Выставка отечественной фотографии 60-80-х годов ХХ века «Время, вперед!» (0+) открылась в Краевом музее имени Гродекова в Хабаровске. Ее посетители смогут прочувствовать дух ушедшей эпохи и оценить изменения, произошедшие в техническом оснащении авторов снимков и повседневной жизни людей.
Выставка в Хабаровске: «Время, вперед!»
Для выставки Росфото отобрало 50 снимков. Как уточнили организаторы из Санкт-Петербурга, это не одна коллекция. Кадры собирали понемногу из разных архивов, блоков, персоналий. Важное место занимают фотографии Евгения Халдея. Из его работ представлены снимки не только военные, но и изображения послевоенных лет.
Краткие авторские биографии, подготовленные организаторами выставки, невольно вызывают восхищение. Например, классик советского фоторепортажа Евгений Халдей прошел в Великую Отечественную войну, путь от Мурманска до Берлина. Снимал подписание акта капитуляции Германии, водружение флага над Рейхстагом, глав союзных держав на Потсдамской конференции. В 1960–1970-е годы работал в центральной газете Советского Союза «Правде» (16+). Среди его героев — артисты, писатели, кинематографисты, запечатленные как в работе, так и в моменты отдохновения.

А Борис Игнатович активно творил еще в довоенный период. В конце 1920-х вместе с Александром Родченко он возглавлял фотосекцию авангардного объединения «Октябрь». В довоенный период его фотографии формируют представления о прогрессивном развитии и социальных улучшениях в молодой советской стране. В 1941–1945 годах Игнатович — корреспондент, снимающий события на фронте для газеты «Боевое знамя». В послевоенные десятилетия мастер стал одним из деятелей фотоклубного движения. Ценность наследия этого активного новатора, внесшего значительный вклад в развитие отечественной фотографии, чрезвычайно высока.
Впрочем, в фокус советских фотографов попадали не только масштабные события и известные личности. Например, стиль Бориса Смелова сформировался под влиянием деятелей так называемой «неофициальной» культуры Северной столицы. Его работы выделяются поэтическим видением и чуткостью к атмосфере.
Еще один автор, Игорь Гаврилов, известен своими остросоциальными репортажами о жизни меняющейся страны во второй половине 1980-х. В его коллекции снимки ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В целом же его работы отличает оригинальность сюжета и умение зафиксировать момент как чувственный опыт, передающийся зрителю.
Отбирать фотографии таких мэтров, безусловно, было непросто. Организаторы с одной стороны руководствовались историческим принципом, с другой — обращали внимание, как тот или иной снимок передает дух времени и настроение героев. Они объяснили, что такой подход доказывает: фотография, которая возникает в 60-80-х, до сих пор актуальна, ведь до сих пор к ней обращаются наши современники.
— В этом году вся страна празднует восьмидесятилетие со дня окончания Великой Отечественной войны. Сама выставка не мыслилась в связке с войной, но, мне кажется, она [эта связь] естественным образом прослеживается. Потому что взгляд на жизнь, который мы видим на этих снимках, сформирован именно тяготами, которые сопровождала война и через которые прошли фотокорреспонденты. У того же Шкулина не представлены снимки с военной техникой. Наоборот, показана повседневная жизнь, дети гуляют. И ты смотришь, как автор, который тебе известен эпатажными историческими снимками, раскрывается в других жанрах. Как бы обращает внимание на ценность жизни, — поделилась организатор выставки.
В коллекции есть не только снимки известных по всей стране фотографов, но и произведения местных авторов.
— Коллеги придумали дополнить экспозицию фотографиями из коллекции, связанной с Хабаровским краем — коллекцией из галереи Русского музея. Мне кажется, это позволило расширить эту выставку, добавило ей локальности, привязки к месту. С одной стороны мы видим, как развивалась советская фотография, а с другой — какое место на этой карте занимал Хабаровск. И одновременно мы видим, как менялась техническая составляющая. Здесь представлены фотографии самых разных авторов. Больше всего среди работ снимков Бориса Михалевкина. Есть несколько совсем звезд, но они представлены не так значительно. Это Евгений Халдей, Борис Смелов. А кроме того, есть и Николай Шкулин, — объяснила специалист выставочного отдела Росфото Екатерина Юшкевич.
Особое внимание представители Гродековского музея и Росфото уделили концепции выставки. Главной задачей было показать особый дух того послевоенного времени. Как советские фотографы ощутили свободу и получили доступ к самовыражению, отошли от концепции соцреализма.
— Выставка называется «Время, вперед!», здесь представлена отечественная фотография 60-80-х годов. Ее концепция в том, чтобы показать фотографию, характерную для этого времени. Времени, когда появляется чувство свободы в самовыражении, какого-то стремления, оптимизма, гуманистического взгляда на мир. И эта выставка — один из выездных проектов музея Росфото. До Хабаровска она была в других городах, — рассказала Екатерина Юшкевич.
Демонстрация фотохроник примерно полувековой давности стала возможна благодаря федеральному проекту «Творческие люди».
— В министерство культуры края мы подали две заявки. В целом достаточно сложно привезти выставку из другого региона. Сотрудничество музеев непростое. Это тонны документации, согласование, и, конечно, это все происходит за год до открытия самой площадки. Это большой менеджерский процесс, требует большой организации. И классно, как в данном случае, что это было легко, комфортно, не было каких-то сложностей, — сообщила заведующая музейно-выставочным центром Юлия Гнатышева.
Фотовыставка — не единственный проект Гродековского музея, над которым сейчас работают представители хабаровского учреждения культуры и Росфото. Гендиректор музея имени Гродекова Иван Крюков рассказал о планах на следующий год.
— В этом году сюрпризы от Гродековского музея не заканчиваются. Мы готовим уникальный проект, который планируем открыть в рамках международного культурного форума. Это первые фотографии Дальнего Востока и о Дальнем Востоке. Не буду раскрывать всех тайн, потому что сейчас мы дорабатываем всякие «вкусности». Этот проект приедет к нам в 2026 году. Мы специально хотим его запустить сперва в европейской части России, чтобы про наш с вами любимый Дальний Восток еще раз сказать в столице страны, — поделился Иван Крюков.
Гродековский музей в Хабаровске активно участвует в федеральных проектах и конкурсах. Так, в конце февраля стало известно о победе регионального учреждения культуры в конкурсе по поддержке развития инклюзивных практик. Проект «Громче слов» (6+) позволит создать доступную среду для глухих и слабослышащих посетителей. Более миллиона рублей, полученных от благотворительного фонда социальной помощи и поддержки «Свет» потратят на создание видеогида на языке жестов.
— Благодаря Фонду мы сможем реализовать давнюю задумку. В первую очередь создадим видеогид на русском жестовом языке по трем знаковым экспозициям музея, посвященным природе региона, традиционной культуре коренных народов и истории присоединения и освоения приамурских территорий Россией. Также дополним адаптированными субтитрами несколько готовых видеоматериалов. Просмотреть видеоролики можно будет и на личных мобильных устройствах, и на музейных цифровых планшетах. Такая экскурсия является своеобразной визитной карточкой края. Мы верим, что появление этого маршрута не только привлечет в музей новых посетителей с нарушением слуха, но и повысит осведомленность общества о культуре жестового языка и потребностях глухих людей, – объясняет автор и руководитель проекта, экскурсовод музея Маргарита Позднякова.
Специалисты Гродековского музея в рамках федеральных проектов обращаются и к другим, более неожиданным темам. Так, победителем лаборатории для работников музеев по обучению работе с незрячими и слабовидящими посетителями стал проект Марины Белкиной, заведующей научно-исследовательским сектором культурологии и литературоведения, и Михаила Терехова, экскурсовода Гродековского музея, «Пять встреч: города и судьбы» (12+).
— Это цикл встреч, посвященный судьбам хабаровчан-эмигрантов, особенностью которого станет возможность использовать новые для нашего музея форматы и инструментарий, задействующие разные органы чувств и опыт посетителей. Каждая встреча имеет свою локацию, связана с одним героем. И специально для проекта мы готовим настольную словесную ролевую игру «ЛиС», — поделилась Марина Белкина, заведующая научно-исследовательским сектором культурологии и литературоведения.
Что же касается открывшейся в конце прошлой недели выставки «Время, вперед!», то она продлится до 15 июня. Посетить ее в Гродековском музее может каждый, купивший входной билет.
Вероника Строева
Фото автора
Больше новостей и аналитики о Дальнем Востоке читайте в подборке «Дальневосточного обозрения».
Лояльность к прекрасному: Как жителей Хабаровского края мотивируют чаще выбираться в свет
Как восстановление исторического центра Хабаровска позволит создать точки притяжения туристов

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке