В России с 2021 года реализуется проект «Генеральная уборка». В январе этого года тогда еще вице-премьер Виктория Абрамченко доложила председателю правительства Михаилу Мишустину о результатах работы. Среди достижений она отметила успехи в очистке акватории ДФО, где подняли и утилизировали 131 затонувший корабль, сообщает «Дальневосточное обозрение».
Проект «Генеральная уборка» на Дальнем Востоке
В том же материале упоминались и штрафы за умышленное затопление судна — до 20 млн руб. «Генеральная уборка» стартовала в 2021 году как часть нацпроекта «Экология», чтобы «провести инвентаризацию объектов накопленного вреда на территории России», оценить их воздействие на жизнь и здоровье населения, а в итоге — ликвидировать.
— Эти «кладбища» кораблей мешают судоходству, рыболовству, наносят вред окружающей среде и снижают туристический потенциал регионов. В этом году планируем поднять еще 82 корабля, – цитировали «Ведомости» (18+) вице-премьера.
Рассчитана «Генеральная уборка» до 2030 года. На первом этапе, до конца 2024 года, правительство выделяет на нее 20 млрд рублей. К этому времени будут ликвидированы объекты, а также запущен механизм предотвращения появления новых объектов накопленного вреда — сообщает портал правительства РФ.
Мы решили выяснить, кто чистит дно дальневосточных морей и сколько за это получает.
Дыба и море
В феврале и марте «Интерфакс» (18+) писал об отборе организаций для этой непростой работы в Приморском и Хабаровском краях соответственно.
— На эти цели из бюджета Приморья предусмотрено 95,8 млн рублей, которые компенсируются частично за счет продажи поднятого металлолома и из средств федерального бюджета, — цитирует агентство приморского замглавы транспорта и дорожного хозяйства Сергея Цыбулина.
Среди объектов для подъема — суда в бухтах Владивостока, Находки и Хасанского округа. В планах у Хабаровского края значились два плашкоута, платформа-копра, теплоходы «Генерал Владимир Заимов» и «Уссури» в Ванинском районе. Сумма контракта — 150 млн руб., сообщал «Интерфакс» (18+).
И в системе «ЕИС Закупки» за март 2024 есть контракт на эту сумму именно на «оказание услуг по организации удаления затонувшего имущества», где заказчиком выступает краевой Минтранс. Список объектов тоже совпадает, а исполнителем значится хабаровское ООО «Дальтехпром». Любопытный факт: на ту же дату, 18 марта 2024-го, был размещен контракт на ту же услугу, но на 130 млн руб. У него статус: «Определение поставщика отменено».
Есть и еще один контракт с такой же начальной ценой – 130 млн, но в ходе рассмотрения заявок она снизилась до 99,35 млн. Исполнитель в итоге тот же. Согласно этому документу, достать со дна морского предстоит еще два плашкоута, буксир «Южный» и теплоход «Грин Тайгер».
Итак, «Дальтехпром». Руководитель, согласно сервису «СПАРК-Интерфакс», Дыба Иван Иванович. Он же владелец 80% компании. Ещё 20% владеет Дыба Ирина Анатольевна (ранее носила фамилию Столярчук). Основной вид деятельности — утилизация лома и отходов черных металлов во вторичное сырье. Выручка по итогам 2023-го 51,3 млн руб., чистая прибыль — 3,6 млн. Количество сотрудников — 3.
По данным все того же «СПАРКа» Иван Иванович также владеет 49% рыбоводного ООО «Акватика». В феврале 2021-го господин Дыба проводил тогда еще врио губернатора Михаилу Дегтяреву экскурсию по производству. Последний за морскую молодь порадовался, но не преминул проверить, насколько владелец предприятия радеет за окружающую среду. Процитируем коллег из программы «Вести. Хабаровск» (18+): «Глава региона же задает вопрос по экологии от жителей. В бухте здесь затоплены десятки судов.
— Михаил Дегтярев, врио губернатора Хабаровского края: «А не на Вас ли жалуются, что вы засоряете железяками? Я читал обращения, и ваша фамилия фигурирует».
— Иван Дыба, руководитель предприятия по выращиванию аквакультур: «Моя. Но когда ко мне приехал природнадзор… У нас огорожено боновыми заграждениями. Так вот по контуру есть масленые пятна. А внутри нет. Я оттуда изъял, Юрий Иванович не даст соврать. Уже более 30 затопленных корпусов».
Не возьмем на себя ответственность подтверждать или опровергать слова Ивана Ивановича трехлетней давности об извлечении «железяк», но всезнающий «СПАРК» говорит, что два контракта по удалению затонувшего имущества «Дальтехпром» осуществил в 2023-м году: на 13,9 и 35,3 млн. Итого, сумма по всем четырем — текущим и завершённым — контрактам между «Дальтехпромом» и краевым минтрансом составляет без малого 300 млн руб.
А еще во вкладке «Исполнительные производства» можно узнать, что компания господина Дыбы периодически выступает ответчиком по арбитражным делам. И зачастую — проигрывает.
Один из самых крупных исков — на 2,193 млн — выиграло ООО «Примазия». Из картотеки дел нам удалось узнать, что дело это поистине заслуживает отдельной статьи. Но если вкратце, то речь идет о попытке вывести через таможню из России в КНР почти 400 кг сушеного трепанга.
По документам «родиной» деликатеса были цеха той самой «Акватики». Оттуда его якобы изъял «Далтехпром» и передал «Примазии», которая после обработки и переработки на других предприятиях, уже должна была поставить его в Китай.
Почему якобы?
Процитируем решение суда, опуская лишние детали: «В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий установлено, что фактически […] ООО «Дальтехпром» с рыбоводного участка ООО
«Акватика» […] трепанг дальневосточный в живом виде не изымался, на предприятии ИП Корнеев Е.В. […] не перерабатывался, с предприятия ИП Корнеев Е.В. варено-мороженный трепанг весом нетто 1550 кг на территорию предприятия ООО «Девятый Вал» не транспортировался.
Также установлено, что фактически переработка варено-мороженного трепанга весом нетто 1 550 кг в трепанг сушеный весом нетто 386,7 кг на территории предприятия ООО «Девятый Вал» не производилась, отгрузка с территории ООО «Девятый Вал» для транспортировки на таможенный пост ДАПП Полтавка Уссурийской таможни трепанга сушеного весом нетто 386,7 кг не производилась».
В общем, как мы уже говорили, запутанное дело. Цитируем далее: «В связи с этим в отношении генерального директора ООО «Примазия» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 226.1 УК РФ — незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС стратегически важных ресурсов в крупном размере».
Сделка между «Дальтехпромом» и «Примазией» была в итоге признана недействительной. Но хотя бы убытки и неустойку «Примазия» частично возместила. Еще два с лишним миллиона отсудила у компании господина Дыбы в 2023-м администрация рп. Октябрьский в Ванинском районе. Правда, изначально речь шла о 5,6 млн задолженности и пени за аренду земельного участка под производственную базу. Просили признать «Дальтерхпром» банкротом — например, рыболовецкий колхоз «Восток». Но производство по делу было прекращено.
А совсем недавно, в середине июля 2024-го, компания господина Дыбы проиграла еще один суд. Администрации Советско-Гаванского района. Истец требовал, а суд с ним согласился, возвратить по акту приема-передачи земельный участок в районе 38 пирса бухты Бяудэ рп. Майский площадью 3200 кв. м. в надлежащем состоянии, устранив превышения содержания вредных веществ в почве, а также ликвидировав несанкционированное размещении производственных отходов.
Напомним, именно в бухте Бяуэде расположен тот самый завод «Акватика», также принадлежащий Ивану Ивановичу Дыбе.
Кто проживает на дне океана?
Отмотаем немного назад и вспомним, что не только в Хабаровском крае корабли лежат разбиты.
Так, в Приморье контракт на 95,89 млн достался ООО «Тазмар». «СПАРК-Интерфакс» говорит, что располагается она в Санкт-Петербурге, руководитель и владелец — Брынов Андрей Александрович. В перечне госконтрактов за прошлый год значатся в том числе поставка оборудования ДВО РАН на 21 млн рублей и инженерно-водолазное обследование затонувшего имущества в акватории бухты Эмма (Комсомольская) пгт. Провидения Чукотского автономного округа. Сумма последнего – 3 млн. При этом на поставщика, то есть на «Тазмар», было наложено взыскание на 113 тысяч ввиду просрочки обязательств. Контракт тем не менее числится завершенным.
В интервью профильному порталу «Корабел» за октябрь 2023-го господин Брынов делился, что компания работает и в других регионах Дальнего Востока: «В этом году мы должны вытащить восемь судов в акватории порта Корсаков, в следующем еще восемь и 19 в акватории Северо-Курильска». На этом возможности «Тазмара» не заканчиваются: «Проводим работы, связанные со съемкой рельефа дна на трассах Северного морского пути. С этим проектом работаем уже не первый год, в 2022 отсняли около 600 км2. Это один из крупнейших наших проектов».
Китайское судно на мели у берегов Сахалина: что известно к этому часу
«СПАРК-Интерфакс» подтверждает, что в августе 2022 был заключен контракт между «Тазмаром» и управлением транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области на разработку документации по удалению затонувшего имущества. Сумма — 630 900 рублей. Что любопытно, ссылка, указанная на «СПАРК-Интерфакс», ведет на сайт tazmar.ru. Переходим и читаем: «ТАЗМАР с 2014 года занимается организацией импорта товаров из стран Азии, Европы и Америки со склада поставщика до двери покупателя в РФ. Основная часть грузов поставляется через Большой порт г. Санкт-Петербурга».
Но, если зайти на сайт уже tazmar.com, то нас встретит надпись: «Эксперт в области географических изысканий». Правда, и название компании будет слегка отличаться: Tazmar Maritime. При этом в базе «СПАРК-Интерфакс» среди нескольких филиалов «Тазмара» компании с таким названием нет. Однако контакты в обоих случаях указаны одинаковые: Санкт-Петербург, Свердловская набережная, д. 58.
На сайте можно найти и перечень объектов, на которых планируется генеральная уборка в Приморье. Цитируем: «В рамках федерального проекта «Генеральная уборка» в Приморье полностью поднято одно судно в районе острова Рейнеке. В бухте Витязь поднята и разобрана зверобойная шхуна, которую на 90% уже вывезли для утилизации. Еще одну шхуну удалили из воды на 70%».
Чуть ниже есть уточнение: «Проект «Генеральная уборка» затронет сразу несколько территорий региона: район бухты Витязь, акваторию острова Попова, устье реки Объяснения, акваторию острова Рейнеке, акваторию порта Находка, береговую линию бухты Новик. Кроме того, по инициативе бизнеса затонувшие объекты поднимают в бухте Труда на острове Русском».
А еще Tazmar Maritime упоминает аж сам Росатом.
— В рамках федерального проекта «Генеральная уборка» эксперты Госкорпорации «Росатом» приступили к работам по утилизации затонувших кораблей на берегу г. Корсаков (о. Сахалин) c применением современной лазерной техники. Заказчик работ — российская морская инженерная компания Tazmar Maritime.
Так что компании вполне можно менять слоган: «Тазмар» — у нас есть лазеры».
На Камчатке в этом году зафиксировано два госконтракта на подъем и утилизацию затонувшего имущества. По первому — на 47 млн, удаление останков судна в акватории Авачинской губы в районе мыса Санникова — не подано ни одной заявки на участие в закупке. Вторая попытка — на 6 млн, та же Авачинская губа, но в районе бухты «Богородское озеро» — желающий нашелся. И даже согласился на вдвое меньшую сумму в 3,2 млн. Стал им ИП Андриянов Николай Николаевич. Тоже из Санкт-Петербурга.
«СПАРК-Интерфакс» подтверждает, что это — единственный госконтракт господина Андриянова как ИП. Однако еще ему принадлежит ООО «Транс лес». И на счету «Транс леса» уже 16 контрактов, связанных с рубкой деревьев и корчевкой пней. Из них три прекращено, а 6 — с неустойками. Суммы не сказать, чтобы впечатляющие: в основном в районе 100 000 рублей, а максимальная не достигает даже полумиллиона. Почему вдруг Николай Николаевич решил испытать себя в новой сфере — перейти с деревьев на морские глубины, да еще и на другом конце страны — непонятно. Впрочем, возможно, это не впервой: на полного тезку господина Андриянова было в свое время зарегистрированы ООО «Фавер лик» и ООО «Леди лик», торговавшие в том числе косметикой.
Человек Vs Технологии: О крупнейших производственных авариях Дальнего Востока за последние 40 лет
Еще один контракт заключила Чукотка. Здесь доставать со дна бухты Эмма (Комсомольская) затонувшее имущество будет ООО «Метеор». Тоже из Санкт-Петербурга. Действительно, морские ворота страны! За 67 млн рублей. Кстати, этот географический объект мы уже вспоминали в разговоре про «Тазмар». И действительно, как пишет газета «Крайний север» со ссылкой на департамент природных ресурсов и экологии Чукотского АО, «в октябре в рамках госконтракта водолазы компании «Тазмар» из Санкт-Петербурга провели в бухте Эмма инженерно-водолазное обследование судов».
Теперь очередь за «Метеором»: «Работы в рамках федерального проекта «Генеральная уборка» начнутся по прибытии группы специалистов санкт-петербургской компании «Метеор», с которой Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского АО 18 декабря 2023 года заключил государственный контракт на оказание услуг по удалению трех судов, затонувших в акватории бухты Эмма (Комсомольская). Завершатся они осенью транспортировкой металлолома с территории округа на утилизацию». И этот же «Метеор», подтверждает нам «СПАРК», в 2022-2023 годах заключил три контракта на Сахалине. Статус двоих — исполняется. Всего островная администрация должна заплатить «Метеору» 305 млн рублей.
Еще компания судя по всему сведуща в веб-разработке. По крайней мере, в 2022-м она исполнила контракт для Минсельхоза Краснодарского края по созданию портала «Личный кабинет. Гостехнадзор» за 740 тысяч рублей.
А вот с демонтажем и удалением затонувшего дебаркадера «928» для московского ГКУ «Организатор перевозок» что-то пошло не так. Цена контракта составляла 28,8 млн рублей со сроком выполнения 29.12.2023. Но в январе 2024-го он был прекращён заказчиком в одностороннем порядке по причине: «Ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом». Была даже выставлена неустойка — 8,8 млн рублей. В базе «СПАРК» она значится как оплаченная. Владеет и руководит «Метеором» Задесенец Наталья Сергеевна. Других бизнесов за ней не числится. Надеемся, на Дальнем Востоке обойдется в итоге без претензий к компании.
В заключение напомним, что генеральная уборка, а тем более федеральный проект с таким названием, дело крайне непростое. И доверять его надо только надежным и проверенным исполнителям. Чтобы воды Дальнего Востока перестали быть мутным.
Фото: Ольга Цыкарева

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке