Забайкальский край уже который год в числе самых «горючих» в стране. Седьмого апреля в лесах региона из-за пожаров введен режим ЧС, всего же на момент подготовки статьи в субъекте с начала года зарегистрировано более 500 пожаров, около 150 из которых — лесные. Огонь прошел уже свыше 60 тысяч гектаров, в 10 (десять!) раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Пожары в Забайкалье: что предшествовало горящему 2025-му?
В 2024-м Забайкалье уже поставило антирекорд — 25% общей площади лесных пожаров в России произошли именно там. По заявлению губернатора Александра Осипова вверенный ему край за три десятилетия лишился почти трети своего лесного фонда.
— За прошедшие 30 лет на 30% Забайкальский край потерял свой лесной фонд. […] И пока несмотря на то, что мы об этом говорим, снимаем массу роликов, штрафуем людей, предупреждаем, [о том, что не нужно сжигать мусор или расширять пастбищные поля, сжигая существующий растительный покров] преодолеть нам это в полной мере не удалось, — цитирует ТАСС (16+) главу региона.
Глава Минприроды РФ обсудил добычу недр и пожары в Забайкалье: главное
— Ситуация непростая, она повторяется уже из года в год. […] Ее нужно менять кардинально: если возгорания не тушить оперативно, то огонь не только уничтожает лесной фонд, но и несет угрозу для населенных пунктов. Финансирование до региона доведено, сейчас мы перебрасываем в Забайкалье силы федерального резерва Авиалесоохраны. Президент России поставил задачу снижать площади лесных пожаров, для каждого региона определены свои показатели. Забайкальский край должен сосредоточить все усилия, задействовать все свои ресурсы, чтобы эту задачу выполнить, — отметил министр природных ресурсов РФ Александр Козлов, который провел в Чите совещание по горячей теме.
И также из года в год корни ситуации — в людях.
— Из всего количества пожаров только в двух случаях причиной стал перехлест линий электропередач. Все остальное — человеческий фактор: неосторожность, неумышленные действия или прямой умысел, — сообщил на недавнем брифинге замначальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Забайкальскому краю Артем Чулков.
Некоторых из поджигателей даже удалось найти. Так, на начало апреля дознаватели ГУ МЧС России по Забайкальскому краю выявили «36 лиц, из них 17 детей, виновных в возникновении ландшафтных пожаров: 27 виновников пожаров травы, девять — лесных пожаров».
Как сообщает ведомство, около 1,5 тысячи гектаров лесного массива пострадали по вине пастуха, который не уследил за костром. В итоге из-за задымления пришлось даже ограничить движение на федеральной трассе Чита – Иркутск. Возбуждено уголовное дело, а любителю провести время с огоньком грозят штраф, исправительные или принудительное работы либо лишение свободы.
И пока одни устраивают пожары, у других не хватает сил с ними бороться.
— Тушит пожары не техника, а люди. К сожалению, мы наблюдаем нехватку личного состава, мы коллегам это подсветили в регионе, уверен, что в ближайшее время необходимые силы будут набраны и регион будет полностью готов к прохождению лесопожарного сезона, — отметил руководитель Рослесхоза Иван Советников.
Менее полугода назад он же в декабрьском интервью «Известиям» (18+) емко описал ситуацию: «В Забайкалье случился провал года». По словам господина Советникова, регион собрал все возможные ошибки: начиная от плохой подготовки и заканчивая неудовлетворительной работой с деньгами.
— Формально людей набрали, но набрали их на старте сезона. А потом люди быстро поувольнялись, и на пике сезона по некоторым направлениям было меньше 50% от необходимого количества людей. Начали по традиции с вранья, скрывали пожары, поздно реагировали, поздно увеличили группировку, поздно запрашивали федеральные силы и средства. Не контролировали финансы внутри региона, — отмечал Иван Советников.
Как видим, ситуация с кадрами вновь повторилась. При этом нельзя сказать, что изменений с прошлого года не произошло. Так, сменился глава регионального Минприроды. С сентября и. о. министра — Павел Волжин, который до этого руководил департаментом по развитию муниципальных образований. Как писали местные СМИ, причиной ухода главы Минприроды Забайкалья, стали именно пожары.
Первые заявления о том, что Сергей Немков покинет свой пост, прозвучали из уст председателя Законодательного собрания края Юрия Кона еще в марте.
Примерно тогда же на региональных ресурсах появилась информация о вакансиях в ряде министерств, в том числе упоминалось и кресло главы Минприроды. И хотя сообщение в итоге назвали «актуализацией управленческого кадрового резерва», уже в июне господин Немков подал заявление «по собственному», которое ему подписали.
Известно, что карьеру Сергей Немков начинал в 1990-х в Забайкальском УВД на транспорте. Работал также в администрации Петровск-Забайкальского района, а с сентября 2018 года возглавил ее. Руководить Миниприроды стал в апреле 2020-го, сначала с приставкой «и. о.», а с сентября уже без. После ухода господина Немкова и. о. министра недолгое время был его первый зам Алексей Касаткин.
Как пишут местные издания, в Читу он прибыл из Московской области в апреле 2024-го, а до этого работал начальником отдела в департаменте лесного хозяйства Приморского края, главным специалистом отдел оценки назначения мероприятий по защите лесов ФБУ «Рослесзащита» и в Минприроды России (ФБГУ «Росзаповедцентр»).
Также, сообщает портал «Чита.Ру» (18+), в 2021 году Касаткин работал в филиале «Рослесзащиты» в подмосковном Пушкине.
— Площадь пожара там [в Забайкалье] превысила 2 млн га, тогда как в среднем она была 40–50 тыс. га. Мы видим провал управленческого свойства на уровне целого региона, — снова процитируем главу Рослесхоза с печальными итогами 2024-го
И уходом министра дела не ограничилось.
— Кроме того, мы проверили в регионе все блоки: посмотрели, как набирают сотрудников, кто эти люди, как происходят финансовые расчеты. И, к сожалению, по всем направлениям видим проблемы. Нужно и более качественно готовить леса к пожарам, и более качественно заниматься техникой, подбором людей. Выстроить финансовую дисциплину. Более жестко контролировать финансовые потоки внутри региона, — говорили о принятых мерах в Забайкальском крае.
Также сообщалось, что вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев поручил провести дополнительную проверку по итогам прохождения пожароопасного сезона в Забайкалье. Впрочем, информации о каких-то громких мерах в этой связи в открытый доступ не просочилось. Зато Иван Советников сообщил, что трем регионам: Якутии, Забайкальскому и Красноярскому краям выделят дополнительные деньги на создание авиаотделений на территориях бывших зон контроля, 5,3 млрд рублей.
Ну и немного подольем масла в огонь сухой статистикой. Как сообщает «Чита.Ру» (18+) со ссылкой на региональное управление лесничествами, в 2023-м огонь лишил Забайкалье 65 тысяч гектаров леса. Теперь можно вернуться в начало статьи и сравнить это с цифрами из самого первого абзаца.
В 2022 году огонь прошел 37,3 тысячи гектаров. В 2021-м — 19,2 тысячи. В завершении приведем прощальные слова уже экс-министра Сергея Немкова, опубликованные на официальном портале некогда возглавляемого им ведомства.
— Это был уникальный опыт работы. Благодарю нашего губернатора Александра Михайловича, зампредов, министров – за профессионализм, целеустремленность, поддержку и совместную работу. Также выражаю огромную благодарность самому надежному, сплоченному и дружному коллективу Минприроды. Благодаря слаженной работе сильной команды достигнуты весомые результаты, — говорил Немков.
Андрей Северный
Фото пресс-службы Минприроды Забайкальского края
Больше материалов о политике и бизнесе на Дальнем Востоке читайте в подборке «Дальневосточного обозрения»
Запчасти на Дальнем Востоке: дефицит, рост стоимости и автосервисы с оборудованием из 90-х
Миллиарды гудят в проводах: на развитие энергетики Дальнего Востока потратят больше запланированного

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке