Дефицит кадров в России по-прежнему сохраняется, а компаниям все чаще приходится иметь дело с зумерами, у которых свои запросы и приоритеты. Что делать, чтобы регулярно получать от сотрудников полезный фидбэк вместо уныния и нежелания работать, рассказали эксперты на конференции «Вызовы рынка труда 2025» (18+).
Бизнес-мероприятие прошло по стандартной схеме: 12 докладчиков на импровизированной сцене, две сотни слушателей в зале.
— Главной задачей сегодняшней конференции является переосмысление старой и получение новой информации для работы с персоналом, — задал вектор дискуссии модератор встречи Андрей Заусаев.
Вызовы рынка труда 2025 в Хабаровске
Предприниматели делились опытом организации HR-процессов в своих компаниях и фиксировали изменения. Например, бизнес-партнер «Лемана Про» Марина Давыденко рассказала о четырех главных, на взгляд бизнес-леди, тенденциях этого года. В частности, об обострении конкуренции среди работодателей. Как отметила представитель строительного гипермаркета, на данный момент идет некий «аукцион», где потенциальные работники, не имея уникальных навыков, могут выбирать от пяти до десяти коммерческих предложений. При этом борьба за сотрудников идет не только между прямыми конкурентами, но и представителями различных сфер.

— Вчерашний студент приходит с завышенными ожиданиями по оплате труда, а еще недавно стабильный сотрудник готов менять работодателя, если на старте ему предлагают более высокую заработную плату. В итоге, зарплата растет, даже если производительность бизнеса не повышается, — отметила Марина Давыденко.
Несмотря на тему конференции, к вопросу о «тяжелых временах» и способах их пережить, участники возвращались достаточно часто. Например, основатель сети «Кафема» Владимир Ткалич подчеркнул, что повышение цен на товары и услуги в нынешних условиях — логичный и обоснованный ход. Другой участник встречи, генеральный директор digital-агентства RASA Ярослав Радинский, парировал, отметив, что в ряде отраслей наступило время для оптимизации процессов и адаптации к современным реалиям.
— Любой кризис — это вызов по адаптации и по ускорению внутренних процессов. Тяжело будет тем компаниям, которые замедлялись в последнее время, — заключил Ярослав Радинский.
Но бесконечно конкурировать по цене работодатели не могут. Поэтому обращают внимание на другие запросы специалистов. В частности, бизнес-партнер «Лемана Про» добавила: востребованность у традиционной пятидневки падает. Чаще сотрудники заявляют о важности гибридного графика или удаленки. Возможность работать посменно или развиваться в различных направлениях становится все более популярным требованием.
Практическим опытом в решении вышеперечисленных противоречий поделились другие выступающие. Например, генеральный директор digital-агентства RASA Ярослав Радинский рассказал, что для привлечения кадров в компании создается специальная атмосфера. В частности, проводятся мотивационные встречи, ежегодные корпоративы с разнообразной программой на Новый год и лето.
Для повышения лояльности специалистов маркетологи также ввели внутреннюю валюту. Определенное количество монет поступает на счет подчиненного в случае успешного выполнения задачи.
— Игровая форма помогает сдерживать сотрудников, а также способствует их мотивации, — говорит руководитель digital-агентства.
Впрочем, такие финансовые игры универсальным инструментом не являются. Владелица ресторанного бизнеса Мария Ракуса отметила, что тестирование данного метода не дало ожидаемого результата. Деньги оказались не главным стимулом для ее сотрудников. Бизнес-леди рассказала, что для поддержания корпоративного духа лучше работает исполнение корпоративного гимна, ежемесячные мотивационные встречи и короткие учебные курсы. Специальные занятия могут представлять собой уроки английского, плавания или лекции в книжных клубах. Помимо этого предприниматель полагает, что важно проговаривать со своими подчиненными смысл их работы и дальнейшие перспективы.
— Прошу своих сотрудников говорить о своих мечтах. Так, мы делаем для них различные подарки. Например, дарили собак, — поделилась своим методом Мария Ракуса.
Основатель франшизы «Маленький Оксфорд» Юлия Сафенкова в своем выступлении отметила, что предприниматели зачастую слишком верят в уникальность своего бизнеса, что создает ряд препятствий. Но еще большей ошибкой, по мнению спикера, является смешивание должностных обязанностей для узкого специалиста и отсутствие адаптации сотрудника к работе.
— На данный момент в компании важно выстроить стратегию безопасности. Безопасность — это когда я могу спокойно и открыто говорить. Можно бесконечно думать о тимбилдингах, обучении, но если проигрывает зарплата и нет гигиенического минимума в виде безопасности, люди будут уходить, — подытожила предприниматель.
Среди прочих докладов прозвучало выступление и основателя Tomoru и Tomoru.Team Дениса Балюра. Но он, в отличие от других компаний, сконцентрировался на использовании в работе искусственного интеллекта (ИИ). Спикер подчеркнул, что хоть на полноценного сотрудника нейросети еще не тянут, однако их использование позволяет упростить ряд процессов. Например, при подборе нового специалиста генерация может автоматически ответить кандидату и провести с ним собеседование. Также ИИ помогает в разборе откликов от предполагаемых сотрудников и готовит его анкету.

Резюмируем, главным вызовом рынка труда в 2025 становится противоречие КПД сотрудников и их зарплатных ожиданий. Таким образом, в борьбе за привлечение кадров и их лояльность побеждают либо предприятия с наиболее эффективной бизнес-моделью, либо компании, сумевшие проложить путь к сердцам работников дополнительными бонусами. Гибкий график, корпоративная культура — пространство для экспериментов сохраняется.
И пусть ИИ все еще не способен заменить полноценного специалиста в условиях кадрового дефицита и стремления сотрудников к совмещению должностей, он уже может облегчить работу ряда специалистов и временно ослабить напряжение. А что до специфики зумеров, то практической пользы в том, чтобы жаловаться на новое поколение, нет. Остается одно — адаптация!
Больше материалов о бизнесе на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.
Софья Ладченко
Фото Вячеслава Богдановича
Культура ест стратегию на завтрак: как корпоративные привычки влияют на бизнес-среду компаний
Покупательские качели: как работать, если клиент всегда настороже, обсудили в Хабаровске

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке