Суд обязал ООО «СтройДорСервис» вернуть более 1 млрд рублей по госконтракту
Сделку по ремонту дороги в ТОР «Михайловский» признали ничтожной
30 января, 11:35
Поделиться новостью
Арбитражный суд Приморского края вынес решение по иску прокуратуры к ООО «СтройДорСервис» (Хабаровск). Госконтракт на ремонт автодороги «Михайловка-Дальнее» признали недействительным. Теперь компания-исполнитель должна вернуть более 1 млрд рублей. Решение в законную силу не вступило, сообщает «Дальневосточное обозрение» со ссылкой на пресс-службу прокуратуры Приморского края.
Надзорное ведомство провело проверку соблюдения законодательства о закупках. По ее итогам установили, что Минтранс Приморья заключил контракт с ООО «СтройДорСервис» на ремонт автодороги «Михайловка-Дальнее» (ТОР «Михайловский») в 2023 году.
В суде доказали, что заключение контракта с ООО «СтройДорСервис» как с единственным поставщиком было незаконным. Мотивом миновать конкурентные процедуры выбрали основание чрезвычайной необходимости. Однако исходя из обстоятельств закупки, места оно не имело. Кроме того, применялись основания, установленные правовым актом, который на момент заключения договора утратил свою силу.
Требования прокурора арбитражный суд удовлетворил в полном объеме. Сделку признали ничтожной, исполнителя обязали вернуть более 1 млрд рублей, которые он получил по контракту.
По информации на сайте арбитражного суда, речь идет об ООО «СтройДорСервис» в Хабаровске. Основная отрасль компании — деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей. Госконтракты с организацией заключал не только приморский Минтранс. В числе заказчиков также КГКУ «Хабаровскуправтодор», ФКУ ДСД «Дальний Восток», Управление дорог и внешнего благоустройства Хабаровска и администрация Бикина.
Напомним, в прошлом месяце в Приморском крае сообщали об уголовном деле в отношении учредителя ООО «ДСК». Обвиняемый, как сообщало следствие, собирался похитить из бюджета более 112 млн рублей, используя фиктивные документы о качественном выполнении работ. Компания должна была произвести ремонт пяти участков автодороги «Раздольное-Хасан».
Больше новостей о судебных тяжбах органов власти и предпринимателей читайте в рубрике «Бизнес»
Главные заказчики, подрядчики и контракты 2024-го в ДФО
14 января, 19:05
Поделиться новостью
По итогам 2024 года самый крупный подряд на Дальнем Востоке достался АО «Асфальт» из Амурской области. Эта же компания возглавила рейтинг «Дальневосточного обозрения» в качестве главного подрядчика. Самым крупным распределителем контрактов стала Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке из Хабаровского края. Подробности в материале.
«Дальневосточное обозрение» традиционно подводит итоги 2024 года на рынке госзакупок Дальнего Востока. При помощи баз данных «СПАРК-Интерфакс» (18+), ЕИС «Госзакупки» и открытых источников мы составили рейтинги крупнейших госконтрактов года, главных госзаказчиков по общему объему распределенных средств и ведущих подрядчиков по общей сумме контрактов. Важная ремарка: мы учитывали только закупки в рамках 44-ФЗ. Приведенные данные актуальны на начало января 2025 года — впоследствии некоторые из упомянутых госконтрактов могут быть прекращены или аннулированы.
Главные контракты
Главные контракты года на Дальнем Востоке ожидаемо связаны со строительством и ремонтом дорог. В топе-10 таковых шесть, а если считать мосты и путепроводы — восемь.
Самый крупный подряд — на 18,2 млрд рублей — достался АО «Асфальт» из Амурской области. Подрядчик спроектирует и построит 18-километровую шестиполосную дорогу на выезде из Владивостока в сторону Хабаровска, которая пройдет в обход нескольких поселков в Надеждинском районе Приморья, а также четыре развязки. Согласно описанию закупки, новый участок войдет в состав трассы А-370 «Уссури». Заказчик — Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке (ФКУ ДСД «Дальний Восток) — начал торги с 20,2 млрд рублей, но приамурская компания «уронила» цену почти на 10%, до 18,2 млрд.
А вот второе место в топе крупнейших госзакупок 2024-го с дорогами не связано. Тюменское ООО «Запсибгазпром-Газификация» за 13 млрд возведет регазификационный комплекс СПГ в Камчатском крае. Как отмечают в правительстве региона, строительство комплекса позволит решить вопрос с дефицитом природного газа на Камчатке. Масштабный проект разделили на две части — морскую, которая подразумевает строительство непосредственно плавучей регазификационной установки, и береговую. Первой занимается ПАО «Новатэк», а вот работы на берегу — обустройство причалов, берегоукрепление, строительство производственных помещений и прочие — уже начала «Запсибгазпром-Газификация». Отмечается, что строительство комплекса регазификации сжиженного природного газа позволит обеспечить поставки СПГ для энергетических нужд Камчатского края в объеме до 446 тыс. тонн (620 млн куб. м природного газа) ежегодно. Сжиженный газ позволит заместить недостающие запасы камчатских месторождений и благополучно газифицировать Камчатку.
Закрывает тройку главных госзакупок года капитальный ремонт 20 километров трассы А-375 «Хабаровск – Красный Яр – Ариадное – Чугуевка – Находка». Начальная стоимость контракта от межрегиональной дирекции составляла 11,9 млрд рублей. ООО «Стройдорсервис» сторговался до 10,9 млрд и забрал контракт.
С четвертого места стоимость договоров резко падает. Так, на капитальный ремонт 8 километров подъездной дороги от морского порта до аэропорта Петропавловска-Камчатского компания ООО «Устой-М» получит 5,4 млрд рублей. Речь о трассе А-401 — единственной федеральной на Камчатке. «Устой-М» осваивает эту трассу давно. В 2020-2021 году подрядчик по заказу «Росавтодора» расширил 18-километровый участок дороги до четырех полос, установил барьерное ограждение, оборудовал освещение, светофоры, камеры, тротуары и другую инфраструктуру. Предполагалось, что трассу доделают в 2024-м, но не случилось — сейчас сдача оставшегося участка от Северо-Восточного шоссе до морского порта Петропавловска-Камчатского намечена на конец октября 2026-го. Какой-либо конкуренции в борьбе за контракт «Устой-М» не встретил.
На пятой строчке — ремонт подъезда к Комсомольску-на-Амуре на федеральной трассе А-376 «Хабаровск – Лидога – Ванино – Комсомольск-на-Амуре» за 4,3 млрд рублей. Этот контракт также отошел «Стройдорсервису», других заявок не поступило. Всего подрядчику предстоит привести в нормативное состояние 89 километров трассы, 30 из них в ФКУ ДСД «Дальний Восток» рассчитывают принять уже в 2025 году.
Строительство путепровода через Транссиб в Белогорске Амурской области за 4,1 млрд рублей — это шестой по стоимости госконтракт в 2024 году. Исполнит его ООО «Мостострой-11» из Ханты-Мансийского автономного округа. Проектированием путепроводов власти Приамурья озаботились из-за сокращающихся интервалов для проезда автомобилей через железнодорожные пути на фоне возросшей нагрузки на Транссибирскую магистраль. Помимо Белогорска их также возведут в Новобурейском, Серышеве, Завитинске и Возжаевке.
На седьмом месте строительство школы №19 в Южно-Сахалинске за 3,7 млрд рублей. Она появится в 19-м микрорайоне города на месте снесенной школы №4, построенной еще в 1953 году. Количество учеников нового учреждения возрастет почти втрое — с 393 до 1100. Конкурс выиграло ООО «СЗ «Рыбводстрой», контракт оценили в 3,7 млрд рублей. Подрядчик уже начал строительство и работает с опережением сроков. Общая площадь школы составит около 35 тысяч квадратных метров.
Восьмая строчка снова у трассы А-370. На ее 228-м километре ООО «Стройдорсервис» займется реконструкцией мостового перехода через реку Бикин с путепроводом через железную дорогу. На исполнение контракта подрядчик получит 3,5 млрд рублей со сроком исполнения до конца 2026 года.
На девятом месте рейтинга — капитальный ремонт 30 километров дороги Улан-Удэ — Романовка — Чита за 3 млрд рублей. Работами займется улан-удэнское ООО «Дорстройсервис». Несмотря на свой региональный статус, эта трасса «кормит» подрядчиков из Бурятии и соседних регионов не хуже, чем некоторые федеральные. На ремонт только 89 километров потратят свыше шести миллиардов рублей за несколько этапов ремонта. Неудивительно, что за ходом работ присматривают высшие республиканские чины в дорожной отрасли — в октябре 2024-го дорогу лично обследовали зампред правительства Бурятии Евгений Луковников, министр по развитию транспорта Александр Гоге и руководитель ГКУ «Бурятрегионавтодор» Владимир Соснин.
Контракт с десятого места топа дальневосточных госзакупок достался сахалинскому АО «СУ-4». Подрядчик до ноября 2028 года отремонтирует восемь километров трассы Южно-Сахалинск — Корсаков за 2,8 млрд рублей. Расширить выезд из областной столицы до четырех полос решили по инициативе губернатора Валерия Лимаренко. В правительстве Сахалинской области считают, что реконструкция этой дороги давно назрела — нынешняя одна полоса не справляется с потоком автомобилистов, что приводит к пробкам в часы пик и по выходным летом. Строительство начнут весной 2025 года на проспекте Мира от развилки с гипермаркетом «Бубль-гум» до перекрестка с Охотской трассой.
АО «Асфальт» из Амурской области возглавило ТОП-10 госзакупок 2024 года в ДФО
Главные распределители
В первой десятке по общей сумме заключенных за год контрактов оказались заказчики из семи регионов ДФО. Здесь также доминируют ведомства, связанные с дорожным строительством и транспортом — их восемь.
Хабаровский край возглавляет рейтинг, но только благодаря тому, что в регионе базируется Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке, распределяющая контракты по всему федеральному округу — их в 2024 году у ведомства набралось 127 на 57,3 млрд рублей.
Второе место и фактическое лидерство среди региональных распределителей у министерства транспорта Приморья со 105 контрактами на 23 млрд рублей. У ведомства нет громких тендеров, а стоимость двух крупнейших едва превышает миллиард. Ключевые лоты — содержание дорог регионального и межмуниципального значения.
«Бронза» у Управления автомобильных дорог Амурской области — 137 контрактов на 13,6 млрд рублей. Почти половина от этой суммы приходится на два договора, заключенных в самом конце года. 23 декабря подряд на строительство путепровода в Белогорске за 4,1 млрд отошел «Мостострою-11» из Ханты-Мансийского автономного округа, а контракт на ремонт шести километров дороги Благовещенск-Бибиково за 2,1 млрд рублей достался местному «Асфальту» 24 декабря. Так Амурупрадор в последний момент заскочил в топ-3 распределителей 2024-го. Больше денег ведомство раздавало только в 2020-м — тогда на один только мост через Зею направили 23,6 млрд рублей.
Подряд на строительство СПГ- комплекса за 13 млрд делает МинЖКХ Камчатки одним из всего лишь двух дальневосточных заказчиков, не имеющих отношения к дорогам или транспорту. Четырех сделок на 13 млрд и 186 млн рублей в итоге хватило для четвертого места по общей сумме контрактов среди распределителей.
Забайкальский край представлен двумя госзаказчиками в топ-10 — управлениями региональных и федеральных дорог. На счету ГКУ «Забавтодор» (5 место рейтинга) 191 контракт на 13 млрд и 123 млн рублей. Здесь все по-классике: регионалы берут числом, и самый крупный лот от «Забавтодора» — ремонт нескольких участков дороги Могойтуй — Сретенск -Олочи в Нерченском районе Забайкалья за 693 млн. ФКУ «Упрдор «Забайкалье» (9 место) распределило 7,3 млрд рублей по 33 контрактам, заключенным в 2024 году. Главный — на строительство и реконструкцию участков дороги А-350, соединяющей Читу с Забайкальском и китайской границей. За 1,5 млрд подрядчик из Бурятии, ООО «Дорстройсервис», обязуется построить подъезд к грузовому терминалу международного автомобильного пункта пропуска.
Саму Бурятию в топ-10 госзаказчиков представляет только ГКУ «Бурятрегионавтодор» — шестое место, 94 контракта, 11,7 млрд рублей. Крупнейший заказ — на капитальный ремонт 30 километров трассы Улан-Удэ — Романовка — Чита на участке в Еравнинском районе республики. К слову, у «Бурятрегионавтодора» больше всего контрактов на миллиард рублей и выше среди региональных дорожных управлений в этом рейтинге — пять.
Наконец, самое большое представительство в топ-10 у Якутии — сразу три строчки. Всего три главных госзаказчика республики заключили с исполнителями около 700 контрактов на общую сумму свыше 21 млрд рублей. 7,5 млрд из них пришлось на Управление автомобильных дорог по Якутии (7 место, 194 договора). За федеральные дорожные контракты в регионе отвечает ФКУ «Упрдор «Вилюй» — 65 контрактов и 7,4 млрд рублей хватило для восьмого места. Крупнейший лот этого заказчика — второй этап капремонта трассы Р-504 между Якутией и Магаданской областью — забрал ООО «Сельдорстрой». Кстати, забавный факт — это единственное упоминание Магаданской области в этом материале в каком-либо контексте. Ни в один из трех рейтингов Колыма не попала.
На последнем, десятом месте этого топа ютится служба госзаказчика Якутии. Зато с лидерством по общему количеству контрактов в 2024 году — их ведомство навыдавало сразу 417 штук на 6,4 млрд рублей. Самый солидный — на строительство поликлиники в поселке Сангар Кобяйкского улуса за 723 миллиона. Он достался местному производственному кооперативу «Монтажник».
Топ-10 госзаказчиков 2024 возглавила Межрегиональная дирекция по дорожному строительству на Дальнем Востоке из Хабаровского края
Главные подрядчики
Все исполнители госконтрактов, зарегистрированные в регионах ДФО и вошедшие в топ-10 за год по общей сумме контрактов, заняты в дорожной отрасли. Некоторых из них мы уже успели упомянуть в этом материале.
Уверенное лидерство держит АО «Асфальт» из Амурской области c 14 заключенными контрактами на 27,8 млрд рублей. Эта цифра сильно льстит компании — за 20 лет участия в госзакупках она никогда и близко не приближалась к таким объемам. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2020 году — тогда «Асфальт» получил 15 контрактов на 12,5 млрд рублей. Успех 2024-го обусловлен тем, что именно «Асфальту» достался главный подряд года — на строительство выезда из Владивостока в сторону Хабаровска в обход Надеждинского района. Как мы уже отмечали, за закупку пришлось побороться, снизив ее изначальную стоимость на два миллиарда рублей. Главная интрига — удастся ли компании выполнить условия соглашения.
До сих пор самой крупной суммой, которую доводилось осваивать «Асфальту» на госзакупках, были 4,9 млрд на реконструкцию участков трассы Р-297 «Амур» как раз в рекордном 2020-м. Тот контракт фирма завершить не сумела, а теперь ей предстоит работать с принципиально другими объемами. По выручке «Асфальт» — один из лидеров в ДФО. Правда, 5,2 млрд рублей, зафиксированные в 2023 году — худший результат компании за последние пять лет. А вот чистые активы, напротив, последовательно растут и достигли 1,35 млрд к началу 2024-го. Прибыль стабильно колеблется на уровне 100-130 млн рублей. Владельцами АО «Асфальт», согласно отчету за 2023 год, являются Александр Дрынчин (51% акций), Андрей Сенотрусов и Виталий Дровняк (оба — по 24,5%), сообщает «Интерфакс» (18+).
Аномально успешным год получился и для «Стройдорсервиса». Компания Александра Федорова получила 19 контрактов на 23,8 млрд рублей — это ее абсолютный госзакупочный рекорд с 2011 года. В последний раз такой рост у компании был зафиксирован в 2020-м, но тогда сумма составила лишь 16,5 млрд. Добиться успеха «Стройдорсервису» помогли три контракта в топ-10 по итогам года (третье, пятое и восьмое места рейтинга). Все остальные сделки не дотягивают и до миллиарда рублей. Больше половины от всех своих договоров в 2024 году «Стройдорсервис» получил от ФКУ ДСД «Дальний Восток» — 10 из 19. Они принесли фирме 20,3 млрд из 23,8 млрд. Выручка «Стройдорсервиса» за 2023 год составила 9,3 млрд — это лучший результат компании за пять лет и почти в три раза больше, чем в 2019-м. То же и с чистой прибылью, которая к 2023-му достигла 400 млн рублей.
Третье место у АО «Примавтодор» с 52 контрактами на 9,4 млрд рублей. Две самые крупные госзакупки, отошедшие принадлежащей правительству Приморья компании — на 1,1 и 1,2 млрд рублей за содержание дорог регионального и межмуниципального значения. Основной донор «Примавтодора» — Минтранс края. С ним предприятие заключило 15 из 52 своих контрактов в 2024 году (28,9%) на 9,34 млрд рублей (98,91% от общей суммы, полученной на исполнение договоров). За последние 19 лет стороны заключили между собой свыше 300 контрактов — каждый пятый подряд министерства достается «Примавтодору».
Историю «Примавтодора» последних 10-12 лет можно назвать цикличной — провал руководства, увольнения, назначение нового руководства, провал, увольнения. Предприятие очень плохо пережило большие стройки времен саммита АТЭС и осталось с многомиллиардными долгами, последствия которых до сих пор мрачной тенью нависают над дорожниками. Из-за постоянных скандалов вокруг качества работ руководство компании регулярно меняется — последняя рокировка случилась в 2023 году, ротацию комментировал даже губернатор Олег Кожемяко. Он же, к слову, анонсировал и масштабные денежные вливания в «Примавтодор».
Возможно, активность компании на рынке госзакупок тоже связана с поддержкой региона. 9,4 млрд, полученные на исполнение контрактов в 2024 году — это лучший результат «Примавтодора» с 2009-2010 годов, когда в разгаре были те самые саммитовские стройки. Но бухгалтерия пока удручает, поскольку убытки предприятия в 2023 году лишь немного не дотянули до миллиарда рублей.
На четвертой строчке рейтинга господрядчиков ДФО — камчатский «Устой-М», в активе которого 7,1 млрд за девять контрактов. Хотя большую часть этой суммы принес один-единственный — на капремонт дороги от морского порта до аэропорта Петропавловска за 5,4 млрд (четвертое место в топ-10 крупнейших договоров года). Владеет компанией депутат Заксобрания Камчатки Юрий Ломакин. В парламенте края он возглавляет комиссию по регламенту и депутатской этике, а трассу «Морпорт — Аэропорт», приносящую миллиарды рублей «Устою-М», называет своей судьбой.
— Как только написали в прессе, что на дорогу выделили 3,5 миллиарда, диванные эксперты сразу начали комментарии писать: «Ну все понятно, попилят, по карманам распихают». Рассказать, в каком кармане у меня лежит 3,5 миллиарда? Ни в каком. Нужно знать специфику строительства: в стоимости капитальных асфальтобетонных объектов до 90 процентов занимает материал. Асфальтобетон, грунт, барьерные ограждения, современные остановки, столбы освещения и т. д. Темпы строительства у нас бешеные, это правда. А люди хотят еще быстрее, и, желательно, вообще все и сразу, — рассказывал Ломакин о работе с этой трассой в 2021-м.
И если миллиардов в карманах депутата, возможно, и не водится, миллионы там вполне могли заваляться. Во всяком случае «Устой-М» — финансово очень успешный бизнес, и со стройкой дороги «Морпорт-Аэропорт» совпал его взлет. Так, выручка компании в 2019 году составила 1,8 млрд рублей, в 2020-м — 3,7 млрд, в 2021-м — уже 5,2 млрд. Затем последовало снижение, но по итогам 2023 года «Устой-М» все равно показал неплохие, мягко говоря, 4 миллиарда рублей. С чистой прибылью все еще лучше. Так, в 2021 году — как раз тогда Ломакин жаловался на хейт в комментариях — она составила 1,17 млрд рублей. Такого и близко нет даже у «Стройдорсервиса», а эти ребята умеют зарабатывать. Да и вообще предприятия с сопоставимой выручкой обычно довольствуются куда меньшими прибылями, зачастую — в десятки раз.
Правда, в 2023 году «Устой-М» резко ушел в убыток — сразу на 487,9 млн рублей. Здесь можно было бы пофилософствовать про высоту взлетов и болезненность падений, но, судя по контракту на пять с лишним миллиардов, в этом случае никто особо и не страдает (разве что те самые хейтеры).
Пятерку лучших замыкает сахалинское АО «СУ-4» со 116 контрактами на 6,6 млрд рублей. Почти половину из них принес тендер, попавший в топ-10 — капремонт участка трассы Южно-Сахалинск — Корсаков за 2,8 млрд (10 место). По 700+ млн рублей фирме принесли два контракта на ремонт дороги Южно-Сахалинск — Холмск, без малого 650 млн — работы на трассе Невельск — Томари — Аэропорт Шахтерск. СУ-4 позиционирует себя одной из старейших компаний в отрасли, основанной еще в 1975 году (современное юрлицо зарегистрировано в 1998-м). Состав совета директоров в компании публично не раскрывают, генеральный директор с 2020 года — Константин Моисеев.
Согласно официальным данным, СУ-4 располагает внушительной инфраструктурой, включая 24 карьера по добыче и производству инертных материалов, шесть асфальтобентонных и три бетонных завода. Профиль широкий: помимо ремонтов компания строит дороги и мосты. По итогам 2023 года СУ-4 отчиталось о рекордной для себя выручке в 7,2 млрд рублей (в 2022-м — 3,7 млрд), но при этом показала лишь 4,9 млн рублей чистой прибыли (в 2022-м — 306,2 млн).
Сахалинская область также представлена в топе подрядчиков «Рыбводстроем», который занимается строительством школы №19 в Южно-Сахалинске (шестое место, 203 контракта на 5 млрд рублей). Также в десятку вошло хабаровское ЗАО «Форпост» (14 контрактов на 4,8 млрд) и ООО «Дорстройсервис» из Бурятии (3 договора на 4,8 млрд). Самое большое представительство в рейтинге крупнейших господрядчиков 2024 года у Приморья — кроме «Примавтодора» в него попали АО «СпецСУ» (13 контрактов на 4,2 млрд) и ООО «ВСК №1» (24 сделки на 3,7 млрд).
Топ-10 господрядчиков 2024 на Дальнем Востоке возглавило АО «Асфальт» из Амурской области