В Федеральный бюджет на 2025-2027 годы приняты поправки: у Сахалина появятся новые обязательства. По ним островной регион обязуется субсидировать строительство и реконструкцию государственных объектов. Более того, в том же документе сокращен объем ассигнований от проекта «Сахалин-2» в бюджет Дальнего Востока и Арктики. Как подобные метаморфозы повлияют на экономику островов, команда «Дальневосточного обозрения» обсудила с экспертами.

Поправки в федеральный бюджет РФ 2025: новые обязательства Сахалина

Поправки в федеральный бюджет начали рассматривать еще 12 мая 2025 года. Тогда его внесли в Госдуму. В первом чтении их приняли 28 мая, а 11 июня этого года — в третьем. Документ уже подписан президентом РФ. Помимо изменения основных параметров в нем есть и другие правки. Так, например, Сахалинскую область внесли в число субъектов РФ, которые могут субсидировать федеральный бюджет в 2025-2027 годах. Ранее регионов, которые финансировали указанную сферу, в документе было всего три — Воронежская, Ростовская и Тюменская области.

«Часть 4 статьи 7 после слов «Ростовской области» дополнить словами «, Сахалинской области», — указано в части 4 статьи 1 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», — указано в документе.

В комментарии Совета Федерации, опубликованном перед принятием поправок в бюджет, указано, что речь идет в первую очередь об инфраструктуре морского порта Корсаков. Подразумевается, что средства должны пойти на осуществление дноуглубительных работ в соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Однако средства могут затребовать и для других федеральных проектов.

Там же даются пояснения, что ряд современных обстоятельств вызывал необходимость корректировки бюджета на следующие три года. Возникла необходимость в более детальном планировании ассигнований на реализацию важных для страны проектов.

«Учитывая тенденцию замедления роста основных макроэкономических показателей, комитет обращает внимание на необходимость при формировании параметров федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период дополнительно проработать вопрос о мерах, направленных на повышение эффективности расходов федерального бюджета. При этом особого внимания требуют подходы к прогнозированию основных макроэкономических показателей, а также вопросы совершенствования подходов к управлению формированием и реализацией государственных программ Российской Федерации и национальных проектов, в том числе в части более детального планирования бюджетных ассигнований на их реализацию», — сообщается в заключении о рассмотрении поправок в федеральный бюджет от 18 июня 2025 года.

(Не)профицитный бюджет Сахалина

Есть стереотип, что благодаря природным ресурсам Сахалинская область — регион, не знающий бюджетного дефицита. Так ли это —  рассказал доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Дмитрий Изотов.

дмитрий изотов
Дмитрий Изотов

Он отметил: для пополнения федерального бюджета у России есть несколько инструментов, позволяющих аккумулировать налоговые и неналоговые доходы. Среди них — и пополнение госказны по нужным направлениям из средств региональной.

— Данный процесс не является новым, так как за годы высоких цен на сырьевые ресурсы в России в начале 2010-х гг. произошла деформация бюджетной политики. В результате, подавляющее большинство регионов стали несамостоятельными, а фокус региональных органов власти переместился с приоритетов экономического развития за счет внутренних и внешних источников на установление тесных отношений с федеральным центром, — рассказал Дмитрий Изотов.

 

бюджет сахалина
Бюджет Сахалина: источники финансирования

Эксперт также подчеркнул, что бюджет Сахалина — дефицитный. Однако такая участь коснулась не только островного региона, но и многих других субъектов по всей стране. В большей степени они компенсируют это за счет трансфертов, субсидий и субвенций из федерального бюджета. При этом ситуация с Сахалином является в некотором роде исключением.

— Введение широкомасштабных санкций к российской экономике с 2022 г. привело к тому, что нефтегазовые доходы России в последующие два года сократились: был потерян европейский газовый рынок; был введен потолок цен на российскую сырую нефть западными странами; значительно увеличились маршруты поставок сырой нефти, что привело к росту транспортных издержек. Несмотря на то, что дополнительные нефтегазовые доходы все-таки поступают в федеральный бюджет, их объем не такой большой, как раньше. В непростых геополитических условиях стали формироваться дополнительные расходы на обороноспособность страны и на социальную защиту. Это стало неизбежно приводить к изысканию дополнительных доходов, наращиванию налоговой нагрузки и в целом к проявлению бюджетной экономии», — поделился ведущий научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН.

Дефицит в бюджете островного региона наметился еще в 2024 году. Однако и ранее, в первый год пандемии, 2020-й, казна «просела» в связи с сокращением неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Тогда для Сахалина критичным стало снижение цены на углеводородное сырье, основу экспорта.

— В новых геополитических условиях, связанных с широкомасштабными санкциями против российской экономики, основные плановые характеристики регионального бюджета были определены следующим образом: налоговые и неналоговые доходы в 2023 г. были запланированы в размере 126,4 млрд руб. при расходах в 147,4 млрд, в 2024 г. – 110,7 млрд и 126,5 млрд рублей, в 2025 г. – 109,9 млрд и 126,0 млрд руб. соответственно. Исходя из этого, дефицит бюджета Сахалинской области уже был ранее запланирован. Тем не менее, указанные параметры были подвержены неизбежной коррекции. Так, если в 2023 г. бюджет области был еще профицитным (доходы – 239,2 млрд руб., расходы – 236,9 млрд, профицит – 2,3 млрд), а в 2024 г. – уже дефицитным (доходы – 248,4 млрд руб., расходы – 275,4 млрд, дефицит – 27 млрд). В 2025 г., согласно данным «открытого бюджета» Сахалинской области, запланирован дефицит областного бюджета (доходы – 188,7 млрд руб., расходы – 244,7 млрд, дефицит – 56 млрд). Более того, планируемые значения доходной и расходной частей бюджета области до 2027 г. также указывают на сохранение дефицита бюджета данного российского региона, — объяснил Дмитрий Изотов.

Закрывать дефицит в Сахалинской области в 2025-2027 годах планируют из нескольких источников: бюджетных и внебюджетных кредитов, привлечения средств из источников внутреннего финансирования и изменением остатков резервного фонда.

бюджет сахалина
Бюджет Сахалина: источники финансирования дефицита

Впрочем, долгов у островного региона действительно меньше, чем у других субъектов РФ. Сейчас уровень нагрузки от задолженности перед федерацией у Сахалинской области — один из самых низких в стране, отмечает эксперт. Ниже только в некоторых автономных округах, Тюменской области и Севастополе.

— Так, по состоянию на апрель 2025 г. он составил 2,13% по отношению к доходам областного бюджета, а среднедушевое значение данного долга составило менее 8 тыс. руб., а то время как на Дальнем Востоке – 36,6 тыс. руб. (25,9%), а в среднем в России – 21,6 тыс. руб. (25,6%). Причем значение данного долга для Сахалинской области снижалось с 2022 г., в рамках которого оно составило 21,6 тыс. руб. при уровне долговой нагрузки в 8,3%, — отметил доктор экономических наук Дмитрий Изотов

На основе этих факторов можно заключить: Сахалинская область — это регион с высоким уровнем долговой устойчивости. Это, с одной стороны, является преимуществом, поскольку позволяет говорить об укреплении общей дисциплины региона в рамках бюджетного процесса. А с другой стороны — становится вызовом для регионального бюджета, поскольку закрывает ряд возможностей для расширения расходов в экономике исключительно внутри области. Но факт остается фактом, отчислять средства на федеральные нужды Сахалину придется.

— Сценарии использования таких доходов могут быть разными. Они могут заключаться в субсидировании крупных проектов, в том числе внутри региона. Они могут заключаться и в изъятии части средств на нужды федерального округа или федерации Какой сценарий в данном случае будет применен в Сахалинской области, сказать сложно, но, в целом то, что Сахалинская область стала таким регионом, неудивительно. Скорее странно, что она не стала им раньше. Хотя отчасти она входит в этот список уже давно, особенно после перераспределения доли налоговых поступлений от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в пользу федерации некоторое количество лет назад. То есть, фактически, Сахалин давно субсидирует федеральный бюджет, — рассказал политолог Вячеслав Беляков.

Напомним, в законе также предусмотрены поправки, касающиеся сокращения ассигнований на развитие ДВ и Арктики от проекта «Сахалин-2» в 2025 году втрое.

«Сахалин-2» и 21-я статья

Все тот же документ изменил и 21-ю статью федерального бюджета. Изначально для развития ДФО и Арктики на 2025 год предусматривалось почти 26 миллиардов рублей, которые планировали выделить из проекта «Сахалин-2». В новой редакции указывается: объем снизили до чуть менее 8,5 миллиарда рублей.

«В пункте 6 слова «в объеме 25 953 284,4 тыс. рублей» заменить словами «в объеме 8 462 683,8 тыс. рублей», дополнить словами «на основании решений Правительства Российской Федерации», — прописано в ФЗ.

При этом условия ассигнований не изменились. Распределение происходит из средств от налога на прибыль с проекта «Сахалин-2» — до 50%. Это с учетом поступлений, предусмотренных в рамках двух госпрограмм — по развитию Арктической зоны и ДФО.

К слову, обеспечением «Сахалин-2» занималось СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис». Иск о возвращении которого под государственный контроль мы не раз освещали.

«В Холмском морском торговом порту организована береговая база обеспечения 1-й фазы проекта «Сахалин-2». В настоящее время СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» предоставляет специализированный береговой портовый сервис всем проектам освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина», — сообщается на сайте компании.

Недавно Арбитражный суд Сахалинской области вынес решение о прекращении рассмотрения иска Генпрокуратуры к Сергею Богданчикову, Марку Гарберу и кипрским компаниям по делу ООО СП «Сахалин-Шельф-Сервис». В карточке дела подробности не приводятся — заседание проходило в закрытом режиме.

Дело ООО СП “Сахалин-Шельф-Сервис” подошло к концу?

17 июня 2025 года суд принял решение о прекращении производства по делу о возвращении более 52% долей компании ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» под российский контроль. Как уточняет «Интерфакс» (18+), в июне этого года доли перешли под контроль Technology bridge for research and development KSTP LLC из Катара. Раньше владельцем было АО «Восток-Инком». Именно из-за этой доли Генпрокуратура РФ подала иск к Богданчикову и Гарберу.

В начале мая этого года Арбитражный суд на Сахалине снял обеспечительные меры, наложенные на ООО «Сахалин-Шельф-Сервис». Они касались выплаты дивидендов, распределения прибыли и убытков, открытия новых банковских счетов и других ограничений, наложенных на компанию. Из финотчета компании за 2024 год следует, что наложенные ранее судом меры не повлияли на ее деятельность. А так ли это, увидим в отчете о состоянии бюджета Сахалинской области в обозримом будущем.

Дальний Восток потеряет дважды?

Пока оценить влияние поправок на экономику Дальнего Востока сложно, соглашаются эксперты. Собеседники «Дальневосточного обозрения» отметили: за последние несколько лет регион стал менее самостоятельным с позиции формирования доходной части бюджета. Модель относительной «автономии» себя исчерпала. Теперь регион так же, как и многие другие субъекты России, живет за счет поступлений из федерального бюджета.

— Это означает, что государственное финансирование крупных инвестиционных проектов в области будет в большей мере зависеть от перечислений из государственного бюджета, и, соответственно, от решений на федеральном уровне. Таковы реалии проявления консолидации доходов страны в рамках федерального бюджета, а также внешних ограничений к российской экономике, которые повлияли на выход ключевых зарубежных инвесторов из ключевых нефтегазовых проектов области, что, тем не менее, не нивелировало для данного региона функцию финансового «донора» для страны в целом за счет продолжающегося экспорта углеводородного сырья на рынок АТР, — подчеркивает Дмитрий Изотов.

Переживать, что другие регионы Дальнего Востока присоединятся к списку «доноров» не стоит, отмечает политолог Вячеслав Беляков. Дело в том, что хоть бюджет острова и стал дефицитным в последние годы, его доходы остаются все же самыми значительными по ДФО.

вячеслав беляков
Вячеслав Беляков

— В целом, практика использования регионов, субсидирующих бюджет, обычная, и таких регионов в стране обычно немного. Это те регионы, которые по тем или иным причинам получают достаточно большие доходы, в первую очередь от сырьевого экспорта. Что же касается других регионов, то на Дальнем Востоке  с таким бюджетом, как Сахалинская область, и с таким объемом доходов в бюджет их нет. Поэтому представить себе, что кто-то еще в такой роли окажется, практически невозможно, — отметил политолог.

Ухудшится ли финансовое состояние островного региона после дополнительных «отчислений» в федеральных бюджет, пока рано прогнозировать. Однако, по мнению политолога, любые изменения, касающиеся новых расходов, вероятно, не сделают экономику Сахалина более здоровой.

— Сложно сказать точно, как скажется данное решение на развитии Сахалинской области. Все зависит от стратегии использования субсидируемых средств, но в любом случае, когда денег становится не больше, а меньше, обычно все становится не лучше, а хуже, — заключил Вячеслав Беляков.

Вероника Строева

Фото Ольги Цыкаревой, из личных архивов спикеров и тг-канала Валерия Лимаренко (18+)

Больше аналитики о политике и бизнесе на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.

Киты дальневосточной рыбодобычи-2: кто стоит за флагманами рыбной промышленности ДФО

Самые привлекательные: Регионы ДФО, которые манят инвесторов