В начале марта Государственной думой во втором чтении (первое состоялось еще в январе 2022) принят закон о совершенствовании системы местного самоуправления. Реформа МСУ предусматривает обновленную модель организации и деятельности, уточняет компетенции и полномочия. Одно из основных нововведений Федерального закона — развитие одноуровневой системы организации местного самоуправления с возможностью сохранения системы двухуровневой. Если проще, в законе практически не осталось места сельским и поселковым администрациям. Федеральным законом устанавливается, что местное самоуправление осуществляется в трех видах муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородское муниципальное образование города федерального значения.
Реформа МСУ: положительные моменты
В переходе на одноуровневную систему многим видятся плюсы. Сократив административную поселковую прослойку, новые муниципальные образования, во-первых, станут на шаг ближе к народу, и жителям будет удобнее решать личные вопросы в одной инстанции. Во-вторых, сократятся расходы на содержание поселковых администраций: финансовые потоки будут направлены в единый бюджет муниципального округа, а высвобожденные средства – на решение проблем территорий. В-третьих, формирование единого бюджета округа позволяет аккумулировать средства, распределяя их на приоритетные направления, эффективней их использовать и привлекать большие объемы субсидий из федерального и регионального бюджетов. Таким образом округа могут участвовать в реализации крупных целевых программ, в которых раньше отдельные поселения в силу недостаточности средств для софинансирования участвовать не могли.
Рейтинг мэров ДФО: чья команда успешнее в онлайн-диалоге с горожанами
В законе предусмотрена конструкция из трех перечней полномочий, где на первом уровне органы МСУ занимаются вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (18 пунктов), как правило, не требующими привлечения значительных финансовых ресурсов. К примеру, принятие устава МСУ, внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных актов, установление официальных символов муниципального образования и др. Второй перечень полномочий предполагает, что вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения могут быть перераспределены региональным законом и решатся органами государственной власти субъекта (29 пунктов). К таким вопросам могут относиться, к примеру, организация в округе электро-, тепло- и газоснабжения, водоотведения, обеспечения нуждающихся жилыми помещениями, организация жилищного строительства, содержание жилого фонда и т. д. Третий перечень полномочий, состоящий также из 18 пунктов, по решению законодательного органа субъекта может быть передан в органы местного самоуправления. В нем, к примеру, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, организация транспортного обслуживания, осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защита населения округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб.
Четвертым плюсом одноуровневой системы эксперты считают решение проблемы с «недобором» кандидатов в депутаты местного уровня — в маленьких поселениях не очень много желающих в народные избранники, потому как есть мнение, что от депутата такого уровня мало что зависит.
В прошлую пятницу документ был одобрен Советом Федерации и направлен на подпись президенту. Федеральный закон вступит в силу через 90 дней с момента его опубликования, за исключением нескольких статей. Законодательство о полномочиях органов МСУ, муниципальном контроле, правах муниципалитетов на осуществление деятельности, не отнесенной к полномочиям настоящим законом, и особенностях организации МСУ при двухуровневой системе вступят в силу с 1 января 2027 года.
Как видим, на переход к жизни по новым правилам выделено достаточно времени, а двухуровневая система муниципального самоуправления все-таки осталась.
— Наша страна огромная, и субъекты Российской Федерации разные. Определяясь с системой местного самоуправления, необходимо учитывать особенности региона – и социально-экономическую, и историческую составляющие каждой территории. Прежде всего, такой подход отвечает интересам граждан, а это приоритет в нашей работе, – цитирует Вячеслава Володина сайт Государственной думы.
Реформа МСУ в контексте Дальнего Востока
С тем, что Дальний Восток — регион особенный, думаем, спорить никто не будет. Расстояния у нас такие, не факт, что до муниципального служащего в течение дня (как требует закон) доберешься, чтобы вопрос решить. А потому и упразднять нижнее звено, поселковую администрацию, не все были готовы. В ДФО будет три формы организации местного самоуправления.
Работать в привычной, двухуровневой, системе будет только Якутия. Это ее депутатам мы во многом обязаны тем, что такая система вообще осталась в законе.
— Если раньше в законопроекте говорилось, что будет только одноуровневое местное самоуправление, то сегодня право решать отдано региону. Я считаю, это правильно. Мое мнение: с учетом сложившихся традиций и положительного опыта на большей части республики сохранить двухуровневую систему местного самоуправления. Она хорошо себя показала, — положительно оценил глава Республики Саха Айсен Николаев принятую норму о праве регионов самостоятельно определять форму организации местного самоуправления в беседе на республиканском телевидении.
Сахалинская область, напротив, была в числе первых, кто приветствовал одноуровневую систему муниципального самоуправления.
В 2022-м, перед началом обсуждения законопроекта во втором чтении, на совещании в областной Думе сахалинцы отмечали: предлагаемая система организации местного самоуправления на Сахалине действует уже 17-й год. Регион, единственный в стране сумел отбиться от двухуровневой системы.
— Начавшаяся в 2004 году реформа местного самоуправления предполагала создание на островах 158 муниципальных образований – каждое со своим мэром, депутатами, председателем собрания, и чиновничьим аппаратом. Мы тогда четко спрогнозировали все потери бюджета от такого раздутого чиновничьего аппарата, риски потерь от несогласованных действия и потери управления, дефицит управленческих кадров на местах, и отстояли единые городские округа. У нас было создано только два двухуровневых муниципальных района – Невельский и Углегорский, но и те со временем, через местные референдумы, были объединены в городские округа, — цитировала участника совещания депутата Госдумы Георгия Карлова «КП Сахалин» (18+).
С мнением сахалинцев, вероятно, согласны в большинстве регионов округа, где выбран переход на одноуровневую МСУ — посмотрим на карту, чтобы убедиться.
В сентябре 2019 года первые муниципальные округа появились и в Приморье. Из 22 районов края за пять лет осталось четыре. Приморье находится в списке регионов, которые полностью планируют перейти на одноуровневую модель.
А так комментируют закон на сайте правительства Камчатского края:
— Путем преобразования района в округ решается сразу несколько проблем. Так, в компетенцию жителей будет входить более широкий круг вопросов, которые в данный момент не относятся к полномочиям сельских поселений. Также после реформы будет создан единый консолидированный бюджет, который даст возможность поселениям участвовать в федеральных и региональных проектах по благоустройству, развитию сельских территорий на условиях софинансирования.
Смешанный тип системы муниципального самоуправления выбрали два региона — Хабаровский край и Республика Бурятия. Пока в Хабаровском крае два муниципальных, два городских округа и 15 районов. В Бурятии — два городских округа и 21 район. Продолжать ли изменения в сторону упрощения ветвей руководства и укрупнения финансовых потоков, властям предстоит решить к 2027 году.
Больше новостей и аналитики о политике на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.
Матрена Ефимова
Пятилетка перестройки: как менялась партийная власть в Хабаровском крае
Крайние мэры: кто из глав городов и поселков на Дальнем Востоке покинул свой пост за последний год

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке