Грузооборот терминала «Дальтрансуголь» в Хабаровском крае сократился на 10%
Через ванинский терминал прошло только 13,2 млн тонн угля
18 декабря 2024, 17:19
Поделиться новостью
АО «Дальтрансуголь» поделился с «Дальневосточным обозрением» статистикой работы за 11 месяцев 2024 года. Грузооборот ванинского терминала по сравнению с прошлым годом сократился, однако компания продолжает работать над расширением мощностей.
Предварительные итоги 2024 от АО «Дальтрансуголь»
В этом году дефицит пропускной и провозной способности железных дорог в восточном направлении не позволил ванинской компании реализовать весь свой потенциал: за 11 месяцев через терминал прошло лишь 13,2 миллионов тонн угля — на 10% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Это связано со снижением поставок грузов из-за дефицита пропускной и провозной способности железных дорог в восточном направлении.
Для увеличения грузопотока в восточном направлении Дальтрансуголь построил 11 километров железнодорожных путей необщего пользования и приступил к прокладке 600 метров путей общего пользования. Кроме этого, реализует комплексный инвестиционный проект по увеличению перерабатывающих мощностей терминала. В результате, перевалочная способность достигнет 40 млн тонн угля в год. Хотя уже сейчас оборудование готово экспортировать в страны АТР 33 миллионов тонн.
— Мы перегружаем не только уголь Дальнего Востока, также из Кузбасса, Хакасии, Забайкалья и так далее. В стране угля добывается много, и планов на дальнейшую добычу еще больше. Самое выгодное — везти уголь на экспорт, чтобы бизнес приносил стране хорошую маржинальность, выплачивал больше налогов и давал высокооплачиваемую работу местным жителям, — прокомментировал исполнительный директор АО «Дальтрансуголь» Владимир Долгополов.
По программе наращивания мощностей на терминале идет строительство третьего вагоноопрокидывателя на три вагона, помещений для дробильной и аспирационной установок, здания для оттаивания вагонов.
Центральные районы Хабаровского края: как в них работают с инвесторами?
Разбираемся в инвестполитике Амурского, Ванинского и Верхнебуреинского районов
12 декабря 2024, 12:48
Поделиться новостью
«Дальневосточное обозрение» продолжает цикл обзоров инвестиционной политики районов и округов Хабаровского края. В первых двух частях мы разобрались, как и какие инвестиции привлекают муниципалитеты на юге и севере края. В этот раз подробно поговорим о трех «центральных» районах — Амурском, Ванинском и Верхнебуреинском.
Их Минэкономразвития региона относит к третьей, самой многочисленной группе муниципалитетов — здесь собраны сразу семь районов. Пристальное внимание в этом и последующих материалах уделим каждому из них.
Инвесторы в районах Хабаровского края: обзор политики взаимодействия власти и бизнеса на местах
Напомним, что мы оцениваем количество инвестпроектов, реализуемых на территории каждого района или округа, объемы инвестиций, а также работу местных властей по информированию как самих инвесторов, так и жителей своих территорий.
В основе оценки, как и в прошлых публикациях этого цикла — муниципальный стандарт, внедренный Минэком края еще в 2015 году. Он, среди прочего, подразумевает публикацию районами и округами долгосрочных планов инвестиционной деятельности, отчетов по их реализации, инвестиционных паспортов (презентаций возможностей) и ежегодных инвестиционных посланий (отчетов) глав муниципалитетов.
При подготовке материала мы использовали эти и другие открытые источники.
Инвесторы в Амурском, Ванинском и Верхнебуреинском районах хабаровского края
Здесь по состоянию на сентябрь 2024 года в работе находилось семь частных инвестпроектов, следует из паспорта муниципалитета.
Увы, данных об инвесторах и объеме их вложений не приводится — план реализации инвестпроектов хоть и обозначен на сайте района, но ознакомиться с ним предлагают лишь в виде карты, на которой вперемешку указаны адреса и наименования проектов как с частными, так и с бюджетными инвестициями.
Району есть чем похвастать. Например, одним из крупнейших инвестпроектов в регионе — Малмыжский ГОК — будет перерабатывать 90 млн тонн руды и выдавать 250 тыс. тонн меди в концентрате.
В июне инвестиции в строительство комбината достигли 245 млрд рублей, писал ТАСС (18+) со ссылкой на заявление гендиректора «Амур Минералс» Александра Батаева. Тогда же сообщалось, что запуск предприятия запланирован до конца 2024 года. В феврале ГОК подключили к электроснабжению, в октябре стало известно о скором завершении газораспределительной станции «Вознесенское», которая обеспечит газом в том числе и комбинат.
Другой мощный заявленный проект — вторая очередь Амурского гидрометаллургического комбината (АГМК-2). Его строительство началось в 2019 году. В ноябре 2024-го Ростехнадзор разрешил эксплуатацию энергопотребляющей установки комбината, а власти региона наметили ввод предприятия до конца года.
Малмыжский ГОК
Мощности АГМК рассчитаны на переработку 250-300 тысяч тонн золотосодержащего концентрата ежегодно, объем инвестиций превышает 46 млрд рублей.
В числе других проектов — строительство многоквартирного жилого дома, гостиницы «Апарт-Отель» на 23 места и банного комплекса в Амурске до 2024-го (в этом ноябре сдачу последнего сдвинули на 2026-й).
ООО «Дереводеталь» должно было заняться производством изделий из древесины по принципу безотходных технологий. Датой завершения проекта почему-то указан 2023 год, хотя в последний раз инвестиционный паспорт района обновляли в сентябре 2024-го. Актуальной информации о проекте нет, за 2023 год «Дереводеталь» отчиталась об убытках чуть меньше чем 400 тысяч рублей.
В своем инвестиционном послании за 2023 год глава Амурского района Павел Боровлев рассказал о еще нескольких проектах, которые почему-то не указаны в паспорте муниципалитета. ООО «Амурская лесопромышленная компания» займется выпуском хвойной фанеры и расширит производство пиломатериалов, а Амурский металлургический комбинат (дочка ПАО «Русолово») хочет к 2027 году построить в Амурске еще один ГОК. В марте 2024 года сообщалось, что инвестиции в проект составят 8,6 млрд рублей, объем выпуска — 5,5 тыс. тонн олова в год. Также планируется к постройке новый ТЦ «Уровень».
Амурский ГМК
В послании главы района много цифр и конкретики. По итогам 9 месяцев 2023 года инвестиции в экономику Амурского района выросли более чем на 70% и составили 14,7 млрд рублей, а оборот предприятий и организаций всех видов экономической деятельности по крупным и средним предприятиям за январь-октябрь составил 44,2 млрд рублей (101,9% к 2022-му), отчитался Павел Боровлев. Уровень безработицы к концу 2023 года составлял 0,71%.
«В 2023 году в районе действовали 11 концессионных соглашений в сфере ЖКХ, 3 концессии по созданию центров делового туризма, два соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с компаниями-инвесторами «Полиметалл» и Русская медная компания. В рамках социально-экономического сотрудничества с компанией «Полиметалл» на территории района было реализовано 96
социальных проектов, общая сумма таких социальных инвестиций составила 232 млн рублей», — рассказывал Павел Боровлев.
В целом Амурский район по объему инвестиций значительно превосходит большинство муниципалитетов, уступая лишь двум городским округам: Хабаровску и Комсомольску-на-Амуре. Но инвестиционный раздел здесь, по нашему мнению, не отражает качества проделываемой работы — информации немного и ее непросто найти.
Ванинский район
В плане до 2030 года заявлено 11 частных проектов в активной стадии реализации с общим объемом инвестиций около 188 млрд рублей. Большая часть из них ожидаемо связана со строительством и развитием морских терминалов в порту Ванино, но не только. Перечислим самые крупные и примечательные.
145,5 млрд приходится на два проекта группы компаний «Колмар». АО «Прайм» построит многопрофильный морской терминал в порту Ванино на мысе Токи за 81,3 млрд рублей, а от АО «ВаниноТрансУголь» заявлено создание транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля с проектным грузооборотом 24 млн тонн в год за 64,3 млрд.
О первом проекте известно не очень много. В 2017 году сообщалось, что «Прайм» построит в районе мыса Токи в северной части бухты Мучке современный специализированный комплекс для перевалки сжиженного углеводородного газа за 30 млрд рублей. Дальше след этого проекта теряется, а о новом известно мало. Из плана ванинских властей следует, что строительство терминала завершится в 2030 году и даст тысячу новых рабочих мест.
А вот угольный терминал АО «ВТУ» уже частично построен. Сейчас компания работает над второй очередью. В конце 2023 года Росморпорт завершил второй этап дноуглубления для формирования акватории нового комплекса в бухте Мучке, но завершить расширение не позволяют ограниченные пропускные мощности БАМа. Инвестиции во вторую очередь в компании оценивают в 30 млрд рублей, а указанная в плане ванинской администрации цифра, видимо, учитывает и уже завершенный первый этап проекта.
Угольный терминал АО «ВТУ»
Почти 10 млрд в строительство глиноземного терминала намерено вложить ООО «Причал». Это дочернее предприятие «Русала»; в октябре 2023 года группа компаний приобрела долю в китайском заводе по производству глинозема. Согласно плану, проект должен быть реализован к 2028 году и привести к созданию 150 рабочих мест.
ООО НПП «Экологические морские технологии» к 2027 году планирует построить угольный терминал в районе мыса Чум за 18,6 млрд и создать 504 рабочих места к 2027 году, а АО «Дальтрансуголь» вложит 12,3 млрд в проект по увеличению мощности по перевалки угля до 40 млн тонн (+103 рабочих места).
Но не все ванинские проекты напрямую связаны с портом. Так, ООО «Спецетранс-ДВ» вложит 42,5 млн рублей в предприятие по производству щебня до конца 2024 года, а ООО «Альтэк ДВ» займется строительством железнодорожных путей на отдельных участках ДВЖД за 734,4 млн к 2026-му.
Развивается и туризм. ООО «ВТК Застава Датта» строит военно-туристический комплекс в селе Датта на территории бывшей приграничной заставы. Автор инициативы — служивший там в 1980-х Олег Чичканов.
«На первом этапе проекта будет создан кемпинговый лагерь вдоль берега на пляже бухты Датта. На территории лагеря отдыхающим будут предложены в аренду пляжные норвежские домики, домики-гриль, также будет располагаться ресторан и СПА-зона», — следует из описания проекта на сайте Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
При намеченной на 2025 год сдаче неизвестно, на каком этапе работы по перестройке бывшей заставы в парк-отель находятся сейчас. Предполагается, что инвестиции превысят 182 миллиона рублей. КРДВ в 2021 года сообщала, что проекту требуется соинвестор и 7,5 млн рублей дополнительных вложений.
Нет с 2022 года новостей и о морском курорте на полуострове Дюанка с яхт-клубом и ледовой ареной за 800 млн рублей. Тогда министр туризма региона Екатерина Пунтус рассказывала о завершении проекта в 2026 году, но на сайте администрации Ванинского района датой сдачи указан уже 2028-й. При этом никакой информации об инвесторе в плане найти не удалось.
В инвестиционном послании главы района Сергея Нагорняка много важных цифр. Прогнозируемый оборот организаций по всем видам деятельности за 2023 год он оценивал в 73,76 млрд рублей — это на 2% лучше результатов 2022-го. Уровень безработицы низкий — 0,4%. К концу 2023-го в районе было зарегистрировано свыше 1,7 тысячи юрлиц и ИП, из которых 730 имели статус субъектов СМП.
Отметим, что послания за предыдущие годы недоступны, хоть это и стало нормой для большинства районов. При этом в целом инвестиционный раздел на сайте муниципалитета больших вопросов не вызывает — все понятно, информативно и актуально.
Основное внимание глава Ванинского района в инвестиционном послании ожидаемо уделил портам, чуть меньшее — рыбной и лесной промышленности, также играющим большую роль в экономике муниципалитета.
«Расширение мощностей Восточного полигона позволит привлечь на территорию района новые перспективные инвестиционные проекты и решить возникающие транспортно-логистические проблемы у действующих предприятий. Плюс к открывающимся логистическим перспективам, выгодное расположение Ванинского района сделало возможным реализацию преференциального режима – Свободный порт Владивосток. С 2015 года в экономику района осуществлено более 49 млрд рублей инвестиций, создано более двух тысяч рабочих мест», — сказал Сергей Нагорняк.
Верхнебуреинский район
До 2030 года в районе запланировали четыре инвестпроекта в сфере добычи полезных ископаемых на 57,2 млрд рублей.
В инвестиционном послании главы муниципалитета Алексея Маслова упоминается также проект от РЖД, который предполагает почти 10 млрд рублей инвестиций от монополиста.
Больше всего в верхнебуреинскую экономику планирует вложить АО «Ургалуголь», дочка СУЭК. 43,5 млрд рублей пойдут на «развитие угледобычи и углеобогащения», следует из плана инвестпроектов. В послании получаем расшифровку: речь о модернизации процессов добычи и переработки, а также о строительстве энергетической и транспортной инфраструктуры. Но есть расхождения — в плане указано, что проект завершится до 2028 года, а в послании главы Маслова (кстати, выходца из структур «Ургалугля») дедлайн сдвинут до 2031-го.
