублей (146%), Бурятии — 102 млрд рублей. В Приморье, по словам губернатора, инвестиции превысят 441 млрд рублей. Вложения в основной капитал ЕАО по итогам года составили 35,5 млрд рублей, рост наблюдается третий год подряд.
В нацрейтинге состояния инвестклимата Сахалин находится на первом месте в ДФО, в стране — на четвертом. Магаданская область поднялась на седьмую позицию рейтинга.
Передовиками промышленности ушедшего года стали Приморский и Хабаровский края, республики Бурятия и Саха (Якутия). В Приморье за 11 месяцев 2024 года темпы роста производств составили 6%. Сахалин фиксирует увеличение в обрабатывающей промышленности (116%), угольной отрасли (113%), торговле (112%) и строительстве (105%).
Якутия заняла второе место в стране по добыче угля (49,5 млн т) и золота (55 т). Рекорд по золотодобыче поставили и в Магаданской области — 54,1 т.
Валовый региональный продукт за 2024 год в Республике Саха (Якутия) оценивают в 2,5 трлн рублей (рост на 3,2%). ВРП Хабаровского края составил 1,347 трлн рублей, Сахалинской области — 1,8 трлн рублей. В Приморье показатель увеличился на 3,3% в сопоставимых ценах — до 1,9 трлн рублей. Хабаровскому краю за год удалось увеличить собственные доходы бюджета на 20%.
На Чукотке в 2024 году прирост экономики составил 21%. Такой показатель обеспечила реализация крупных добывающих проектов. Это освоение Баимской рудной зоны, месторождений золота/серебра Кекура и Клен, Беринговского угольного бассейна.
Планы на 2025 год
Главы регионов рассказали и о планах на текущий год. Так, например, в Еврейской автономной области собираются отремонтировать 20 школ и 15 детсадов. На перспективу глава региона обозначила цель по количеству пахотных земель — выйти на первое место в ДФО.
В Хабаровском крае озвучили планы по реализации мероприятий мастер-планов городов. В Хабаровске намечено завершение проектов тепломагистрали №35, дамбы Южного округа и детсада на Ореховой Сопке. Проекты набережной, инновационного центра «Эвристика» и объектов инженерной защиты собираются закончить в Комсомольске-на-Амуре.
Облик городов Хабаровского края должен устраивать в первую очередь их жителей – Демешин о мастер-планах
Чукотский АО в 2025 году планирует модернизацию трёх перевалочных баз оленеводов по единой президентской субсидии. Также собираются достроить школу в Анадыре, гостиницу в Угольных Копях и спортзал в селе Нунлигран .
В числе основных проектов Приморья — строительство обхода Большого Камня, реконструкция дорог к пунктам пропуска Краскино и Пограничный и открытие крупнейшего в стране ТЛЦ «Артём». К Восточному экономическому форуму планируется открытие филиала Национального центра «Россия».
На Сахалине ключевые проекты года — выход на проектную мощность 23-километрового угольного конвейера и введение 2-й очереди нефтегазового индустриального парка. Планируется строительство западного объезда Южно-Сахалинска, взлётно-посадочной полосы в аэропорту города и первой очереди логистического центра.
Фото: пресс-служба Минвостокразвития РФ
Десяток событий для бизнеса на Дальнем Востоке
ТОР «Хабаровск» планируют расширять в 2025 году
Развитие Большого Уссурийского вышло на новую стадию. 7 ноября Кремль опубликовал перечень поручений президента Владимира Путина по развитию Дальнего Востока, и одно из них коснулось создания на острове пункта пропуска с Китаем. Теперь Хабаровский край максимально приблизился к осуществлению проекта, но радоваться пока рано.
Развитие Большого Уссурийского: новая надежда
В первую очередь стоит понимать, что принципиального решения о строительства погранпункта на Большом Уссурийском острове Путин не принимал. Задача — «рассмотреть вопросы о строительстве» и отчитаться до 15 марта 2024 года.
Ответственными за ее выполнение назначены полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев и почему-то глава Забайкалья Александр Осипов. Участие в проекте последнего, вероятно, как-то связано с забайкальским островом Аргунь, который был передан Китаю вместе с половиной Большого Уссурийского и островом Тарабаров.
— Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Забайкальского и Хабаровского краев рассмотреть вопросы: …о строительстве в 2025–2026 годах автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Большой Уссурийский в Хабаровском крае, — дословно говорится в поручении президента от 7 ноября.
Тем не менее, официальное решение главы государства по проекту даже в такой абстрактной форме — большой прорыв для Хабаровского края, где разговорам о погранпункте на Большом Уссурийском скоро исполнится двадцать лет — решение о разделе острова с Китаем было принято еще в далеком 2004-м году. И если дело вновь не застрянет на этапе обещаний и поручений, то есть шанс, что переход успеют достроить к другому юбилею — в 2028-м стукнет ровно два десятилетия с тех пор, как остров официально поделили.
Развитие Большого Уссурийского: мнения
Пока главным оптимистом по будущему проекта остается полпред Трутнев. Его поручение президента застало как раз в Хабаровске, где он проводил заседание совета глав ДФО. Вопрос строительства погранперехода и сопутствующей инфраструктуры обсудили со всеми причастными уже 10 ноября.
— Сегодня мы по сути дела провели первое общее совещание, посвященное выработке единой позиции. Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович поддержит эти предложения. Если он их поддержит, то, скажу честно, у нас есть некоторая «домашняя заготовка» с Алексеем Олеговичем [Чекунковым], чтобы собрать финансирование этого проекта. Я думаю, что мы с этим справимся, чтобы в течение предстоящего 2024 года полным ходом шло, а лучше было осуществлено проектирование, и с 2025 года начинать строительство, — заявил Трутнев журналистам.
Глава Минвостокразвития на том же брифинге добавил, что планируемый объем грузов в первый год работы пункта пропуска — 700 тысяч тонн, а ожидаемый поток пассажиров — 700 тысяч человек. К 2030 году эти цифры должны вырасти вдвое.
Для развития Большого Уссурийского по обе стороны от границы власти даже готовы договориться с Китаем о создании одной из первых в России международных территорий опережающего развития (ТОР). Пока такой экономический режим не предусмотрен даже законом, но Алексей Чекунков обещает, что «в ближайшее время» проект внесут в Госдуму.
Любопытно, что еще до поручения президента губернатор Михаил Дегтярев объявил о проектировании дороги к будущему погранпереходу. Тогда еще не шло речи о «консолидированной позиции» по вопросу строительства, про которую на брифинге 10 ноября объявил полпред Трутнев.
«Край в инициативном порядке запроектировал дорогу. Не хватает 4 км. Начинаем строительство весной. И по плану завершим в 2026 году. Также сооружаем на Хабаровском судостроительном заводе земснаряд, который будет участвовать в строительстве»
— рассказывал Михаил Дегтярев на Восточном экономическом форуме 11 сентября 2023 года.
Тогда же он сообщил и о втором инвесторе, который планирует построить «туристическую инфраструктуру» на российской части острова. И называл еще более амбициозную цифру по туристам — миллион человек уже со второго года работы пункта пропуска.
Тезисно ситуация со строительством погранперехода на острове Большой Уссурийский к ноябрю 2023 года следующая: дорогу до пункта пропуска должны начать строить в марте 2024-го, тогда же планируется защитить проект погранперехода перед Владимиром Путиным, запроектировать еще к 2025-му и закончить к 2026-му. На бумаге все предельно впечатляюще.
Остров невезения
А на деле относиться к этим срокам стоит как минимум с осторожностью. В том же выступлении на ВЭФ Михаил Дегтярев признавал, что с 2013 года было подготовлено уже четыре разных концепции развития Большого Уссурийского, но ни одна из них не была реализована. Получается, нынешняя попытка покорить остров будет уже пятой.
При этом о «целесообразности создания на острове совместной торговой зоны» губернатор Виктор Ишаев говорил еще в 2008 году. Три года спустя он, уже как полпред президента в ДФО, раскритикует своего сменщика в Хабаровском крае Вячеслава Шпорта за нерасторопность в строительстве моста, который связал бы Большой Уссурийский со столицей региона.
Ишаева не устроило, что китайцы уже вовсю застраивают свою половину, а на отечественной стороне, что называется, конь не валялся. Тогда же он намекнул, что если так пойдет и дальше, то Россия может потерять весь остров.