АО «Ургалуголь»
ООО «Правоурмийское» (еще одна дочка «Русолова») построит ГОК на одноименном оловорудном месторождении и создаст более 800 рабочих мест. Публичной информации о проекте не так много, но, согласно плану верхнебуреинских властей, в 2023 году велись одновременно проектно-изыскательные и строительные работы. Инвестиции составят 9,7 млрд рублей, срок сдачи объекта — 2028 год.
«Затихший» проект — освоение золоторудного месторождения Нони. Предполагается, что оно завершится уже в 2026 году. Инвестиции должны составить 2,4 млрд рублей. На сайте Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций края указан статус проекта: «планируемый к реализации».
По данным из плана, актуального на ноябрь 2023-го, получено положительное заключение на строительстве комбината и ТУ на подключение к электросетям РЖД, а техпроект согласован в Гостехнадзоре. Однако инвестор на тот момент испытывал нехватку финансирования и продолжал искать кредитные средства. Последние пять лет ООО «Нони» показывает отрицательную чистую прибыль. В 2023 году компания потеряла 48,6 млн рублей.
ООО «Дальгазресурс» планирует открыть завод СПГ в пойме реки Андикан мощностью три тонны в час. Заявленные инвестиции на ноябрь 2023 года составляли 1,5 млрд рублей, объект хотели сдать в 2025-м. В послании Алексея Маслова декларируется более масштабный план по строительству уже целой сети таких заводов в районе до 2029 года.
При этом он отмечал, что ведется поиск дополнительных источников реализации проекта. Рассматривалась даже возможность пригласить инвесторов из Китая. К 1 ноября 2023 года «Дальгазресурс» освоил только 58 млн рублей, рассказывал Маслов.
Инвестпослание главы Верхнебуреинского района тоже представлено в единственном экземпляре — за 2023 год. Почитать архив и сравнить декларируемые главой района планы с достигнутыми результатами здесь не получится.
За первые шесть месяцев 2023-го инвестиции в основной капитал (без учета СМП) составили 4,1 млрд рублей, что на 23,6% превысило результаты за аналогичный период 2022-го. К середине ноября 2023 года в муниципалитете числилось 593 субъекта СМП, из них 408 индивидуальных предпринимателей.
«Тенденция роста связана с реализацией крупных инвестиционных проектов на территории района. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» — 2 482,837 млн рублей, что выше на 91,4% по сравнению с 2022 годом, благодаря реализации в 2023 году многочисленных проектов на территории района», — рассказывал Алексей Маслов.
У Верхнебуреинского района понятный и доступный инвестраздел на официальном сайте, но информация в нем могла бы обновляться и чаще.
Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Бизнес
Скованные БАМом: порты Хабаровского края не могут выйти на полную мощность
12 декабря 2023, 11:43
В условиях санкций регионы Дальнего Востока России получили уникальную возможность стать главными воротами в Азию для миллионов тонн грузов, ставших невостребованными на западе. Активно в эту работу включился и Хабаровский край, где работает сразу несколько крупных терминалов и строятся новые. Но Ванино, Советская Гавань и другие местные порты развиваются быстрее, чем растут провозные мощности БАМа и Транссиба, что не дает региону полноценно «развернуться на Восток».
Восточный полигон 2023 — стройка века?
Тема портов даже попала в декабрьскую «прямую линию» с губернатором Михаилом Дегтяревым. Но не в виде вопроса о наболевшем, как, например, дороги, уборка снега и задержка производства самолетов «Байкал» в регионе, а в формате жизнеутверждающего видеообращения.
В кадре появились рабочие, строящие на побережье Охотского моря в районе мыса Манорский в Хабаровском крае морской терминал «Порт Эльга». Ни о чем особенном строители главу региона не просили, а лишь благодарили за пиар и продвижение «стройки века».
Причем такое описание проекта прозвучало в эфире еще несколько раз — в исполнении как ведущих, так и самого Дегтярева. Губернатор даже призвал краевых журналистов написать о строительстве порта книгу.
Глава региона действительно уделяет «Эльге» повышенное внимание в течение последних нескольких месяцев. Так, на Восточном экономическом форуме в сентябре соглашение о строительстве терминала стало самым крупным (объем инвестиций — 136 миллиардов рублей); а в ноябре порт и частная железная дорога дважды упоминались губернатором в докладах. Сначала на ВДНХ в рамках дня Хабаровского края на выставке «Россия», чуть позже в Совете Федерации в ходе «часа регионов».
Казалось бы, удивить кого-либо строительством очередного терминала в Хабаровском крае сегодня трудно, но дело в том, что «Порт Эльга» идет в комплекте с Тихоокеанской железной дорогой, которая соединит терминал с Эльгинским месторождением угля в Якутии и станет самой длинной частной железнодорожной веткой в России.
Проект, начатый задолго до вала санкций, потери западных рынков и «разворота на восток», в новой реальности ожидаемо обрел еще большую актуальность. Порты Хабаровского края и Приморья даже спустя полтора года после начала «разворота» не загружены полностью — их ограничивают провозные мощности Восточного полигона РЖД, которых оказалось явно недостаточно для экспорта всех спешно перенаправленных на азиатские рынки грузов.
«Эльга» на особом положении — еще недостроенный, но уже включенный в границы порта Ванино терминал получит собственную железную дорогу. Как ожидается, полностью ее строительство завершится в 2026 году, а мощность терминала составит рекордные 50 миллионов тонн в год.
Показательно, что изначально речь шла о 30 миллионах тонн в год, но в середине ноября 2023 года собственники Эльгинского месторождения из компании «Элси» объявили о продаже своих сибирских месторождений, столкнувшихся с ограничениями провозной мощности Восточного полигона. Ставка была сделана на дальневосточный уголь и специально возводимую под его экспорт инфраструктуру.
Тот факт, что развитие дальневосточных портов сковано емкостью БАМа и Транссиба, прямо признает и Михаил Дегтярев. Так, в ходе все той же «прямой линии» он называет стройкой века и расширение ванинского терминала «Дальтрансуголь», но оговаривается: будущее проекта зависит «от того, как пойдет Восточный полигон».
Железнодорожный тупик
За январь-сентябрь 2023 года общий объем перевалки грузов в портах Хабаровского края вырос на 10% к аналогичному периоду 2022-го, рассказывал губернатор еще в ноябре.
Так, терминал АО «Дальтрансуголь» (принадлежит крупнейшей в стране угольной компании СУЭК) действительно стремительно разрастается. В ноябре официально завершен первый этап модернизации порта, в результате которого мощность терминала выросла с 24 до 33 миллионов тонн в год. Уже в 2025 году этот показатель достигнет отметки в 40 миллионов тонн.
Однако пока компания вынуждена сдерживать рост, признают руководители терминала, поскольку их собственная инфраструктура развивается значительно быстрее, чем БАМ и Транссиб. Более того, год от года «Дальтрансуголь», напротив, снижает объемы перевалки угля — если в 2021 году на экспорт отсюда отправились 19 миллионов тонн, то по итогам 2022-го уже 17 миллионов. План на 2023-й немногим выше.
— За восемь месяцев 2023 мы перевалили 12,5 миллиона тонн угля. И план в этом году сделать 18 миллионов тонн. Бюджетный план — 17 миллионов 750 тысяч тонн. На сегодня для нас это снижение. В 2020 годы мы перевалили 23,3 миллиона. Но три года назад ввели в эксплуатацию соседний терминал «Ванино Трансуголь» и часть угля ушла туда, — рассказывал исполнительный директор «Дальтрансугля» Владимир Долгополов.
Да, на цифрах сказались в том числе и санкции, однако утраченные рынки сумел заполнить Китай. В компании констатируют, что готовы переваливать и 33, и 40 миллионов тонн угля ежегодно, но вынуждены считаться с провозной мощностью БАМа и Транссиба. При этом официальная позиция руководства терминала весьма сдержанна и даже дружелюбна по отношению к РЖД.
— В этом году, когда мы достроим железную дорогу, сможем переваливать 33 миллиона тонн. Но, к сожалению, пока железная дорога ещё не настолько развилась, и у нас просто будут свободные мощности, которые в перспективе мы сможем использовать, когда разовьётся железная дорога. Пока железная дорога обещает, что к 2025 году разовьётся максимально, значит, к 2025 году мы сможем принимать и 33 миллионов тонн, и 40, — дипломатичен Владимир Долгополов.
Свои планы есть и у руководства другого крупного терминала, АО «Порт Ванино» (принадлежит зарегистрированным на Кипре компаниям, которые связывают с владельцем «Мечела» Игорем Зюзиным). В 2021 году стивидоры впервые за десять лет приняли контейнеровоз из Китая. В компании намеревались разгружать по четыре контейнерных судна из Поднебесной ежемесячно, но февраль 2022-го внес свои коррективы.
Уже в сентябре в компании осторожно говорили уже лишь о 15 контейнеровозах в год по предварительному прогнозу. Финальная цифра так официально и не называлась, но можно предположить, что диверсификация грузов, которую задумали в АО «Порт Ванино», оказалась под вопросом по все тем же причинам — боливар Восточного полигона не в состоянии выдержать всех желающих воспользоваться его мощностями.
На фоне перегруженности подъездов к Ванину еще более актуальным стал вопрос развития порта Советская Гавань. Так, перенести сюда проект строительства собственного порта подумывают в «Русале». Но и здесь все упирается в БАМ.
Пожалуй, стоит вспомнить еще о паре проектов, которые по ряду причин мощного импульса не получили. То же строительство угольного терминала порта «Дальний» (который, правда, в свое время «споткнулся» о достаточно неоднозначную реакцию местных жителей) так что упирать, на то, что проблемы у него возникли исключительно из-за дефицита провозных мощностей со стопроцентной уверенностью нельзя. Или куда более показательный пример — контейнерный терминал компании ООО НПП «Экомортех» в Ванинском районе. С сентября прошлого года о его реализации в информационном поле ничего не слышно. В то время как суммарный грузооборот обоих проектов должен был достигнуть десятков миллионов тонн.
Восточный полигон 2023: узкие места
Тем временем из-за перегруженности Восточного полигона вторую жизнь обрели порты Северо-Запада России, ранее ориентированные на экспорт в Европу. Загрузка терминалов обвалилась до 20%, а подъезды к ним опустели, что на фоне «заторов» на Востоке подстегнуло экспортеров угля искать обходные пути.
Это сделало ситуацию на БАМе и Транссибе чуть менее сложной, но глобально решить проблему все еще может только увеличение пропускной способности магистралей, уверены эксперты. И несмотря на умеренную позицию крупных игроков вроде «Дальтрансугля», отношения между РЖД и портами продолжают оставаться напряженными. В том числе потому, что у монополиста при развитии Восточного полигона есть и свои интересы.
Так, в начале 2023 года железнодорожники пытались согласовать в правительстве корректировки второго этапа программы расширения БАМа и Транссиба, предполагающие перенос работ на 14 участках, включая Комсомольск-Сортировочный – Ванино и Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный с 2024-го на 2025 год. Более приоритетными в РЖД сочли подходы к погранпереходу Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области и к портам Приморья.
Корректировки привели бы к падению пропускной способности участка Комсомольск-Ванино на 15 пар поездов в сутки (-29%), а провозной — на 24 миллиона тонн (-30%) к плановым в 2023 году. Прирост провозной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Ванина до 2024 года составил бы лишь пять миллионов тонн, в то время как мощность терминалов за этот период подскочила бы на 28 миллионов тонн.
Ассоциация морских торговых портов ожидаемо выступила резко против такой оптимизации от монополиста и попыталась достигнуть компромисса в виде переноса электрификации обозначенных участков в пользу расширения путей. Но в РЖД не сдавались, пригрозив повышением тарифов для грузоотправителей на Восточном полигоне сразу на 15%. Это, разумеется, тоже не могло понравиться собственникам терминалов.
Впоследствии конфликт затух сам собой, а в Ванине выдохнули. Вероятно, в правительстве помогли РЖД с источниками финансирования реализации второго этапа программы, поскольку в конце марта оно внезапно выросло с 894 миллиардов рублей до одного триллиона и 82 миллиардов. А уже после этого случилось чудо — в октябре в компании объявили, что на третьем этапе расширение Восточного полигона будет постепенно дешеветь. Хэппи-энд.
Впрочем, до реальной счастливой развязки пока далеко. К 2032 году провозная способность Восточного полигона должна дорасти до 255 миллионов тонн, такова конечная цель всей программы. Но пока не достигнута даже промежуточная — второй этап с его 180 миллионами будет победно завершён лишь в 2024-м. До тех пор порты продолжат пускать в ход все доступные им варианты, от обходных путей на Северо-Запад до строительства собственных железных дорог. Но у большинства игроков особых вариантов не будет — придется подождать РЖД.