— Досадно, что те позиции, которые завоевывались годами, чтобы на острове было равноправное и взаимовыгодное партнерство двух государств, могут быть потеряны, — говорил экс-губернатор и полпред.
Интересно, что еще в 2010 году Ишаев критиковал идею строительства моста и называл «смешной» и «непрофессиональной» идею о том, что появление инфраструктуры приведет к экономическому росту края.
— Они (Китай — прим. авт.) строят мост, чтобы остров у Хабаровска использовать как транзит, и подталкивают российскую сторону к строительству моста. Что мы будем возить по этому мосту? Нам возить нечего. Стоит ли нам быть просто транзитной территорией? Я думаю, что этого не надо делать,- говорил Ишаев.
Тогда политологи объясняли смену настроений полпреда конфликтом с преемником на посту хабаровского губернатора. Тот, в свою очередь, активно продвигал концепцию всестороннего развития острова, в которой сначала возникли погранпереход и гидрозащитные сооружения — проблему подтопляемости Большого Уссурийского, к слову, не удалось решить до сих пор.
В 2014-м Шпорт впервые предложил создать на острове ТОР и ввести безвизовый режим. В разное время предлагались строительство ипподрома, аквапарка и торгового центра.
Весь этот «Диснейленд» упирался в две фундаментальные проблемы — нехватку финансирования и бюрократию. В 2016 году край просил у федерального центра 37 миллиардов рублей, которыми бюджет попросту не располагал. При этом сразу несколько федеральных ведомств наотрез отказывались от идеи грузопассажирского погранперехода из-за подтопляемости острова. Последнюю проблему можно было бы решить берегоукреплением, но все снова упиралось в нехватку финансов.
Замкнутый круг не удалось разорвать и губернатору Сергею Фургалу. В 2019 году он тоже предлагал включить остров в ТОР, а вместо создания индустрии развлечений хотел возродить на Большом Уссурийском колхоз «Заря». Все это, как и прежде, так и осталось на уровне идей. «Мост Шпорта» за 4,5 миллиарда рублей продолжал упираться в пустой и заброшенный остров.
В феврале 2021 года с предложением о возвращении к строительству погранперехода к президенту обратился уже губернатор Михаил Дегтярев. Тот идею поддержал, но попросил подготовить проект. Которого нет до сих пор, но появились хоть какие-то официальные сроки. В очередной раз «сверять часы» по проекту можно будет уже 15 марта 2024 года, гласит поручение президента от 7 ноября.
Как достать соседа: развитие Большого Уссурийского
Китайцы, между тем, давно уже готовы к открытию пункта пропуска. В 2015 году посол страны в Хабаровске Су Фанцю рассказывал, что власти России не отвечают на официальный запрос КНР о строительстве погранперехода. И пока хабаровские губернаторы боролись с федеральным центром и друг с другом, Поднебесная активно застраивала свою половину.
Уже в 2014-м году на китайской стороне появилась 81-метровая пагода, парк водно-болотных угодий с плантациями лотосов, затем — ботанический сад и зоопарк.В 2023-м в Китае сообщали о том, что их сторону Большого Уссурийского за первые полгода посетили 800 тысяч человек. В августе 2023 года случился скандал — власти КНР выпустили карты, на которых уже весь остров был отмечен как территория Китая. Но российский МИД воздержался от официальных претензий к соседу, а те, в свою очередь, не стали приносить извинений.
Китай начал работы по строительству погранперехода на Большом Уссурийском
Так история внезапно рассудила хабаровских губернаторов, и слова Виктора Ишаева кажутся пророческими — и про мост, неспособный изменить экономическую ситуацию в регионе, и про потерю равенства между Россией и Китаем на Большом Уссурийском.
К 2023 году диспозиция на российской стороне острова остается прежней — Дегтяреву и Трутневу предстоит убедить федеральный центр в в строительстве именно грузопассажирского перехода, значение которого для дальневосточной экономики в контексте западных санкций и «разворота на восток» возросло еще больше — одними туристами сыт не будешь.
На этот раз, впрочем, губернатор и полпред действуют в единой связке, а поручение президента дает надежду на хэппи-энд в Большой Уссурийской саге. В очередной раз.
«Обход Хабаровска». Как стройка века времен одного губернатора превратилась в «гирю для бюджета» при другом?
Алексей Петров